kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов). Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.

Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. »

Методика работы с юридическими
документами на уроке ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Виды юридических документов и правила их составления.

Документы – это официальные бумаги, среди которых выделяется множество разновидностей. Особую роль при этом играют законы и нормативно-правовые акты.

Закон – это документ, обладающий высшей юридической силой, он имеет очень сложную процедуру принятия, и его положения являются обязательными для исполнения. В нашей стране законы принимаются Федеральным собранием и после подписания Президентом, официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» приобретают юридическую силу. В большинстве случаев в законе указана дата или определенные обстоятельства его вступления в силу. Если же подобные указания не содержатся, действуют общие правила, о которых юристы хорошо знают: закон вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, чтобы написать текст закона, нужно хорошо владеть юридическим языком.

Юридический язык это особое средство общения, на котором разговаривают профессионалы, употребляя в своей речи непонятные простому обывателю термины. Многие считают такой язык скучным, «корявым», чрезмерно сухим, и далеко не каждому по душе работа по написанию или даже прочтению сложных юридических конструкций. В официальных документах не должно быть красивых художественных фраз, захватывающих описаний событий. Текст любого документа не может быть двусмысленным, он отличается точностью и четкостью выражений.

Известный русский юрист Н. Таганцев писал: «Закон должен быть понимаем прежде всего так, как он написан...». В этой связи юрист всегда обращает внимание на знаки препинания, конструкцию предложений, род, падеж слов, которые в них употребляются.

В любом законе или другом документе кроме общеупотребительных слов могут использоваться и специальные юридические термины. Чтобы понять такой документ, юристу необходимо знать смысл этих слов. Конечно, нельзя за один урок усвоить все юридические понятия, ведь их изучают различные юридические науки. Но некоторые выражения, довольно часто употребляемые в законодательных актах и документах, необходимо пояснить.

Договор – соглашение двух и более сторон, которое направлено на установление, изменение или прекращение определенных прав и обязанностей у лиц.

Реквизиты сторон – обязательные условия многих документов, данные о тех, кто заключил, предположим, договор. К ним относят сведения о физическом лице: фамилия, имя, отчество, дата рождения, данные паспорта, место жительства; о юридическом лице – название, место нахождения (юридический адрес), расчетный счет в банке. Заключив договор, стороны обязательно ставят на нем свои подписи.

Пролонгирование договора – в буквальном смысле слова его продолжение. В этом случае правоотношения между сторонами, подписавшими договор, сохраняются, действие договора продлевается свыше того срока, на который он был заключен.

Кредитор-заказчик это участник правоотношений, который имеет право требовать исполнения обязательства от должника. В договоре кредитором может называться не обязательно тот, кто дал деньги в долг.

Исполнитель – тот, кто принимает на себя обязательство выполнить определенную работу или оказать определенную услугу.

Лицо – юридическое название участника правоотношения, это могут быть люди или их объединения. В первом случае говорят о физических лицах. У людей есть имя, которое обязательно указывается в договорах с их участием. Запрещается участвовать в правоотношениях под чужим именем. Имя гражданина нашей страны удостоверяет паспорт или свидетельство о рождении. К юридическим лицам относятся организации, которые имеют обособленное имущество, самостоятельно совершают сделки от своего имени, зарегистрированы. Как правило, организация имеет определенное название, которое указывается в договоре.

Истец – сторона, которая предъявляет свои требования в суд о защите нарушенного права.

Ответчик – сторона в гражданском или арбитражном процессе, в отношении которой предъявляются исковые требования. Слова «истец», «ответчик» встречаются в исковых заявлениях, а также в других документах судебного производства. Весьма употребимы они и в нормах процессуального права.

Недвижимое имущество – земельные участки, здания, сооружения, водные объекты и тому подобное. Не все недвижимые вещи «не движутся». Например, самолеты, пароходы, космические корабли свободно передвигаются в пространстве, но тоже относятся к недвижимости.

Отчуждение – это распоряжение имуществом, передача его другому лицу, например, в результате дарения, продажи.

Форс-мажорные обстоятельства – обстоятельства непредвиденного характера, произошедшие помимо воли сторон (землетрясения, пожары и другое).

У каждого документа есть свои реквизиты, то есть обязательные положения, без которых он не будет иметь юридическую силу. Например, каждый закон имеет официальное название, номер и дату принятия. В системе законодательства Римской республики закон обычно назывался по имени автора его проекта. В нашей стране подобная практика не закрепилась. И кто бы ни выступал субъектом законодательной инициативы, название принимаемому закону дается в зависимости от сущности тех правовых норм, которые в нем излагаются (Закон о ветеранах; О защите прав потребителей). Если юрист разъясняет положения закона или подсказывает на консультации, как следует вести себя в конкретной правовой ситуации, он обязательно ссылается на законодательный акт, указывая его полное название и дату вступления в силу. Этим ещё раз подчеркивается, что данные правовые нормы официально действуют, не отменены и должны быть исполняемы.

Например, что делать г-ну Маркову, который взял доверенность на управление автомобилем у своего двоюродного брата Феди, но вдруг узнал, что Федя погиб на стройке в результате несчастного случая? Маркову следует знать, что в Гражданском кодексе РФ (так официально называется закон, вобравший в себя основополагающие нормы гражданского права) есть статья 188, пункт первый которой гласит: «1. Действие доверенности прекращается вследствие... смерти гражданина, выдавшего доверенность». Это значит, что юридическая сила документа прекратилась и Марков не имеет больше права управлять этим автомобилем. Положения, закрепленные в этой статье, были введены в действие с 1 января 1995 года.

Любой закон обязательно подписывается Президентом страны, постановления правительства – его Председателем, нормативные акты местных органов власти или управления – главой администрации и так далее. Это значит, что обязательным реквизитом нормативно-правового акта является подпись официального лица.

Законодательные акты содержат общеобязательные правила поведения, которые сгруппированы в статьи. Большинство юристов считают, что такие правила поведения или нормы права являются первичной клеточкой всей системы права.

Норма права – это тоже мини-система. В её структуру входят такие компоненты, как гипотеза, диспозиция и санкция. Такой точки зрения придерживается большинство юристов. В гипотезе указываются обстоятельства, при которых действует правило поведения («Если человек имеет в собственности жилой дом..!»). Само правило поведения заключено в диспозиции («...он может распоряжаться им по своему собственному усмотрению...»). Во многих юридических правилах предусмотрена санкция, в которой указаны последствия для нарушителей диспозиции (те, кто незаконно препятствует собственнику распоряжаться своим имуществом, подвергаются юридической ответственности).

Когда вы будете читать статью какого-либо законодательного акта, то обратите внимание на то, что в ней содержится лишь часть нормы права или несколько правовых норм. Значит, статья закона и норма права – это не одно и то же. Если статья и правовая норма совпадают, юристы говорят о прямом способе изложения нормы в статье законодательного акта. Если в статье содержится отсылка к другим статьям или к законодательству вообще, перед нами отсылочный и бланкетный способы изложения правовой нормы.

Статьи в законодательных актах объединяются в главы. Иногда в главах выделяются параграфы. Все они имеют определенное название. Например, глава 9-я ГК РФ называется «Сделки». В нее включено 29 статей (со 153-й по 181-ю), которые сгруппированы в два параграфа: 1. «Понятие, виды и формы сделок» и 2. «Недействительность сделок». Главы объединяются в разделы. Такова приблизительная структура всех нормативно-правовых актов.

Любой профессиональный юрист должен хорошо знать об изменениях в законодательстве. Если закон отменен, прекратил свою силу в связи с принятием другого закона или исчезновением тех обстоятельств, которые он регулировал, данный закон становится недействующим. Значит, правила, записанные в нем, потеряли свою юридическую силу и юрист не может на них ссылаться.

Названия многих законов сокращают. Такие правила установлены для того, чтобы было удобнее и быстрее фиксировать нужную информацию и не заострять внимание на часто повторяющихся словах. Но сокращения законов придумывать самому нельзя. Есть общепринятые сокращения. Это, в первую очередь, касается названий различных кодексов.

Кодекс – это систематизированный в едином порядке свод юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Слово «кодекс» (codex) латинского происхождения и изначально обозначало ствол, пень, книгу. Так в древности называли связку из нескольких табличек, скрепленных друг с другом и покрытых воском. Ко II в. в Египте кодексами стали повсеместно называть собрания документов, которые благодаря своей практичности вытеснили свитки. Позже в кодексы стали объединять законы. Так, древнейшие кодексы появились при римском императоре Диоклетиане на рубеже III–IV вв.

Современные кодексы преследуют ту же цель, что и древние, – они объединяют вместе определенные юридические правила поведения, систематизируют их. Так, вместо множества нормативных I актов появляется единый закон. В его названии юристы придерживаются следующих правил: на письме он официально сокращается (Уголовный кодекс – УК, Гражданский кодекс – ГК, Семейный кодекс – СК, Кодекс законов об административных правонарушениях – КоАП, Трудовой кодекс – ТК и так далее), но в речи, например, судьи, зачитывающего решение или приговор по конкретному делу, названия законов произносятся полностью.

К юридическим документам относят не только нормативно-правовые акты. Большую роль в правовом регулировании взаимоотношений между людьми, организациями и так далее играют договоры. Это соглашения, которые в письменном (а иногда и в устном) виде заключаются между лицами. Стороны, подписавшие договор, берут на себя зафиксированные в нем права и обязанности. Подписанию договора предшествуют переговоры, в процессе которых выясняются интересы сторон, определяется выгодность предстоящего контракта. В этот период следует очень внимательно обсудить существенные условия соглашения, предусмотрев ответственность партнера в случае нарушения контракта. Можно заключать любые договоры, лишь бы они не противоречили закону. Таким образом, закон позволяет людям, различным организациям проявлять самостоятельность, инициативность, устанавливая в добровольном порядке взаимосогласованные правила поведения. Это значит, что насильно заставить своего партнера заключить невыгодный для него контракт нельзя. Такое соглашение в судебном порядке может быть признано недействительным.

Для каждого вида соглашения установлены обязательные, существенные условия, которые непременно должны быть в нем отражены. Кроме того, договор должен быть оформлен соответствующим образом и имеет юридическую силу только в отношении тех лиц, которые его заключили (правда, к договору в определенных случаях могут присоединяться третьи лица). За нарушение условий договора стороны несут ответственность. Она может быть заранее определена в документе, в ином случае действуют правила закона.

Договор купли-продажи – это соглашение, в соответствии с которым стороны называются «продавец» и «покупатель». Продавец обязан передать вещь в собственность покупателя, получив за нее деньги. Покупатель обязуется принять товар и обязан заплатить за него определенную денежную сумму.

Право собственности – это совокупность юридических правил, которые регулируют отношение лица к определенной вещи, творению, изобретению. Собственник может владеть (то есть иметь вещь), пользоваться ею (то есть извлекать полезные свойства), распоряжаться (то есть определять юридическую судьбу вещи – продавать, дарить, отдавать под залог). Как часто в нашей жизни мы сталкиваемся с необходимостью получить определенные услуги. При подготовке к поступлению в престижные вузы хочется позаниматься дополнительно с хорошим специалистом, а в других ситуациях – научиться шить модную одежду. Такие типичные жизненные случаи порождают правовые отношения между лицами по возмездному оказанию услуг. Поведение их участников регулируется нормами гражданского законодательства, а также договором, который должны заключить между собой стороны. Такое соглашение оформляется в письменном виде. Теперь исполнитель приобретает целый комплекс взятых на себя обязательств: он должен научить своего клиента, предположим, свободно разговаривать на испанском языке, красиво шить одежду и т. д. Заказчик же (клиент) обязуется оплатить эти услуги. Необходимо знать, что для оказания отдельных видов услуг исполнитель должен иметь соответствующую лицензию (например, медицинские услуги). Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. Она подлежит регистрации в органе местного самоуправления. Услуги могут быть оплачены полностью при заключении договора, в других случаях стороны устанавливают иные условия. Все основные правила, в соответствии с которыми строятся взаимоотношения сторон, в договоре фиксируются.

Гражданин нашей страны обладает целым комплексом прав и обязанностей. Однако мы не всегда можем самостоятельно осуществлять свои права. Осуществление некоторых прав мы можем доверить другим людям в связи с разными обстоятельствами. Для того чтобы такие действия имели юридический смысл и могли быть реальными, необходимо составить документ. Он называется доверенностью и оформляется в письменной форме. Доверенности могут быть разные. Отдельные доверенности могут заверяться нотариусом. Законными представителями своих детей являются родители или лица, их заменяющие. Чтобы выступить от имени своего несовершеннолетнего сына в определенной ситуации родителю не требуется никаких доверенностей.

Каждый юрист должен знать, что доверенность относится к категории срочных документов, её действие не может превышать трех лёт. По истечении срока такой документ теряет свою юридическую силу и превращается в простую бумагу. В большинстве доверенностей указывается точный срок её действия. Если он не обозначен, то она действительна только в течение года (отсчет времени ведется с даты оформления доверенности). Дата составления указанного документа – это очень важный реквизит, если она отсутствует, документ не действителен. Юристы называют такой документ ничтожным, не имеющим юридической силы.

Жизнь – не вечна, документы же зачастую «переживают» человеческую жизнь, самостоятельно действуя и выражая волю тех, кого уже нет рядом. К такого рода документам относится завещание. Его составляет человек, делая распоряжение в отношении судьбы своего имущества на случай смерти. Завещание составлялось всегда добровольно, при жизни наследователя, его можно было изменять, отменять. Пройдя сквозь столетия, такой документ дожил и до наших дней. Наследником может быть кто угодно, даже государство. Мировой юридической практике известны многочисленные случаи, когда завещания составлялись на имя котов, мышей или собак.

Если завещание не составлено, то действуют правовые нормы закона, в котором предписано, что все имущество умершего переходит к его детям, супругам, родителям (I очередь), а в случае их отсутствия у умершего – к родным братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам, в отдельных случаях – внукам и правнукам (II очередь). Независимо от того, что указано в завещании, несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, нетрудоспособные супруг, родители, иждивенцы умершего наследуют не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Следует помнить, что завещать свое имущество может дееспособный человек, то есть тот, кому исполнилось 18 лет. Однако дееспособность может наступить и в случае заключения брака до 18 лет, а также путем объявления лица полностью дееспособным, если последний работает по трудовому договору, занимается предпринимательской деятельностью (этот порядок называется эмансипация). Завещать можно только то имущество, собственником которого является наследодатель (тот, кто завещает имущество). В таком документе нельзя предусмотреть передачу по наследству права на получение льгот, алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, и тому подобное.

Завещание – это всегда письменный документ, в котором указываются время и место составления. Он должен быть подписан завещателем и удостоверен нотариально. Удостоверять такие документы может не только нотариус, но и другие лица. Предположим, гражданин находится в больнице, санатории. Главврачи, дежурные врачи этих учреждений могут удостоверять завещания. Капитаны морских судов России, начальники разведочных, арктических и других экспедиций могут подтвердить подлинность завещания, составленного гражданином во время плавания или нахождения в экспедиции.

Каждое слово, буква любого юридического документа имеют огромное значение, поэтому при их составлении следует быть предельно внимательным.

Прочитывая нормативно-правовой акт, мы пытаемся растолковать его сущность, то есть понять сами и разъяснить другим юридические правила. Некоторые органы (например, Конституционный суд Российской Федерации) наделены правом официального толкования. Их разъяснения носят обязательный характер, в отличие от комментариев обычных профессиональных юристов. Умения понять смысл различных правовых норм, составить грамотные соглашения по различным вопросам права основываются именно на элементарных базовых знаниях юриспруденции.

Правила работы с юридическими документами на уроке.

Некоторые считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов). Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.

Использование документов может осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма.

У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться.

Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники ещё ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать деятельность, на что обращается внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой деятельности с документами, выполняя задания.

Можно выделить следующие этапы работы с документом:

1. Учитель дает образец разбора документа.

2. Ученики анализируют документ под руководством учителя.

3. Работают под руководством учителя и самостоятельно.

4. Самостоятельно изучают документ в классе и дома.
Ученики могут сами сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д.

Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.

На уроках юридический документ может использоваться и учителем, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми, они должны выделить реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и т. д.

Изучая отдельные нормы права отраслевого законодательства, целесообразно использовать в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его часть, которая соотносится с темой разговора, и предложить школьникам выполнить на основе её анализа задания. Например, обучаемым предлагается проанализировать извлечение из Закона «О занятости населения в РФ» и ответить на такие вопросы:

1. Как конкретизируется право гражданина России на труд в действующем законе?

2. Что такое «занятость граждан»?

3. Всегда ли запрещается принуждение к труду? Это императивное или диспозитивное правило?

Статья 1. Занятость граждан.

1. Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей...

2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности».

В практике работы со старшеклассниками используют систему анализа нормы права по такой схеме:

1. Прочтите норму права и определите её структуру.

2. Поясните способ изложения нормы права в статье закона.

3. Объясните сущность правовой нормы, её вид.

В других случаях, после изучения в старших классах вопросов семейного права, ученикам можно предложить работу по сравнению норм различных законов. С этой целью школьники, например, работают над анализом отрывка из Кодекса обычного права народности Камерун, который был принят в 1969 г. Ученикам предлагается сопоставить эти правила с нормами Семейного кодекса РФ.

«Ст. 3. Не существует установленного возраста вступления в брак.

Ст. 14. Муж имеет право вступить в несколько браков, женщина такого права не имеет.

Ст. 15. До вступления в брак женщина находится под опекой своих родителей.

Ст. 22. Браку предшествуют переговоры. Юноша выбирает невесту и сообщает своим родителям. Отец юноши несет отцу девушки пальмовое вино, делает подарок.

Ст. 138. Муж имеет право наказывать жену за дурное поведение.

Ст. 143. Имущество, нажитое женщиной в период замужества, принадлежит мужчине, а жена на него права не имеет».

Школьники должны научиться объяснять юридические термины документа, уметь пересказывать его содержание, отрабатывая навыки толкования, предположим, закона, соотносить нормы источника права с анализируемой жизненной ситуацией.

В других случаях учеников знакомят с вымышленным документом, то есть специально составленным для учебных целей.

При изучении структуры закона обращается внимание на то, что он состоит из статей, каждая статья имеет свой номер и название.

В статье могут быть выделены части – пункты (пронумерованные части) и абзацы. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта или статьи. Для удобства пользования статьи объединяются в главы, главы – в параграфы, а параграфы – в разделы.

Ученикам предлагаются такие задания:

«Прочитайте текст ст. 23-й и 49-й ГК РФ. Найдите различные ссылки внутри и вовне каждой статьи. Нарисуйте схему ссылок этого закона».

В младших классах отрывки из законов можно зачитывать вслух, разбирая подробно значение каждой фразы. Ученики могут самостоятельно придумывать вопросы к документу, адресуя их группам одноклассников.

Необходимые для курса документы можно подобрать в хрестоматиях, методических пособиях, а также воспользоваться документами реальной юридической практики.

В старших классах при углубленном изучении права школьники могут знакомиться с позициями юристов по изучаемым вопросам, прочитывая журнальные статьи, юридические книги или отрывки из них. Необходимо приучать детей критически воспринимать информацию, высказывать свою точку зрения по теме, анализировать приводимые в материалах факты. Для организации такой работы необходимо четко сформулировать задание, поставить вопросы, а может, даже определить пошаговую работу ученика.

При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и прочим), где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам.

На уроках необходимо отработать с учениками навыки конспектирования – так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста. В методике обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика по конспектированию:

1. Выпишите название источника, место и год создания.

2. Прочитайте текст полностью, выберите основные мысли.

3. Разработайте условные знаки сокращения слов.

4. Выпишите главные положения текста.

5. Проанализируйте их содержание.

Приемы работы с текстами юридических документов на уроке.

Особое внимание учитель уделяет работе с текстами исторических и юридических документов на уроке. Ученик не должен являться пассивным потребителем уже готовой информации, он должен учиться самостоятельно получать знания из различных источников. Школьники на уроках приобретают навыки работы с учебными текстами, проводят сравнительный анализ различных источников, отмечают субъективизм некоторых видов документальных свидетельств изучаемой эпохи. Формированию подобных навыков способствует применение таких методических приёмов, как «Анализ текста по предложенной схеме», «Пометки на полях», «Двойной дневник».

Подготовка к уроку с использованием юридических документов включает в себя:

 предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке;

 диагностику уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы;

 подбор пакета учебных текстов к уроку (при необходимости их адаптация к уровню развития школьников);

 подбор конкретных педагогических приёмов с целью использовать на уроке.


Приёмы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления.

Цели: развитие у школьников навыков работы с учебными текстами; достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.


Приём «Анализ текста по предложенной схеме».

Цель: развитие навыков анализа текста исторического документа.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приёма.

 Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками.

 Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.

 Школьники производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов; учитель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных исторических источников.

 Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов (на все поставленные вопросы давать ответы не обязательно).

 Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.

Пример возможного варианта списка вопросов.

1) Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа.

2) Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и так далее).

3) Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ.

4) Установить адресат документа (кому конкретно или какой социальной группе он предназначался).

5) Установить цели документа (официальные – неофициальные, главные – второстепенные).

6) Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе.

7) Выделить основные понятия (уже известные – ещё не известные).

8) Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе.

9) Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа.

10) Выявить стилистические особенности текста.

11) Определить уровень эмоциональности.

12) Провести возможное сравнение с другими документами.

13) Определить историческое значение документа.

14) Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.


Приём «Пометки на полях».

Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приёма.

 Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.

 Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V – то, что было известно учащимся ранее;

+ – новая, неожиданная информация;

– – информация, противоречащая взглядам учащихся;

? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

 Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:

ЗНАЮ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ





Приём «Двойной дневник».

Цели: развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме.

Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.

Описание приёма.

 Учитель предлагает изучить определенный текст.

 Учащиеся делят тетрадный лист на две части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

Примеры возможных проблемных ситуаций:

1) ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;

2) ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;

3) ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;

4) ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, смекалку, интуицию учащихся;

5) ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;

6) ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы (наиболее убедительного, по мнению учащихся) обосновывать его.

Результативность: учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста; корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией; определяют собственную позицию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЮРИДИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Автор: Игнатенко Станислав Николаевич , Савченко Валентина Николаевна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства