kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Мифы. Человек и общество в ранних мифах и философских воззрениях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия с разноуровневым домашним заданием.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

1. Деятельностная цель:

– поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

– отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

– передача   содержания   информации   адекватно   поставленной  цели (сжато, полно, выборочно);

– перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

– выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

– владение навыками редактирования текста;

– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

2. Образовательная цель: формирование понятийной базы по теме «Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях»

3. Воспитательная цель: воспитание уважения к иным взглядам и мнениям.

Основные принципы урока:

1) Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире – в данносм случае – обществознание + история.

3) Принцип минимакса – обучающемуся предлагается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социального необходимого уровня. В данном случае материал подобран с учётом необходимости вовлечения в работу всех обучающихся профильного класса.

4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм обобщения.

5) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Мифы. Человек и общество в ранних мифах и философских воззрениях» »

3


Автор: Риттер Владимир Яковлевич, МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области»

Тема урока: «Мифы. Человек и общество в ранних мифах».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

1. Деятельностная цель:

– поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

– отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

– передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

– перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

– выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

– владение навыками редактирования текста;

– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;



2. Образовательная цель: формирование понятийной базы по теме «Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях»

3. Воспитательная цель: воспитание уважения к иным взглядам и мнениям.



Основные принципы урока:

1) Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире – в данносм случае – обществознание + история.

3) Принцип минимакса – обучающемуся предлагается возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социального необходимого уровня. В данном случае материал подобран с учётом необходимости вовлечения в работу всех обучающихся профильного класса.

4) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм обобщения.

5) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредмет-ные результаты

Приветствие

(1-2 минуты). Обращение к аудитории и объявление о форме предстоящего занятия и его особенностях.


Здравствуйте, уважаемые десятиклассники! На этом занятии, мне хотелось играть роль не столько учителя, сколько соучастника обретения нового знания. Не учить, а быть рядом с вами, быть вместе с вами в поисках ответов на вопросы. Я очень надеюсь, что мы пройдём путь от постановки проблемы до её разрешения вместе, рука об руку. Мне кажется, что для такого занятия лучше всего подойдёт работа в группах. Прошу вас занять места согласно табличкам с фамилиями

Приветствуют учителя. Организуют личное рабочее пространство занятия (готовятся к уроку)


Формирование этических норм. Определение своего отношения к предстоящему уроку; определения своего отношения к соседу; определение своей готовности к сотрудничеству на уроке с одноклас-сниками и учителем


Умение устанавливать контакт с цель дальнейшей сов-местной деятельности

I этап: Вызов

(6-7 минут)



2. Мотивация формулирования темы учебного занятия обуча-ющимися


Давайте обратим внимание на экран!

На экране отрывок из мультипликационного фильма «Персефона» (Кристмас Филмз, 2002 г.
Режиссёр: Сергей Олифиренко )

Восприятие информации, содержащей противоречия (просмотр: видео, аудио, вербальной, текста). Краткие записи в тетради в виде тезисов или символов.

Формирование личностного отношения к проблеме определения темы занятия, обращение к культурному наследию человечества – мифам Древней Греции; обращение к эмоциональному восприятию мифа в 5-м классе и сравнение своего эмоционального состояния в настоящем с эмоциональным состоянием в прошлом.

Формирование визуальных представлений о предмете изучения

Фиксация информации: краткие записи в тетради, перевод информации в иную/ые знаково-символические системы. «Свёртывание» информации. Её структурирование. Умение логически мыслить;само-стоятельно вы-делять и формулировать познаватель-ную цель. Умение выстраивать ассоциативные связи

3. Подведение обучающихся к формулированию темы занятия

Задаю вопросы: 1)Что мы видим на экране? 2)Что мы знаем о сюжете этого мультфильма? 3)С каким периодом эволюции связано то, о чём снят мультфильм? 4)Где можно локализовать цивилизацию, с которой связана основа мультфильма?

Отвечают на вопросы: 1) это анимация мифа «Персфона» 2) в основе сюжета мультфильма представления древних эллинов о смене времён года, 3) с древностью, 4) Балканский полуостров, острова Эгейского и Ионического морей, побережье Малой Азии – место расселения греческих племён, ахейцев и дорийцев.

Умение принимать иную позицию, уважать иное мнение


Умение осознанно строить речевое высказывание, умение слушать других

Продолжаю использовать приём «яркое пятно»: Продолжим наше краткое путешествие к истокам европейской цивилизации и посмотрим ещё один отрывок.

Обучающиеся просматривают отрывок из художественного фильма «Одиссей» (Год выпуска:1997, Режиссёр А. Кончаловский)



Умение логически мыслить;само-стоятельно вы-делять и формулировать познаватель-ную цель. Умение выстраивать ассоциативные связи. Умение сравнивать.

Задаю вопросы: 1) Можно ли считать этот фильм в стиле «фэнтези» сказкой, зная, что археолог-любитель Генрих Шлиман доказал существование Трои? 2) в чём сходство между мифом о Персефоне и произведениями Гомера?

Отвечают на вопросы: 1) У рассказанного Гомером была историческая основа, значит, это не сказка, хотя в «Одиссее» и действуют боги, циклоп, Сцилла и Харибда – персонажи отсутствующие в реальности. 2) Сходство в наличие мифической основы.




4.Формулирование темы занятия на уровне обучаю-щихся

Задаю вопрос:

И так, о чём же мы сегодня будем говорить с вами? Какую проблему будет обсуждать?

Выслушиваю ответы. Предлагаю сверить формулировки обучающихся с формулировками специалистов: 1) Ж.-П. Вернан : « mythos означает «слово», «рассказ» и изначально не противопоставляется logos'у, первоначальным смыслом которого также является «слово», «речь». Начиная с V в. до н. э. в философии и истории mythos, противопоставленный logos'y, приобрёл уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение, которое не опирается на строгое доказательство или надёжное свидетельство. 2) Джордж Шёпфлин: «Главное в мифе - это содержание, а вовсе не соответствие историческим свидетельствам». 3) Лосев: « особая форма выражения сознания и чувств древнего человека». 4) Барт: «Миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер». 5) «Миф — это чувственный образ и представление, своеобразное мироощущение, а не миропонимание», не подвластное разуму сознание, скорее даже доразумное сознание. Грезы, волны фантазии — вот что такое миф.






Дают собственные формулировки темы занятия. Фиксируют в тетрадях. Сравнивают свои определения с предложенными. Обсуждают возможность формирования наиболее точной дефиниции.


Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции.


Умение излагать своё мнение (в монологе, диа-логе, поли-логе), аргументируя его, подтвер-ждая фактами, выдвигая контраргумен-ты в дискуссии

Самостоятель-но вычитывать подтекстовую информацию, устанавливать аналогии для понимания закономернос-тей. Критически оценивать поступающую информацию.

5. Коррекция формулировок

Задаю ещё несколько вопросов:

1)Считаете ли вы, что проблему этих людей возможно решить, подавая милостыню, деятельностью религиозных организаций, акциями благотворительных организаций или без вмешательства государства решить проблему нельзя?



























Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции



7. Окончательная формулировка темы занятия; определение целей и задач занятия; составление развёрнутого плана.

Подвожу итог: Я благодарю всех, высказавших своё мнение, ваши рассуждения позволяют нам зафиксировать обсуждаемую проблему как «Мифы. Человек и общество в ранних мифах».

Предлагаю определить цели и задачи занятия, составить развёрнутый план.

Соотносят свои представления с формулировкой темы. Выдвигают предложения о целях и задачах занятия, пунктах развёрнутого плана

Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции, определение значимости исследовательской деятельности для самого себя, степень заинтересованности объектом исследования.


Сравнение собственной формулировки с образцом. Целеполагание. Определение маршрута познавательной деятельности. Возможных источников знания.

Этап II. Само-стоятельная работа. (15-18) минут) Самоанализ и самоконтроль.

Работа в группах, индивидуальная работа. Использование разнообразных источников для поиска информации.


Предлагаю остаться в предложенных мной группах, либо поменяться местами и перейти в другую группу с учётом настроя на сотрудничество. Объясняю цель работы каждой группы. Консультирую в ходе работы групп (по необходимости).


Устанавливают контакты в группе. Распределяют роли. Формируют самостоятельно или при помощи учителя правила работы в группе. Группы формируют вопросы о том, что именно им нужно узнать, из каких источников

Выделение себя в качестве ли-дера, способ-ного взять на себя ответствен-ность за начало занятия, умение задать ритм занятию. Проявление интереса и активности в выборе группы; Установление личностного смысла знания

Формирование знаний о мифах и особенностях мифологического сознания у человека древнего мира.

Умение логически мыслить; анализировать, сравнивать,уто-чнять, делать выводы


Первая группа изучает информацию из различных источников, относящуюся к мифам творения.

Помогаю организовать коммуникативное взаимодействие в группах с целью реализации проекта, направленного на приобретение знаний. Использую подводящий диалог: Какую же цель вашей группе надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать цель работы для каждого участника? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Уточняются средства, которые нужны для проектирования.

Контролирую деятельности групп, при необходимости – кон-сультативная помощь.

Адрес сайта «Мифология народов мира» http://legendy.net/


1) Листок с японским мифом:

«Прежде установления точного времясчисления, когда земля еще была не устроена, всюду царствовал хаос. Земля и вода, свет и тьма, звезды и небесная твердь представляли из себя одну дымящуюся, пенящуюся, не имеющую определенной формы массу.
Все было безобразно, все было перемешано, и не существовало ни одного живого создания.
Призраками носились облака над беспокойно движущеюся морскою поверхностью. Первое божество возникло из чудовищной почки копьеобразного тростника, поднимавшегося из глубины безграничного хаоса. Потом произошли другие божества, но миновали три поколения божеств, прежде чем определились точные границы между небом и землей. Наконец, на том месте, где поднялась вверх вершина волчьей травы, явились первые небесные духи.
Власть их не простиралась на глубоко лежащий под ними мир, в котором еще долго после того царил хаос. Только четвертому поколению богов было предназначено совершить создание и устройство земли.
Эти два существа были - могущественный дух воздуха Идзанаки и прекрасная богиня облаков Идзанами. От них произошла вся жизнь.
Идзанаки и Идзанами прогуливались по колеблющемуся небесному мосту, который висел над пропастью, отделявшей землю от неба. Он поддерживался воздухом надежно и крепко. И сказал однажды дух воздуха богине облаков:
- Под нашими стопами должно возникнуть королевство, и мы будем посещать его.
И, сказав это, он вонзил свой украшенный драгоценными камнями жезл в самую глубину кипящей массы.
Капли, которые сорвались с острия его жезла, окаменели, и из них образовался остров Оногоро.
И сошли на него создатели мира и возвели на нем огромный гористый конус с тем, чтобы на вершине его мог утвердиться небесный мост, и чтобы вокруг него мог вращаться весь остальной свет в вечном круговороте».

(полный текст: URL: http://legendy.net/japan_mif_1.php)

2) Листок со скандинавским мифом:

«Сначала была черная бездна, отделявшая друг от друга царство туманов (на севере) и царство огня (на юге). В царстве туманов забил родник, его воды, замерзая, заполняли собой бездну, пока лед не подошел вплотную к царству огня. Искры, смешиваясь со льдом, вдохнули в него жизнь, из таявшего льда возникли великаны - первым из них был Имир - и гигантская корова, поившая великанов молоком. Корова, облизывая ледяную глыбу, создала гиганта, трое детей которого стали первыми богами-асами. Они убили Имира и сделали из его тела землю, из черепа - небесный свод, из костей - горы, из волос - деревья, и так далее. Потом срубили ясень и сделали из него мужчину, а из ольхи - женщину. Высоко над облаками теперь страна богов. Посреди нее - вершина огромного ясеня Игдразиля, корни которого лежат и в стране туманов, и в стране великанов, и в стране людей. Ветви этого ясеня раскинулись надо всем миром».

3) Листок с индийским мифом. Сначала не существовало ничего: ни звезд, ни луны, ни даже солнца. Существовали лишь воды, простиравшиеся без конца и края. Из тьмы первородного хаоса, прибывавшего без движения, как в глубоком сне, прежде иных творений возникли воды. Затем из воды родился огонь. Золотое Яйцо было образовано огромной всемогущей силой тепла. Тогда еще никто не отмерял время, не было понятия года; но столько времени, сколько мог бы длиться год, плавало это Золотое Яйцо в водах, в бездонном и безбрежном океане. Из зародыша Золотого Яйца появился Прародитель Брахма. Брахма разбил Яйцо, и оно распалось на две половины. Верхняя его часть стала Небом, а нижняя стала Землей, а меж этими половинами, Брахма поместил пространство с воздухом. Таким образом он положил начало времен, утвердил землю среди вод, создал страны света. Так была создана вселенная, но вдруг Брахма посмотрел вокруг себя и обнаружил, что нет никого, кроме него одного во всей созданной Вселенной; и испугался великий бог. С тех пор всякий, кто остается один, исполняется страхом. Но Брахма подумал: «А ведь если здесь никого кроме меня нет, то кого же мне бояться?». И страх ушел, потому что страх не может быть сам по себе, он может быть только перед кем-то. Но радость тоже не пришла, поэтому то, кто остался один, также не знает радости.

Он размышлял: «Как же мне создать потомство?», И силою своей мысли он создал шестерых сыновей, шестерых великих Властелинов созданий. Старший сын – Маричи был рожден из души Брахмы; глаза его породили второго сына— Атри;Ангирас-третий сын— явился из уст Творца; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого; Крату, шестой — из ноздрей Брахмы. От сына Маричи, мудрого Кашьяпа, произошли боги и демоны, люди и животные, змеи и птицы, страшные чудовища и исполины, коровы и жрецы и множество других существ как божественной, так и демонической природы, которые населили небеса, землю, и подземный мир.От Атрии, второго из сыновей Брахмы, появился Дхарма, ставший богом справедливости; Ангирас, третий сын, создал род святых мудрецов Ангирасов, старшие из которых – Самварта Брихаспати и Утатхья. Седьмым по счету сыном Брахмы, стал Дакша, вышедший из большого пальца на правой ноге Творца. Палец на левой ноге стал основой для дочери Брахмы. Звали ее Вирини, что означало Ночь, и была она женой Дакши. У них было пятьдесят дочерей, тринадцать из которых Дакша выдал за Кашьяпу, десять – за Брахму, двадцать семь — за Сому, бога луны, — они собственно стали двадцатью семью великолепными созвездиями на небе. У Дакши родились дочери, которые в будущем должны были стать женами богов и величайших мудрецов.

4) Греческий миф: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи».

5) Из «Теогонии» Гесиода

Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос.

Сладкоистомый - у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве; с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных,

Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многостенных;

Также еще родила, ни к кому не всходивших, на ложе,

Шумное море бесплотное, Поит. А потом, разделивши

Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий... (Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). – М.: Мысль, 1972. – С 117-118.)



6) Древнеегипетский миф: «Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун.

Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя.

Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра.

— Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен.

Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага).

Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.

Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.

В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.

Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.

Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.

Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Великая Девятка богов — Эннеада, как ее называли греки.

Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов.»

6) «Космогониче­ский миф не подлежит обсуждению. Он описывает по­следовательность священных событий, которую можно либо принимать, либо не принимать. Но никакая космо­гония не может стать частью постепенного и кумуля­тивного роста знаний... Миф притязает на безоговорочное признание со стороны верующего, а не на оправдание перед судом кри­тического ума. Но онтологический принцип или перво­причина должны быть рационально постижимы, даже если впервые они были открыты во вспышке озарения. Они не ставят перед выбором: принять или отвергнуть? Они могут быть проанализированы, видоизменены или исправлены. Короче говоря, они — предмет интеллекту­ального суждения». Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека /Г. Франкфорт и др. – СПб., 2001. – С. 296.

Задания.

Дифференциация работы в группе:

Индивидуальные задания. 1) составление глоссария по теме занятия (Пример:);

2) Создание коллажа.

Вопросы:

1.Как мифология трактует проблему происхождения мира?

2.Какой смысл вложен в мифах в категорию «начало»?

3. Найдите сходства и отличия в мифах творения разных народов, составьте таблицу.


Проявление качеств лидера, умение взять ответственность на себя. Умение работать в команде.

Осознавать многообразие взглядов на проблему.

Самооценка: не знаю и могу при-знать это. Могу предположить.

Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятельности.

Расширение понятийной базы, относящейся к Разделу «Место философии в системе обществознания»

Использование текста, предоставлен-ного учителем и найденных самостоятельно. Выбор высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов. Определение недостаточности информации и путей её поиска в учебнике, обращение к товарищам по группе, обращение за консультацией к учителю, поиск в интернете.

Проводят анализ полученной информации. Составляют коллаж.

Использование чужих мыслей в виде основы для формулирова-ния своей позиции.

Умение самостоятельно определять где возникло затруднение в ходе работы? Для выявления причины личностного затруднения задаются вопросы типа: Почему здесь возникло затруднение? Каковы пути выхода из затруднения?

Использование научной терминологии, развитие интеллектуаль-ных способностей

Аргументация и доказательство:

прямое доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов; Опровержение – рассуждение, устанавливающее ложность или необоснованность тезиса.

Обращение к критериям.

Обращение к примерам.



Владеть смысловым чте-нием - са-мостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифициро-вать по за-данным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания законо-мерностей. критически оценивать по-ступающую ин-формацию; представлять её.


2) Вторая группа рассматривает антропологические мифы


Работа второй группы:

Читают предоставленные документы

Дифференциация работы в группе:

Индивидуальные задания. 1) составление глоссария по теме антропологические мифы (Пример:);

2)

Формирование личностного отношения к мифоэпическим текстам, формирование эстетических ценностей.

Знакомство с научно-популярными текстами по культурологии, религиоведению и философии

Использование научной терминологии, развитие интеллектуаль-ных способностей


3) Третья группа работает с эсхатологическими и календарными мифами

Индийский миф о потопе «Ману, сын Вивасвата, сводный брат Ямы, поселился на земле в уединенной обители близ южных гор. Однажды поутру, когда он умывал руки, как это делают и по сей день, ему попалась в воде, принесенной для умывания, маленькая рыбка. Она ему сказала: "Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя". - "От чего ты спасешь меня?" - спросил удивленный Ману. Рыба сказала: "Придет потоп и погубит все живые существа. От него я спасу тебя". - "Как же мне сохранить тебе жизнь?" - И она сказала: "Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там; и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю и выпусти на простор, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда". Ману так и сделал. Вскоре она выросла и стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове; а это самая большая из всех рыб. И Ману выпустил ее в море. Тогда она сказала: "В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя".
И в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Повинуясь ее велению, Ману взял с собою семена различных растений. Потом он привя-зал веревку к рогу рыбы, и она быстро повлекла его судно по бушующим волнам. Не видно стало земли, скрылись из глаз страны света; одна вода была вокруг них. Ману и рыба были единственными живыми существами в этом водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль из стороны в сторону. Но рыба все плыла и плыла вперед по водной пустыне и, наконец, привела корабль Ману к высочайшей горе Хималая. Тогда она сказала Ману: "Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву. Но будь осторожен, вода может смыть тебя. Спускайся постепенно, вслед за спадом воды". Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется "Спуск Ману". А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле».

Поэзия и проза Древнего Востока. – М.: Художественная литература , 1973. – С. 399 – 400.

Шумерский миф о потопе (неадаптированный текст)

Первые 37 строк разбиты.

I

Истребление моих человеков...
Мной сотворенное богине Нинту...
Воистину я возвращу ей.
Я верну народ к местам их обиталищ.
Да будут их грады построены, да будут их беды рассеяны.
Кирпичи во всех своих градах на места священные
Воистину пусть они поставят.
На святых местах пусть собраны будут.
Святость воды - огня гашение - да будет
В праведности установлена.
Обряды, могучие Сути совершенными воистину будут,
Землю вода да оросит, благостный мир я им дам".

Когда Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг
Черноголовый народ сотворили,
Живность в земле начала множиться буйно,
Всевозможные четвероногие твари
узором достойным покрыли долины.

...

Более 30 строк разрушено.

II

...

"Труды их усилий хочу я направить.
Строитель Страны да прокопает землю, да заложит основы".

Когда Сути царственности с небес спустились,
Могучий венец и царственности престол с небес спустили,
Он сотворил их обряды, он могучие Сути
Совершенными сделал.
Он основал селенья и грады.
Он имена им нарек, доли им он распределил.

Первый из них - Эредуг, вождю Нудиммуду его он дал.
Второй - жрице небес - Бадтибиру он ей дал.
Третий - Лараг, Пабильсагу его он дал.
Четвертый - Сиппар, герою Уту его он дал.
Пятый - Шуруппак, Суд он его дал.
Этим градам он дал имена, он столицами их назначил.
Он не прекратил разливы, он прокопал землю,
Он принес им воду.
Малые речки он очистил, провел оросительные протоки.

40 строк разрушено

III

В те дни Нинту... свои творенья...
Светлая Инанна за своих человеков плач заводит.
Энки сам с собою советуется.
Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг,
Боги Вселенной именем Ана поклялись,
Именем Энлиля поклялись.
В те дни Зиусудра, помазанник божий...
Навес овальный себе построил...
В покорности, благоговейно, со смиренными,
Праведными словами...
Каждый день он стоял, склоняясь...
То не сон, то выход его речений...
Дабы заклясть небо и землю.

IV

В Киуре бога... стена...
Зиусудра, у края встав, слышит...
"Край стенки слева, ну-ка, послушай!
Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово!
Будь внимателен к моим наставленьям!
Потоп пронесется надо всем миром,
Дабы семя человечества уничтожить.
Окончательное решенье, слово божьего собрания...
Решение, реченное Аном, Энлилем, Нинхурсаг,
Царственность, ее прерывание..."

...

Около 40 строк, разрушено

...

Все злобные бури, все ураганы, все они собрались вместе.
Потоп свирепствует надо всем миром.
Семь дней. Семь ночей.
Когда потоп отбушевал над Страною,
Злобный ветер высокой волною
Отшвырял огромное судно,
Солнце взошло, осветило небо и землю,
Зиусудра в огромном своем корабле отверстие сделал,
И солнечный луч проник в огромное судно.
Царь Зиусудра
Пал ниц перед солнцем-Уту.
Царь быков заколол, много овец зарезал.

...

Разрушено около 40 строк.

...

Жизнью небес и жизнью земли они поклялись,
Ан и Энлиль жизнью небес и земли поклялись о том.
Кто укрылся,
Дабы живое из земли поднялось,
Дабы оно для них вышло.
Царь Зиусудра
Пред Аном, Энлилем смиренно простерся.
Энлиль с Зиусудрою ласково заговорили.
Когда жизнь, словно богу, ему присудили,
Жизнь долгую, словно богу, ему изрекли,
Тогда они царя Зиусудру,
Кто имя жизни сберег, человечества семя спас,
Поселили его в стране перехода, в стране Дильмун, там,
Где солнце-Уту восходит...
"Ты..."

Конец разрушен.

Перевод В. К. Афанасьевой

Поэзия и проза Древнего Востока. – М.: Художественная литература , 1973. – С. 212 – 215.




Аргументация и доказательство:

прямое доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов; Опровержение – рассуждение, устанавливающее ложность или необоснованность тезиса.

Обращение к критериям.

Обращение к примерам.



Владеть смысловым чте-нием - са-мостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифициро-вать по за-данным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания законо-мерностей. критически оценивать по-ступающую ин-формацию; представлять её


4) Четвёртая группа изучает мифы о героях.

1) Миф о Гильгамеше. Адаптированный текст: Артамонов С.Д. Литература Древнего мира. Книга для учащихся старших классов. – М. : Просвещение, 1988. – С. 69-76.

2) Мифы о Геракле URL: http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00475991245483589184

Анализируют, сравнивают, определяют особенности и черты сходства.

Дифференциация работы в группе:

1) Создание презентации «12 подвигов Геракла»





Индивидуальное опережающее задание, завершаемое отдельными наиболее подготовленным обучающимся в ходе занятия.

Выделение основных черт мифологического сознания и определение его особенностей на основе работы с текстами научной и научно-популярной направленности.

(Рекомедую обратиться к: Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира.-Петрозаводск: Карелия, 1991. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000933/st000.shtml

Лешкевич Т.Г. Особенности мифологического сознания // Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное - М.: Контур,1998. URL: http://inlib.biz/filosofiya_828_830/tema-osobennosti-mifologicheskogo-34663.html

Текст для работы во время занятия. Особенности мифологического мышления

Основной чертой мифологического миропонимания выступал антропоморфизм, или перенесение человеком своих свойств и характеристик на окружающий мир (по выражению К. Юнга, проецирование человеком себя вовне). По аналогии с собой как исходной точкой мироздания человеком объяснялись все природные и космические явления, весь мир живой и неживой природы и даже создаваемые его воображением божественные существа. Подобные воззрения объяснялись низким уровнем развития познания, крайне смутными представлениями людей об окружающей их действительности, страхом перед непонятными и грозными силами мира и стремлением дать им какое-либо доступное сознанию человека того времени объяснение. Из антропоморфизма как основной черты мифологического мировоззрения вытекали и такие его характеристики, как гилозоизм (от греч. слов, означающих "материя" и "жизнь"), состоящий в "оживотворении" окружающей действительности, когда весь мир, космос рассматривался как изначально живой, границы между живым, неживым и психическим не проводилось; и анимизм (от лат. "анима" - "душа", "дух") - "одухотворение" окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) скрывается сонм духов (душ), определяющих их бытие и функционирование.
          Характеризуя сознание людей, обладающих мифологическим мировоззрением, А.Н. Чанышев выделяет следующие его черты: "эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, а(до)логичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм), одушевлять его отдельные части (анимизм)" (Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 17). Мифологическому мировоззрению соответствует особый тип психической организации, отличающийся нерасчлененным единством рационального, эмоционального и действенного его компонентов.

Предполагаемый результат работы:

1) В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. 2) В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. 3) Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. 4) Миф живет в своем ,особенном времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени. 5) Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.






Индивидуальное задание (с учётом низкого уровня подготовки)

1) Прочитать текст учебника. «МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА»

2) выписать незнакомые термины

3) используя интернет составить словарь терминов







Слово «миф» происходит от греч. mythos — сказание, предание. Учитывая это значение, некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой (видимо, и многие из вас также относятся к древнегреческим мифам, с которыми вы познакомились на уроках истории). Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит никакой логики. Подробнее об отличии мифа от сказки и предания вы сможете узнать, прочитав отрывок из источника, помещенный в конце параграфа.
      Из курса истории вы знаете, что люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу. Мир природы наделялся человеческими характеристиками. Эта особенность сознания древних людей отчетливо отразилась в мифах. Но в них проявились и другие черты мировосприятия, которые исследователи в дальнейшем назвали мифологическим сознанием.
      Попробуем понять особенности мифологического сознания, сопоставляя его с тем, как воспринимает мир современный человек. К примеру, мы наблюдаем за рассветами и закатами и знаем, что они связаны с вращением Земли; мы видим малыша, который, перебегая от одного взрослого к другому, с упоением сообщает каждому свое имя, и понимаем, что у ребенка начинает формироваться самосознание. Иными словами, между нашим непосредственным восприятием явления и мыслью, которая делает его понятным, стоят некие обобщения, выводы, универсальные законы и т. п. Древние люди не подводили явления под некие теоретические обобщения, их восприятие не знало расщепления на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным. Сны также рассматривались как реальность, как и впечатления, полученные наяву, и даже, напротив, часто казались более значительными. Поэтому не случайно древние греки и вавилоняне нередко проводили ночь в священном месте, надеясь на откровение во сне.
      Постигая мир, сталкиваясь с разнообразными явлениями, мы ставим вопросы: почему и как это происходит? Для древнего человека поиски причины сводились к ответу на вопрос: кто? Он всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие. Прошел благодатный дождь — боги приняли дар людей, человек умер молодым — кто-то пожелал ему смерти.
      Отличным от нашего было у древних людей и восприятие времени. Сама идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе: смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел.
      Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. Человек был призван помогать добрым силам, от которых, как верили, зависит его благополучие. Так рождалась ритуальная сторона жизни древнего человека.
      Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам. Так, в Вавилонии коронация всегда откладывалась до начала нового природного цикла, только в первый день нового года праздновалось открытие нового храма.
      Архаические мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия, религия, а затем и наука создали новые картины мира. Однако элементы мифологического мышления сохраняются в массовом сознании по сей день.





III этап: Рефлек-сия деятельно-сти (10-12 минут).




Обращаю внимание на то, что необходимо сравнить выводы обучающихся о том, что такое миф с образцом, обобщённой научной трактовкой мифологического сознания.

Итогом занятия должны стать ответы на вопросы: 1) Что такое миф? (Ответ: Миф – это не сказка. Мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни). 2) Чем сказка отличается от мифа? 3) Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа?4) Каковы основные функции мифа?(Ответ:А) С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Б)Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др. В) В мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических картинах реального мира).

5)Каковы основные тематические циклы мифов? (Ответ:

космогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен.

6) Именно в мифах впервые появились вопросы миропонимания, в поисках ответов на которые творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути.






Итогом работы всех трёх групп будет: афиширование коллажей (коллажа, таблицы), схемы. Комментирование проделанной работы. Самооценка.

Обсуждают итоги работы, дополненяют выводы других групп, учителя

Кроме указанных образовательных продуктов должен быть ещё один: создание универсального алгоритма работы над проблемой. Обучающиеся создают его в течении занятия. После каждого этапа. Затем сверяют с тем, что является образцом (создан мной). Этот универсальный алгоритм (универсальный маршрутный листом) они унесут с собой для дальнейшего использования.

Умение оценивать свою и чужую де-ятельность. Формирование критериев успешности. Ум-ние принять ошибки.

Умение брать на себя ответствен-ность выступать от имени груп-пы, умение делегировать полномочия дру-гому, объектив-но оценивая, что другой представит работу группы лучшим образом.

Понимание при-чин успе-ха/неуспеха в выполнении заданий.




Итог урока (2-5 минуты)

Объявление отметок за работу на уроке (Работа оценивалась по ходу выполнения заданий обучающимися, проводилась самооценка).

Воспринимают информацию. Соотносят свои притязания, свою самооценку и оценку «извне». Уточняют свою представление о критериях оценки.

Оценивать свои возможности на основании проделанной в классе работы;



Домашнее задание

Задаю домашнее задание, объявляя об уровне сложности каждого из них. Предлагаю сделать выбор задания. (дифференциация и ин-дивидуализация домаш-него задания с исполь-зованием карточек)

Получают домашнее задание и осознанно записывают свое задание

Выбирать и мотивировать выбор











Миф показал свою эффективность как средство управления поведением человеком, как способ регуляции отношений между людьми. Поэтому первобытные коллективы были очень сплоченными в пределах отдельных родов, племен, зато другие роды и племена воспринимались, как правило, враждебно. Миф наиболее древний (архаичный) тип мышления, в котором не различались реальное и вымышленное; слово, мысль и предмет мысли. Поэтому миф синкретичен. Поэтому древний человек совершал многие на наш взгляд бессмысленные действия. Например, перед тем как идти на охоту древний охотник в начале убивал какое-нибудь изображение животного, полагая, что это обеспечит ему успех и на охоте. Детям давали имена многих явлений природы, имена животных, полагая, что благодаря этому ребенок будет наделен свойствами этих явлений природы или животных Миф выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.


Домашние задания

Начальный уровень: Прочитать и пересказать текст параграфа§ 2. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях учебника. Выполните (письменно) задание «Работа с источником»

Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира», изданной в 80-е годы минувшего века.

Миф, сказка, предание

      При размежевании мифа и сказки современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит... ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно.
      Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчества, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания. Наглядный пример — многие древнегреческие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (например, раскопками Трои, Микен и др.). Но провести грань между этими рассказами (т. е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ.

Вопросы и задания: 1) Чем сказка отличается от мифа? 2) Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.



Достаточный уровень: Прочитать и пересказать текст параграфа § 2 учебника. Прочитать Гл. 8. книги Г. ФРАНКФОРТ, Г. А. ФРАНКФОРТ, ДЖ. УИЛСОН, Т. ЯКОБСЕН В преддверии философии. Духовные искания древнего человека URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-190871.html?page=10. Подготовьте сообщение «Черты сходства мифологии Древнего Египта и Древней Месопотамии».



Творческий уровень: 1) Прочитать Якобсен Торкильд. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. / Пер. с англ. — М.: Восточная литература РАН, 1995. – С. 67-68; 73-76; 92-93. 2) Подготовьте доклад «Связь мифологического сознания древних шумеров с природой Месопотамии»; 3) Создать презентацию в программе Power Point «Мифы Древнего Египта», «Космогонические мифы» «Мифы о подвигах Геракла».





Приложения:

Универсальный алгоритм работы над проблемой

Порядок выпол-нения этапов работы



Вид деятельности



Форма деятельности

1

Информация, содержащая противоречия (просмотр: видео, аудио, вербальная, текст,)



2

Выделение предмета спора (постановка вопросов)



3

Первоначальные ответы - выражение мнений



4

Использование чужих мыслей в виде основы.



5

Конструирование гипотез



6

Разъяснение



7

Исследование понятий, проведение различных альтернатив, обобщение



8

Обоснование (испытание)



9

Обращение к критериям


10

Обращение к примерам



11

Выражение встречных примеров



12

Оценка выводов





Универсальный алгоритм работы над проблемой

(образец для сравнения)

Порядок выпол-нения этапов работы



Вид деятельности



Форма деятельности

на данном занятии

1

Информация, содержащая противоречия (просмотр: видео, аудио, вербальная, текст,)


1) Просмотр презентации

2) Прослушивание фрагмента песни

3) Знакомство с результатами опроса мнений

2

Выделение предмета спора (постановка вопросов)


Противоречие: 1) существует/не существует социальное равенство

2) осуществляется/не осуществляется декларированное ООН равенство и братство 3) помогать/не помогать

3

Первоначальные ответы - выражение мнений


Фронтальная работа с классом (у каждого по 2 фасолины – тёмная и светлая) опускают в коробку. Белая – за оказание помощи, тёмная –нет. Это зрелищная и быстрая рефлексия эмоционального состояния аудитории

4

Использование чужих мыслей в виде основы.


Использование текста, предоставленного учителем. Выбор подходящих высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов

5

Конструирование гипотез


Совместная работа. Выработка умения/навыка «сворачивать» информацию

6

Разъяснение


Обращение к учителю за помощью, к товарищам по группе, к эксперту, которым может быть специалист, не работающий в школе или другой учитель.

7

Исследование понятий, проведение различных альтернатив, обобщение


Использование научной терминологии, развитие интеллектуальных способностей

8

Обоснование

Аргументация и доказательство:

1) прямое доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов; Опровержение – рассуждение, устанавливающее ложность или необоснованность тезиса.

9

Обращение к критериям

6 понятий о распределении социальных благ

10

Обращение к примерам


Примеры эффективности 6 систем распределения социальных благ

11

Выражение встречных примеров


Обсуждение итогов работы, дополнение к выводам членами других групп, учителем

12

Оценка выводов, проделанной работы


Самооценка, оценка учителем





Особенности мифологического сознания

       1. Это такой вид сознания, при котором преобладает чувственное, эмоционально-образное восприятие мира.

      2. Человек мифологического сознания не выделяет себя из какой-либо общности – природы, общества, Космоса. Человек в этой системе измерения всегда лишь часть природы или даже часть божества. (тотемизм)

      3. Однородность и единство всего сущего в мифологическом сознании обеспечивается восприятием всего, что существует, как живого, одушевленного. Для первобытного человека нет ничего мертвого, все обладает жизнью, душою (анимизм)

      4. В мифологическом сознании предмет и его свойства, и его образ слиты воедино. Человек сам по себе не существует, ничего не значит. Имя, вещь, черты характера, поступки, социальные роли слиты с самою сущностью человека (фетишизм)

      5. Мифологическое сознание – это не теоретическое построение, не объяснение мира, а в большей мере практическое, поведенческое, активное состояние человеческого существования. Миф обязательно реализует себя через ритуал и магию.

      Мифологическое сознание посредством всех указанных верований создавало у человека ощущение целостности и гармонии бытия, всему придавало сверхзначимый глубокий смысл.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Мифы. Человек и общество в ранних мифах и философских воззрениях»

Автор: Риттер Владимир Яковлевич

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232279


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства