kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Наследники Победы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа гражданско-патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области «Воспитание патриота Отечества» на 2016 – 2021 годы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Наследники Победы"»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Косиновкая средняя

общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

__________/М.В.Михнович/

Приказ №_______от «__»__________20___ г.


Программа принята на педагогическом совете

/Протокол №__ от «___» ________ 20___ г./



Педагогический проект

Программа

гражданско – патриотического

воспитания обучающихся

МБОУ «Косиновская средняя

общеобразовательная школа»

«Наследники Победы»

на 2016 - 2021 гг.

Разработчик Программы: учитель истории

и обществознания Калитина Ю. В.


2016г

1.Паспорт программы


Разделы паспорта программы

Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа гражданско-патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области

«Наследники Победы» на 2016 – 2021 годы

2. Сроки реализации

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания для формирования чувства гражданской идентичности обучающихся

Задачи:

  • изучить нормативную базу, подзаконные акты

  • разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию

  • проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы

  • подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Наследники Победы»

Задачи:

отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

  • разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • расширять и укреплять социальные связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спортивными школами;

  • вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

  • проводить мониторинг реализации программы;

  • принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы;

Задачи:

  • обобщить результаты работы учреждения

  • провести коррекцию затруднений в реализации программы

  • спланировать работу на следующий период.

3. Основание для создания программы

  • Конвенция о правах ребенка

  • Декларация прав ребенка

  • Конституция РФ

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

  • Концепция Духовно - нравственного воспитания

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493

о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"

  • Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г.N2403-р «Стратегия государственной молодежной политики» на период до 2025 года

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.N996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

  • Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»

  • Закон Курской области от 31.03.2016 N 19-ЗКО "О патриотическом воспитании в Курской области" (принят Курской областной Думой 24.03.2016)

  • Устав школы

  • Программа развития ОУ.

4. Содержание программы

Паспорт программы

Пояснительная записка

Целевой блок

Механизм реализации программы

Диагностика эффективности содержания деятельности

Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат

Список литературы

5. Заказчик программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косиновская СОШ»

Родители обучающихся МБОУ «Косиновская СОШ»

6. Аннотация программы

Программа гражданско - патриотического воспитания «Наследники Победы» на 2016 - 2021годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, 1-11 классов.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.

7.Предполагаемый результат

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем обучающихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание обучающихся себя как россиян, определяющих будущее России:

в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

в историко-краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной – способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.



2. Пояснительная записка


Программа гражданско-патриотического воспитания «Наследники Победы» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна. Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания обучающихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ обучающегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

3. Целевой блок

Цель программы: создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской идентичности и ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи программы:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся;

  • создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

  • формировать у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;

  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания

  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию

  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

На I уровне педагогический коллектив начальной школы призван:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;

  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

На II уровне, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;

  • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.

Воспитание на III уровне обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

  • продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

Принципы:

  • системно – организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;

  • адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей обучающихся;

  • подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

  • универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества

  • учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице, улице, школе.


4. Механизм реализации программы


4. 1. Система программных мероприятий

Совершенствование нормативной правовой базы: разработка и реализация плана мероприятий по программе «Наследники Победы»;

разработка положений о смотрах и конкурсах.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:

изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

Педагогические технологии:

  • Проектно – исследовательская деятельность

  • Коллективно - творческое дело

  • Деятельностный подход в воспитании

  • Педагогика сотрудничества

  • Технология проблемного обучения

  • ИКТ

Формы взаимодействия педагогов и обучающихся в рамках программы






























Совершенствование процесса патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:

- продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;

- определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;

- совершенствование содержания патриотического воспитания;

- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

- усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;

- воспитание гордости за Российское государство, родной край;

- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;

- воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по патриотическому воспитанию;

- повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

- совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания.


Основные направления работы

Основные направления реализации программы:

- совершенствование процесса патриотического воспитания;

- разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время;

- внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников;

- использование государственных символов России в патриотическом воспитании;

- информационное обеспечение в области патриотического воспитания.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех субъектов образовательного процесса. Однако, приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.











Учебная деятельность

Патриотическое воспитание обучающихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д. Учитель должен организовать патриотическое воспитание в учебном процессе так, чтобы каждый предмет стимулировал развитие личности школьника по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которые он располагает, и вносил свой «вклад» в формирование базовых компонентов опыта служения Отечеству.

Учитывая сказанное, обратимся к анализу возможностей учебных дисциплин в патриотическом воспитании школьников.

  • уроки истории

Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать обучающихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.

На уроках истории обучающиеся знакомятся с событиями отечественной истории, с историей Курской области, с традициями, изучают историю Великой Отечественной войны и роль советского народа в победе над фашизмом (Проведение конференций, посвященных изучению истории Великой Отечественной войны, классных часов, уроков мужества, посвященных Великой Отечественной войне).  

  • уроки ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) 

Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Курс ОБЖ помогает обучающихся подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор. В рамках  ОБЖ ежегодно в школе проводится конкурс «Безопасное колесо».

  • уроки истории Курского края

Чтобы воспитать патриота своей страны, нужно хорошо знать свой край, род, язык, культуру и его историю (традиции, обычаи). Уроки изучения истории Курского края проходят в 5-8 классах.

  • уроки обществознания

Уроки обществознания проводятся в 5-11 классах. На них   обучающиеся  получают  гражданское образование, изучают Конституцию Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.  Особое внимание уделяется подготовке  обучающихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей (изучение избирательного права и избирательного процесса). Обучающиеся знакомятся с понятием «цивилизация», изучают цивилизацию прошлого и современную, с духовными ценностями.

  • уроки изобразительного искусства.  

На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с художниками, проводятся конкурсы рисунков, например, «Как война коснулась нас», «Моя семья», «Моя родословная», «Мои корни» и т.д.

  • уроки литературы и русского языка

На уроках литературы происходит знакомство с художественной литературой о Родине, семье, исторических событиях, проводятся различные конкурсы чтецов. Обучающиеся получают знания о фольклоре, библиографические и  историко-культурные сведения, знакомятся с лирическими жанрами и формами. Изучение литературы дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. Через изучение произведений происходит осмысление подвига и трагедии народа в Великой Отечественной войне. На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.

  На уроках русского языка  пишут различные тематические сочинения, диктанты, изложения на патриотическую тему, пробуют сочинять стихи, рассказы.

  • уроки музыки

Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у обучающихся формируется диалектическое понимание развития природы, обучающиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.

Перспективным направлением в обучении обучающихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у обучающихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать обучающихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.

В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с обучающимися старших классов изучаются следующие темы:

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;

Вооруженные Силы России;

Боевые традиции Вооруженных Сил страны;

Символы воинской чести;

Основы военной службы;

Военнослужащий - защитник своего Отечества.

Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение учебных сборов с обучающимися, юношами 10 классов, по основам военной службы.

Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения. Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.


Изучение символики и символов Российской Федерации, Курской области и Курского района

В формировании патриотических чувств у  школьников одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Обращение к ней в воспитательной работе со школьниками является одним из условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей. Национальные символы — это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства. Символы отражают структуру национальных ценностей. Структура государственно-национальных символов страны включает три обязательных элемента: Государственный Флаг, Герб и Гимн. Все эти символы отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и области и ее национальных ценностях. При знакомстве на классных часах, на уроках истории и музыки и др. с государственной символикой (герб, флаг, гимн) используются компьютерные презентации. В школе оформлена стена с государственными символами РФ и Курской области.


Внеурочная деятельность

Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов обучающихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.

Формы внеурочной деятельности:

- тематические классные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;

- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;

- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо-правовой тематике;

- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;

- празднование Дней воинской славы;

- тимуровская работа;

- уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;

- митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;

- участие в работе школьного уголка боевой славы;

- предметные недели;

- месячник патриотического воспитания и спортивной работы;

- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;

- поисковые операции;

- походы и экскурсии по родному краю.


В ознаменование заслуг Вооруженных Сил нашей Родины установлены всенародные государственные праздники:

3 декабря –День неизвестного солдата

9 декабря - День героев Отечества

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов России.

23 февраля – День защитника Отечества.

9 мая – День Победы.


Законом установлены 15 дней воинской славы России


18 апреля

День победы русских воинов во главе с благоверным князем Александром Невским над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.)

21 сентября

День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.)

7 ноября

День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.)

10 июня

День победы Русской Армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.)

9 августа

День первой в российской истории морской победы Русского Флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.)

24 декабря

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1780 г.)

11 сентября

День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.)

8 сентября

День Бородинского сражения Русской Армии под командованием М.И.Кутузова с наполеоновской армией (1812 г.)

1 декабря

День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.)

23 февраля

День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) — День защитников Отечества

5 декабря

День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой

(1941 г.)

2 февраля

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)

23 августа

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.)

27 января

День снятия блокады г. Ленинграда (1944 г.)

9 Мая

День победы советского народа в Великой Отечественной войне

1941—1945 гг.

Патриотическое воспитание средствами дополнительного образования

Внеклассная деятельность

Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы. На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь образовательный процесс. Особое место в нем отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время. Выбор организационных форм патриотического воспитания осуществляется:1) исходя из количественного состава участников (фронтальные или массовые патриотические объединения, групповые или кружковые, а также индивидуальные виды занятий);2) в зависимости от характера участия детей и подростков в патриотической деятельности (словесные, практические, наглядно-иллюстративные, поисково-исследовательские);3) с точки зрения основных направлений патриотическою воспитания (формы духовной, правовой,  военно-прикладной, физической подготовки). Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создают условия для формирования гражданских чувств. Проведение классных часов имеет следующую особенность: информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям. Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классных часов являются логичным этапом в системе воспитания активной гражданской позиции воспитанников.


  • “Мы – славяне” – цикл классных часов по славянской мифологии, традициям;

  • “Русь, Россия, Родина моя” – цикл классных часов о знаменательных событиях истории России;

  • “День защитников Отечества” – проводится на каждом уровне обучения в различных формах;

  • “Запретный плод сладок” – диспуты, беседы по нравственному воспитанию подростков;

  • “Дом – край – мир” – цикл классных часов по реализации национально – регионального компонента;

  • “Я – гражданин России” – цикл классных часов о выдающихся личностях села, страны;

  • “Опалённые войной” – цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне;

  • “Здравствуйте все” – цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам;  

  • “Выбираем профессию” – цикл классных часов по профориентации;

  • “Наши права и обязанности” – цикл классных часов по правовой грамотности;

  • «Герои Советского Союза - наши земляки»

  • Символика РФ, Курской области и Курского района района.

Предлагаемая тематика классных часов проходит единой нитью через все года обучения, не исключая включения других тем.

На классных часах проходят тематические встречи и беседы с ветеранами войны и тружениками тыла, интересными людьми, выдающимися личностями. Ветеранов войны и тружеников тыла, к сожалению, осталось не много, и поэтому необходимо максимально использовать возможность общения с ними в различных ситуациях. Ученики приходят к ветеранам домой, слушают их рассказы о войне; выступают перед ними при проведении торжественных мероприятий. Часто приглашаем к себе в гости для общения интересных людей: среди них и поэты, и представители различных специальностей.

Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ.


Поисковая работа 


Одной из действенных форм деятельности по военно-патриотическому воспитанию молодежи является поисковое движение.  Поисковая работа помогает воспитывать самые разные качества, среди них целеустремленность, жажда активной деятельности, стремление преодолевать трудности, любознательность, честность, а главное – желание помогать. «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых…» (Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский)

  • сбор материалов о ветеранах войны и труда, выпускниках школы, войнах-интернационалистах;

  • создание летописи школы (в том числе и фотолетописи), альбомов о земляках, учителях, пионерской организации, выдающихся выпускниках;

  • выпуск плакатов, буклетов и газет, посвященных поисковой работе;

  • организация публикаций по поисковой работе.

    Работа со средствами массовой информации

  • публикации в районной газете по проблемам патриотического воспитания;

  • публикации в журналах, участие в конкурсах методических разработок;

 Формирование банка данных по теме 

  • разработка проектов;

  • разработка и применение тематических  компьютерных презентаций: презентация школы.

  • создание и пополнение папки «Материалы по патриотическому воспитанию» в школьном уголке Боевой славы.


Организация воспитательной работы













   


   

Работа  детского самоуправления

Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реализовываться как через содержание программ их деятельности, так и организацию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гражданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважительное отношение к своей Родине.

Члены общественного объединения «Земляне» и военно-патриотического клуба «Вектор» овладевают элементами демократической, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли, влияют на положительные изменения в государстве.


Работа с родителями

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание обучающихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы

Формы работы:

  • составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;

  • спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

  • сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне «Загляните в семейный альбом»;

  • встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;

  • родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;

  • конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;

  • проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;

  • встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».


Программа включает в себя следующие направления:

1. Направление «Я и моя семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.



2. Направление «Я и моё село, мой район»

Цель: воспитание у обучающихся любви к родному селу, району как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного села и района;

2. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление « Я и моя область»

Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Курской области, её прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.


4. Направление « Я – гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;

3. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

  2. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

  3. Участие в тематических конкурсах, выставках.

  4. Работу класса военно-спортивной направленности.

  5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.


Взаимодействие школьных общественных структур

в рамках программы








Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы













Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:

Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:

  • создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма;

  • поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации (газета «Курск», газета «Сельская новь»);

  • расширение информационного пространства через школьный сайт.


Совершенствование материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности:

Системой мер по совершенствованию материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности предусматривается:

    • развитие материально-технической базы школьного музея;

    • обновление и пополнение экспозиций и экспонатов школьного музея.


4. 2. Содержание управления системой патриотического воспитания в школе:

  • анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития;

  • определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;

  • научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;

  • мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач патриотического воспитания;

  • своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;

  • научная организация труда классных руководителей и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.


4. 3. Поэтапное содержание реализации программы





Деятельность по созданию

системы патриотического воспитания

Участники

деятельности

Сроки

I этап (проектный)

1. Создание и программирование работы творческой группы

администрация, педагоги, обучающиеся

Май

2016 г.

2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете

администрация, педагоги

Август

2016 г.

3. Изучение научно-методической литературы

администрация, учителя

Май- Август 2016г.

4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса

администрация

Сентябрь 2016г.

5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания

администрация

Май 2016 г.

6. Проектирование модели личности выпускника

администрация, кл. руководители

Май 2016г.

7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

администрация, кл. руководители

Ноябрь 2016 г.

8. Кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников

администрация

Август – сентябрь 2016 г.

II этап (практический)

1. Создание мониторинга развития личности

администрация, учителя

2016–2019 г.

2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника

администрация, педагоги

2016–2019 г.

3. Ежегодное исследование эффективности программы

зам.директора по ВР

2016–2021 г.

4. Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей

администрация, учителя, обучающиеся

2016–2021 г.

5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников

администрация, руководители МО

2020 г.

6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания обучающихся

администрация, учителя

Март

2017 г., 2020г.

7. Внедрение программы «Наследники Победы»

администрация,

кл. руководители

2016 г.

8. Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках школы, бойцах «горячих точек»

администрация, кл. руководители,

обучающиеся

2016–2021 г.

9. Формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся через систему традиционных дел:

  • экскурсии по родному краю и городам России;

  • фестиваль гражданско-патриотической песни;

  • выставки рисунков «Мой край», «Армия и профессия военного глазами детей»; «Война глазами детей» и др.

  • праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «День героев Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок»

  • игра «Зарница» и др.

администрация, кл. руководители

2016–2021 г.

III этап (аналитический)

1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников.

администрация, учителя

2021г.

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания

администрация, руководители МО, учителя

2019–2021 г.

3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы

администрация, учителя

2018-2021г.

4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ

администрация

    1. г.



5.Характеристика основных ресурсов реализации программы

Интеллектуальные (кадровое обеспечение):

Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.

Координатор программы – заместитель директора по воспитательной работе. Соисполнители программы:

  • вожатая школы, курирует работу школьного (ученического) самоуправления; курирует тимуровскую и поисковую работу;

  • руководитель военно-патриотического клуба «Вектор»;

  • педагогический коллектив школы

- разрабатывают собственные модели и проекты гражданского и патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивают их осуществление;

-вносят предложения администрации школы  по совершенствованию воспитательного и социализационного процесса детей, повышению квалификации учителей школы;

- проводят диагностику эффективности проводимой работы в сфере гражданского и патриотического воспитания;

- определяют «болевые» точки в реализации программы и меры по их устранению.

  • ветераны Великой Отечественной войны и труда, труженики тыла;

  • родители;

  • обучающиеся школы.


Технические:

  • Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:

  • учебные кабинеты,

  • компьютерный класс,

  • библиотека,

  • спортивный зал,

  • спортивная площадка,

  • компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;

  • Интернет;

  • электронная почта.




Информационно-аналитические:


        • организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;

        • оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;

  • организация информационных стендов;

  • издание выпусков школьных стенных газет.


  • Диагностика эффективности содержания деятельности

  • наличие плана воспитательной работы по данному направлению;

  • система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);

  • участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;

  • объективные статистические показатели:

  • участие (результаты) обучающихся ОУ в школьных, муниципальных, краевых конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат


  • Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

  • Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;

  • формирование позиций гражданина-патриота России;

  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

  • готовности к защите Отечества;

  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

  • Количественные параметры:

  • «тимуровцы» (численность, количество детей, ветеранов);

  • Уголок боевой славы школы;

  • историко-патриотические стенды и выставки;

  • выступления и беседы на патриотическую тему;

  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

  • проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;

  • организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;

  • оформление школьных стенных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности.

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

 Ограничения и риски Программы:

1. Отсутствие качественной курсовой переподготовки учителей и классных руководителей  по гражданско-патриотическому  воспитанию;

2. Недостаток финансового обеспечения.

3. Негативное влияние социума на формирование гражданско-патриотических качеств личности.

8. Список литературы

  1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2008 год.

  2. Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.2014 год.

  3. Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2009 год.

  4. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2010 год. №1

  5. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2013 год

  6. Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2008 год. №7.

  7. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2015 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мероприятия

МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

по реализации программы гражданско-патриотического воспитания

«Наследники Победы»

на 2016 – 2021 годы

Название мероприятий

Срок

исполнения

ответственные

Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

1

Проведение уроков в библиотеке и уголке боевой славы школы

ежегодно

Библиотекарь, учитель истории, кл. руководители

2

Проведение интегрированных уроков истории, ОБЖ, литературы и ИЗО по патриотической тематике

ежегодно

Учителя истории, литературы, ИЗО

3

Предметные недели МО гуманитарного и естественно-математического цикла

ежегодно

Руководители МО

4

Проведение конкурсов творческих работ на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение на темы:

"Край, в котором я живу";

"Я - гражданин России";

"Есть такая профессия - Родину защищать";

«Государственная символика» и т.п.

ежегодно

Учителя истории, литературы

Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников

Проведение массовых школьных мероприятий

1

Проведение тематических классных часов и праздничных мероприятий:

- Годовщина вывода советских войск из Афганистана;

- День защитника Отечества;

- День космонавтики;

- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне;

- День славянской письменности и культуры;

- День России;

- День памяти и скорби;

- День молодежи;

- День Государственного флага РФ;

- День памяти жертв блокады;

- День народного единства.

- День героев России. Участие в акции «Бессмертный полк»

- День героев Отечества.

- День неизвестного солдата.


ежегодно

Заместитель директора

по ВР, старшая вожатая, учителя

2

Организация встреч школьников с военнослужащими

ежегодно

Кл. руководители

3

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

ежегодно

Заместитель директора по ВР, учителя истории

4

Проведение смотров строя и песни

ежегодно

Учителя физкультуры, ОБЖ

5

Привлечение родителей к проведению общешкольных мероприятий

ежегодно

Заместитель директора

по ВР

6

Проведение операции «Забота»:

  • поздравление ветеранов войны и труда с днём пожилого человека, с праздниками;

  • тимуровская работа.

ежегодно

Старшая вожатая

7

Встреча с ветеранами войны и героями тыла

ежегодно

Заместитель директора

по ВР

8

Участие в районной игре «Достойная смена»

ежегодно

Учителя физкультуры

9

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы

ежегодно

Классные руководители

Экскурсионно-туристическая деятельность

1

Организация экскурсий для обучающихся школы по историческим и памятным местам г.Курска и Курской области

ежегодно

Заместитель директора по ВР

классные руководители

2

Проведение походов по местам боевой славы

ежегодно

Преподаватель – организатор ОБЖ

учитель физкультуры

классные руководители

3

Участие в Вахтах Памяти


ежегодно

Заместитель директора

по ВР


Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

1

Участие в муниципальных и региональных спортивных соревнованиях, в военно – спортивной игре «Зарница», в соревнованиях «Школа безопасности»

ежегодно

Преподаватель– организатор ОБЖ,

учителя физкультуры

2

Проведение конкурсов "А ну-ка, парни", «Богатыри земли Курской».

ежегодно

Преподаватель– организатор ОБЖ,

учителя физкультуры

3

Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу, стрельбе, многоборью и др.


Преподаватель– организатор ОБЖ,

учителя физкультуры

4

Участие в легкоатлетическом пробеге, лыжных гонках и т.п.


Учителя физкультуры

5

Обеспечение организационного участия обучающихся 10-х классов в учебных сборах, Дне призывника


Преподаватель– организатор ОБЖ,

учителя физкультуры


Краеведение

1

Мероприятия, посвященные Дню Победы

Апрель-Май

Заместитель директора по ВР, кл.руководители

2

Проведение тематических классных часов «Почетные граждане района»

ежегодно

Классные руководители

3

Встречи с интересными людьми

с почётными гражданами Курской области;

ветеранами ВОВ 1941-1945 г.

вдовами погибших на войне;

воинами-интернационалистами;

блокадниками;

призывниками;

военнослужащими – выпускниками ОУ и т.п.

ежегодно

Заместитель директора

по ВР

4

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной»

ежегодно

Учителя русского языка и литературы, учителя истории Курского края

5

Организация походов по родному краю

ежегодно

Классные руководители

6

Создание альбомов о родном крае

ежегодно

Классные руководители

7

Проведение работ по восстановлению и благоустройству воинских мемориалов и захоронений, увековечению памяти погибших защитников Отечества.

ежегодно

Руководитель ВПК «Вектор»

8

Мероприятия, посвященные православным праздникам.

ежегодно

Учителя ОПК

Методическое обеспечение

1

Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов

ежегодно

Заместитель директора

по ВР

2

Создание СD – и аудифонда

ежегодно

Учителя информатики

3

Организация подписки на периодические издания

ежегодно

Библиотекарь

4

Разработка сценариев традиционных школьных праздников

ежегодно

Заместитель директора

по ВР

5

Освещение опыта работы школы в средствах массовой информации

ежегодно

Заместитель директора

по ВР

6

Освещение итогов мероприятий в наглядной агитации

ежегодно

Ответственные за мероприятие

7

Подведение итогов

2021 год

Заместитель директора

по ВР




24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Наследники Победы"

Автор: Калитина Юлия Валерьевна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371392


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства