Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию на высокий балл.
Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию на высокий балл.
Статья содержит традиционные и инновационные методы подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию из личного опыта учителя, которые уже дали реальные результаты и это подтверждается приведенной в статье таблицей.Статья будет полезна начинающим учителям, которые оказались один на один с учениками и ЕГЭ. Данные приемы помогут также мотивировать детей к изучению обществознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию на высокий балл.»
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ДВИ по обществознанию стоит очень остро на сегодняшний день – развитие юриспруденции, профессии экономического и социального направления, развитие туризма и сервиса, все это определяет большой поток учащихся, заявляющих свое право на сдачу экзамена по обществознанию, претендуя на лучшие ВУЗы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара и другие. Встает вопрос, как лучше подойти к решению данной проблемы. Я хочу поделиться опытом своей работы и работы МАОУ СОШ № 2 города Усть-Лабинска Краснодарского края, так как данный опыт дает неплохие результаты.
В своей работе я использую как традиционные методы работы так и инновационные и методы появившиеся в ходе 20-летнего педагогического опыта.
Традиционные методы:
1) Опорные схемы и конспекты. Данный метод работы является основным при изучении нового материала, так как помимо лекции учащиеся получают возможность визуального восприятия материала и позднее вариант быстрого повторения, что при многократном спланированном проведении приводит к сознательному прочному запоминанию. Опорные конспекты строю сразу по принципу написания С5, С6 и С8, т.е. это развернутый план с примерами и определениями – это учит систематизировать теоретический материал, выстраивать его в определенной последовательности и вырабатывает алгоритм написания заданий типа С5, С6, С8. Написанию данных заданий я начинаю обучать с сентября 10 класса, формируя у детей опыт написания данных заданий и преодолевая страх перед частью С. Результатом данного педагогического метода является то, что ученики выполняют части С полностью и все без исключения.
2) Ролевая игра. Данный метод позволяет изнутри почувствовать все механизмы реализации той или иной общественной деятельности. Например, ничего кроме деловой игры не дает лучших результатов по темам «Конфликт», «Избирательное право», «Права потребителя» и другим. Ученики не только понимают тему более глубоко, чем это представлено в теории, они получают бесценный опыт для будущей взрослой жизни.
3) Работа с источниками. Такие документы, как Конституция РФ, УК РФ, КобАП, Трудовой договор, Договор займа, доверенность и многие другие обучающиеся должны подержать в руках, проанализировать, попытаться составить самостоятельно, в таком случае они понимают это не как скучный ненужный учебник, а как необходимый элемент повседневной жизни, а это самая лучшая мотивация изучения предмета. Работа с научными статьями, философскими трудами учит анализу текста, формированию своей собственной позиции к тому или иному источнику, выявляя причинно-следственные связи появления источников внутри того или иного социума. Данный метод дает не только возможность успешного выполнения заданий С1-С4, позволяет использовать опору на источники при написании эссе, но позволяет легко выражать собственное мнение по любому вопросу в любой предложенной форме. В 2014 году несколько детей сдавали обществознание в качестве ДВИ в МГУ, ВШЭ, МГИМО, где получили достойные результаты от 75 баллов до 87.
4) Семинарские занятия. Дают возможность более глубоко изучить темы курса, учат самостоятельной работе с монографиями, источниками, учат вести исследовательскую работу, проводить экспресс-опросы общественного мнения и их анализ. Результат – активная внеурочная деятельность, которая тоже работает на результаты ЕГЭ. В подтверждение приведу данные участия в конкурсах по предметам и курсам в рамках обществознания за 2013-2014 год.
Краевой конкурс к 20-ю Конституции РФ – победитель муниципального этапа.
Всероссийский молодежный чемпионат по экономике – призер.
Муниципальный конкурс по «Избирательному праву» - команда-призер.
Зональный конкурс по избирательному праву – призер.
Республиканский конкурс по обществознанию при РА Экономики и народного хозяйства по республике Адыгея – 1 и 2 место.
Участие в конкурсах и олимпиадах дает возможность поверить в свои силы, психологически адаптироваться к разным видам экзаменовки.
Инновационные методы
Наша школа активно участвует в проекте «Телешкола». Из представленных материалов нами используются две модели обучения: Интерактивный урок, который представляет собой курс лекций с визуальными и видеоссылками и задания позволяющие контролировать выполнение данного курса. Целесообразно использовать данную методику после теоретического изучения темы, т.к. материал не строится на базовом элементе программы, а является профильным углублением курса. Второй моделью является «Тесты по типу ЕГЭ», которые позволяют отслеживать проблемы каждого ученика. Данной цели также способствует ведение диагностических карт, которые дают объективную оценку знаний детей, полученную в классной или индивидуальной форме, в отличие от интерактивной, которая дает лазейки для списывания и поиска информации в сети. Для обучения интерактивная форма хорошо, для контроля – недопустима (образец моей диагностической карты прилагаю).
Из личного опыта работы.
1) Новостная пятиминутка. Целью данного метода является адаптация учащихся в системе СМИ, умение анализировать и отбирать материал. Социализация личности через множество источников позволяет более широко внедриться в социум, делать осознанный выбор жизненной позиции и видов деятельности. В начале урока идет обсуждение новостей за предыдущие несколько суток, для этого учащиеся ежедневно изучают новостной спектр из интернета, газет, телевидения. В классе сравнивают различные позиции источников на одни и те же события. Высказывают свою точку зрения. Для написания ЕГЭ этот метод дает результаты в отработке заданий С4, С7, С9, С6, формирует активную жизненную позицию.
2) Система еженедельного написания эссе. Методик обучения написанию эссе можно найти достаточно много. Изюминка моей методики в том, что после изучения алгоритма написания эссе уже в 10 классе дети выбирают приоритетные темы и пишут эссе с периодичностью 1 раз в неделю. Целью данной работы является наработка опыта написания С9, сбор аргументов по определенной теме. Работа ведется в отдельных тетрадях и в качестве оценки учащиеся получают разбаловку по критериям с замечаниями и рекомендациями. Результат очевиден – умение письменно выражать свои мысли отражается на сдаче экзаменов и участии в конкурсах исследовательских работ.
3) Решение экономических и правовых задач. Решение задач нацеливает детей на более глубокое изучение теории не на уровне заучивания, а на уровне осознанного понимания материала и умения применения его как в решении учебных, так и прикладных задач. Для решения я использую учебные пособия следующих авторов: Автомонов В.С., Липсиц И.В., Савицкая Е.В., а также «Практикум по праву» из серии «Качество обучения» авторы составители: Зинина С.А., Корнева Т.А., Шарова Т.А.. Результат – повышение уровня качества решения С7, победы в олимпиадах.
4) Составление заданий и проверка их по критериям. Чтобы лучше понимать как решаются тесты, задания В6, В7, В8 целесообразно дать детям самим попробовать составить такие задания. Понимание логики, построение вопроса приводит осознанию логики получения ответа. Проверка же заданий по критериям позволяет выстроить верный алгоритм построения ответа по разным заданиям и максимально правильно сформировать ответ. Обычно я даю задание по составлению вопросов в классе – это позволяет мне одновременно с уже озвученными целями еще и проверить знание теоретического материала. Задания проверяю, ошибки обсуждаются в анализе работ по проверке.
Многие учителя прочитав данную статью спросят, когда все это применять. Да, для реализации такой системы обучения и получения следующих результатов необходим специальный учебный план.
год
% учащихся, сдающих обществознание
Средний бал
Среднекраевой бал
Высший бал
2011
67%
58,5
56,9
88
2013
50%
69
61,8
88
2014
61%
62,9
58,6
92
В МАОУ СОШ № 2 учебный план предусматривает 3 часа обществознания, 1 час экономики, 1 час права, 1 час интерактивного обучения в свободном для детей режиме, то есть профильное обучение предмету.
Я искренне надеюсь, что мой опыт преподавания обществознания поможет преподавателям, так как не секрет, что обществознание сдают не только талантливые учащиеся, большинство учеников принимающих решение сдать данный экзамен просто не соотносят свои знания со сдачей экзамена по химии или физике, или истории, считая, что данный курс сдать легче всего.