| Первая группа изучает информацию из различных источников, относящуюся к мифам творения. Помогаю организовать коммуникативное взаимодействие в группах с целью реализации проекта, направленного на приобретение знаний. Использую подводящий диалог: Какую же цель вашей группе надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать цель работы для каждого участника? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Уточняются средства, которые нужны для проектирования. Контролирую деятельности групп, при необходимости – кон-сультативная помощь. Адрес сайта «Мифология народов мира» http://legendy.net/ | 1) Листок с японским мифом: «Прежде установления точного времясчисления, когда земля еще была не устроена, всюду царствовал хаос. Земля и вода, свет и тьма, звезды и небесная твердь представляли из себя одну дымящуюся, пенящуюся, не имеющую определенной формы массу. Все было безобразно, все было перемешано, и не существовало ни одного живого создания. Призраками носились облака над беспокойно движущеюся морскою поверхностью. Первое божество возникло из чудовищной почки копьеобразного тростника, поднимавшегося из глубины безграничного хаоса. Потом произошли другие божества, но миновали три поколения божеств, прежде чем определились точные границы между небом и землей. Наконец, на том месте, где поднялась вверх вершина волчьей травы, явились первые небесные духи. Власть их не простиралась на глубоко лежащий под ними мир, в котором еще долго после того царил хаос. Только четвертому поколению богов было предназначено совершить создание и устройство земли. Эти два существа были - могущественный дух воздуха Идзанаки и прекрасная богиня облаков Идзанами. От них произошла вся жизнь. Идзанаки и Идзанами прогуливались по колеблющемуся небесному мосту, который висел над пропастью, отделявшей землю от неба. Он поддерживался воздухом надежно и крепко. И сказал однажды дух воздуха богине облаков: - Под нашими стопами должно возникнуть королевство, и мы будем посещать его. И, сказав это, он вонзил свой украшенный драгоценными камнями жезл в самую глубину кипящей массы. Капли, которые сорвались с острия его жезла, окаменели, и из них образовался остров Оногоро. И сошли на него создатели мира и возвели на нем огромный гористый конус с тем, чтобы на вершине его мог утвердиться небесный мост, и чтобы вокруг него мог вращаться весь остальной свет в вечном круговороте». (полный текст: URL: http://legendy.net/japan_mif_1.php) 2) Листок со скандинавским мифом: «Сначала была черная бездна, отделявшая друг от друга царство туманов (на севере) и царство огня (на юге). В царстве туманов забил родник, его воды, замерзая, заполняли собой бездну, пока лед не подошел вплотную к царству огня. Искры, смешиваясь со льдом, вдохнули в него жизнь, из таявшего льда возникли великаны - первым из них был Имир - и гигантская корова, поившая великанов молоком. Корова, облизывая ледяную глыбу, создала гиганта, трое детей которого стали первыми богами-асами. Они убили Имира и сделали из его тела землю, из черепа - небесный свод, из костей - горы, из волос - деревья, и так далее. Потом срубили ясень и сделали из него мужчину, а из ольхи - женщину. Высоко над облаками теперь страна богов. Посреди нее - вершина огромного ясеня Игдразиля, корни которого лежат и в стране туманов, и в стране великанов, и в стране людей. Ветви этого ясеня раскинулись надо всем миром». 3) Листок с индийским мифом. Сначала не существовало ничего: ни звезд, ни луны, ни даже солнца. Существовали лишь воды, простиравшиеся без конца и края. Из тьмы первородного хаоса, прибывавшего без движения, как в глубоком сне, прежде иных творений возникли воды. Затем из воды родился огонь. Золотое Яйцо было образовано огромной всемогущей силой тепла. Тогда еще никто не отмерял время, не было понятия года; но столько времени, сколько мог бы длиться год, плавало это Золотое Яйцо в водах, в бездонном и безбрежном океане. Из зародыша Золотого Яйца появился Прародитель Брахма. Брахма разбил Яйцо, и оно распалось на две половины. Верхняя его часть стала Небом, а нижняя стала Землей, а меж этими половинами, Брахма поместил пространство с воздухом. Таким образом он положил начало времен, утвердил землю среди вод, создал страны света. Так была создана вселенная, но вдруг Брахма посмотрел вокруг себя и обнаружил, что нет никого, кроме него одного во всей созданной Вселенной; и испугался великий бог. С тех пор всякий, кто остается один, исполняется страхом. Но Брахма подумал: «А ведь если здесь никого кроме меня нет, то кого же мне бояться?». И страх ушел, потому что страх не может быть сам по себе, он может быть только перед кем-то. Но радость тоже не пришла, поэтому то, кто остался один, также не знает радости.
Он размышлял: «Как же мне создать потомство?», И силою своей мысли он создал шестерых сыновей, шестерых великих Властелинов созданий. Старший сын – Маричи был рожден из души Брахмы; глаза его породили второго сына— Атри;Ангирас-третий сын— явился из уст Творца; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого; Крату, шестой — из ноздрей Брахмы. От сына Маричи, мудрого Кашьяпа, произошли боги и демоны, люди и животные, змеи и птицы, страшные чудовища и исполины, коровы и жрецы и множество других существ как божественной, так и демонической природы, которые населили небеса, землю, и подземный мир.От Атрии, второго из сыновей Брахмы, появился Дхарма, ставший богом справедливости; Ангирас, третий сын, создал род святых мудрецов Ангирасов, старшие из которых – Самварта Брихаспати и Утатхья. Седьмым по счету сыном Брахмы, стал Дакша, вышедший из большого пальца на правой ноге Творца. Палец на левой ноге стал основой для дочери Брахмы. Звали ее Вирини, что означало Ночь, и была она женой Дакши. У них было пятьдесят дочерей, тринадцать из которых Дакша выдал за Кашьяпу, десять – за Брахму, двадцать семь — за Сому, бога луны, — они собственно стали двадцатью семью великолепными созвездиями на небе. У Дакши родились дочери, которые в будущем должны были стать женами богов и величайших мудрецов. 4) Греческий миф: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи». 5) Из «Теогонии» Гесиода Прежде всего во Вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких, И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос. Сладкоистомый - у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает. Черная ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса. Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру: Их зачала она в чреве; с Эребом в любви сочетавшись. Гея же прежде всего родила себе равное ширью Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных, Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многостенных; Также еще родила, ни к кому не всходивших, на ложе, Шумное море бесплотное, Поит. А потом, разделивши Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий... (Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). – М.: Мысль, 1972. – С 117-118.)
6) Древнеегипетский миф: «Не всегда цвела и благоухала Черная Земля. Давным-давно, много лет назад, на месте городов с их храмами и дворцами, шумными рынками и площадями, на месте орошаемых полей ничего не было. Именно — ничего. Не было даже земли. Повсюду простирались безбрежные воды — «великое озеро». Это не была нынешняя вода, а древняя, первозданная, вода бескрайнего и бездонного океана Нун.
Окаменевшие, холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: всюду царил мрак первозданный Хаос, и ничто не нарушало покоя.
Шли годы, проходили столетия, но еще не существовало времени, и не было никого, кто бы исчислил его. Долго, очень долго ничего не менялось в мире. Но вот однажды заколыхались древние воды, заплескались, и на поверхности их появился великий бог Атум-Ра.
— Я есть, я существую! — воскликнул он, и Хаос содрогнулся от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество велико — я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца, нет матери; я первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!
А вокруг, как и прежде, все было объято непроглядным мраком и мертвенным безмолвием. В океане не было даже клочка твердой земли, на который могла бы ступить нога бога. Воспарил Атум-Ра над бездной, произнес заклинание, и вот среди волн и пенных брызг выросла первая суша — холм Бен-Бен.
Задумал в сердце своем Атум-Ра создать богов, представил он себе их образы… и выдохнул из своего рта первого бога Шу (Воздух) и выплюнул первую богиню Тефнут (Влага).
Но первые боги мгновенно потерялись в кромешной темноте, царящей вокруг.
Опечалился бог Атум-Ра. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, и погибли в бездне.
В отчаянии Атум-Ра вырвал у себя глаз и повелел ему идти на розыски пропавших детей. Ярко светясь и словно солнце озаряя все вокруг, пошло божественное Око на поиски. Взамен этого глаза Атум-Ра сотворил себе новый.
Не скоро нашло Око потерявшихся во мраке детей и доставило их к отцу. Обрадовался Атум-Ра. И превратил он глаз свой в змею и поместил Солнечное Око себе на лоб. В честь этого с давних пор глаз-змей украшает короны богов и фараонов. Зовут этого змея Урей. Зорко смотрит Урей вдаль, и если замечает врагов, то уничтожает их лучами света, исходящими из его глаз.
Стали первые боги жить на холме Бен-Бен. И вот бог Шу женился на богине Тефнут. От этих двух богов, от соединения Воздуха и Влаги, родились Геб (Земля) и Нут (Небо), а они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
Стало теперь богов всего девять. Так и возникла Великая Девятка богов — Эннеада, как ее называли греки.
Заплакал Атум-Ра от радости, видя творения рук своих, и оросил слезами землю. Возникли из слез люди и расселились по всему свету. И затем создал Атум-Ра многих других богов.» 6) «Космогонический миф не подлежит обсуждению. Он описывает последовательность священных событий, которую можно либо принимать, либо не принимать. Но никакая космогония не может стать частью постепенного и кумулятивного роста знаний... Миф притязает на безоговорочное признание со стороны верующего, а не на оправдание перед судом критического ума. Но онтологический принцип или первопричина должны быть рационально постижимы, даже если впервые они были открыты во вспышке озарения. Они не ставят перед выбором: принять или отвергнуть? Они могут быть проанализированы, видоизменены или исправлены. Короче говоря, они — предмет интеллектуального суждения». Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека /Г. Франкфорт и др. – СПб., 2001. – С. 296. Задания. Дифференциация работы в группе: Индивидуальные задания. 1) составление глоссария по теме занятия (Пример:); 2) Создание коллажа. Вопросы: 1.Как мифология трактует проблему происхождения мира? 2.Какой смысл вложен в мифах в категорию «начало»? 3. Найдите сходства и отличия в мифах творения разных народов, составьте таблицу. | Проявление качеств лидера, умение взять ответственность на себя. Умение работать в команде. Осознавать многообразие взглядов на проблему. Самооценка: не знаю и могу при-знать это. Могу предположить. Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятельности. | Расширение понятийной базы, относящейся к Разделу «Место философии в системе обществознания» | Использование текста, предоставлен-ного учителем и найденных самостоятельно. Выбор высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов. Определение недостаточности информации и путей её поиска в учебнике, обращение к товарищам по группе, обращение за консультацией к учителю, поиск в интернете. Проводят анализ полученной информации. Составляют коллаж. Использование чужих мыслей в виде основы для формулирова-ния своей позиции. Умение самостоятельно определять где возникло затруднение в ходе работы? Для выявления причины личностного затруднения задаются вопросы типа: Почему здесь возникло затруднение? Каковы пути выхода из затруднения? Использование научной терминологии, развитие интеллектуаль-ных способностей Аргументация и доказательство: прямое доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов; Опровержение – рассуждение, устанавливающее ложность или необоснованность тезиса. Обращение к критериям. Обращение к примерам.
Владеть смысловым чте-нием - са-мостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифициро-вать по за-данным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания законо-мерностей. критически оценивать по-ступающую ин-формацию; представлять её. |
| 3) Третья группа работает с эсхатологическими и календарными мифами | Индийский миф о потопе «Ману, сын Вивасвата, сводный брат Ямы, поселился на земле в уединенной обители близ южных гор. Однажды поутру, когда он умывал руки, как это делают и по сей день, ему попалась в воде, принесенной для умывания, маленькая рыбка. Она ему сказала: "Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя". - "От чего ты спасешь меня?" - спросил удивленный Ману. Рыба сказала: "Придет потоп и погубит все живые существа. От него я спасу тебя". - "Как же мне сохранить тебе жизнь?" - И она сказала: "Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там; и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю и выпусти на простор, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда". Ману так и сделал. Вскоре она выросла и стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове; а это самая большая из всех рыб. И Ману выпустил ее в море. Тогда она сказала: "В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя". И в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Повинуясь ее велению, Ману взял с собою семена различных растений. Потом он привя-зал веревку к рогу рыбы, и она быстро повлекла его судно по бушующим волнам. Не видно стало земли, скрылись из глаз страны света; одна вода была вокруг них. Ману и рыба были единственными живыми существами в этом водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль из стороны в сторону. Но рыба все плыла и плыла вперед по водной пустыне и, наконец, привела корабль Ману к высочайшей горе Хималая. Тогда она сказала Ману: "Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву. Но будь осторожен, вода может смыть тебя. Спускайся постепенно, вслед за спадом воды". Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется "Спуск Ману". А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле». Поэзия и проза Древнего Востока. – М.: Художественная литература , 1973. – С. 399 – 400. Шумерский миф о потопе (неадаптированный текст) Первые 37 строк разбиты.
I
Истребление моих человеков... Мной сотворенное богине Нинту... Воистину я возвращу ей. Я верну народ к местам их обиталищ. Да будут их грады построены, да будут их беды рассеяны. Кирпичи во всех своих градах на места священные Воистину пусть они поставят. На святых местах пусть собраны будут. Святость воды - огня гашение - да будет В праведности установлена. Обряды, могучие Сути совершенными воистину будут, Землю вода да оросит, благостный мир я им дам".
Когда Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг Черноголовый народ сотворили, Живность в земле начала множиться буйно, Всевозможные четвероногие твари узором достойным покрыли долины.
...
Более 30 строк разрушено.
II
...
"Труды их усилий хочу я направить. Строитель Страны да прокопает землю, да заложит основы".
Когда Сути царственности с небес спустились, Могучий венец и царственности престол с небес спустили, Он сотворил их обряды, он могучие Сути Совершенными сделал. Он основал селенья и грады. Он имена им нарек, доли им он распределил.
Первый из них - Эредуг, вождю Нудиммуду его он дал. Второй - жрице небес - Бадтибиру он ей дал. Третий - Лараг, Пабильсагу его он дал. Четвертый - Сиппар, герою Уту его он дал. Пятый - Шуруппак, Суд он его дал. Этим градам он дал имена, он столицами их назначил. Он не прекратил разливы, он прокопал землю, Он принес им воду. Малые речки он очистил, провел оросительные протоки.
40 строк разрушено
III
В те дни Нинту... свои творенья... Светлая Инанна за своих человеков плач заводит. Энки сам с собою советуется. Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг, Боги Вселенной именем Ана поклялись, Именем Энлиля поклялись. В те дни Зиусудра, помазанник божий... Навес овальный себе построил... В покорности, благоговейно, со смиренными, Праведными словами... Каждый день он стоял, склоняясь... То не сон, то выход его речений... Дабы заклясть небо и землю.
IV
В Киуре бога... стена... Зиусудра, у края встав, слышит... "Край стенки слева, ну-ка, послушай! Край стенки, скажу тебе слово, прими мое слово! Будь внимателен к моим наставленьям! Потоп пронесется надо всем миром, Дабы семя человечества уничтожить. Окончательное решенье, слово божьего собрания... Решение, реченное Аном, Энлилем, Нинхурсаг, Царственность, ее прерывание..."
...
Около 40 строк, разрушено
...
Все злобные бури, все ураганы, все они собрались вместе. Потоп свирепствует надо всем миром. Семь дней. Семь ночей. Когда потоп отбушевал над Страною, Злобный ветер высокой волною Отшвырял огромное судно, Солнце взошло, осветило небо и землю, Зиусудра в огромном своем корабле отверстие сделал, И солнечный луч проник в огромное судно. Царь Зиусудра Пал ниц перед солнцем-Уту. Царь быков заколол, много овец зарезал.
...
Разрушено около 40 строк.
...
Жизнью небес и жизнью земли они поклялись, Ан и Энлиль жизнью небес и земли поклялись о том. Кто укрылся, Дабы живое из земли поднялось, Дабы оно для них вышло. Царь Зиусудра Пред Аном, Энлилем смиренно простерся. Энлиль с Зиусудрою ласково заговорили. Когда жизнь, словно богу, ему присудили, Жизнь долгую, словно богу, ему изрекли, Тогда они царя Зиусудру, Кто имя жизни сберег, человечества семя спас, Поселили его в стране перехода, в стране Дильмун, там, Где солнце-Уту восходит... "Ты..."
Конец разрушен.
Перевод В. К. Афанасьевой Поэзия и проза Древнего Востока. – М.: Художественная литература , 1973. – С. 212 – 215. | | | Аргументация и доказательство: прямое доказательство – доказательство, в котором истинность тезиса выводится из истинности аргументов; Опровержение – рассуждение, устанавливающее ложность или необоснованность тезиса. Обращение к критериям. Обращение к примерам.
Владеть смысловым чте-нием - са-мостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифициро-вать по за-данным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания законо-мерностей. критически оценивать по-ступающую ин-формацию; представлять её |
| Индивидуальное опережающее задание, завершаемое отдельными наиболее подготовленным обучающимся в ходе занятия. | Выделение основных черт мифологического сознания и определение его особенностей на основе работы с текстами научной и научно-популярной направленности. (Рекомедую обратиться к: Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира.-Петрозаводск: Карелия, 1991. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000933/st000.shtml Лешкевич Т.Г. Особенности мифологического сознания // Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное - М.: Контур,1998. URL: http://inlib.biz/filosofiya_828_830/tema-osobennosti-mifologicheskogo-34663.html Текст для работы во время занятия. Особенности мифологического мышления Основной чертой мифологического миропонимания выступал антропоморфизм, или перенесение человеком своих свойств и характеристик на окружающий мир (по выражению К. Юнга, проецирование человеком себя вовне). По аналогии с собой как исходной точкой мироздания человеком объяснялись все природные и космические явления, весь мир живой и неживой природы и даже создаваемые его воображением божественные существа. Подобные воззрения объяснялись низким уровнем развития познания, крайне смутными представлениями людей об окружающей их действительности, страхом перед непонятными и грозными силами мира и стремлением дать им какое-либо доступное сознанию человека того времени объяснение. Из антропоморфизма как основной черты мифологического мировоззрения вытекали и такие его характеристики, как гилозоизм (от греч. слов, означающих "материя" и "жизнь"), состоящий в "оживотворении" окружающей действительности, когда весь мир, космос рассматривался как изначально живой, границы между живым, неживым и психическим не проводилось; и анимизм (от лат. "анима" - "душа", "дух") - "одухотворение" окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) скрывается сонм духов (душ), определяющих их бытие и функционирование. Характеризуя сознание людей, обладающих мифологическим мировоззрением, А.Н. Чанышев выделяет следующие его черты: "эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность, а(до)логичность, склонность оживотворять (гилозоизм), одухотворять (аниматизм), одушевлять его отдельные части (анимизм)" (Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 17). Мифологическому мировоззрению соответствует особый тип психической организации, отличающийся нерасчлененным единством рационального, эмоционального и действенного его компонентов. Предполагаемый результат работы: 1) В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. 2) В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. 3) Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. 4) Миф живет в своем ,особенном времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени. 5) Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. | | | |
| Индивидуальное задание (с учётом низкого уровня подготовки) | 1) Прочитать текст учебника. «МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА» 2) выписать незнакомые термины 3) используя интернет составить словарь терминов
Слово «миф» происходит от греч. mythos — сказание, предание. Учитывая это значение, некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой (видимо, и многие из вас также относятся к древнегреческим мифам, с которыми вы познакомились на уроках истории). Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит никакой логики. Подробнее об отличии мифа от сказки и предания вы сможете узнать, прочитав отрывок из источника, помещенный в конце параграфа. Из курса истории вы знаете, что люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу. Мир природы наделялся человеческими характеристиками. Эта особенность сознания древних людей отчетливо отразилась в мифах. Но в них проявились и другие черты мировосприятия, которые исследователи в дальнейшем назвали мифологическим сознанием. Попробуем понять особенности мифологического сознания, сопоставляя его с тем, как воспринимает мир современный человек. К примеру, мы наблюдаем за рассветами и закатами и знаем, что они связаны с вращением Земли; мы видим малыша, который, перебегая от одного взрослого к другому, с упоением сообщает каждому свое имя, и понимаем, что у ребенка начинает формироваться самосознание. Иными словами, между нашим непосредственным восприятием явления и мыслью, которая делает его понятным, стоят некие обобщения, выводы, универсальные законы и т. п. Древние люди не подводили явления под некие теоретические обобщения, их восприятие не знало расщепления на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным. Сны также рассматривались как реальность, как и впечатления, полученные наяву, и даже, напротив, часто казались более значительными. Поэтому не случайно древние греки и вавилоняне нередко проводили ночь в священном месте, надеясь на откровение во сне. Постигая мир, сталкиваясь с разнообразными явлениями, мы ставим вопросы: почему и как это происходит? Для древнего человека поиски причины сводились к ответу на вопрос: кто? Он всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие. Прошел благодатный дождь — боги приняли дар людей, человек умер молодым — кто-то пожелал ему смерти. Отличным от нашего было у древних людей и восприятие времени. Сама идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе: смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел. Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. Человек был призван помогать добрым силам, от которых, как верили, зависит его благополучие. Так рождалась ритуальная сторона жизни древнего человека. Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам. Так, в Вавилонии коронация всегда откладывалась до начала нового природного цикла, только в первый день нового года праздновалось открытие нового храма. Архаические мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия, религия, а затем и наука создали новые картины мира. Однако элементы мифологического мышления сохраняются в массовом сознании по сей день. | | | |