Методическое обеспечение преподавания раздела «социальные отношения» на основе системы moodle
Методическое обеспечение преподавания раздела «социальные отношения» на основе системы moodle
На основе теоретических данных первой главы читатель получит информацию о понятиях «социальные отношения», значении изучения основ социологии в школе и использовании электронного обучения. Вторая глава (практическая часть исследования) может быть полностью или частично использована на уроках обществознания в одиннадцатых классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое обеспечение преподавания раздела «социальные отношения» на основе системы moodle»
Введение
В настоящее время, изучение проблемы социальных отношений в рамках школьного курса обществознания, является важным этапом в процессе социализации учащихся, поскольку подростковый возраст для школьника является поиском своего места в современном обществе и выходом к новой социальной ступени. Таким образом, перед преподавателем обществознания встает задача дать школьникам целостную картину общественной жизни, объяснить различные явления в условиях современного мира. Важно не только объяснить теоретические основы социологии, но и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Что касается самой системы образования, то на данном этапе она переживает процесс информатизации. Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы эволюционного совершенствования мировой образовательной системы. Сегодня традиционные методы образования дополняются новыми методами обучения, основанными на использовании Интернета, электронно-компьютерных сетей и телекоммуникационных средств. Дистанционное образование, телеобучение, основанные на Интернет-технологиях, выполняют ряд новых функций и предполагают реализацию определенных принципов, среди которых важное значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое сообщество.
Дистанционное образование дает шанс получения качественных знаний даже тем людям, которые не имеют возможности выбраться из дома. Так же важным преимуществом дистанционного обучения является то, что оно носит более индивидуальный характер обучения, оно более гибкое по сравнению с традиционным обучением, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно, гибко планировать свой график обучения, и получать им навыки самообразования. Так же после окончания обучения у обучающегося может остаться весь учебный материал, к которому, если возникнет такая необходимость, он всегда сможет обратиться и «освежить» свои знания.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный характер. На данный момент практически в каждом университете, академии или институте изучаются и используются информационные технологии.
Это способствует созданию интеллектуальной основы будущего информационного общества. Поэтому, практическая часть курсовой работы представляет собой разработку проекта он-лайн обучения в системе управление он-лайн обучения MOODLE. Для организации дистанционного обучения создаются УМК. Учебно- методический комплекс (УМК) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и
контроля. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины.
Учебно-методический комплекс составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также примерной программы основного общего образования по всеобщей истории.
Целью нашей работы является разработка методического обеспечения для изучения «Социальных отношений» в рамках раздела курса обществознания «Социальное развитие современного общества» в одиннадцатых классах.
Задачи:
Раскрыть содержание понятий «социальные отношения»;
Выявить значимость изучения социальных отношений в школьном курсе обществознания;
Выявить целесообразность использования системы Moodle в школьном учебном процессе;
Разработать электронный курс в системе Moodle по обществознанию.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования и нормативных документов, разработка электронного курса.
Актуальностьисследования: на основе теоретических данных первой главы читатель получит информацию о понятиях «социальные отношения», значении изучения основ социологии в школе и использовании электронного обучения. Вторая глава (практическая часть исследования) может быть полностью или частично использована на уроках обществознания в одиннадцатых классах.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, две главы, заключение и список литературы. Практическую часть работы можно найти по электронному адресу http://www.moodle.istfak.sibnethost.ru/.
Глава 1. «Социальные отношения» и «социальная сфера» в школьном курсе обществознания
Содержание понятий «социальные отношения» и «социальная сфера».
К социальным отношениям социологическая наука проявляет интерес с момента ее появления. Ещё О. Конт, анализируя в своей «Социальной статике» природу социальной связи пришел к выводу, что базовым элементом общественной структуры может выступать лишь такая единица, где уже присутствует социальное взаимодействие; поэтому он и объявил элементарной ячейкой общества семью. М.Вебер ввел в научный оборот понятие «социального действия» как простейшей единицы социальной деятельности. Этим понятием он обозначил такое действие индивида, которое не только направлено на разрешение его жизненных проблем и противоречий, но и сознательно ориентировано на ответное поведение людей и их реакцию. Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма выступает идея общественной солидарности – вопрос о том, какой характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу.1
Существование человека невозможно представить вне социума, поскольку для удовлетворения своих потребностей индивиду необходимо вступать во взаимодействие с другими людьми.
Социальные отношения складываются в самых разных видах и областях человеческой жизнедеятельности – в труде, быту, обучении, и т.д., характеризуясь везде одинаковой сущностью, но в то же время некоторыми особенностями, порождаемые спецификой каждой из областей жизнедеятельности людей.2
Понятие «социальных отношений» не имеет в науке однозначной, общепринятой трактовки, по этому обратимся авторам статей и их научным работам для определения термина «социальные отношения».
Герасимчук В.И. пишет, что социальные отношения – это относительно самостоятельный специфический вид общественных отношений, который выражает деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Социальные отношения – это отношения между группами людей, многообразные связи между социальными субъектами в процессе их жизнедеятельности.3
Волков Ю.Е. определяет социальные отношения как вид или класс общественных отношений, которые складываются между разными социальными субъектами – индивидами, их различными общностями и объединениями, а также между индивидом и социумом любого масштаба – по поводу схожести или различий в социальном статусе, в возможностях удовлетворения жизненных потребностей и способах жизнедеятельности. Эти отношения либо в той или иной мере сплачивают социальных субъектов, между которыми складываются, воплощают в себе единство их интересов и взаимную поддержку, солидарность либо, напротив, разъединяют субъектов соответствующих отношений (тоже в разной мере), воплощают в себе расхождение или даже противостояние в их интересах, в характере и направленности их жизнедеятельности.4
Социальные отношения как отношения между людьми, складывающиеся в конкретных условиях места и времени в исторически определенных общественных формах, всегда воспроизводят содержание личностного опыта этих людей. Этот опыт состоит из трех компонентов: личностной системы ценностей; знаний, которые представлены в сознании человека как целостная картина мира; освоенных им видов и способов деятельности. 5
Социальные взаимодействия осуществляются на разной основе. В настоящее время ряд видных социологов считают, что этой основой, придающей социальному взаимодействию определенную окраску, являются ценности. Ценности служат толчком, необходимым условием для любого рода взаимодействий. Существованием значимых длительное время, непреходящих ценностей определяется характер устойчивых социальных отношений людей. Активность индивидов определяется двумя показателями:
2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей). Следовательно, социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. 6
Ценностные основы отношения проявляются как ценностная направленность деятельности человека, отражающая предметную направленность его активности, характерную именно для совершаемой им конкретной деятельности и выстраиваемых при этом отношений.7
Таким образом, содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими.
Благодаря отношениям и социальным связям люди объединяются в группы. Произвольные взаимодействия не смогут привести к возникновению внутренней организации социальных групп. Именно поэтому важно понимать механизмы и различные аспекты общественных отношений.
Социальная сфера включает в себя систему социальных, социально-экономических, социально-этнических отношений, связи общества и личности. В нее включается также совокупность социальных факторов жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей, условий их развития. Социальная сфера полностью охватывает практически все пространство жизни современного человека — от его быта, труда и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений.
Изучая ряд авторских работ по теме «социальная сфера», мы выявили: что социальная сфера – это сфера производства и воспроизводства человека.
Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Но данный подход неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.8
Осядчая Г.И. понимает под социальной сферой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.9
Существование в современном обществе невозможно без знаний о особенностях социальных отношений. Понимание основ социологии дает возможность людям ориентироваться в многообразии социальных связей и помогает найти своей место в обществе.
Социология в школьном курсе обществознания.
Социология занимает значительное место в общественных и гуманитарных науках, так как представляет собой науку об обществе, включая в себя общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.
Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, которого от других «стадных» животных отличает интеллект, способность к осознанию и духовность, приоритет ценностного мира.10
Сформировать у учащихся осознания собственного места в процессах социума, понимания того, что каждый из них может и должен делать в определенных ситуациях общественной жизни целесообразно начать еще в школе. Причиной тому является то, что не все учащиеся продолжают приобретать знания в высших или средних специальных учебных заведениях, и школьный курс обществознания часто является единственным систематическим курсом в процессе овладения знаниями, которые необходимы человеку для выработки собственной гражданской позиции.
Человек впитывает, обобщает и практикует социальные знания всю жизнь, делится ими, строит на них свои жизненные программы. Бытует мнение, что социальное обучения является необязательным, а некой игрой и «данью вежливости». Действительно, большинство людей достигали социальных успехов и без социальной подготовки. Но именно такие победы делают людей заложниками выработанных стереотипов, которые не готовы оперативно осмыслить и эффективно отреагировать на новые социальные обстоятельства и явления, найти общий язык с партнерами в решении насущных проблем.11
Информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь общественные нормы, по каким правилам строится и функционирует современное общество, имеет огромную значимость. Знание социологии помогает войти в мир самых актуальных для человека знаний.
В основе социологического образования учащихся средних школ должны лежать несколько иные, чем в вузе, подходы. Ю.М. Резник предлагает следующие принципы:
Обучение социологии следует вести с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, обращаясь непосредственно к их «Я» и опираясь на имеющийся у них жизненный опыт или «картину мира» (принцип персонификации обучения). Обучение включает исследовательскую, поисковую деятельность самого учащегося. Поэтому конкретизация тематического содержания учебных программ курса часто ведется от имени самих учащихся. Апелляция к обыденному уровню их знаний не обуславливает снижение качества учебной деятельности, потерю ее профессиональной ориентации. Она лишь предполагает построение учебного процесса в форме диалога, своеобразного «коммуникативного дискурса», в котором ничто не принимается на веру, а лишь доказывается и обосновывается в ходе дискуссии.
Учащиеся, как главные участники процесса обучения, должны решать свои собственные проблемы, осваивая при этом новые методы и средства деятельности (принцип практической направленности обучения). Решение этих проблем возможно лишь в ситуации «здесь и теперь», в которой осуществляется взаимодействие «лицом к лицу» и интенсивная обратная связь. Следовательно, обучение сочетается с творческим решением своих проблем – познавательных, практических и прочих.12
Изучение основ социологии в старшей школе играет важную роль, так как учащиеся-подростки находятся в процессе социализации и самоопределения, готовятся к выходу в самостоятельную жизнь. Именно поэтому знания о социальной сфере и общественных отношениях, полученные на уроках обществознания, могут значительно повлиять на дальнейшую жизнь школьников.
Применение системыMoodleв школе.
За основу практической части курсовой работы мы взяли систему Moodle (аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment– модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Moodle – это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Этот бесплатно распространяемый программный комплекс по своим функциональным возможностям, простоте освоения и удобству использования удовлетворяет большинству требований, предъявляемых пользователями к системам электронного обучения.13
В системе обучения Moodle возможны различные варианты индивидуальной работы учеников. Через него учащиеся могут проходить тесты, выполнять задания с терминами и понятиями, писать творческие работы
Традиционное выполнение домашних заданий требует от учащегося пользоваться материалами курса в статичной и изолированной манере. В противоположность этому, онлайновые инструменты Moodle (Форумы, Задания, Экзамены, и т.д.) позволяют расширить действия обучающейся группы за пространственно-временные пределы работы в классе. Форумы позволяют студентам продолжать общение и обмен идеями друг с другом и с преподавателем и в периоды между аудиторными занятиями.14
Онлайновые задания дают учащимся дополнительную обратную связь от преподавателя, позволяя школьникам лучше отслеживать свои достижения в изучении определенной дисциплины.
Также есть возможность использовать ресурсы данной системы на уроках: в Moodle можно хранить презентации, ссылки на интересные сайты, которые необходимо продемонстрировать на уроке, проводить тестирования с обсуждением вопросов.
Сайт Moodle предоставляет учащимся круглосуточный доступ к ресурсам курса, интерактивным действиям, получению оценок, а учителям для обнародования важных событий и идей, и для информирования об изменениях в учебном процессе.
Moodle упрощает процессы оценивания. Оценки, выставленные за ответы, представленные через средства Moodle (Форумы, файлы готовых ответов и т.п.), автоматически включаются журнал отметок, доступный студентам в безопасном режиме, не допускающем «подчисток». Журнал автоматически подсчитывает итоговые (за четверть/полугодие) отметки учеников, наряду с текущими отметками за каждый ответ. Возможности Moodle позволяют упростить для преподавателей процесс оценивания, а также предоставляют им эффективную обратную связь со студентами. Учётные возможности Moodle позволяют преподавателям отслеживать участие студента в курсе и легко получать сведения, важные для отчётов перед контрольными и аккредитационными органами управления образованием. Кроме того, Moodle архивирует все учебные материалы и все наработки и хранит их в одном месте, что очень удобно для повторных использований курса, его доработки, а также для справок о работе бывших учеников.15
Данная система интересна и удобна в использовании, даже неопытные преподаватели могут создавать онлайн-курсы со значительным теоретическим и практическим содержанием. Благодаря организации учебного процесса с использованием Moodleучащиеся осваивают работу в данном веб-приложении, что является важным навыком, так как большинство престижных ВУЗов используют эту систему в работе со студентами. Также школьникам приходится выполнять многие задания в ограниченные сроки, что дисциплинирует учащихся и морально готовит их к написанию Единого Государственного Экзамена.
В заключении к первой главе, важно отметить, что изучение социальной сферы занимает особое место в курсе обществознания в рамках целой главы «Социальное развитие современного общества». Данный раздел интересен и сложен, но при этом представляет собой простор для применения разнообразных форм работ и методик, в том числе и с использованием средств ИКТ.
Этот раздел помогает учащимся адаптироваться в обществе, понять некоторые закономерности социума и найти в нем свое место. Изучение социологии в школе должно носить практико-ориентированный характер. Важно, чтобы школьники могли применять полученные знания в социальной жизни и умели анализировать различные процессы, происходящие в обществе.
Глава 2. Использование материалов исследования в школьном курсе обществознания.
В ходе исследования нами был разработан проект в системе Moodle, представляющий собой электронную среду, содержащую домашние задания для учащихся, а также другие материалы для изучения обществознания. Данный проект направлен на изучение раздела «Социальное развитие современного общества» и рассчитан на применение в одиннадцатых классах профильного уровня.
Пояснительная записка
Проект составлен на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта второго поколения.16 Предлагаемые формы работы предназначены для изучения курса обществознания в 11-х классах профильного уровня. Работа в системе Moodle является частью учебного процесса, а также средством для достижения образовательных целей дисциплины. Структура проекта соответствует темам первого раздела учебника по обществознанию для 11-х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Глава учебника «Социальное развитие современного общества» является значимой в школьном курсе обществознания, так как знакомит учащихся с основами социологии, формирует представления о социальной стратификации, о причинах социального неравенства, также в главе рассматриваются особенности отклоняющегося поведения, социальные институты и т.д. Таким образом, изучение этой темы дает возможность школьникам лучше понимать процессы, происходящие в современном обществе, осознать свою социальную позицию, а также перспективы ее изменения.
Цели курса:
Систематизация представлений у учащихся о социальном развитии современного общества.
Развитие способности определять собственное отношение к дискуссионным вопросам современности, формирование творческого и логического мышления, развитие информационной культуры учащихся,
Воспитание толерантности, формирование гражданской позиции и собственного социального поведения у учащихся 11-х классов.
Работа в рамках проекта дает возможность одиннадцатиклассникам систематизировать знания по теме «Социальное развитие современного общества». Выполняя задания, расположенные на сайте, учащиеся изучают и закрепляют материал дисциплины, а также учатся использовать полученные знания на практике.
В результате изучения раздела «Социальное развитие современного общества» с использованием средств Moodleучащиеся должны:
Знать/понимать:
особенности структуры современного общества;
процессы, происходящие в социуме.
Уметь:
анализировать различные социальные ситуации;
выполнять и оценивать творческие задания;
анализировать научные статьи;
работать в системе Moodle;
Применять:
приобретенные знания в повседневной жизни для определения собственного места в обществе и гражданской позиции.
Условия для реализации. Каждый учащийся должен иметь доступ в интернет для выполнения домашних заданий. Для работы на уроке тоже необходим доступ в интернет с компьютера учителя, а также мультимедийная аппаратура.
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧИМОСТЬ ОН-ЛАЙН КУРСА
В качестве задания к первому параграфу учебника «Социальная структура и социальные отношения» был разработан тест, состоящий из семи вопросов, с выбором правильного ответа. Вопросы составлены на основе текста учебника и расположены в случайном порядке. На решение теста учащимся отводится 30 минут и дается одна попытка.
Для успешного выполнения работы учащимся необходимо внимательно прочитать параграф учебника, следовательно, школьники смогут хорошо усвоить информацию по теме, а тестирование поможет закрепить изученный материал.
Задание ко второму параграфу «Социальные институты» предполагает творческую работу учащихся в форме написания эссе об общей характеристике социальных институтов и отдельно о каждом типе. Данный элемент курса содержит ссылки на информационный сайт, который школьники могут использовать для написания своих работ.
Задания такого плана помогают учащимся систематизировать изученную информацию, проявить свои научно-исследовательские способности.
Изучив третий параграф учебника «Роль экономики в жизни общества», учащимся необходимо проанализировать 2 рекламных ролика, а также определить влияние рекламы на современного человека в сфере экономики. Работа оформляется в форме эссе.
Данная работа тоже носит практико-ориентированный характер, поскольку ее основной целью является научить учащихся ориентироваться в огромном потоке информации, которую они получают ежедневно.
После изучения четвертого параграфа «Социальные статусы и роли» ученикам представляется следующее задание: В течении одного дня (любого на усмотрение ученика) ученику необходимо выписать все свои социальные статусы, и социальные роли по схеме:
Социальные статусы
Социальные роли
…
…
Задание способствует закреплению изученного материала путем приведения примеров из повседневной жизни.
Для проверки знаний по теме пятого параграфа «Социальные ценности и нормы» нами был составлен тест из 5 вопросов. Все задания представляют собой вопросы закрытого типа, т.е. с выбором ответа. На решение теста дается всего одна попытка. Для выполнения это задания ученикам необходимо прочесть параграф учебника, а так же устно ответить на вопросы после параграфа, для лучшего усвоения.
В задании к шестой теме «Отклоняющееся поведение и социальный контроль» учащимся необходимо письменно ответить на один из шести вопросов после параграфа. Представленные вопросы требуют размышлений над определенной ситуацией или явлением, либо подразумевают анализ высказывания по теме параграфа. Таким образом, у учащихся появляется возможность использовать теоретические знания изученного раздела в качестве аргументов при доказательстве своего мнения по представленным вопросам, а, следовательно, они научатся грамотно использовать эти аргументы в реальных жизненных ситуациях.
Задание к параграфу номер семь «Социальные интересы и формы социального взаимодействия» представляет собой написание эссе. Учащимся предлагается проанализировать социальный конфликт ситуации, представленной в драме А.Н. Островского «Гроза».
Задание к этому параграфу мы связали с уроком литературы. Межпредметные связи играют важную роль в процессе обучения, поскольку учащиеся должны приобретать знания, умения и навыки в комплексе всех изучаемых дисциплин.
Задание к параграфу «Этнос и нация» состоит в том, чтоученикам нужно написать эссе. В качестве тем на выбор учащимся предлагается три высказывания известных деятелей политики и культуры. Помимо написания эссе данная работа включает в себя оценивание учащимися двух творческих работ своих одноклассников. Учителем оценивается эссе ученика и то, каким образом он оценил другие работы: объективность, соответствие с критериями и т.д.
Выполнение этого задания способствует развитию критического мышления, как при написании собственного эссе, так и при проверке эссе одноклассника.
Задание по теме девятого параграфа «Межэтнические отношения» представляет собой письменный ответ на вопрос: важно ли в настоящее время следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу? Выполняя это задание ученики будут продолжать развивать чувство толерантности, поскольку проблема межэтнических отношений в современном мире стоит очень остро.
Задание к десятому параграфу учебника «Демографическая ситуация в современной России» включает в тебя изучение материалов по исследованиям демографической ситуации Кемеровской области и подготовку устного ответа на уроке. Таким образом, мы расширяем изучение данного раздела региональным компонентом, предоставляя учащимся возможность проанализировать демографическую ситуацию в области, выявить причины и дать прогнозы дальнейшего развития своей малой Родины.
Работа по одиннадцатому параграфу «Институт семьи и брака» представляет собой анализ статьи Борисенкова В.П. и Гукаленко О.В. «Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы».17 На основе статьи учащимся необходимо сформулировать основные цели и задачи семейной политики РФ.
Выполняя данное задание, учащиеся в очередной раз смогут обратиться к семейным ценностям, изучат основные механизмы семейной политики в РФ, а также получат представления о трансформации института семьи в современной России.
После изучения темы «Быт и бытовые отношения» ученикам предстоит письменно ответить на вопросы после параграфа № 1,2,4 в категории «Подумайте, обсудите, сделайте».
Выполнение этого задания способствует более лучшему закреплению знаний по данному параграфу.
В качестве творческой работы к тринадцатому параграфу «Молодежь в современном обществе» мы предлагаем ученикам написать доклады о молодежных субкультурах. На сайте размещена статья Лукова В.А. «Молодежные субкультуры в современной России»18, которую учащиеся смогут использовать при написании работы.
Выполнение таких заданий всегда интересна школьникам, поскольку тема молодежных субкультур является для них близкой. Также учащиеся смогут изучить специфику существования молодежных субкультур именно в нашей стране, и, таким образом, глубже понять специфику российского общества.
Задание к четырнадцатому параграфу «Социальная структура российского общества» подразумевает работу с учебником. Учащимся необходимо прочитать отрывок из книги современного отечественного социолога Т.И. Заславской, в котором она рассуждает о трудностях изучения социальной структуры современного российского общества. После прочтения ответить на вопросы, расположенные в учебнике после текста.
Текст Заславской Т.И. и ответы на вопросы к нему являются неким резюме ко всем предыдущим темам и заданиям. Изучив последнюю тему главы и выполнив к ней задание, у одиннадцатиклассников появится пища для размышлений по поводу усовершенствования исследований социальной структуры современного российского общества.
Помимо заданий к изучаемым темам, в созданном нами электронном курсе, расположены такие элементы как новостной форум и глоссарий. Новостной форум создан для обсуждения каких-либо вопросов между участниками и преподавателем, а глоссарий представляет собой словарь всех терминов изучаемого раздела.
Делая вывод по второй главе, можно сказать, что нам удалось создать электронную обучающую среду для раздела «Социальное развитие современного общества». Работая в системе Moodle, учащиеся повысят свою информационную культуру. Также умение пользоваться данным веб-приложением, возможно, пригодится учащимся в студенческой жизни.
В он-лайн курс мы включили различные формы заданий для самостоятельной работы учащихся, а также дополнительные материалы к урокам и домашним заданиям.
Мы постарались разнообразить изучение такого важного раздела обществознания темами, выходящими за рамки учебника. Таким образом, мы предлагаем учащимся ознакомиться с такими вопросами, как влияние рекламы на экономику страны и демографическая ситуация в Кемеровской области. Также мы связали изучение обществознания с другими гуманитарными предметами. Анализируя и обсуждая научные статьи, одиннадцатиклассники научатся критически относиться к любой информации. Ограниченные по времени тестовые задания поспособствуют воспитанию ответственности и дисциплинированности учащихся, а большое количество творческих работ помогут школьникам научиться аргументировано высказывать собственные взгляды и позиции по определенным вопросам.
Заключение
В результате нашего исследования можно сделать вывод о том, что изучение социальных отношений является важным элементом курса обществознания в школе. Понимание особенностей социального развития предоставляет учащимся возможность добиться успеха в будущем и стать достойными членами общества.
В ходе исследования были достигнуты основные цели: мы рассмотрели специфику изучения социальных отношений в школьном курсе обществознания и разработали проект в системе Moodleдля использования на уроках обществознания в одиннадцатых классах.
Нами были достигнуты все поставленные задачи. В теоретической части мы раскрыли содержание понятия «социальные отношения», обозначили особенности изучения основ социологии в школьном курсе обществознания, рассмотрели целесообразность применения системы Moodle в школьном обучении. В качестве практической части нами был разработан проект в системе Moodle по обществознанию.
Таким образом, изучив тему «Социальное развитие современного общества» с использованием созданного нами проекта учащиеся одиннадцатых классов смогут лучше усвоить обществоведческие знания, так как предлагаемые виды работы развивают творческое мышление, предполагают выражение собственного мнения и опору на жизненный опыт. Также, разработанные нами задания дают учащимся одиннадцатых классов возможность познакомиться с особенностями и элементами системы Moodle, с которой им, возможно, придется работать в высших учебных заведениях.
Борисенкова В.П. и Гукаленко О.В.Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы. // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. – №5. [электронный ресурс]. Режим доступа:http://naukovedenie.ru/PDF/130PVN514.pdf .(дата обращения: 13.02.2016).
Кравченко А.И., Анурин В.Ф.. Социология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – С. 175.
Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России. //Знание. Понимание. Умение. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/ (дата обращения: 11.02.2016).
Резник Ю.М. Социология в средней школе.// Социологические исследования. – 1997. - №2. – С.132-144
Тунда В.А. Пособие-путеводитель по документации Moodle 2.5. Для начинающих. – Томск, 2014. – С.3.
Худякова Н.Л. Ценностные основы социальных отношений //Вестник Челябинского государственного университета, 2004. №4. – С. 7-10.
Государственный образовательный стандарт второго поколения [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 23.04.2016).
1 Кравченко А.И.,Анурин В.Ф.. Социология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – С. 174-175.
2 Волков Ю.Е. Социальные отношения и социальная сфера // Социологические исследования. – 2003. - №4. – С. 34-41.
12 Резник Ю.М. Социология в средней школе.// Социологические исследования. – 1997. - №2. – С.132-144.
13 Гвоздев В.В., Проскурин В.В. Работа в системе дистантного обучения Moodle. Инструкция для преподавателей. – Тольятти, 2011. – С.3.
14 Тунда В.А. Пособие-путеводитель по документации Moodle 2.5. Для начинающих. – Томск, 2014. – С.3.
15 Тунда В.А. . Пособие-путеводитель по документации Moodle 2.5. Для начинающих. – Томск, 2014. – С.3.
16Государственный образовательный стандарт второго поколения [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 23.04.2016).
17Борисенкова В.П. и Гукаленко О.В.Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы. // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. – №5. [электронный ресурс]. Режим доступа:http://naukovedenie.ru/PDF/130PVN514.pdf .(дата обращения: 13.02.2016).
18 Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России. //Знание. Понимание. Умение. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/ (дата обращения:11.02.2016).