Методические рекомендации для повышения квалификации учителей и методистов, реализующих курс основы финансовой грамотности
Методические рекомендации для повышения квалификации учителей и методистов, реализующих курс основы финансовой грамотности
Методические рекомендации для повышения квалификации учителей и методистов, реализующих курс основы финансовой грамотности в общеобразовательных учебных учреждениях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для повышения квалификации учителей и методистов, реализующих курс основы финансовой грамотности»
Методические рекомендации для повышения квалификации учителей и методистов, реализующих курс основы финансовой грамотности в общеобразовательных учебных учреждениях.
С чем сталкивается школа при введении в учебную программу нового предмета или нового курса. Первичная задача стоящая перед школой , это освоение методики преподавания данного нововведения. Мы рассматриваем подобную ситуацию на конкретном примере введение курса О.ф.г. в школьную программу.
Так как единой концепции по интеграции данного курса в школьную программу на данный момент на разработано, то мы рассмотрим несколько сценариев реализации курса О.ф.г. в школах.
На данном этапе продвижение О.ф.г. НИУ Высшей школы экономики г. Москва (далее ВШЭ) разработан комплект УМК курса О.ф.г. для общеобразовательных учреждений. Данный УМК одобрен Минобрнауки РФ и является общедоступным, в электронном виде на сайте ВШЭ и учебники в розничной продаже. Более подробно данный УМК мы разберём во второй главе. Сам факт существования УМК О.ф.г. говорит о том, что работа по введению в общеобразовательную школьную программу курса О.ф.г. активно ведется.
Механизм подготовки специалистов для реализации курса О.ф.г., имея базу УМК, значительно упрощается. Для выполнения задачи – подготовки специалистов для школ разделим специалистов на группы, у нас их получиться две. В первую войдут учителя и методисты начальных классов, во вторую – учителя и методисты общей и средней школ.
Обучение может производиться на базе высших и средних учебных заведений, методических объединений и других площадок для повышения квалификации педагогов.
Обучение должен вести тьютор - сертифицированный специалист по обучению финансовой грамоте.[2] Для тьютора желателен опыт работы в банке, так как только практический навык даёт всю широту понятий о предмете. Тьютор, имеющий только теоретическое представление о банковской и экономической сферах, будет не достаточно квалифицирован для обучения других специалистов. В рамках реализации данного проекта желательно привлекать к «тьюторству» именно банковских служащих, так как курс О.ф.г. это, по сути, отражение потребления в сфере банковских услуг.
Любой курс О.ф.г. будет состоять из следующих разделов: деньги, кредиты, пластиковые карты, банковские счета, системы денежных переводов, депозиты, кредитная история, финансовая безопасность, система пенсионного страхования, страхование, Микрофинансовые организации (МФО), дистанционный банкинг. Все выше перечисленное относится к банковской сфере, которая имеет в свою очередь множество нюансов известных лишь банковским служащим.
В свою очередь финансы и экономика это не статичные понятия, в данных сферах постоянно происходит изменения. Банковские работники находятся внутри пределов финансового информационного поля и могут быстро реагировать на его колебания. Это поможет им актуализировать знания, и подготовить педагогов способных анализировать сложившуюся ситуацию, нацеленных на формирование знаниевого компонента, способных овладевать компетентностями диагностики, анализа, прогноза и планирования.
Возможности традиционных методов обучения ограничены, в связи с этим растет потребность создания новых образовательных практик обучения педагогов. Это тоже должны учитывать финансовые тьюторы. Существующая модель обучения, основанная, в основном, на квалификационном подходе, ориентирована на воспроизведение знаний. Этого не достаточно для подготовки педагогических кадров реализующих курс О.ф.г. Необходима опора при обучении на специальные компетенции: диагностики, анализа, прогнозирования, стратегического планирования и др. Это обусловлено тем, что данное направление - О.ф.г. в образовании, в нашей стране, появилось сравнительно недавно, и эффективные методики обучения ещё разрабатываются.
До курсов повышения квалификации О.ф.г. педагоги и методисты сталкивались со знаниями о финансах, как правило, только на бытовом уровне. Курс «Экономика», который они прослушали обучаясь в педагогических образовательных учреждениях, к сожалению, не дает представления об О.ф.г. В данной работе это не предмет обсуждения, но экономика как объект изучения, в отличие от финансовой грамотности, дает нам только теоретические знания, и то в отличных от финансовой грамотности сферах. Поэтому опираясь только на знания экономики нельзя преподавать О.ф.г. Из этого следует, что начинать обучение педагогов основам преподавания О.ф.г. придется с нуля.
Чем будет отличаться реализация О.ф.г. в начальной школе от средней школы? В начальной школе реализация О.ф.г. пойдет скорее всего по межпредметному сценарию. А в основной школе станет частью Обществознания. Поэтому курсы повышения квалификации, в основной школе, будут проходит учителя обществознания и истории. В отличие от основной школы курса повышения квалификации О.ф.г. будут обязательны для всех учителей и методистов начальной школы.
Конечно, сам курс по сложности содержания будет дифференцированным. В начальной школе, предположительно, курс О.ф.г. будет 3 года, со второго по четвертый класс. Подробнее параметры этого курса мы разберём во второй главе.
Программа подготовки педагогов должна включать базовую часть и вариативные модули, раскрывающие особенности преподавания финансовой грамотности для обучающихся разных возрастных групп. Базовая часть включат в себя необходимый набор теоретических знаний по финансовой грамотности и, методах преподавания, и имеет объем 72 часа. Вариативный модуль это – специфика обучения финансовой грамотности в общеобразовательных организациях. Данный модуль имеет объём 16 часов и направлен на формирование у аудитории педагогических работников специальных знаний и навыков преподавания О.ф.г. Модуль содержит следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и проектировочный.
Целевой компонент включает:
- основные вопросы содержания целей образовательной деятельности педагога на занятиях по финансовой грамотности;
- структура целей образовательной деятельности педагога на занятиях по финансовой грамотности исходя из возрастных особенностей детей и их правового статуса;
- роль и место курса О.ф.г. в системе повышения финансовой грамотности обучающихся данной возрастной и целевой группы.
Содержательный компонент включает:
- структура и особенности содержания образования курсов О.ф.г. в конкретных классах;
- межпредметные связи и интеграция курса с общеобразовательными предметами.
Технологический компонент включает:
- возрастные особенности обучающихся данной целевой группы;
-возрастные особенности обучающихся и их влияние на модели финансового поведения;
- специфика методики обучения О.ф.г. учащихся данной группы в рамках урочной и неурочной деятельности.
Проектировочный компонент включает:
- проектирование занятий для обучающихся конкретной целевой и возрастной группы в рамках урочной и внеурочной деятельности.
С чего начать повышение квалификации педагогов О.ф.г.? Подготовительный этап лучше всего разделить на две части. Первая часть - это входное тестирование педагогов, тест направлен на выявление слабых сторон в знаниях О.ф.г. Вторая часть - это форсайт-сессия – мероприятие (обсуждение), направленное на прогнозирование ситуации с повышением финансовой грамотности обучающихся в системе общего и среднего профессионального образования, а так же попытка предсказать развитие тренда финансовой грамотности. Такое прогнозирование позволяет проанализировать стратегии внедрения курсов финансовой грамотности и определить корректные задачи подготовки педагогов.
Далее рассмотрим методы, которые смогут помочь в проведении курсов повышения квалификации для учителей и методистов.
Тренинг – это такой метод обучения, в котором теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели деятельности, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые, имитационные игры, разбор конкретных практических ситуаций, групповые дискуссии. Тренинг обеспечивает более интенсивное и интерактивное обучение и, кроме того, ориентирован в первую очередь на получение практических навыков, необходимых в преподавании О.ф.г., так же он ориентирован на обмен опытом между слушателями, что позволяет получить результат обладающий высокой практической ценностью. Большой плюс тренинга в том, что он повышает мотивацию педагогов к обучению на курсах повышения квалификации. Во время тренинга происходит не только передача знаний, что, безусловно, очень важно, но и определённая эмоциональная зарядка людей. Пробуждается и актуализируется потребность применять новые знания на практике, т.е. побудительные мотивы деятельности существенно возрастают.
Деловая игра – это метод обработки учебного материала на основе ситуации, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Деловая игра в сжатые сроки помогает пройти весь операционный цикл предложенной модели и увидеть конечные результат деятельности. В игре происходит быстрое освоение практических навыков, проведения расчетов и принятия решений. Деловая игра позволяет моделировать реальные ситуации, научить действовать как в жизни, что бы в реальной ситуации не растеряться и действовать эффективно.
Метод кейс-стади – позволяет обучающимся продуктивно решать поставленные задачи благодаря комплексному сочетанию в нем различных видов анализа, а именно формирование умений:
- проблемного – определять проблемное поле;
- системного – рассматривать объект как систему;
- праксеологического – оптимизировать процессы;
- причинно-следственный – устанавливать причины, которые привели к возникновению данной ситуации и следствий её развертывания;
- аксиологического – осуществлять оценку объекта, процесса или явления в системе ценностей;
- ситуационного – моделировать ситуацию, её составляющие, последствия, поведение действующих лиц и т.д.;
- прогностического – прогнозировать и моделировать ситуации, а так же предвидеть их будущее развитие.
Методика применения кейс-стади в обучении О.ф.г. подразумевает следующую последовательность и взаимосвязь основных этапов её реализации.
-создание или адаптация кейса, соответствующего по содержанию и развиваемым компетенциям теме практического занятия и разработка его методического обеспечения;
- ознакомление обучающихся с кейсом и системой образования;
- постановка основных вопросов;
- проведение тестирования с целью активизации знаний;
- взаимооценка самостоятельного анализа ситуации при работе в парах;
-обсуждение ситуаций в малых группах;
-работа независимых экспертов в процессе обсуждения проблем О.ф.г.;
- организация и проведение общей дискуссии;
- дебрифинг с целью осмысления обучающимися полученной информации;
- оценивание.
Практические ситуации (кейсы), разработанные и адаптированные на основе компетентностного подхода, являются системообразующим компонентом модульной программы дисциплины О.ф.г. и выступают одновременно и средством обучения и инструментом оценки.
Помимо компетентностного подхода, на основе которого разрабатывается методика кейс-стади, деловой игры и частично тренинга, большое значение имеет деятельностный подход, который с одной стороны позволяет обеспечить вариативность, а с другой – расширить спектр знаний и умений, направленных на решение общих проблем практики финансовой грамотности. Организованный в соответствии с принципами деятельностного подхода процесс повышения квалификации максимально активизирует личностный опыт педагога, повышает мотивацию и включает в деятельность, творческий поиск, выработку личной позиции в ходе занятий через накопление опыта и развитие соморефлексии.
Содержание и организация процесса повышения квалификации должны быть направлены на развитие способности слушателей выходить на рефлексивную позицию по отношению к собственной практике преподавания О.ф.г.
Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных изменений. Соответственно развитие обучающихся определяется характером их деятельности, в первую очередь учебной. При этом основные результаты обучения направлены на достижения социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития.
Применение деятельностного подхода в обучении О.ф.г обуславливает переход от:
-усвоения набора базовых финансовых знаний, к формированию компетентностей;
-изолированного от жизни изучения системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения обучающимися жизненных задач;
-индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Деятельностный подход к организации образовательного процесса повышения квалификации педагогов предполагает выбор соответствующих методик и педагогических приемов: проблемные лекции, дискуссии, обсуждение, групповая работа и др. Деятельностный подход мы продолжим рассматривать во втором параграфе в процессе постановки практических учебных задач.
Ранее говорилось, что реализация курса О.ф.г. в общеобразовательной школе может иметь несколько сценариев. Первый сценарий реализации курса О.ф.г. является самым сложным к осуществлению, но зато выполняющим все задачи поставленные перед Минобрнауки РФ правительством РФ. Этот вариант предусматривает реализацию курса О.ф.г. со второго по одиннадцатый класс. Второй сценарий реализация курса с пятого по одиннадцатый класс. Третий сценарий - с девятого по одиннадцатый классы.
Мы видим, что курс О.ф.г. в начальной школе может быть реализован только по первому сценарию. Поэтому если Минобрнауки пойдет этим путем, то курсы повышения квалификации педагогов и методистов затронут и начальную школу, если же будут реализованы второй и третий сценарии, то курсы повышения квалификации можно будет строить без учета метапредметного курса О.ф.г. в начальной школе, а ориентироваться только на предмет Обществознание, частью которого станет О.ф.г., и привлекать на курсы повышения квалификации только учителей обществознания и методистов. Во второй главе мы рассмотрим варианты реализации сценариев на примере созданных УМК.
На начальном этапе обучения все слушатели должны пройти входное тестирование, а по окончании курсов слушатели проходят итоговую аттестацию. Цель итоговой аттестации – объективная оценка полученных в ходе учебы знаний, умений и навыков по программе повышения квалификации. Форма итоговой аттестации: комплексная с балльной оценкой. Проходит в два этапа: ответы на закрытые тесты множественного выбора и итоговая аттестационная работа в форме публичной защиты группового проекта. Предварительная работа слушателей по подготовке группового проекта включает:
- формулировку цели, задач и ожидаемых результатов;
- определение тематики и содержания учебного занятия по О.ф.г.;
- подготовка плана учебного занятия, включающего отбор и систематизацию дидактических материалов, вариативных заданий (проблемные задания, кейсы и др) для разных категорий обучающихся;
- выбор педагогического инструментария (методы и приёмы), направленного на реализацию деятельностоного подхода к обучению;
- описание деятельности педагога и обучающихся разного возраста на каждом этапе занятия с учетом их возрастных особенностей;
- предоставить материалы итоговой аттестационной работы в виде методической разработки учебного занятия по О.ф.г.
Итоговая аттестация проводится в очной форме.
Планируемые результаты повышения квалификации педагогических работников должны позволить слушателям успешно исполнять трудовые функции и выполнять трудовые действия, соответствующие профессиональному стандарту педагога.
Далее рассмотрим, какие рекомендации для оказания методической помощи педагогам и методистам мы можем предложить при реализации курса О.ф.г. в общеобразовательной школе. Цель рекомендаций:
-осмысление роли функциональной финансовой грамотности в современном образовании через обозначение проблемно-тематического поля и сюжетных линий урока;
-отбор и систематизация необходимой информации, полученной из различных источников.
Ожидаемый результат:
- учитель получит возможность подготовить и провести урок, с учетом возрастных особенностей учащихся и вариативности образовательных программ;
- учащиеся – расширят свои представления в области личных и семейных финансов, осознают необходимость ответственного отношения к своим карманным и иным личным и семейным средствам, а так же станут критически относиться к любой финансовой информации, распространяемой по информационным каналам, в том числе и в Интернете.
Одной из первых рекомендаций является определение цели урока. Целью урока О.ф.г. является знакомство учащихся с основами финансовой грамотности, формирование первичных навыков ответственного и безопасного поведения в сфере личных и семейных финансов. Педагогическими основами и методическими условиями успешного проведения занятия являются:
- раскрытие значимости О.ф.г.;
-информирование обучающихся о видах информации в сфере финансов, а так же о негативных последствиях игнорирования такой информации;
- реализация воспитательного потенциала учебных предметов, в содержании которых раскрываются аспекты финансовой грамотности;
- использование документов, наглядного материала.
Логика урока должна подвести учащихся к пониманию того, что финансы – важнейшее социально-экономическое явление, связанное с благосостоянием отдельной личности, народа и государства в целом.
Сложностью для педагогов является постоянно обновляемая в РФ нормативная база и практика регулирования финансовых отношений, появление новых финансовых инструментов и технологий инвестирования, необходимость приближения методических положений курса к реалиям принятия решений. Поэтому большое внимание преподавателей и методистов региональных методических центров в работе педагогами следует уделить технологиям поиска, отбора и анализа актуальной информации в области законодательных изменений финансовых рынков и инструментов.
Поговорим о рамках финансовой компетентности для учащихся общеобразовательных школ. Каждая из областей финансовой грамотности разделена на три составляющих;
- знание и понимание – подразумевает набор знаний потребителя о финансовых продуктах и концепциях, а так же способность получать, понимать и оценивать существенную информацию, необходимую для принятия решений;
- умения и поведение – включающие компетенции, связанные с умениями и навыками финансового поведения, способности к принятию финансового риска, а так же умением предпринимать другие эффективные действия, для улучшения собственного финансового благосостояния;
- личные характеристики и установки – содержащие основные характеристики потребителя, связанные с общими отношениям к личным финансам, возможностью делать ответственный выбор и принимать финансовые решения.
Чтобы сохранить преемственность компетенций желательно разделить общешкольный курс О.ф.г. на 3 ступени, как-то – начальный, базовый и продвинутый. Начальная ступень будет предназначена для учеников со второго по четвёртый класс, базовый – пятый – девятый класс и продвинутый десятый – одиннадцатый класс. Это позволит по схеме «от простого к сложному» наиболее полно дать необходимые знания, навыки и умения, а так же закрепить уже полученные в ходе усложнения курса. Таким образом, компетентности, которые необходимы обучающимся в повседневной жизни, будут отнесены к базовому уровню финансовой грамотности, а компетентности которые не входят в эту область, но при этом являются важными с точки зрения социального взросления, изменения социальных ролей, сфер взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами, отнесены к продвинутому уровню.
Следующей рекомендацией будет использование определенных принципов при обучении О.ф.г. Совокупность принципов включает в себя социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические.
В социально-педагогические принципы входят:
- принцип природо- и культуросообразности – обеспечивает реализацию идей становления прородо- и кльтуросообразной личности. Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы обучения финансовой грамотности, стиль взаимодействия учителя и учащихся учитывал необходимость формирования у подрастающего поколения установки на ценности безопасного и здорового образа жизни и навыки следования им в своём поведении. Принцип культуросообразности предполагает, что обучение и воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры. Важно, чтобы овладение финансовой грамотностью, помогало молодому человеку осмыслить ценности гражданского общества, осознать свою сопричастность к судьбым родины, уважать ценности иных культур, конфессий и мировоззрений;
- принцип гуманистической направленности – предполагает последовательное отношение к молодежи как к ответственным и самостоятельным субъектам собственного развития культивирование субъект-субъектных отношений в образовательном пространстве финансовой грамотности;
- принцип вариативности – диктует необходимость создания многообразных видов и форм обучения финансовой грамотности; дифференциации содержания, средств, технологий и методов обучения применительно к видам и типам образовательных организаций;
- принцип развития конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру – является центральным и отражает современные процессы «встраиваниячеловека» в отношения с окружающей социо-природной средой. Прициап реализует идею субъектности, которая стрится на признании осознанной целенаправленной активности личности. Конструктивно-финансовая активность определяется нами с двух позиций: как совокупное личностное образование, проявляющееся во внутренней готовности к конструктивному взаимодействию для устойчивого развития; как конструктивно-деятельностная форма отношений к социо-природной среде, что предполагает не пассивное усвоение молодым человеком той или иной социальной нормы на функционально-ролевом уровне, а активное овладение этой нормой.
В психолого-педагогические принципы входят:
- принцип созидательной деятельности – ориентирует на реализацию созидательных потенций личности, направленных на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел;
- принцип диалогичности и толерантности – отражает идею глубинного диалога личности как «всеохватывающего» способа вхождения человека в культуру. Условием такого диалога выступает феномен толерантности как универсальный механизм построения культуры взаимоотношений. Принцип направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать;
- принцип преемственности – предполагает осмысление теоретических основ конструирования программ обучения финансовой грамотности, их цели, задач и содержания, обеспечивающих преемственность образования молодежи на разных возрастных этапах;
- принцип проблемно-ситуативного познания – отражает идеи активности, ситуативности обучения О.ф.г. Технологический арсенал на основе принципа проблемно-ситуативного познания образуют решение задач с производственно-финансовым и социально значимым содержанием;
- принцип эмпатии –способствует «вживанию» личности в культурно-порождающее пространство образовательной среды. Эмпатия - эмоциональное явление, оно не мыслимо без интеллектуальной составляющей и проявляется в опыте взаимодействия;
- принцип элективности – направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения.
В организационно-педагогические принципы входят:
- принцип адаптивности – как ведущий принцип управления;
- принцип адекватного кадрового обеспечения. Кадры – это ключевой вопрос в развитии успешного финансового образования;
-принцип интеграции программ финансовой грамотности. Невозможно осуществлять специальную программу повышения финансовой грамотности населения без реализации полномасштабной программы обучения финансовой грамотности молодёжи в вопросах деятельности на отдельных сегментах финансового рынка (банковском, страховом, пенсионном и т.д.);
- принцип социально-педагогического партнерства. Социальное партнёрство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижения консенсуса, оптимизацию отношений;
- принцип активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности. Обязательным условием эффективности программ обучения финансовой грамотности молодежи является активное использование обратной связи. Регулярная оценка и корректировка программ О.ф.г. позволит повысить их качество и приводить их в соответствие с лучшими практиками в данной области. В долгосрочной перспективе следует рассмотреть вопрос о разработке специальных стандартов качества, которым должны соответствовать программы и инициативы финансового просвещения.
В заключение этого параграфа хотелось бы сказать, что преподавание курсов О.ф.г. позволит учителям:
- использовать матричный принцип (как по вертикали, так и по горизонтали) для организации практико-ориентированного обучения по О.ф.г. и деятельностный, и компетентностный подходы для обеспечения реализации современных требований как к процессу обучения, так и к его результатам;
- обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся;
- использовать УМК как ресурс для организации системного и непрерывного бучения, профильного обучения, индивидуального и дистанционного обучения;
- сформировать у учащихся метапредметные, личностные компетенции, соответствующие ФГОС;
- активно использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы групповой одновозрастной и разновозрастной работы, проектной, исследовательской, игровой деятельности и др.;
- использовать материалы отдельных модулей для углубленного изучения тем финансовой сферы и организации работы с одарёнными детьми;
- сформировать основы личной финансовой безопасности у учащихся.
Учитель истории, обществознания, финансовой грамотности и экономики.