kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика работы с обществоведческим эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика работы над обществоведческим эссе

Пример №1

 «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».

  (И. Стобей)

 1. Автор ставит проблему рационального расходования  потребителем  своих доходов.

 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.

 3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.

 4.Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.

 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

 Приветствуется дополнительная информация:

 1) краткая информация об авторе высказывания (например: Иоанн Стобей –византийский философ и писатель);

 2) имена его предшественников, последователей или научных противников;

 3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

 4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

 5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

 Итак, тема выбрана. Следующий шаг – это правильно структурировать свои мысли

Пример №2

«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»

 (Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

К 1

 Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему соотнесения рационального и духовного, нравственного и аморального. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

К 2

Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

 (теоретическое обоснование точки зрения)

 Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями ( мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

К 3. Примеры          

 Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

Аргументация ( собственный опыт).

 Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.

Вывод

 Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить»

Примеры полных авторских эссе.

Философия:

«Познание и жизнь неотделимы»      

Л. Фейхтвангер

Л.Фейхтвангер своим высказыванием определяет философскую проблему роли познания в деятельности человека и функционирования общества.

Данная проблема включает широкий круг аспектов: познание мира и самого себя как одна из потребностей человека; познание как биологический механизм, изначально заложенный в человеке; деятельность человека и познание; социализация человека и познание.

В большей степени эти вопросы касаются отдельной личности. А с обществом в целом связаны глобальные проблемы и познание в контексте выживания общества в условиях ограниченных ресурсов, связь общественного производства с познанием. Именно поэтому невозможно не согласиться с высказанной Л.Фейхтвангером точкой зрения. Познание играет огромную роль в жизни человека и общества. Сколько человек живет (если он не изолирован от общества), столько и узнает этот мир, познает законы природы, окружающих людей, себя.

Сначала мне хотелось бы остановиться на вопросе, касающемся отдельной личности: познание мира и самого себя как одна из потребностей человека.

Исходя из определения «познания» как активной деятельности людей, направленной на приобретение и развитие знаний, понимаем, что действительно, знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилищ и производства машин, приготовления пищи и создания компьютера. Знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснять и предвидеть события.

Глобальные проблемы современности также заставляют человека целесообразно использовать свои знания для их преодоления.

Например, проблема ограниченных ресурсов для все более растущего населения Земли, т.н. проблема Мальтуса. В 2000 году на Земле был зарегистрирован шести миллиардный житель. Наиболее быстрыми темпами население увеличивается в менее социально-экономически развитых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Это, в первую очередь, резко обостряет проблему продовольствия.

Многие ученые считают, что человечество обладает необходимыми интеллектуальными возможностями, чтобы справиться с глобальными проблемами. Прежде всего. Как показывает мировой опыт последних десятилетий. Поддается разумному регулированию рост населения и общая демографическая ситуация на основе постепенного изменения ценностных установок в области семейно-брачных отношений. А сокращение гонки вооружений и отчисление от военных расходов даст возможность обеспечить необходимые капиталовложения в модернизацию экономики.

Мысль, высказанная Фейхтвангером, никогда не потеряет своей актуальности, ведь жизнь человека проходит в постоянном развитии, а развитие человеку дает процесс познания в целом и знания в частности.

Правоведение:

   «Когда закон не определен, закона нет» (латинское юридическое изречение).

В данном латинском юридическом изречении заложен глубокий смысл значения закона для общества, а именно его строгой определенности. Без этой определенности закон теряет силу, так как расширяются возможности его толкования.

Раскроем смысл понятия «определенность» как важнейшего признака закона.

Закон как нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке, содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания, условия их реализации и защиты. Законодательство строго определяет субъектов правотворчества, которым разрешает издавать правовые акты лишь по вопросам, относящимся к их ведению.

Кроме того закон принимается с соблюдением строго определенных процедур требований, в установленном законом порядке.

Закон имеет официально-документальную форму с определенной структурой (деление на разделы, главы, статьи, пункты).

Именно такая определенность придает закону и современной жизни силу. Я полностью согласна с данным изречением.

Но в истории нашей страны не всегда сила закона стояла на защите ее граждан. Ярким примером последствия неопределенности закона является русская пословица: «Закон что дышло: куда повернешь, то и вышло». Чиновники во все времена стремились или игнорировать закон или трактовать его вольно, сообразуясь ситуации.

Показательным примером является ситуация вокруг «Трансагроэкспорт». Уже семь лет идет борьба за сельскохозяйственные земли в Солнечногорском районе Московской области, расположенные рядом с Истринским водохранилищем. В свое время Татьяна Бальзамова, на сегодня собственник одного из самых успешных в регионе животноводческих предприятий - ЗАО "Трансагроэкспорт" буквально вытащила хозяйство, расположенное в деревне Кривцово, из долговой ямы. Но пришли рейдеры, конечная цель которых - присвоить земли "Трансагроэкспорта" и вывести наиболее лакомые кусочки, у самой кромки Истринского водохранилища, из категории сельскохозяйственных и продать по бешеным ценам под строительство элитных коттеджных поселков.

Сегодня солнечногорские крестьяне пытаются противостоять новой атаке рейдеров. И это при том, что недавно 9-й апелляционный суд отменил самое первое судебное решение, с которого начался рейдерский поход на "Трансагроэкспорт".

Такая ситуация была бы невозможна, если бы в нашей стране соблюдались законы. Как считает Татьяна Бальзамова, "закон создан для всех", но при этом в том, что "сделано кампанией, захватывающей наше предприятие, закона вообще нет, для них существуют только какие-то ресурсы". И выходит, что чиновники, представители правоохранительных органов, судебных инстанций могут поворачивать закон в нужную им сторону.

Чтобы подобного не происходило, необходимо гражданам, по словам Президента РФ Д.А.Медведева (2008г.), преодолевать правовой нигилизм. Знание закона поможет отстаивать  свои права в суде и бороться с произволом чиновников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы с обществоведческим эссе »

Методика работы над обществоведческим эссе

Пример №1


«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».


(И. Стобей)


1. Автор ставит проблему рационального расходования потребителем своих доходов.

2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.

3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.

4.Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.

5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.


Приветствуется дополнительная информация:

1) краткая информация об авторе высказывания (например: Иоанн Стобей –византийский философ и писатель);

2) имена его предшественников, последователей или научных противников;

3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.


Итак, тема выбрана. Следующий шаг – это правильно структурировать свои мысли


Пример №2


«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»


(Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)


К 1

Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему соотнесения рационального и духовного, нравственного и аморального. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

К 2

Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.


(теоретическое обоснование точки зрения)


Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями ( мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.


К 3. Примеры

Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.


Аргументация ( собственный опыт).


Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.


Вывод

Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить»


Пример №3


«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»

(В. А. Сухомлинский)


К 1


Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося украинского педагога и кандидата педагогических наук В.А. Сухомлинского относится к социологии. Данное высказывание указывает на проблему взаимного воспитания и самовоспитания в семье. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания.


К 2


Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность. В дружной семье у супругов постепенно сближаются потребности, интересы, желания, намерения. Муж и жена оказывают друг на друга влияние, тем самым взаимно воспитывая. Каждый из них хочет приносить пользу своей семье, старается создать свой семейный очаг, становясь все лучше и лучше, то есть происходит процесс самовоспитания.



Как мы знаем из курса обществознания, семья-это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью. Брак - это добровольный союз двух лиц, которые хотят узаконить свои отношения. Супруги в браке совмещают свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания- целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания- выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными.


Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниям автора о воспитании и самовоспитании: « Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание-это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».


К 3


Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них отсутствие как раз взаимного воспитания и самовоспитания. Например: как известно, в последнее время очень часто начали заключаться ранние браки. В раннем возрасте люди еще не совсем готовы к новым ролям мужа и жены. Они часто не понимают друг друга, часто ссорятся, в их семейной жизни не происходит процесс взаимного воспитания и самовоспитания. И в итоге брак, довольно часто, распадается.


Могу подтвердить высказывание автора на личном опыте. Мои родители развелись, когда мне было пять лет. И произошло это именно из-за того, что у них отсутствовали общие цели, интересы и стремление к воспитанию друг друга. А без этого, как мы уже убедились, долго брак не продержится. Всегда должен идти процесс взаимного воспитания.


Закольцевание темы.


Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что автор в своем высказывании был полностью прав. Воспитание друг друга и самовоспитание является фундаментом счастливого и долгого брака.


Пример №4


«Идеология – остатки неких чувственных догм, абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств»

(В. Парето)

К 1

Данное высказывание указывает на проблему сущности идеологии в современном мире.

К 2

Впервые термин «идеология» ввел французский философ А.Д. де Траси. И в любом современном обществе политика нуждается в идеологии, которая мобилизовала бы активность людей, сплотила бы их в единое целое и умело им руководила. Выбранное мною для рассмотрения высказывание можно отнести к политической психологии. Политическая психология, изучающая политическое сознание, рассматривает его как реакцию субъекта на ту часть реальности, которая связана с политикой.


Выдающийся итальянский экономист и социолог, представитель математической школы, Вильфредо Парето полагает, что идеология – это совокупность абсолютных истин, общественных суждений, которые базируются на связи чувств и фактов. Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что нельзя однозначно сказать, что идеология – это и есть истина или идеология - сплошная ложь. Любая социальная группа старается создать такие условия в обществе, благодаря которым она могла бы удовлетворить свои потребности.


Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения. Идеология – система основополагающих идей, понятий, суждений и представлений, в соответствии с которыми формируются политическое сознание и жизненная позиция не только личности, но и общества в целом. Идеология рассматривается как форма политического сознания. Политическое сознание – это совокупность мыслей и переживаний субъектов политического процесса относительно самого процесса. В качестве доказательства своей позиции могу привести высказывание британского философа и социолога Карла Маннгейма, который утверждал, что идеология – это «добровольная мистификация».

К 3

О сущности идеологии говорится во многих русских произведениях. Например, в своей пьесе «На дне» Максим Горький противопоставляет три правды о жизни, о роли человека в ней. В ней говорится о том, что человек может верить, может и не верить. Все зависит лишь от представлений о сущности его существования на земле.


Могу подтвердить на жизненном опыте, что идеология – это есть личное представление человека, которое формирует его сознание. Никто не сможет заставить меня признать какую-либо идеологию, если она противоречит моим установкам в жизни. Я знаю, что свобода личности – это главная ценность, и никто не вправе ее отбирать.


Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод о том, что идеология – неоднозначное явление в общественной жизни. Политическая идеология представляет собой духовное образование определенной социальной группы, которое складывается из различных представлений о мире.


Примеры полных авторских эссе.

Философия:

«Познание и жизнь неотделимы»

Л.Фейхтвангер


Л.Фейхтвангер своим высказыванием определяет философскую проблему роли познания в деятельности человека и функционирования общества.

Данная проблема включает широкий круг аспектов: познание мира и самого себя как одна из потребностей человека; познание как биологический механизм, изначально заложенный в человеке; деятельность человека и познание; социализация человека и познание.

В большей степени эти вопросы касаются отдельной личности. А с обществом в целом связаны глобальные проблемы и познание в контексте выживания общества в условиях ограниченных ресурсов, связь общественного производства с познанием. Именно поэтому невозможно не согласиться с высказанной Л.Фейхтвангером точкой зрения. Познание играет огромную роль в жизни человека и общества. Сколько человек живет (если он не изолирован от общества), столько и узнает этот мир, познает законы природы, окружающих людей, себя.

Сначала мне хотелось бы остановиться на вопросе, касающемся отдельной личности: познание мира и самого себя как одна из потребностей человека.

Исходя из определения «познания» как активной деятельности людей, направленной на приобретение и развитие знаний, понимаем, что действительно, знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности – для строительства жилищ и производства машин, приготовления пищи и создания компьютера. Знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений, помогают объяснять и предвидеть события.

Глобальные проблемы современности также заставляют человека целесообразно использовать свои знания для их преодоления.

Например, проблема ограниченных ресурсов для все более растущего населения Земли, т.н. проблема Мальтуса. В 2000 году на Земле был зарегистрирован шести миллиардный житель. Наиболее быстрыми темпами население увеличивается в менее социально-экономически развитых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Это, в первую очередь, резко обостряет проблему продовольствия.

Многие ученые считают, что человечество обладает необходимыми интеллектуальными возможностями, чтобы справиться с глобальными проблемами. Прежде всего. Как показывает мировой опыт последних десятилетий. Поддается разумному регулированию рост населения и общая демографическая ситуация на основе постепенного изменения ценностных установок в области семейно-брачных отношений. А сокращение гонки вооружений и отчисление от военных расходов даст возможность обеспечить необходимые капиталовложения в модернизацию экономики.

Мысль, высказанная Фейхтвангером, никогда не потеряет своей актуальности, ведь жизнь человека проходит в постоянном развитии, а развитие человеку дает процесс познания в целом и знания в частности.



Правоведение:

«Когда закон не определен, закона нет» (латинское юридическое изречение).


В данном латинском юридическом изречении заложен глубокий смысл значения закона для общества, а именно его строгой определенности. Без этой определенности закон теряет силу, так как расширяются возможности его толкования.

Раскроем смысл понятия «определенность» как важнейшего признака закона.

Закон как нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке, содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания, условия их реализации и защиты. Законодательство строго определяет субъектов правотворчества, которым разрешает издавать правовые акты лишь по вопросам, относящимся к их ведению.

Кроме того закон принимается с соблюдением строго определенных процедур требований, в установленном законом порядке.

Закон имеет официально-документальную форму с определенной структурой (деление на разделы, главы, статьи, пункты).

Именно такая определенность придает закону и современной жизни силу. Я полностью согласна с данным изречением.

Но в истории нашей страны не всегда сила закона стояла на защите ее граждан. Ярким примером последствия неопределенности закона является русская пословица: «Закон что дышло: куда повернешь, то и вышло». Чиновники во все времена стремились или игнорировать закон или трактовать его вольно, сообразуясь ситуации.

Показательным примером является ситуация вокруг «Трансагроэкспорт». Уже семь лет идет борьба за сельскохозяйственные земли в Солнечногорском районе Московской области, расположенные рядом с Истринским водохранилищем. В свое время Татьяна Бальзамова, на сегодня собственник одного из самых успешных в регионе животноводческих предприятий - ЗАО "Трансагроэкспорт" буквально вытащила хозяйство, расположенное в деревне Кривцово, из долговой ямы. Но пришли рейдеры, конечная цель которых - присвоить земли "Трансагроэкспорта" и вывести наиболее лакомые кусочки, у самой кромки Истринского водохранилища, из категории сельскохозяйственных и продать по бешеным ценам под строительство элитных коттеджных поселков.

Сегодня солнечногорские крестьяне пытаются противостоять новой атаке рейдеров. И это при том, что недавно 9-й апелляционный суд отменил самое первое судебное решение, с которого начался рейдерский поход на "Трансагроэкспорт".

Такая ситуация была бы невозможна, если бы в нашей стране соблюдались законы. Как считает Татьяна Бальзамова, "закон создан для всех", но при этом в том, что "сделано кампанией, захватывающей наше предприятие, закона вообще нет, для них существуют только какие-то ресурсы". И выходит, что чиновники, представители правоохранительных органов, судебных инстанций могут поворачивать закон в нужную им сторону.

Чтобы подобного не происходило, необходимо гражданам, по словам Президента РФ Д.А.Медведева (2008г.), преодолевать правовой нигилизм. Знание закона поможет отстаивать свои права в суде и бороться с произволом чиновников.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методика работы с обществоведческим эссе

Автор: Пронина Алла Геннадьевна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190328


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства