kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по созданию и использованию учебных презентаций в исследовательской внеклассной работе по общественным дисциплинам

Нажмите, чтобы узнать подробности

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«Волжский политехнический техникум»

Обобщение опыта работы по созданию

и использованию учебных презентаций

в исследовательской внеклассной работе

по общественным дисциплинам

                                                                                Автор: преподаватель высшей  

                                                                                квалификационной категории

                                                                                ГБ ПОУ  «ВПТ»

                                                                                Кошман Л.С.

Волжский 2015

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  1.  
  1.  
  1. II. Методические условия и правила подготовки

к демонстрации презентаций

  1. III. Примеры творческих учебных презентаций исследовательской

работы по общественным дисциплинам студентов 1х и 2х курсов техникума

  1.  
  1.  
  1.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по созданию и использованию учебных презентаций в исследовательской внеклассной работе по общественным дисциплинам»

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«Волжский политехнический техникум»















Обобщение опыта работы по созданию

и использованию учебных презентаций

в исследовательской внеклассной работе

по общественным дисциплинам














Автор: преподаватель высшей

квалификационной категории

ГБ ПОУ «ВПТ»

Кошман Л.С.







Волжский 2015

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ



1. Введение


2. Глава 1. Методические особенности учебных презентаций


3. Глава II. Методические условия и правила подготовки

к демонстрации презентаций


4. Глава III. Примеры творческих учебных презентаций исследовательской

работы по общественным дисциплинам студентов 1х и 2х курсов техникума


5. Заключение


6. Приложение А


7. Список использованной литературы




























ВВЕДЕНИЕ



В практике современного обучения широкое распространение получили электронные презентации, используемые в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Сама «презентация» представляет собой определенное количество слайдов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой темой и единством оформления.

В дидактической и методической литературе «презентация» рассматривается как важное средство обучения, а ее использование – как реализация наглядного метода в образовательном процессе.

Основная цель данной методической работы состоит в том, чтобы показать особенности электронных презентаций и попытаться проанализировать, почему эта форма показа и представления информационного материала становится наиболее популярной как на учебных занятиях, так и во внеклассной работе.

Структурно данная работа включает в себя: Введение, три главы и заключение. В первой главе показаны методические особенности учебных презентаций. Во второй главе показаны основные требования к презентации. Третья глава посвящена рассмотрению презентаций конкретных творческих работ, представленных на учебно-практической конференции по теме «Россия глазами молодых» студентами 1-го курса разных специальностей ГБОУ СПО «ВПТ» в мае 2012/2013 учебного года и отдельные проекты студентов 2-го курса на учебно-исследовательской конференции «Дороги России».

Для написания данной работы использовались работы: Н.И. Дорожкина. «Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. М., 2009; Шалыгина И.В. Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологий. М., 2006; электронные интернет-ресурсы по оформлению презентаций, требований к презентации, критерии оценивания их.

Ключевые слова, используемые в работе:

электронная презентация,

формы презентаций,

примеры презентаций.














Глава I. Методические особенности

учебных презентаций



Методистами выявлены особенности презентаций, позволяющие эффективно использовать их в образовательном процессе. Начнем с главного, на мой взгляд, момента, который относится к любому типу презентаций .


1. При организации работы с электронной презентацией внимание не должны отвлекать внешние эффекты!


2. Надо помнить, что продуктивность обучения при работе с презентацией гораздо выше, чем при традиционных видах наглядности. Это надо использовать при подаче сложного учебного материала.


3. Презентация позволяет представить изучаемый объект в различных формах: и в натуральную величину и фрагментарно; выделить мелкие детали изображения. Все это помогает формировать образное мышление, вырабатывать аналитические навыки и умения, переходящие в нужные компетенции.


4. Большой плюс мультимедийных презентаций состоит в «возмиожности в процессе работы стирать или вводить новые элементы (таблицы, схемы, рисунки), не нарушая при этом общую структуру продукта». (Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. М., 2009, с. 8).


5. Электронная презентация, сама по себе, универсальна. Она дает возможность применять ее на различных этапах учебного занятия:

а) как иллюстрацию для объяснения;

б) для создания проблемных ситуаций;

в) как актуализация знаний;

г) для организации самостоятельной работы студентов и др.


6. Презентация может служить и основой для закрепления учебного материала. При ее повторной демонстрации у студентов срабатывает ассоциативная память и они без труда отвечают на вопросы во время повторительной беседы.


7. На обобщающем учебном занятии презентация позволяет перегруппировать слайды, которые были показаны ранее. Это помогает выработать навыки по сравнению материала, выявить общие признаки и в заключении определить место изучаемого учебного материала в системе знаний.



8. Важное место разработка презентаций занимает при изучении нового материала. Здесь необходимо помнить, что данный вид деятельности зависит от:

  • целей, которые вы ставите;

  • содержания, которым наполняете презентацию и хотите включить;

  • возраста и контингента обучаемых.

Так, работы с электронными презентациями на первых курсах обучения (в основном, возраст 15-16 лет) составляют слайды с текстом и графикой, видео- и аудиоматериалами, используемыми комплексно.

Начиная со второго курса и старше, используются более сложные формы:

проектные технологии с музыкальным сопровождением, текстовыми и графическими компонентами (схемы, диаграммы, таблицы). Н.Ю. Пахомова выделяет такие формы презентаций:

альбом или альманах;

чертежи или планы;

видеосюжеты;

веб-сайт;

слайд-щоу


(Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003, с. 52-53).


Подготовка презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. Если посмотреть на психологическую сторону, то можно отметить, что для подросткового и юношеского возраста публичная демонстрация итогов проекта крайне важна. Она является результатом самостоятельной творческой работы и тем самым подтверждает значимость, компетентность и успешность студентов, которые ее подготовили. Поэтому всегда эта работа требует позитивной оценки и похвалы, даже если результаты презентации являются мизерными.

Как считает Л.М. Ванюшкина, «презентация – оптимальная форма предъявления работы, которая позволяет выстраивать свой ответ, опираясь на визуальные образы и проявляя собственную индивидуальность. (Ванюшкина Л.М. Современный урок. СПб., 2009, с. 50-51).

В процессе подготовки и проведения презентаций формируются и развиваются презентационные умения студентов. В итоге они перерастают в общие компетенции: достаточно полно (но лаконично) раскрыть тему, показать сущность работы, собственный путь решения задачи (ситуации)…

К числу презентативных умений относится и способность самостоятельно проанализировать, насколько адекватно поставлена задача и успешно решена проблема.





Глава II. Методические условия и правила подготовки

к демонстрации презентаций



В дидактической и методической литературе разработаны условия, правила подготовки и демонстрации презентации.

К методическим условиям относятся следующие:

а) не следует перегружать слайды текстом;

б) необходимо отображать даты, имена, термины, нужные для записи в тетради;

в) размещать на слайдах только краткие тезисы, убирая из содержания все лишнее;

г) нужно выделять важный материал, требующий обязательного усвоения;

д) не следует перегружать слайды анимацией;

е) нежелательны такие эффекты, как побуквенное появление текста, вылет, вращение картинок, волны, стихи (за исключением эпиграфа или небольшого изречения), темные фоны (и фоны, содержащие активный рисунок), звуковое сопровождение презентаций (даже тихая музыка создает шум).

И.М. Осмоловская считает, что в презентациях музыку следует использовать только при сопровождении видеофрагментов. (Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. М., 2009, с. 109-111).

С методическими условиями презентаций тесно переплетаются требования:

  1. к содержанию мультимедийных презентаций;

  2. к дизайну данного вида деятельности;

  3. к эффективности использования презентаций.


Разберем это подробнее.

  1. Требования к содержанию:

  • строгое соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

  • соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точек в заголовках и т.д.);

  • отсутствие фактологических ошибок, достоверность представленной информации;

  • лаконичность текста на слайде;

  • завершенность (содержание каждой части текстовой информации логично завершено);

  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;


  • расположение информации на слайде (предпочтительнее горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

  • информация должна быть подана привлекательно, оригинально, чтобы обратить на нее внимание.


  1. Требования к дизайну:

  • использование единого стиля оформления;

  • соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

  • использование для фона слайда психологически комфортного тона;

  • фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

  • использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

  • целесообразность использования анимационных эффектов.


  1. Требования к эффективности использования презентаций:

  • обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;

  • педагогическая целесообразность использования презентации;

  • адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от поставленных целей;

  • творческий, оригинальный подход к созданию презентации.


Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимальное количество слайдов – 10-15).

Качество методического сопровождения включает: указание данных автора, подробные методические указания для преподавателей, либо детально описанный сценарий урока, внеклассного мероприятия.

На титульном слайде указываются данные автора (Ф.И.О. и название образовательного учреждения), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов (заголовка).

На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).

Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями загружается одним заархивированным файлом.








Глава III. Примеры творческих учебных презентаций,

исследовательской работы по общественным дисциплинам

студентов 1х и 2х курсов ГБ ПОУ «ВПТ»


Особое значение электронные презентации имеют в работе с материалами по общественным дисциплинам: истории, права, обществознанию, философии, социологии и др. И здесь очень важно наметить виды самостоятельной работы над презентациями по различным проблемам. К ним относится:

  • поиск и анализ информации. Он позволяет расширить представления об изучаемой культуре, эпохе; подробнее познакомиться с основным содержанием;

  • освоение разнообразных способов взаимодействия с данными объектами;

  • творческий характер деятельности (переосмысление и использование историко-культурного, правового, экономического опыта в собственной деятельности);

  • формирование опыта создания собственных текстов.


Данная глава методической работы посвящена показу некоторых работ студентов по темам: «Россия глазами молодых» (учебно-практическая конференция студентов 1го курса 2012/2013 учебного года) и «Дороги России» (учебно-исследовательская студенческая конференция 2013/2014 учебного года с презентациями творческих проектов по учебной и внеклассной работе).

В основу всех презентаций был положен проблемный подход к раскрытию основного содержания тем с помощью визуальных средств.

В своих работах, фактически представлявших мини-исследования по разнообразным темам обществоведческого цикла, студенты четко придерживались основам творческих проектов:

  1. Формулировки проблемы.

  2. Цели работы.

  3. Анализу имеющегося опыта решения данной проблемы проекта (в России, за рубежом, сегодняшнее решение данной проблемы).

  4. Значимости информации о реальном положении дел по избранной проблеме.

  5. Анализу недостающей информации и важность ее для проекта.

  6. Способов и методов исследования.

  7. Ожидаемых результатов.

  8. Личного участия в решении проблемы.


В Приложениях 1и 2 дается перечень представленных работ различных форм в виде: рефератов, коллективных и индивидуальных проектов, а также фото- и видеопроектов по темам истории.

При подготовке студентов к презентации широко использовались советы от Дейла Карнеги, которые предварительно обсуждались и прорабатывались в совместной работе с целью достижения наибольшего успеха.

Эффективная подача презентаций достигалась за счет выполнения четырех общепринятых этапов – четыре «П»: планирование, подготовка, практика и презентация. Упор делался на следующие моменты:

  1. Планирование

  • необходимо определить основные моменты доклада на основе анализа аудитории и спланировать их;

  • спросить себя «Насколько аудитория посвящена в эту тему»;

  • определяя цель презентации, каждый должен стремиться донести что-то до аудитории, убедить ее, научить, мотивировать свое мнение. Когда цель точно сформулирована, ее и легче достичь. Необходимо использовать общие и понятные слова и фразы, фокусируя внимание на цели доклада.

  1. Подготовка

  • необходимо спросить себя: «Почему это сообщение так важно для меня?»;

  • сформулировать структуру презентации с выделением ключевых моментов его;

  • необходимо подготовить хорошее начало презентации, заслуживающее внимание. Поэтому надо удивить аудиторию или привести в пример какой-либо связанный случай способный заинтересовать аудиторию; возможно начать с какого-либо интересного эпиграфа или отрывка стихотворения. Это будет вашим творчеством, но надо помнить, что открытие не должно занимать более 5 – 10% презентации.

  • учитывая, что слушатели помнят от 4 до 6 разных позиций, необходимо тщательно отбирать главные идеи. Они должны составить от 80 до 85% презентации.

  • подготовить хорошее завершение презентации, соответствующее цели доклада и создающее запоминающее впечатление.

  1. Практика

Необходимо поупражняться с докладом перед своими друзьями (перед небольшой аудиторией) и узнать мнение о содержании и стиле презентации. Вопросы, которым следует уделить особое внимание:

  • Хорошо ли воспринимается доклад?

  • Опираются ли основные моменты доклада на факты?

  • Понятны ли рисунки и иллюстрации? Относятся ли они к данной теме?

  • Не используются ли термины и выражения, непонятные аудитории?

  • Является ли завершение презентации запоминающимся?

  • Получены ли ожидаемые результаты?


Далее запишите репетицию своего выступления на видеодиск и внимательно просмотрите его, отмечая все уходы от темы и другие проявления нервозности.


Помните: лучший способ борьбы с нервозностью – это уверенность

в себе, которая увеличивается с каждым новым выступлением!!!


Настройка времени презентации позволяет быть уверенным в том, что вы уложитесь ровно в отведенное время. Отведите время для ответов на вопросы.


  1. Презентация

Она показывает:

  • Абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания аудитории и донесение до нее важности вашего сообщения.

  • С самого начала необходимо создать благоприятное впечатление.

По возможности смотреть в глаза присутствующим, а не в Ваши записи. Быть самим собой

  • Рассказывая, быть естественным. Говорить утвердительным повышенным тоном. Замедлять речь, чтобы выделить главное; выдерживать паузы, чтобы отделить их друг от друга.

  • Быть искренним и найти взаимопонимание с аудиторией. Чтобы быть уверенным в понимании, интересуйтесь, нет ли у аудитории вопросов.

  • Повторяйте вопросы, чтобы их услышал каждый слушатель. При необходимости перефразируйте вопрос. Если ответ на вопрос неизвестен, лучше быть честным.


При подготовке к презентации во внеклассной работе часто студенты используют Интернет-ресурсы. Любой, кто хоть раз попробовал войти в глобальную сеть Интернет, успел убедиться, что это океан информации, в котором легко утонуть.

Основные проблемы, касающиеся использования информационных ресурсов и услуг Интернет, связаны с двумя функциями:

а) стимулирующей и б) ограничительной.


Первая связана максимально стимулировать процесс развития интеллектуальных умений студентов, развитие их самостоятельного критического и творческого мышления.

Вторая должна быть направлена:

во-первых, на ограничение доступа к информации, которая не способствует развитию самостоятельного мышления (готовые базы рефератов, сочинений и т.д.);

во-вторых, к информации с недостоверными сведениями;

в-третьих, к информации чисто рекламного характера;

в-четвертых, к информации агрессивного характера, наносящая вред

психическому здоровью.


Направляя деятельность студентов по использованию Интернет-ресурсами, преподаватель должен ставить основную цель по формированию у них собственную точку зрения на те или иные явления, события, на самостоятельность, критичного мышления. С этой целью в последнее время очень широко стали использоваться специальные педагогические технологии, прежде всего, метод проектов.

Возможность самостоятельной совместной деятельности группы студентов над решением той или иной значимой для них проблемы, поиск и анализ необходимой для этого информации, отбор нужных фактов, их логическое выстраивание, несомненно, способствует формированию самостоятельности мышления.

При создании мультимедийных презентаций необходимо значительно переработать определенное количество текстовой информации, заполнить ее иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами.




































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, достоинства использования в образовательном процессе современных информационных технологий очевидны. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; активизируют познавательную деятельность студентов.

Методическая сила мультимедиа состоит в том, что студентов легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

К числу существенных позитивных факторов относятся и более глубокое понимание предоставляемого материала (как учебное, так и дополнительное), лучшее запоминание его, расширение кругозора.

Экспериментальная работа показала, что для оценки презентационной деятельности студентов необходимо разработать шкалу уровней презентаций. В самом общем виде она может быть представлена таким образом:


I уровень – копирование информации из учебной литературы и Интернета;


II уровень – воспроизведение информации на основе тщательного самостоятельного отбора и обработка сведений из разнообразных источников;


III уровень – предъявление материала на основе собственного опыта освоения материала обществоведческого плана;


IV уровень – предоставление информации на основе опыта, накопленного философами, политологами, правоведами, культурологами разных поколений;


V уровень – создание собственных текстов и их переложение (анализ) на основе архивных и документальных материалов через создание творческих учебных проектов.


Работы студентов, представленные на конференциях, в подавляющем большинстве – работы высокого уровня. В них можно видеть позитивное отношение к миру, уверенность в себе, мотивация самосовершенствования. По утверждению американского педагога Филиппа С. Шлехти: «Нам нужны такие люди, которые умеют учиться самостоятельно», только тогда человек может рассчитывать на успех в информационном обществе.







ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ


  1. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Методика, технологические приемы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2009 г.

  2. Ванюшкина Л.М. Современный урок. Спб., 2009, с. 50-51.

  3. Гомулина Н.Н. Оформление презентаций. – www. gomulina.orc.

  4. Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мудьтимедийных презентаций. М., 2009, с. 8.

  5. Игровые проекты в школе. /сост. Л.С. Панкрат, Л.В. Самусева. Минск: Крамко-Принт, 2009.

  6. Информационные технологии в образовании. /авт. – сост. О.А. Минич. – Минск: Крамко-Принт, 2008.

  7. Коджаспирова Г.М., Петрова К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2001.

  8. Морзе Н.В., Вембер В.Г., Кузьмiнська О.Г. Общие критерии оценивания презентации – http: //sites.google.com/site/nmkinformatika 10/.

  9. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М., 1998.

  10. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. М., 2009, с. 109-111.

  11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003, с. 52-53.

  12. Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности образовательных презентаций. Microsoft Power Point – http://docs.google.com/Дос?id=dcrwi dpd 102ggsghdt.

  13. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М., 2007, с. 30-32.

  14. Требования к презентации – http://www.openc/ass.ru/wiki-pages/31184.

  15. Шалыгина И.В. Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологий. М., 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Кошман Людмила Сергеевна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства