Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки заданий 23,24(ОГЭ по обществознанию)»
Тема: «Особенности подготовки заданий № 23, 24(ОГЭ по обществознанию)»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что современный мир характеризуется динамизмом социальных процессов, широкими информационными контактами. В современной жизни выпускники школы иметь способность ориентироваться в потоке социальной информации.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Одной из целей обществоведческого образования в основной школе становится активное содействие средствами учебного предмета овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе:
- поиск и извлечение нужной информации;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, график и т.д.)
- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программ по обществознанию в познавательной сфере является в том числе:
- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.
Уровень сформированности данных умений проверяется в ходе государственной итоговой аттестации по обществознанию в 9 классе.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1–20 работы предлагается четыре варианта ответа, из
которых только один правильный.
В заданиях 21–25 ответ дается в виде последовательности цифр
В контрольных измерительных материалах есть задания, проверяющее умение осуществлять поиск социальной информации, представленной в таблице или диаграмме (круговой или гистограмме). Экзаменационная работа содержит блок из двух заданий, первое из которых напрямую связано с чтением статистической информации, а второе - с её интерпретацией.
Выпускники 9 классов испытывают затруднения при выполнении данных заданий.
Так, к примеру, в Иркутской области в 2016 и 2017 гг 61,5% и 68,6 % -соответственно- успешно выполнили задание № 23, а в 2018 всего 32,3 %. По результатам анализа 24 задании мы увидели небольшой рост. Так в 2016 и 2017 гг 28% и 32, 4%, а в 2018 38,4% .
Учителям обществознания необходимо обращать пристальное внимание на включение статистических материалов в качестве источника информации; активизировать работу с диаграммами, графиками, таблицами. Учить школьников не только анализу данных, но и умению делать простейшие выводы на основе этого анализа.
Формировать у учащихся умение сравнивать объекты.
Включать в работу различные схемы.
Больше внимания обратить на работу с графической информацией: диаграммами, таблицами. Особенно на анализ причинно-следственных связей, вытекающих из информации, представленной в диаграммах или таблицах.
Необходима целенаправленная работа по развитию навыков чтения социальной информации, предъявленной в такой форме.
Понятие социальная информация.
Формы предъявления социальной информации: диаграммы, схемы и таблицы.
Понятие «диаграмма».
Понятие «таблица».
Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.
Социальная информация отражает конкретные процессы, происходящие в различных элементах (ячейках) общества (фирма, организация, предприятие, семья, поселение, регион и т.д.), а также потребности, стремления различных социальных, профессиональных, демографических групп людей (предприниматели, лица наемного труда, молодежь, пенсионеры, женщины и т.д.).
ДИАГРАММА — графическое изображение статистических данных при помощи линий или геометрических фигур.
ТАБЛИЦА - особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки.
СХЕ'МА[греч. schema - образ, вид]. - чертеж, изображающий систему, устройство чего-либо. или взаимоотношение частей чего-либо.
Современную статистическую науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения.
Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их незаменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставления социально-экономических явлений.
Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение прежде всего позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случаях установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры влияний, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.
Виды и типы диаграмм.
Гистограмма.
Гистограмма показывает изменение данных за определенный период времени и иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. Таким образом уделяется большее внимание изменениям во времени.
Круговая диаграмма. Проценты указаны в каждом секторе, сумма процентов составляет 100. Проценты вписаны рядом с краем круга. Подписи отделены от процентов и центрированы по отношению к процентам.
Например:
Следует начинать с внимательного изучения диаграммы, построенной на социальной информации и в этой связи имеющей свою специфику. Полезно обратить внимание на то, что диаграмма, как правило, состоит из двух взаимосвязанных частей – изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы. Отдельная разновидность диаграмм, содержащих социальную информацию, разработана на основе данных различных социологических опросов. Каждая такая диаграмма связана с одним конкретным вопросом, на который были собраны ответы в ходе социологического опроса (или опросов разных лет). В диаграммах этой разновидности рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) может быть поставлено число, означающее, сколько людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа (количество или процент от числа опрошенных). В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.
Работу с такими диаграммами рекомендуем организовать по следующему алгоритму:
внимательно прочитать вопрос, на который отвечали респонденты,
изучить диаграмму,
прочитать ее легенду, соотнести ее с соответствующими сегментами (столбцами);
определить число опрошенных, выбравших каждый вариант ответа.
3. Чтение социальной информации, предъявленной в форме таблиц.
Таблица – перечень сведений, данных, приведённых в определённую систему и разнесённых по графам.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм, используемые в КИМах ОГЭ по обществознанию.
Таблицы статистические
Таблицы статистические, способ оформления статистических данных в виде систематически расположенных чисел, характеризующих те или иные массовые явления или процессы.
1. простые – таблицы, в подлежащем которых нет группировок. Простые таблицы бывают:
2. групповые – таблицы, в подлежащем которых изучаемых объект разделен на группы по какому-либо признаку.
3. комбинационные – таблицы, в которых совокупность разделяется на группы не по одному, а по нескольким признакам
Концептуальная таблица
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)?» Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице.
Для выполнения задачи на анализ данных необходимо на уроках разбирать различные источники – диаграммы, таблицы, схемы, в том числе с помощью памяток. Например, по работе с диаграммой:
1. Определите тип диаграммы: линейчатая, круговая, графическая и др.
3. Внимательно изучите легенду: названия осей, масштаб обозначений на осях X и Y; цветовые обозначения различных величин, подписи и т.п.
4. Выявите количественные показатели каждой из величин и сравните их.
5. Обобщите результаты и сделайте выводы.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Задание № 1
Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в Российской Федерации, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Опрос 2004 г., 1600 человек). Полученные результаты отражены в диаграмме.
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1)
Половина опрошенных уверена, что забастовка – это нормальное средство решения назревших проблем.
2)
Каждый пятый опрошенный считает, что забастовки в нашей стране недопустимы.
3)
Более половины опрошенных допускают, что с помощью забастовок можно решить назревшие проблемы.
4)
Каждый третий считает, что забастовками ничего нельзя добиться.
Задание № 2
Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы.
Линии сравнения
Рыночная экономическая система
Командно-административная экономическая система
1
Частная собственность
Государственная собственность
2'
Личный интерес свободных производителей
Государственный план
3
Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения
Государство устанавливает цены на товары и услуги
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.
Задание № 3
Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.
Линии сравнения
Индустриальное общество
Традиционное общество
1 . Определяющие сферы хозяйственной жизни
2. Основной элемент социальной структуры
3. Главные социальные институты в духовно-культурной сфере
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.
Задание № 4
Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы.
Линии сопоставления
Чувственное познание
Рациональное познание
1...
Ощущение Восприятие Представление
Понятие Суждение Умозаключение
2...
Наглядный образ предмета
Понятие о предмете
3...
Степень обобщения невелика
Степень обобщения высокая
Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов познания.
Задание № 5
Проанализируйте статистические данные, приведенные в таблице.
Доля выпускников наших вузов, устроившихся по специальности (в %)
Специальность
1994
2000
Естественные науки и математика
29,6
22,0
Гуманитарные,
социально-экономические науки
77,8
24,1
Педагогика
100
21,3
Технические науки
33,8
9,8
Сельскохозяйственные науки
100
59,1
Представьте данную статистическую информацию в форме круговой диаграммы. Какую тенденцию отражают эти данные? В чем ее причины?
Задание № 6
Изучите приведенную ниже таблицу.
Структура капитала в странах Запада (в %)
Структура капитала
1800
1860
1913
1950
1998
Физический (машины, оборудование)
70-80
77-79
67-69
52-53
31-33
Человеческий (образование, квалификация)
20-22
21-23
31-33
40-78
67-69
Какую общественную тенденцию отражают эти данные? Покажите ее конкретные проявления в современном обществе.
Задание № 7
Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.
Год
Россия
США
1991
9,6 млрд долл
161 млрд долл
1994
6,0 млрд долл
173 млрд долл
Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000-2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.