Просмотр содержимого документа
«Наставничество в воспитательной системе колледжа как форма социального партнёрства»
Наставничество в воспитательной системе колледжа как форма социального партнёрства
Еще в советский период наставничество носило массовый характер и активно применялось в педагогической деятельности. Именно в этот период были разработаны положения о наставничестве, проводилось обучение и организовывался обмен опытом.
Существуют различные представления о наставниках, процессах и формах наставничества.
Однако актуальность системы наставничества в воспитательном процессе как в теоретическом, так и в практическом планах не вызывает никаких сомнений, особенно в сфере социального формирования молодёжи, связанной с её адаптацией к условиям жизни. Это подтверждается и статистикой правонарушений среди несовершеннолетних и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Элементы наставничества аккумулируются во всех сферах жизни и на любых ее этапах, где взрослые коммуницируют с подростками.
«Наставники — это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал» [1].
Следовательно, наставничество нужно рассматривать как целенаправленный, педагогически организованный процесс в работе с подростками и как эффективную форму социально-педагогической деятельности, в которой реализуется личностно-индивидуальный подход [2], который способствуют их творческой, профессиональной и социальной реализации
Необходимо обратить внимание на особые специфические особенности данной формы:
1) тесную взаимосвязь наставничества с основами традиционного воспитания, т. е. оно не всегда создается искусственно, а чаще всего может возникать в процессе совместной деятельности и предполагает выход за пределы коммуникации с подростками на поле межличностных отношений, социокультурного взаимодействия поколений. Получается, что это - двусторонний процесс, который носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия [3]. Другими словами подросток - не просто объект обучения и воспитания, а активный участник, воздействующий на процесс обмена опытом и знаниями.
2) обращение к конкретной личности и наличие духовной связи, достигаемой через установление дружеских отношений с подростком на основе личного примера. Общение не должно быть ограничено формальными рамками, диалог не состоится, если между наставником и подопечным будет большая психологическая дистанция [3].
3) развитие у подростков духовно-нравственных качеств и чувства патриотизма.
Наставничество является довольно сложным феноменом, так как основывается не просто на передаче опыта и одноразовой помощи и поддержке, а на постоянном взаимодействии с подростком, участии в его жизни с целью раскрытия его интеллектуального и творческого потенциала.
Рассматривать данную форму как эффективный метод в системе воспитания необходимо исключительно через призму социального партнёрства, построенного на принципах взаимной заинтересованности сторон, добровольности принятия ими обязательств и ответственности за результат деятельности. Такой подход позволяет правильно сформулировать цели совместной работы над выявленными проблемами, предложить возможность решения стоящих перед подопечным задач.
Наставничество как вид волонтерской (добровольческой) деятельности заключается в том, что [4]
-это эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека, общества и окружающей среды;
-это механизм, с помощью которого люди могут прямо адресовать свои проблемы тем, кто может их решить;
-это движение с целью добиться большего влияния на собственную жизнь. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи;
-это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.
Основными задачами наставничества являются:
- оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
- организация просветительской работы с родителями, с законными представителями для активизации профилактического потенциала семьи;
- индивидуальная работа с подростком по выявлению проблем в организации жизнедеятельности.
Основными приципами наставничества являются следующие [4]:
§ Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
§ Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.
§ Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».
§ Объективность подхода к подростку -знание многообразных аспектов жизнедеятельности коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).
§ Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения с целью быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи подростку.
§ Неразглашение информации о нем и его семье.
§ Уважение достоинства и культуры всех народов.
§ Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.
§ Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.