kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наставничество в воспитательной системе колледжа как форма социального партнёрства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наставничество в воспитательной системе колледжа как форма социального партнёрства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество в воспитательной системе колледжа как форма социального партнёрства»

Наставничество в воспитательной системе колледжа как форма социального партнёрства

Еще в советский период наставничество носило массовый характер и активно применялось в педагогической деятельности. Именно в этот период были разработаны положения о наставничестве, проводилось обучение и организовывался обмен опытом.

Существуют различные представления о наставниках, процессах и формах наставничества.

Однако актуальность системы наставничества в воспитательном процессе как в теоретическом, так и в практическом планах не вызывает никаких сомнений, особенно в сфере социального формирования молодёжи, связанной с её адаптацией к условиям жизни. Это подтверждается и статистикой правонарушений среди несовершеннолетних и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Элементы наставничества аккумулируются во всех сферах жизни и на любых ее этапах, где взрослые коммуницируют с подростками.

«Наставники — это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал» [1].

Следовательно, наставничество нужно рассматривать как целенаправленный, педагогически организованный процесс в работе с подростками и как эффективную форму социально-педагогической деятельности, в которой реализуется личностно-индивидуальный подход [2], который способствуют их творческой, профессиональной и социальной реализации

Необходимо обратить внимание на особые специфические особенности данной формы:

1)    тесную взаимосвязь наставничества с основами традиционного воспитания, т. е. оно не всегда создается искусственно, а чаще всего может возникать в процессе совместной деятельности и предполагает выход за пределы коммуникации с подростками на поле межличностных отношений, социокультурного взаимодействия поколений. Получается, что это - двусторонний процесс, который носит  субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического  взаимодействия [3]. Другими словами подросток - не просто объект обучения и воспитания, а активный участник, воздействующий на процесс обмена опытом и знаниями.

2)    обращение к конкретной личности и наличие духовной связи, достигаемой через установление дружеских отношений с подростком на основе личного примера. Общение  не должно  быть  ограничено  формальными рамками, диалог не состоится, если между наставником и подопечным будет  большая  психологическая  дистанция [3].

3)    развитие у подростков духовно-нравственных качеств и чувства патриотизма. 

Наставничество является довольно сложным феноменом, так как основывается не просто на передаче опыта и одноразовой помощи и поддержке, а на постоянном взаимодействии с подростком, участии в его жизни с целью раскрытия его интеллектуального и творческого потенциала.

Рассматривать данную форму как эффективный метод в системе воспитания необходимо исключительно через призму социального партнёрства, построенного на принципах взаимной заинтересованности сторон,  добровольности  принятия ими обязательств и ответственности за результат деятельности. Такой подход позволяет правильно  сформулировать цели  совместной  работы  над  выявленными  проблемами, предложить  возможность  решения  стоящих  перед подопечным задач.

Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что [4]

-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды;

-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;

-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;

-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.

Основными задачами наставничества являются:

- оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;

- организация просветительской работы с родителями, с законными представителями для активизации профилактического потенциала семьи;

- индивидуальная работа с подростком по выявлению проблем в организации жизнедеятельности.

Основными приципами наставничества являются следующие [4]:

§  Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

§  Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.

§  Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».

§  Объективность подхода к подростку -знание многообразных аспектов жизнедеятельности коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).

§  Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения с целью быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи подростку.

§  Неразглашение информации о нем и его семье.

§  Уважение достоинства и культуры всех народов.

§  Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.

§  Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.

§  Стимулирование чувства ответственности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наставничество в воспитательной системе колледжа как форма социального партнёрства

Автор: Прокопьева Ольга Владимировна

Дата: 03.03.2024

Номер свидетельства: 646701


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства