Просмотр содержимого документа
«Основные функции мультимедийных презентаций на занятиях дисциплины «Обществознание».»
Основные функции мультимедийных презентаций на занятиях дисциплины «Обществознание».
Подготовила: Евтеева Татьяна Владимировна
На современном этапе в системе развития среднего образования Российской Федерации все большее внимание уделяется преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин с использованием информационных технологий. Известный российский педагог Б.С.Гершунский в своей работе «Философия образования для XXI века» подчеркнул необходимость исследования «путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся – к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса…». Другими словами, общество информационных технологий, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX – середины XX века, в гораздо большей степени заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. На мой взгляд, компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы освоения и усвоения информации, открывают новые возможности для интеграции различных действий, тем самым способствуют достижению социально значимых и актуальных в современный период развития общества целей обучения.
Активное использование НИТ в сфере образования способствует формированию информационной культуры личности; повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и качество профессиональной подготовки студентов. Эти цели достигаются за счет продуктивного использования компьютера в качестве средства обучения и инструмента интеллектуальной деятельности. Эффективность компьютерной технологии для обучения тесно связана со способностью компьютера выполнять задачи, которые многие из нас принимают как должное, но которые в действительности воистину удивительны, - компьютер сортирует данные, преобразует числа в схемы и графики, анализирует информацию… Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между студентами. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где студенты, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления студентов. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности студентов.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия студента– зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Студентовпривлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности.
Методика использования мультимедиа технологий на занятиях дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации студента;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру студента;
повышение уровня подготовки студентов в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие студенами учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у студентов, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности обучащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные идеи философов, их портреты, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия студентами того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Мною были созданы презентации по разделу: «История философских учений», которые успешно внедряются на уроках. Программа презентация представляет итоговую работу и включает в себя: портреты философов, их биографии, взгляды; что способствует наиболее эффективному усвоению материала. В качестве примера следует привести презентацию по теме «Философия средних веков и эпохи Возрождения», где зафиксировано название темы, план, портреты философов, их взгляды, биографии, особенности эпохи Возрождения (см. приложение№1). Студенты на таких занятиях проявляют большой интерес и заинтересованность.
Обучающиеся группы показали хорошие знания, большую заинтересованность темой.
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность студента по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности студентов, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда у студента по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае студенты могут прийти в кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин после уроков и доработать материал. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого обучающегося, все достигают положительного результата.
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для студентов, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Кроме того, даются задания студентам для самостоятельной работы дома. Например, составить презентацию по новой теме.
4. Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность студентов. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые студент записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию преподавателя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. Такие карточки разработаны по дисциплинам «Основы философии», «Основы социологии и политологии».
Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
На этапе создания мультимедийной презентации в своей работе учитываю следующие моменты:
Психологические особенности студентов данной группы.
Цели и результаты обучения.
Структуру познавательного пространства.
Местоположение студентов.
Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
Цветовую гамму оформления учебного материала.
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые студенты будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы студенты могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.
Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
В процессе работы с мультимедийными презентациями для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
избегать монотонности, учитывать смену деятельности студентов по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым студентам;
учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Таким образом, информационные технологии могут найти широкое и обоснованное применение непосредственно при проведении аудиторных занятий, в самостоятельной работе студента, для контроля знаний. Значительно активизирует познавательные ориентации студента уже проведение лекций по философии как презентаций, подготовленных с помощью программы Microsoft PowerPoint. Использование данной программы позволяет четче структурировать материал, наглядно представить основные положения темы. Возможности включения в слайды рисунков, фотографий, аудио- и видеоэффектов позволяют, с одной стороны, усилить рациональное восприятие материала, а с другой — воздействовать на эмоциональном уровне психики. В этом отношении возможности компьютерных технологий практические безграничны. Хочется отметить, что действительно использование инновационных технологий значительно повышает успеваемость в группах. Так например, за 2007-2008 учебный год в группе 2-5 использовалась методика информационных технологий, в результате чего успеваемость группы составила 100%. Поэтому в своей педагогической деятельности в дальнейшем планирую:
При наличии технической возможности ввести на занятиях дисциплины «Основы философии» и «Основы социологии и политологии» во всех группах программу- презентацию для лучшего усвоения знаний по предмету.
Продолжить использовать создание мультимедийных презентаций в качестве самостоятельно работы студентов по дисциплине «Основы философии» и «Основы социологии и политологии».
При наличии технической возможности использовать Интернет-источники для подготовки домашнего задания.
Приложение №1
Примерная презентация по теме «Философия средних веков и эпохи Возрождения»
Тема: «Философия средних веков и эпохи Возрождения».