Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по обществознанию "Основы конституционного строя"»
Тема: Основы конституционного строя
Цель проведения практической работы:
Закрепить знания учащихся о Конституции ЛНР.
Развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, работы в группах, умение анализировать текст, характеризовать смысл основных понятий.
Задачи:
Составить представление о Конституции ЛНР.
Познакомиться со структурой документа.
Научиться работать с документом и использовать его в необходимых ситуациях.
Показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона ЛНР.
Развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать её.
Оборудование: учебник, тексты Конституции, карточки с заданиями.
Эпиграф практической работы.
Конституция – главное право
Для того, кто на свет нарождён.
И крепка, и могуча держава,
Свято чтящая этот Закон.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Фронтальный опрос:
Что означает термин «Конституция»? (устройства, постановление).
Когда была принята Конституция ЛНР? (18 мая 2014 г.).
Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? (все законы ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, то есть на её статьи можно ссылаться, обращаясь в суд).
Кого Конституция провозглашает высшей ценностью? (человек, его права и свободы).
Какова главная цель основного закона? (признание, соблюдение и защита прав и свобод человека).
Выводы:
Главные задачи Конституции:
Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека.
Упорядочить государственную власть.
Утвердить правосудие.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Начать практическую работу можно с небольшого стихотворения.
Есть книга правды и свободы
Вся наша жизнь – её слова.
Запечатлели в ней народы
Свои священные слова.
Беседа.
Какой документ станет основой для сегодняшнего урока?
Вы сегодня будете учиться работать с первоисточником – Конституцией ЛНР. Наша задача – через изучение статей Конституции развивать умение анализировать тексты, характеризовать смысл основных понятий.
Ознакомление учащихся с инструкцией.
Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.
Выполнение работы учащихся под руководством учителя.
Выполнение практической работы начинается с работы в группах с источником по карточкам. Затем группы по очереди делятся полученной информацией с остальными учащимися.
Задание для первой группы.
Характеристика политического строя Луганской Народной Республики:
Форма правления ____________________
Форма политического режима ______________________
Форма государственного (территориального) устройства ________________
Структура органов власти:
- глава государства _______________________
- законодательные органы ___________________
- исполнительные органы _____________________
В соответствии с положениями главы 1 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики составьте схему на тему «Основы конституционного строя Луганской Народной Республики».
Установите соответствие между функциями государства и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЯ
А) обретение возможностей влияния на 1) внешняя
систему международных отношений
Б) установление правового режима рационального 2) внутренняя
природопользования
В) реализация принципов коллективной
безопасности
Г) охрана общественного строя от
разрушительных действий экстремистов
Д) создание стимулов для экономического
роста или применения санкций
Задание для второй группы.
Найдите в приведенном ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие публичной власти
2) поддержка инициатив по укреплению мира
3) наличие условий для удовлетворения культурных потребностей граждан
4) наличие системы налогов
5) законные органы принуждения.
Проанализируйте ст. 10 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики. С какой целью принято данное конституционное положение?
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Республики (от лат. res publica - общественное дело) означают формы _____________(А), отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти, избираемых на определенный срок и ответственных перед избирателями. В свою очередь, республики разделяются на парламентские и ________________(Б), отличающиеся особыми отношениями между исполнительными и законодательными ветвями власти. Так, в парламентских республиках _____________(В) является главой государства, но при этом обладает в основном представительскими функциями. ____________(Г) во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перед которым и несет ответственность за свою деятельность. При президентской республике парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем
_______________(Д) и потому не несет ответственности перед парламентом.
Однако о каком бы типе республик ни шла речь, у всех у них есть
общие признаки. В частности, главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств состоит в наличии писаного ____________(Е), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.
Список терминов:
1) президентская 2) закон 3) правление 4) население 5) власть
6) король 7) президент 8) правительство 9) парламент
Задание для третьей группы.
Определите основную задачу социальной политики в Луганской Народной Республике.
На основе Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики выделите основные характеристики принципа разделения властей.
Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. Все права человека являются абсолютными, то есть ни при каких обстоятельствах не допускается их ограничение или временное приостановление.
Б. Права человека - это характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тестирование.
К признакам любого государства относится
верховенство закона
наличие парламента
унитарное устройство
наличие публичной власти
Найдите в приведенном ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие публичной власти
2) поддержка инициатив по укреплению мира
3) наличие условий для удовлетворения культурных потребностей граждан
4) наличие системы налогов
5) законные органы принуждения.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства.
1) государственный аппарат
2) суверенитет
3) государственный гимн
4) производство
5) территория
6) народ.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
Государство не возможно без …
1) независимой законодательной власти
конституции
налогов
монарха
Государственную власть осуществляют
СМИ
суд
школа
адвокатура
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Формы государственно-
территориального устройства
Федерация | Конфедерация _____?_____
Какие из перечисленных ниже учреждений являются органами государственной власти? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) милиция
2) муниципалитет
3) общество защиты прав потребителей
4) прокуратура
5) адвокатура
6) министерство торговли
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) власть 2) государство 3) территория 4) население 5) органы управления.
Какая из характеристик соответствует демократическому политическому режиму?
1) существует единственная массовая партия, члены которой готовы способствовать широкому распространению единой идеологии
2) неспособность правящего режима подчинить общество всеобъемлющему контролю
3) развитие и разрешение конфликтов осуществляются в согласии с правилами, которые определены заранее, являются доступными для всех участников
4) всеобъемлющий контроль правящей партии над средствами массовой коммуникации и информации
Высшей ценностью демократии являются (ется)
1) права и свободы человека
2) идеология правящей элиты
3) наличие возможности у каждого человека достичь своей цели
4) существование парламента
Парламент Луганской Народной Республики носит название
Государственная Дума
Народный Совет
Верховный Совет
Конституционное собрание
Какой нормативно-правовой акт принимается высшим законодательным органом Луганской Народной Республики?
1) указ
2) постановление
3) закон
4) распоряжение
Гражданское общество – это
1) все граждане государства, принимающие участие в голосовании во время выборов органов власти
2) граждане, обладающие высокой политической культурой
3) добровольные объединения граждан, созданные для реализации своих целей
4) все законопослушные граждане государства
Гражданин участвует в политической жизни, когда
1) высказывает свое мнение на референдуме
2) получает высшее образование
3) платит государственные налоги
4) читает газеты
Какие нормы являются общеобязательными для жителей государства?
1) права
2) морали
3) обычая
4) традиции
Какое из прав может быть ограничено при чрезвычайной ситуации?
1) на свободу передвижения
2) на презумпцию невиновности
3) на судебную защиту
4) на образование
Какая глава Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики закрепляет права и свободы человека и гражданина?
а) глава 1;
б) глава 2;
в) глава 3;
г) глава 4.
Составление отчёта.
Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Домашнее задание.
Составить синквейны к следующим понятиям: конституция, государство, строй.