структура ЕГЭ по
обществознанию
длительность ꢀ экзамена ꢀ 3ч.30 ꢀ мин
25 заданий, разделённых на две части.
§ Первый ꢀ раздел ꢀ экзамена ꢀ по ꢀ обществознанию ꢀ—ꢀ тест . ꢀ В ꢀ нём ꢀ 16 ꢀ
заданий , ꢀ на ꢀ которые ꢀ нужно ꢀ дать ꢀ краткий ꢀ ответ, ꢀ а ꢀ проверяется ꢀ
он ꢀ автоматически ꢀ—ꢀ компьютером. ꢀ Максимальный ꢀ первичный ꢀ
балл , ꢀ который ꢀ может ꢀ получить ꢀ ученик ꢀ—ꢀ 28 . ꢀ
§ ꢀ Во ꢀ второй ꢀ части ꢀ экзамена ꢀ 9 ꢀ заданий , ꢀ где ꢀ нужно ꢀ дать ꢀ
развёрнутый ꢀ ответ . ꢀ Если ꢀ выполнить ꢀ всё ꢀ верно, ꢀ можно ꢀ
получить ꢀ 30 ꢀ первичных ꢀ баллов . ꢀ
§ Минимальный порог для сдачи — (21первичные) 42
вторичных балла . ꢀ Поступить ꢀ в ꢀ университет ꢀ с ꢀ таким ꢀ
результатом ꢀ будет ꢀ очень ꢀ сложно. ꢀ В ꢀ большинстве ꢀ вузов ꢀ
установленный ꢀ минимум ꢀ для ꢀ подачи ꢀ документов ꢀ выше ꢀ
порога. ꢀ
§ Например, ꢀ в ꢀ университетах, ꢀ которые ꢀ находятся ꢀ в ꢀ ведении ꢀ
Минобрнауки, ꢀ минимальный ꢀ балл ꢀ—ꢀ (23 первичных) 45
вторичных балла . ꢀ
Структура ꢀ ЕГЭ ꢀ по ꢀ обществознанию ꢀ 2025
§ Задания ꢀ на ꢀ экзамене ꢀ проверяют ꢀ знание ꢀ пяти ꢀ тематических ꢀ
блоков: ꢀ
§ Человек ꢀ и ꢀ общество
§ Экономика
§ Социальная ꢀ сфера
§ Политика
§ Право
§ задания ꢀ базового ꢀ уровня ꢀ - ꢀ 13
§ задания ꢀ повышенного ꢀ уровня ꢀ - ꢀ 8
§ задания ꢀ высокого ꢀ уровня ꢀ - ꢀ 4
Первая часть 1,2 балла
§ В ꢀ тестовой ꢀ части ꢀ можно ꢀ встретить ꢀ задания: ꢀ
§ на ꢀ выбор ꢀ правильных ꢀ вариантов ꢀ из ꢀ предложенных ꢀ
§ исключить ꢀ "лишние" ꢀ ответы ꢀ
§ на ꢀ установление ꢀ соответствий
§ задания ꢀ 1–16 ꢀ
Задание ꢀ 1. ꢀ Нахождение ꢀ двух ꢀ выпадающих ꢀ понятий. ꢀ За ꢀ это ꢀ задание ꢀ ты ꢀ
можешь ꢀ получить 1 балл. ꢀ
ꢀ Уровень ꢀ сложности: ꢀ базовый. ꢀ Порядок ꢀ записи ꢀ имеет ꢀ значение.
Задачи ꢀ для ꢀ практики
§ Задача ꢀ 1
§ Ниже ꢀ приведён ꢀ ряд ꢀ названий ꢀ социальных ꢀ общностей. ꢀ Все они, за
исключением двух , ꢀ относятся ꢀ к ꢀ понятию ꢀ «этническая ꢀ группа».
§ 1) ꢀ калмыки; ꢀ 2) ꢀ парижане; ꢀ 3) ꢀ немцы; ꢀ 4) ꢀ чуваши; ꢀ 5) ꢀ буряты; ꢀ 6) ꢀ москвичи; ꢀ 7) ꢀ осетины.
§ Найдите ꢀ два ꢀ названия, ꢀ «выпадающих» из общего ряда , ꢀ и ꢀ запишите ꢀ цифры, ꢀ под ꢀ которыми ꢀ они ꢀ
указаны.
Задание ꢀ 3. ꢀ Найти ꢀ соответствие. ꢀ За ꢀ это ꢀ задание ꢀ ты ꢀ можешь ꢀ получить ꢀ 1 ꢀ
балл . ꢀꢀ Уровень ꢀ сложности: ꢀ базовый. ꢀ Порядок ꢀ записи ꢀ имеет ꢀ значение.
Задание ꢀ 9. ꢀ Сделать ꢀ выводы. ꢀ
За ꢀ это ꢀ задание ꢀ ты ꢀ можешь ꢀ
получить ꢀ 1 ꢀ балл . ꢀ Уровень ꢀ
сложности: ꢀ базовый. ꢀ Порядок ꢀ
записи ꢀ имеет ꢀ значение.
Задание ꢀ 12. ꢀ ПРАВО. ꢀ Верные ꢀ суждения. ꢀ За ꢀ это ꢀ задание ꢀ ты ꢀ можешь ꢀ
получить ꢀ 1 ꢀ балл. ꢀꢀ Уровень ꢀ сложности: ꢀ базовый.Порядок ꢀ записи ꢀ имеет ꢀ
значение.
§ Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской ꢀ
Федерации ꢀ и ꢀ запишите ꢀ цифры, ꢀ под ꢀ которыми ꢀ они ꢀ указаны. ꢀ
§ 1. ꢁ Уплата ꢀ налогов.
§ 2. ꢁ Сохранение ꢀ природы ꢀ и ꢀ окружающей ꢀ среды.
§ 3. ꢁ Получение ꢀ высшего ꢀ образования.
§ 4. ꢁ Заключение ꢀ брака.
§ 5. ꢁ Исповедование ꢀ определённой ꢀ религии.
§ 6. ꢁ Забота ꢀ о ꢀ нетрудоспособных ꢀ нуждающихся ꢀ родителях.
задания ꢀ 6,13,15 ꢀ на соответствие ꢀ - ꢀ 2 балла
Задание ꢀ 6. ꢀ Экономика. ꢀ За ꢀ это ꢀ задание ꢀ ты ꢀ можешь ꢀ получить ꢀ 2 ꢀ балла. ꢀ
Уровень ꢀ сложности: ꢀ базовый. ꢀ Порядок ꢀ записи ꢀ имеет ꢀ значение.
Задание ꢀ 14. ꢀ Право. ꢀ За ꢀ это ꢀ задание ꢀ ты ꢀ можешь ꢀ получить ꢀ 2 ꢀ балла. ꢀꢀ
Уровень ꢀ сложности: ꢀ повышенный. Порядок записи имеет значение.
§ Найдите ꢀ в ꢀ приведенном ꢀ ниже ꢀ списке ꢀ конституционные ꢀ обязанности ꢀ гражданина ꢀ Российской ꢀ
Федерации ꢀ и ꢀ запишите ꢀ цифры, ꢀ под ꢀ которыми ꢀ они ꢀ указаны.
§ 1. ꢁ Работа ꢀ на ꢀ предприятии, ꢀ в ꢀ учреждениях.
§ 2. ꢁ Участие ꢀ в ꢀ выборах.
§ 3. ꢁ Защита ꢀ Отечества.
§ 4. ꢁ Охрана ꢀ памятников ꢀ культуры.
§ 5. ꢁ Уплата ꢀ налогов.
§ 6. ꢁ Участие ꢀ в ꢀ политических ꢀ движениях.
Вторая часть от 2 до 6 баллов
задания ꢀ 17-25
Во ꢀ второй ꢀ части ꢀ экзамена ꢀ все ꢀ девять ꢀ заданий ꢀ—ꢀ с ꢀ развёрнутым ꢀ ответом. ꢀ Они ꢀ
могут ꢀ касаться ꢀ любого ꢀ тематического ꢀ блока . ꢀ Нужно ꢀ прочитать ꢀ приведённый ꢀ
текст, ꢀ а ꢀ после ꢀ приступить ꢀ к ꢀ выполнению ꢀ первых ꢀ четырёх ꢀ номеров. ꢀ
§ В ꢀ задании ꢀ 17 ꢀ—ꢀ ответить ꢀ на ꢀ вопросы, ꢀ приведя ꢀ прямые ꢀ цитаты ꢀ
§ В ꢀ задании ꢀ 18 ꢀ—ꢀ составить ꢀ определение ꢀ упомянутого ꢀ в ꢀ тексте ꢀ понятия ꢀ
§ В ꢀ задании ꢀ 19 ꢀ—ꢀ на ꢀ написание ꢀ иллюстративных ꢀ примеров
§ В ꢀ задании ꢀ 20 ꢀ—ꢀ на ꢀ составление ꢀ аргументов ꢀ для ꢀ связанного ꢀ с ꢀ текстом ꢀ
суждения ꢀ
Вторая часть
§ В ꢀ задании ꢀ 21 ꢀ—ꢀ нужно ꢀ уметь ꢀ анализировать, ꢀ например, ꢀ график ꢀ изменения ꢀ
спроса ꢀ и ꢀ предложения ꢀ или ꢀ равновесной ꢀ цены. ꢀ
§ Задание ꢀ 22 ꢀ—ꢀ задача. ꢀ В ꢀ нём ꢀ приводится ꢀ какая-либо ꢀ общественная ꢀ
ситуация, ꢀ и ꢀ на ꢀ её ꢀ основании ꢀ школьникам ꢀ нужно ꢀ ответить ꢀ на ꢀ вопросы. ꢀ
Например, ꢀ записать ꢀ возможные ꢀ последствия ꢀ изменения ꢀ политики ꢀ банков. ꢀ
§ В ꢀ задании ꢀ 23 ꢀ—ꢀ знание ꢀ Конституции ꢀ и ꢀ законодательства ꢀ РФ, ꢀ а ꢀ в ꢀ ответе ꢀ на ꢀ
него ꢀ необходимо ꢀ опираться ꢀ на ꢀ конкретные ꢀ положения ꢀ нормативно-
правовых ꢀ актов. ꢀ
Вторая часть
§ Номера ꢀ 24 ꢀ и ꢀ 25 ꢀ—ꢀ самые ꢀ затратные ꢀ по ꢀ времени ꢀ и ꢀ требующие ꢀ особой ꢀ
подготовки. ꢀ В ꢀ задании ꢀ 24 нужно составить план развёрнутого ответа . ꢀ
Вопрос может касаться любого из тематических блоков . ꢀ Например, ꢀ нужно ꢀ
будет ꢀ подготовить ꢀ структуру ꢀ ответа ꢀ для ꢀ раскрытия ꢀ понятия ꢀ «равовые ꢀ
основы ꢀ брака» ꢀ
§ !!! В ꢀ 2024 ꢀ году ꢀ в ꢀ формулировку ꢀ задания ꢀ 24 ꢀ было ꢀ внесено изменение . ꢀ
Раньше ꢀ план ꢀ должен ꢀ был ꢀ содержать ꢀ три ꢀ пункта, ꢀ два ꢀ из ꢀ которых ꢀ нужно ꢀ
было ꢀ раскрыть ꢀ дополнительно. ꢀ Теперь, ꢀ чтобы ꢀ задание ꢀ оценили ꢀ высоко, ꢀ
все три пункта плана должны быть детализированы в подпунктах. ꢀ ꢀ
Вторая часть
§ Задание ꢀ 25 ꢀ—ꢀ это ꢀ рассуждение с аргументацией и примерами.
Все критерии уже прописаны в формулировке вопроса : ꢀ
обоснование ꢀ должно ꢀ быть ꢀ дано ꢀ с ꢀ опорой ꢀ на ꢀ обществоведческие ꢀ
знания, ꢀ а ꢀ для ꢀ иллюстрации ꢀ темы ꢀ достаточно ꢀ трёх ꢀ примеров. ꢀ Они ꢀ
могут ꢀ быть ꢀ как ꢀ реальными ꢀ фактами ꢀ общественной ꢀ жизни ꢀ или ꢀ
истории, ꢀ так ꢀ и ꢀ моделями ꢀ ситуаций. ꢀ
§ Не ꢀ забывайте ꢀ обращать ꢀ внимание ꢀ на ꢀ формулировку ꢀ вопроса ꢀ—ꢀ в ꢀ
ней ꢀ могут ꢀ быть ꢀ уточнения, ꢀ которые ꢀ сузят ꢀ круг ꢀ возможных ꢀ
примеров.
Задание ꢀ 17. ꢀ Работа ꢀ с ꢀ текстом. ꢀ За ꢀ задание ꢀ можно ꢀ получить ꢀ 2 ꢀ балла. ꢀ Уровень ꢀ
сложности: ꢀ базовый. ꢀ подробный ꢀ ответ ꢀ (нужно ꢀ дать ꢀ объяснение, ꢀ описание ꢀ или ꢀ
обоснование; ꢀ высказать ꢀ и ꢀ аргументировать ꢀ собственное ꢀ мнение) .
§ Наиболее ꢀ распространенный ꢀ образ ꢀ революции... ꢀ имеет ꢀ несколько ꢀ основных ꢀ
составляющих: ꢀ насилие, ꢀ новизну ꢀ и ꢀ всеобщность ꢀ перемен. ꢀ Эти ꢀ признаки ꢀ
применяются ꢀ в ꢀ равной, ꢀ степени ꢀ к ꢀ революционному ꢀ процессу, ꢀ к ꢀ его ꢀ причинам ꢀ и
следствиям. ꢀ Следовательно, ꢀ целью ꢀ любой ꢀ революции ꢀ является ꢀ
преобразование ꢀ основ ꢀ общественного ꢀ строя, ꢀ однако ꢀ это ꢀ требует ꢀ проявления ꢀ
насилия, ꢀ так ꢀ как ꢀ необходима ꢀ коренная ꢀ перестройка ꢀ существующего ꢀ
общественного ꢀ порядка.
§ Революция ꢀ характеризуется ꢀ как ꢀ самый ꢀ интенсивный, ꢀ насильственный ꢀ и ꢀ
осознанный ꢀ процесс ꢀ из ꢀ всех ꢀ социальных ꢀ движений. ꢀ В ꢀ ней ꢀ видят ꢀ предельное ꢀ
выражение ꢀ свободной ꢀ воли ꢀ и ꢀ глубоких ꢀ чувств, ꢀ проявление ꢀ незаурядных ꢀ
организационных ꢀ способностей ꢀ и ꢀ высокой ꢀ идеологии ꢀ социального ꢀ протеста...
§ Принято ꢀ считать, ꢀ что ꢀ предпосылками ꢀ революций ꢀ становятся ꢀ фундаментальные ꢀ социальные
аномалии ꢀ или ꢀ вопиющие ꢀ проявления ꢀ несправедливости, ꢀ соединение ꢀ борьбы ꢀ между ꢀ
элитами ꢀ с ꢀ более ꢀ глубокими ꢀ социальными ꢀ факторами, ꢀ подобными ꢀ классовой ꢀ борьбе, ꢀ
вовлечение ꢀ в ꢀ социальное ꢀ движение ꢀ крупных ꢀ общественных ꢀ групп ꢀ и ꢀ их ꢀ политическая ꢀ
организация.
§ Результаты ꢀ революции ꢀ представляются ꢀ многосторонними. ꢀ Во-первых, ꢀ это ꢀ насильственное ꢀ
изменение ꢀ существующего ꢀ политического ꢀ режима... ꢀ Во-вторых, ꢀ замена ꢀ неспособной ꢀ
правящей ꢀ элиты ꢀ или ꢀ правящего ꢀ класса ꢀ другими.
§ В-третьих, ꢀ далеко ꢀ идущие ꢀ изменения ꢀ во ꢀ всех ꢀ институциональных ꢀ сферах, ꢀ в ꢀ первую ꢀ очередь
в ꢀ экономике ꢀ и ꢀ классовых ꢀ отношениях, ꢁ—ꢀ изменения, ꢀ которые ꢀ направлены ꢀ на ꢀ
модернизацию ꢀ большинства ꢀ аспектов ꢀ социальной ꢀ жизни, ꢀ на ꢀ экономическое ꢀ развитие ꢀ и ꢀ
индустриализацию, ꢀ централизацию ꢀ и ꢀ расширение ꢀ круга ꢀ участвующих ꢀ в ꢀ политическом ꢀ
процессе. ꢀ В-четвертых, ꢀ радикальный ꢀ разрыв ꢀ с ꢀ прошлым... ꢀ Считаю, ꢀ в-пятых, ꢀ что ꢀ революции ꢀ
осуществляют ꢀ не ꢀ только ꢀ институциональные ꢀ и ꢀ организационные ꢀ преобразования, ꢀ но ꢀ и ꢀ
вносят ꢀ изменения ꢀ в ꢀ нравственность ꢀ и ꢀ воспитание.
§ Что, ꢀ по ꢀ мысли ꢀ автора, ꢀ выделяет ꢀ революцию ꢀ из ꢀ других ꢀ социальных ꢀ движений? ꢀ Укажите ꢀ три ꢀ
отличия.
задание ꢀ 18, ꢀ 2 ꢀ балла
В ꢀ тексте ꢀ упомянуты ꢀ ключевые ꢀ понятия ꢀ социально-гуманитарных ꢀ наук. ꢀ
Используя ꢀ обществоведческие ꢀ знания:
—ꢁ укажите ꢀ не ꢀ менее ꢀ трёх ꢀ основных ꢀ признаков ꢀ понятия ꢀ «революция»;
—ꢁ объясните ꢀ связь ꢀ названных ꢀ автором ꢀ составляющих ꢀ революции.
Объяснение ꢀ может ꢀ быть ꢀ дано ꢀ в ꢀ одном ꢀ или ꢀ нескольких ꢀ распространённых ꢀ
предложениях.
задание ꢀ 18, ꢀ 2 ꢀ балла
§ Пояснение.
§ 1. ꢁ Основные ꢀ признаки ꢀ понятия ꢀ «революция»:
§ —ꢁ касается ꢀ всех ꢀ сфер ꢀ общественной ꢀ жизни;
§ —ꢁ изменение ꢀ основы ꢀ существующего ꢀ общественного ꢀ строя;
§ —ꢁ применение ꢀ насилия ꢀ и ꢀ другое.
§ 2. ꢁ Составляющими ꢀ революции ꢀ являются ꢀ новизна ꢀ и ꢀ всеобщность ꢀ перемен. ꢀ Тем ꢀ не ꢀ менее, ꢀ
быстрое, ꢀ скачкообразное ꢀ и ꢀ коренное ꢀ преобразование ꢀ основ ꢀ существующего ꢀ строя ꢀ
невозможно ꢀ без ꢀ применения ꢀ насилия. ꢀ Таким ꢀ образом, ꢀ насилие ꢀ выступает ꢀ средством ꢀ для ꢀ
преобразования ꢀ и ꢀ обновления ꢀ всех ꢀ сфер ꢀ общественной ꢀ жизни.
задание ꢀ 19, ꢀ 3 ꢀ балла
§ Каковы ꢀ признаки ꢀ революции? ꢀ Какие ꢀ из ꢀ них ꢀ можно ꢀ отнести ꢀ и ꢀ к ꢀ
реформе? ꢀ На ꢀ примере ꢀ какой-либо ꢀ реформы ꢀ проиллюстрируйте ꢀ
данный ꢀ признак. ꢀ Пример ꢀ должен ꢀ быть ꢀ развернутым.
задание ꢀ 19, ꢀ 3 ꢀ балла
§ Содержание ꢀ верного ꢀ ответа ꢀ (допускаются ꢀ иные ꢀ формулировки ꢀ ответа, ꢀ не ꢀ искажающие ꢀ
его ꢀ смысла).
§ 1. ꢁ В ꢀ ответе ꢀ приводятся ꢀ признаки ꢀ революции:
§ —ꢁ насилие;
§ —ꢁ новизна;
§ —ꢁ всеобщность.
§ 2. ꢁ Указывается, ꢀ что ꢀ с ꢀ реформой ꢀ революцию ꢀ роднит ꢀ новизна.
§ 3. ꢁ Приведен ꢀ пример: ꢀ в ꢀ ходе ꢀ реформы ꢀ в ꢀ сфере ꢀ образования ꢀ в ꢀ России ꢀ была ꢀ введена ꢀ новая ꢀ
форма ꢀ аттестации ꢀ учащихся ꢀ и ꢀ вступительных ꢀ экзаменов ꢀ в ꢀ ВУЗ ꢁ—ꢀ ЕГЭ.
задание ꢀ 20, ꢀ 3 ꢀ балла
§ Соотнесите ꢀ указанные ꢀ автором ꢀ результаты ꢀ
революции ꢀ со ꢀ сферами ꢀ жизни ꢀ общества. ꢀ
Сделайте ꢀ четыре ꢀ соотношения. ꢀ Какой ꢀ признак ꢀ
революции ꢀ иллюстрируют ꢀ эти ꢀ данные?
задание ꢀ 20, ꢀ 3 ꢀ балла
§ Содержание ꢀ верного ꢀ ответа ꢀ (допускаются ꢀ иные ꢀ формулировки ꢀ ответа, ꢀ не ꢀ искажающие ꢀ его ꢀ
смысла).
§ 1. ꢁ В ꢀ правильном ꢀ ответе ꢀ установлены ꢀ следующие ꢀ соответствия:
§ —ꢁ изменения ꢀ политического ꢀ режима ꢁ—ꢀ политическая ꢀ сфера;
§ —ꢁ осуществление ꢀ индустриализации ꢁ—ꢀ экономическая ꢀ сфера;
§ —ꢁ изменения ꢀ в ꢀ классовых ꢀ отношениях ꢁ—ꢀ социальная ꢀ сфера;
§ —ꢁ изменения ꢀ в ꢀ нравственности ꢀ и ꢀ воспитании ꢁ—ꢀ духовная ꢀ сфера.
§ 2. ꢁ В ꢀ ответе ꢀ делается ꢀ вывод, ꢀ что ꢀ результаты ꢀ революции ꢀ подтверждают ꢀ такой ꢀ ее ꢀ признак, ꢀ как ꢀ
всеобщность ꢀ перемен.
задание ꢀ 21, ꢀ 3 ꢀ балла
§ На ꢀ графике ꢀ изображено ꢀ изменение ꢀ ситуации ꢀ на ꢀ
потребительском ꢀ рынке ꢀ роликовых ꢀ коньков ꢀ в ꢀ стране ꢀ Z. ꢀ
Кривая ꢀ предложения ꢀ переместилась ꢀ из ꢀ положения ꢀ S ꢀ в ꢀ
положение ꢀ S1 ꢀ при ꢀ неизменном ꢀ спросе ꢀ D. ꢀ На ꢀ графике ꢀ P ꢁ—ꢀ
цена ꢀ товара; ꢀ Q ꢁ—ꢀ количество ꢀ товара.
§ 1. ꢁ Как ꢀ изменилась ꢀ равновесная ꢀ цена?
§ 2. ꢁ Что ꢀ могло ꢀ вызвать ꢀ изменение ꢀ предложения? ꢀ Укажите ꢀ
любое ꢀ одно ꢀ обстоятельство ꢀ (фактор) ꢀ и ꢀ объясните ꢀ его ꢀ
влияние ꢀ на ꢀ предложение. ꢀ
§ 3. ꢁ Как ꢀ изменятся ꢀ спрос ꢀ и ꢀ равновесная ꢀ цена ꢀ на ꢀ данном ꢀ
рынке, ꢀ если ꢀ вырастут ꢀ доходы ꢀ населения ꢀ при ꢀ прочих ꢀ
равных ꢀ условиях?
задание ꢀ 21, ꢀ 3 ꢀ балла
§ Пояснение.
§ 1. ꢁ Ответ ꢀ на ꢀ первый ꢀ вопрос: ꢀ равновесная ꢀ цена ꢀ уменьшилась.
§ 2. ꢁ Ответ ꢀ на ꢀ второй ꢀ вопрос ꢀ (одно ꢀ обстоятельство ꢀ (фактор) ꢀ с ꢀ объяснением ꢀ влияния), ꢀ например: ꢀ
благодаря ꢀ появлению ꢀ на ꢀ рынке ꢀ трех ꢀ новых ꢀ производителей ꢀ спортивных ꢀ товаров ꢀ и ꢀ атрибутики, ꢀ
увеличилось ꢀ общее ꢀ количество ꢀ производимых ꢀ спортивных ꢀ товаров, ꢀ предложение ꢀ роликов ꢀ выросло
§ Может ꢀ быть ꢀ названо ꢀ и ꢀ объяснено ꢀ другое ꢀ обстоятельство ꢀ / ꢀ другой ꢀ фактор. ꢀ Засчитывается ꢀ только ꢀ
объяснение, ꢀ данное ꢀ применительно ꢀ к ꢀ рынку, ꢀ указанному ꢀ в ꢀ тексте ꢀ задания. ꢀ Ответ ꢀ на ꢀ второй ꢀ вопрос ꢀ
засчитывается ꢀ только ꢀ при ꢀ правильном ꢀ указании ꢀ обстоятельства/фактора ꢀ и ꢀ объяснения.
§ 3. ꢁ Ответ ꢀ на ꢀ третий ꢀ вопрос: ꢀ рост ꢀ доходов ꢀ населения ꢀ приведёт ꢀ к ꢀ увеличению ꢀ спроса ꢀ и ꢀ увеличению ꢀ
равновесной ꢀ цены.
задание ꢀ 22, ꢀ 4 ꢀ балла
§ В ꢀ стране ꢀ Z ꢀ происходят ꢀ значительные ꢀ перемены: ꢀ развивается ꢀ обрабатывающая ꢀ промышленность, ꢀ
растут ꢀ города ꢀ и ꢀ численность ꢀ городского ꢀ населения, ꢀ промышленное ꢀ производство ꢀ стало ꢀ ведущей ꢀ
отраслью ꢀ экономики.
§ В ꢀ стране ꢀ действует ꢀ прогрессивная ꢀ система ꢀ налогообложения. ꢀ В ꢀ соответствии ꢀ с ꢀ
законодательством ꢀ государства ꢀ Z ꢀ каждый ꢀ гражданин ꢀ по ꢀ достижении ꢀ восемнадцатилетия ꢀ имеет ꢀ
право ꢀ избирать ꢀ и ꢀ быть ꢀ избранным ꢀ в ꢀ законодательное ꢀ собрание, ꢀ заниматься ꢀ
предпринимательской ꢀ деятельностью, ꢀ создать ꢀ семью. ꢀ В ꢀ семье ꢀ граждан ꢀ государства ꢀ Z ꢀ растёт ꢀ
дочь. ꢀ Родители ꢀ приучают ꢀ её ꢀ к ꢀ ведению ꢀ домашнего ꢀ хозяйства, ꢀ хотят, ꢀ чтобы ꢀ она, ꢀ окончив ꢀ школу, ꢀ
как ꢀ можно ꢀ скорее ꢀ вышла ꢀ замуж ꢀ и ꢀ посвятила ꢀ себя ꢀ заботе ꢀ о ꢀ муже ꢀ и ꢀ будущих ꢀ детях.
§ Какой ꢀ тип ꢀ общества ꢀ утверждается ꢀ в ꢀ стране ꢀ Z? ꢀ Что ꢀ характерно ꢀ для ꢀ прогрессивной ꢀ системы ꢀ
налогообложения ꢀ (укажите ꢀ один ꢀ любой ꢀ признак)? ꢀ Какое ꢀ политическое ꢀ право ꢀ граждан ꢀ названо ꢀ в ꢀ
ситуации? ꢀ Какой ꢀ тип ꢀ семьи ꢀ является ꢀ идеалом ꢀ родителей, ꢀ о ꢀ которых ꢀ говорится ꢀ в ꢀ задании?
задание ꢀ 22, ꢀ 4 ꢀ балла
§ Пояснение.
§ 1. ꢁ Ответ ꢀ на ꢀ первый ꢀ вопрос: ꢀ в ꢀ Z ꢀ утверждается ꢀ общество ꢀ индустриального ꢀ
типа.
§ 2. ꢁ Ответ ꢀ на ꢀ второй ꢀ вопрос: ꢀ ставка ꢀ налогообложения ꢀ возрастает ꢀ при ꢀ росте ꢀ
доходов ꢀ гражданина.
§ 3. ꢁ Ответ ꢀ на ꢀ третий ꢀ вопрос, ꢀ например:избирать ꢀ и ꢀ быть ꢀ избранным ꢀ в ꢀ орган ꢀ
государственной ꢀ власти.
§ 4. ꢁ Ответ ꢀ на ꢀ четвёртый ꢀ вопрос: ꢀ патриархальная ꢀ семья ꢀ / ꢀ семья ꢀ традиционного ꢀ
типа.
задание ꢀ 23, ꢀ 3 ꢀ балла
§ Конституция Российской Федерации провозглашает Россию
демократическим государством. На ꢀ основе ꢀ положений ꢀ Конституции ꢀ Российской ꢀ
Федерации ꢀ приведите ꢀ три ꢀ подтверждения ꢀ этой ꢀ характеристики.
§ Каждое ꢀ подтверждение ꢀ должно ꢀ быть ꢀ сформулировано ꢀ как ꢀ распространённое ꢀ предложение ꢀ с ꢀ
опорой ꢀ на ꢀ конкретное ꢀ положение ꢀ Конституции ꢀ Российской ꢀ Федерации. ꢀ
§ Обратите ꢀ внимание ꢀ на ꢀ то, ꢀ что ꢀ правильное ꢀ выполнение ꢀ задания ꢀ не ꢀ требует ꢀ указания ꢀ в ꢀ ответе ꢀ
номеров ꢀ соответствующих ꢀ статей ꢀ Конституции ꢀ и ꢀ дословного ꢀ воспроизведения ꢀ их ꢀ содержания.
задание ꢀ 23, ꢀ 3 ꢀ балла
§ Пояснение.
§ Могут ꢀ быть ꢀ приведены ꢀ такие ꢀ подтверждения.
§ 1. ꢁ В ꢀ Конституции ꢀ Российской ꢀ Федерации ꢀ утверждается ꢀ принцип ꢀ
политического ꢀ многообразия, ꢀ многопартийность.
§ 2. ꢁ В ꢀ Конституции ꢀ закреплен ꢀ принцип ꢀ идеологического ꢀ многообразия.
§ 3. ꢁ В ꢀ Конституции ꢀ закреплён ꢀ принцип ꢀ свободы ꢀ слова ꢀ и ꢀ запрет ꢀ на ꢀ цензуру.
задание ꢀ 24, ꢀ 4 ꢀ балла
§ Используя ꢀ обществоведческие ꢀ знания, ꢀ составьте ꢀ сложный план,
позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема Севера и Юга и
пути её решения». ꢀ
§ Сложный ꢀ план ꢀ должен ꢀ содержать ꢀ не ꢀ менее ꢀ трёх ꢀ непосредственно ꢀ
раскрывающих ꢀ тему ꢀ по ꢀ существу ꢀ пунктов, ꢀ детализированных ꢀ в ꢀ подпунктах. ꢀ
Количество ꢀ подпунктов ꢀ каждого ꢀ детализированного ꢀ пункта ꢀ должно ꢀ быть ꢀ
не ꢀ менее ꢀ трёх , ꢀ за ꢀ исключением ꢀ случаев, ꢀ когда ꢀ с ꢀ точки ꢀ зрения ꢀ
общественных ꢀ наук ꢀ возможны ꢀ только ꢀ два ꢀ подпункта.
АЛГОРИТМ ꢀ СОСТАВЛЕНИЯ ꢀ ПЛАНА ꢀ ПО ꢀ ТЕМЕ
§ 1.
§ 2.
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ а)
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ б)
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ в)
§ 3.
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ а)
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ б)
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ в)
§ 4. ꢀ
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ а)
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ б)
§ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ в)
§ 5.
Алгоритм составления плана по теме:
ꢀ Понятие, ꢀ сущность…
2. ꢀꢀꢀꢀꢀ Характерные ꢀ черты ꢀ (признаки, ꢀ главные ꢀ элементы, ꢀ особенности):
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ а)
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ б)
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ в)
3. ꢀꢀꢀ Важнейшие ꢀ задачи, ꢀ основные ꢀ функции:
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ а)
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ б)
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ в)
ꢀ 4. ꢀꢀꢀꢀ Формы, ꢀ типы, ꢀ виды ꢀ классификации:
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ а)
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ б)
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ в)
5. ꢀꢀꢀꢀꢀ Особенности ꢀ (проблемы, ꢀ специфика) ꢀ в ꢀ современную ꢀ эпоху
6. ꢀꢀꢀ Проблемы ꢀ становления ꢀ (особенности ꢀ развития) ꢀ объекта ꢀ в ꢀ современной ꢀ
России.