kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности подготовки заданий 23,24(ОГЭ по обществознанию)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предназначена для ознакомления учителям обществознания, в которой представлен алгоритм работы с графической информацией

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки заданий 23,24(ОГЭ по обществознанию)»

Тема: «Особенности подготовки заданий № 23, 24(ОГЭ по обществознанию)»

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что современный мир характеризуется динамизмом социальных процессов, широкими информационными контактами. В современной жизни выпускники школы иметь способность ориентироваться в потоке социальной информации.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Одной из целей обществоведческого образования в основной школе становится активное содействие средствами учебного предмета овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе:

- поиск и извлечение нужной информации;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, график и т.д.)

- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программ по обществознанию в познавательной сфере является в том числе:

- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Уровень сформированности данных умений проверяется в ходе государственной итоговой аттестации по обществознанию в 9 классе.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из

которых только один правильный.

В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр

В контрольных измерительных материалах есть задания, проверяющее умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в таблице или диаграмме (круговой или гистограмме). Экзаменационная работа содержит блок из двух заданий, первое из которых напрямую связано с чтением статистической информации, а второе - с её интерпретацией.

Выпускники 9 классов испытывают затруднения при выполнении данных заданий.

Так, к примеру, в Иркутской области в 2016 и 2017 гг 61,5% и 68,6 % -соответственно- успешно выполнили задание № 23, а в 2018 всего 32,3 %.
По результатам анализа 24 задании мы увидели небольшой рост. Так в 2016 и 2017 гг 28% и 32, 4%, а в 2018 38,4% .

Учителям обществознания необходимо обращать пристальное внимание на включение статистических материалов в качестве источника информации; активизировать работу с диаграммами, графиками, таблицами. Учить школьников не только анализу данных, но и умению делать простейшие выводы на основе этого анализа.

Формировать у учащихся умение сравнивать объекты.

Включать в работу различные схемы.

Больше внимания обратить на работу с графической информацией: диаграммами, таблицами. Особенно на анализ причинно-следственных связей, вытекающих из информации, представленной в диаграммах или таблицах.

Необходима целенаправленная работа по развитию навыков чтения социальной информации, предъявленной в такой форме.

Понятие социальная информация.

Формы предъявления социальной информации: диаграммы, схемы и таблицы.

Понятие «диаграмма».

Понятие «таблица».

Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Социальная информация отражает конкретные процессы, происходящие в различных элементах (ячейках) общества (фирма, организация, предприятие, семья, поселение, регион и т.д.), а также потребности, стремления различных социальных, профессиональных, демографических групп людей (предприниматели, лица наемного труда, молодежь, пенсионеры, женщины и т.д.).

ДИАГРАММА — графическое изображение статистических данных при помощи линий или геометрических фигур.

ТАБЛИЦА - особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки.

СХЕ'МА[греч. schema - образ, вид]. - чертеж, изображающий систему, устройство чего-либо. или взаимоотношение частей чего-либо.

Современную статистическую науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения.

Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставления социально-экономических явлений.

Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение прежде всего позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случаях установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры влияний, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу. 

Виды и типы диаграмм. 

Гистограмма.

Гистограмма показывает изменение данных за определенный период времени и иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. Таким образом уделяется большее внимание изменениям во времени.

Круговая диаграмма. Проценты указаны в каждом секторе, сумма процентов составляет 100. Проценты вписаны рядом с краем круга. Подписи отделены от процентов и центрированы по отношению к процентам.

Например: 



 

Следует начинать с внимательного изучения диаграммы, построенной на социальной информации и в этой связи имеющей свою специфику. Полезно обратить внимание на то, что диаграмма, как правило, состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы. Отдельная разновидность диаграмм, содержащих социальную информацию, разработана на основе данных различных социологических опросов. Каждая такая диаграмма связана с одним конкретным вопросом, на который были собраны ответы в ходе социологического опроса (или опросов разных лет). В диаграммах этой разновидности рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) может быть поставлено число, означающее, сколько людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа (количество или процент от числа опрошенных). В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.

Работу с такими диаграммами рекомендуем организовать по следующему алгоритму:


  • внимательно прочитать вопрос, на который отвечали респонденты, 


  • изучить диаграмму, 


  • прочитать ее легенду, соотнести ее с соответствующими сегментами (столбцами); 


  • определить число опрошенных, выбравших каждый вариант ответа. 





3. Чтение социальной информации, предъявленной в форме таблиц. 

Таблица – перечень сведений, данных, приведённых в определённую систему и разнесённых по графам.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм, используемые в КИМах ОГЭ по обществознанию.



Таблицы статистические  

Таблицы статистические, способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы.

1. простые – таблицы, в подлежащем которых нет группировок. Простые таблицы бывают:

2. групповые – таблицы, в подлежащем которых изучаемых объект разделен на группы по какому-либо признаку.

3. комбинационные – таблицы, в которых совокупность разделяется на группы не по одному, а по нескольким признакам

Концептуальная таблица

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

В 2010 г. Все­рос­сий­ский центр изу­че­ния общественного мне­ния провел со­цио­ло­ги­че­ский опрос. Пред­ла­га­лось ответить на вопрос: «Откуда, из каких ис­точ­ни­ков вы чаще всего узна­е­те о том, что про­ис­хо­дит в стра­не и мире (участники могли вы­би­рать не более двух позиций)?» По­лу­чен­ные сравнительные дан­ные (в %) пред­став­ле­ны в таблице.



Для выполнения задачи на анализ данных необходимо на уроках разбирать различные источники – диаграммы, таблицы, схемы, в том числе с помощью памяток. Например, по работе с диаграммой:

1. Определите тип диаграммы: линейчатая, круговая, графическая и др.

2. Установите, соотношения каких величин графически изображает данная диаграмма.

3. Внимательно изучите легенду: названия осей, масштаб обозначений на осях X и Y; цветовые обозначения различных величин, подписи и т.п.

4. Выявите количественные показатели каждой из величин и сравните их.

5. Обобщите результаты и сделайте выводы.



































МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 

Задание № 1 

Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Опрос 2004 г., 1600 человек). Полученные результаты отражены в диаграмме.



Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы? 


1)


Половина опрошенных уверена, что забастовка – это нормальное средство решения назревших проблем. 


2)


Каждый пятый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране недопустимы. 


3)


Более половины опрошенных допускают, что с помощью забастовок можно решить назревшие проблемы. 


4)


Каждый третий считает, что забастовками ничего нельзя добиться. 


Задание № 2

Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы.



Линии сравнения 


Рыночная экономическая система 


Командно-административная экономическая система 



Частная собственность 


Государственная собственность 


2' 


Личный интерес свободных производителей 


Государственный план 



Цены устанавливаются в резуль­тате взаимодействия спроса и предложения 


Государство устанавливает цены на товары и услуги 


Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования. 

Задание № 3

Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.



Линии сравнения 


Индустриальное общество 


Традиционное общество 


1 . Определяющие сферы хозяйственной жизни 






2. Основной элемент социальной структуры 






3. Главные социальные институты в духовно-культурной сфере 






Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества. 

Задание № 4

Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы.



Линии сопоставления


Чувственное познание 


Рациональное познание 


1... 


Ощущение Восприятие Представление 


Понятие Суждение Умозаключение 


2... 


Наглядный образ предмета 


Понятие о предмете 


3... 


Степень обобщения невелика 


Степень обобщения высокая 


Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов познания. 

Задание № 5

Проанализируйте статистические данные, приведенные в таблице.

Доля выпускников наших вузов, устроившихся по специальности (в %) 


Специальность 


1994 


2000 


Естественные науки и математика 


29,6 


22,0 


Гуманитарные,

социально-экономические науки



77,8 


24,1 


Педагогика 


100 


21,3 


Технические науки 


33,8 


9,8 


Сельскохозяйственные науки 


100 


59,1 


Представьте данную статистическую информацию в форме круговой диаграммы. Какую тенденцию отражают эти данные? В чем ее причины? 

Задание № 6

Изучите приведенную ниже таблицу.

Структура капитала в странах Запада (в %) 


Структура капитала 


1800 


1860 


1913 


1950 


1998 


Физический (машины, оборудование) 


70-80 


77-79 


67-69 


52-53 


31-33 


Человеческий (образование, квалификация) 


20-22 


21-23 


31-33 


40-78 


67-69 


Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обществе. 

Задание № 7

Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.




Год 


Россия 


США 


1991 


9,6 млрд долл 


161 млрд долл 


1994 


6,0 млрд долл 


173 млрд долл 


Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000-2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. 


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности подготовки заданий 23,24(ОГЭ по обществознанию)

Автор: Копылова Евгения Геннадьевна

Дата: 30.10.2018

Номер свидетельства: 482774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства