ВАРИАНТ 7
Часть 1
А1. Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства | 3) загрязнение окружающей среды |
2) глобализация мирового хозяйства | 4) переход в постиндустриальную фазу развития |
А2. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному | 3) информационному |
2) индустриальному | 4) постиндустриальному |
А3. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.
Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А4. Что относится к естественным наукам?
1) история | 2) математика | 3) искусствоведение | 4) физика |
А5. Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества, иллюстрирует этот пример?
1) хозяйственную | 3) семейную |
2) религиозную | 4) политическую |
А6. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Современная система образования включает учебные заведения разного типа.
Б. Современная система образования в демократическом обществе ориентируется на потребности общества и личности.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А7. К прямым налогам относится
1) акциз | 3) налог на имущество |
2) таможенная пошлина | 4) налог с продаж |
А8. Государство в условиях рыночной экономики
1) устанавливает цены на товары | 3) распределяет ресурсы |
2) собирает налоги | 4) планирует производство |
А9. В 1995 г. завод Россельмаш получил от государства субсидию в размере 3 триллионов рублей. В какую часть бюджета вошли эти средства?
1) расходную | 2) балансовую | 3) прибыльную | 4) доходную |
А10. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является .основой командной экономики.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А11. Родоплеменная общность, в отличие от народности
1) характеризуется общностью языка | 3) основана на кровном родстве |
2) появляется с возникновением государства | 4) объединяет семьи патриархального типа |
А12. Проведенные в 70-е годы XX века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство
1) индивидуальных возможностей | 3) социального происхождения |
2) личных дарований | 4) социальных ролей |
А13. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Размеры и форма доходов человека характеризует его статус.
Б. Человек выполняет в обществе различные роли.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А14. Депутат Государственной Думы может в дополнение к своей основной деятельности
1) возглавлять законодательное собрание региона | 3) преподавать в вузе |
2) работать в правительстве | 4) быть главой администрации области |
А15. В 1948 г. в Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права
1) всеобщего | 2) равного | 3) прямого | 4) альтернативного |
А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. В России сложилась двухпартийная система.
Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
А17. Какое право человека относится к экономическим правам?
1) право на отдых | 3) право на жилище |
2) право собственности | 4) право на жизнь |
А18. Что относится к полномочиям Государственной Думы?
1) разработка и принятие законов | 3) решение вопросов войны и мира |
2) управление федеральной собственностью | 4) разработка и исполнение бюджета страны |
А19. Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?
1) к мировому судье | 3) в органы внутренних дел |
2) к адвокату | 4) к нотариусу |
А20. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.
1) верно только А | 3) верны оба суждения |
2) верно только Б | 4) оба суждения неверны |
Часть 2
В1. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
занимает определенное место в системе производства
складывается под влиянием объективных факторов
относится к большим социальным группам
принадлежность характеризует прирожденный статус личности
Черты сходства | Черты отличия |
| |
В2. Найдите в приведенном ниже списке виды искусства и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) живопись | 2) скульптура | 3) философия | 4) архитектура |
5) история | | | |
Ответ: _________________
В3. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите Соответствующую позицию из второго столбца.
НАКАЗАНИЕ | ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ |
А) судимость | 1) преступление |
Б) выговор | 2) проступок |
В) лишение свободы | |
Г) предупреждение | |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
В4. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «личность».
1) длительное формирование | 3) проявляется в деятельности |
2) социальные качества | 4) высокий рост |
5) образование и воспитание | |
Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
Ответ: ______________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
Об интеллигентности
Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека...
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические со* бытия, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.
Д. С. Лихачев
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. С какими качествами многие люди, по мнению Д. С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.
С3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.
С4. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека». С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения.
С5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С6. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает... «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.
Ключи Вариант 7.
Часть 1
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 3 | А11 | 3 |
А2 | 1 | А12 | 3 |
АЗ | 3 | А13 | 3 |
А4 | 4 | А14 | 3 |
А5 | 2 | А15 | 2 |
А6 | 3 | А16 | 2 |
А7 | 3 | А17 | 2 |
А8 | 2 | А18 | 1 |
А9 | 1 | А19 | 3 |
А10 | 2 | А20 | 3 |
Часть 2
№ задания | Ответ |
В1 | 2314 |
В2 | 124 |
ВЗ | 1212 |
В4 | 4 |
Часть 3
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) человек должен быть интеллигентен; 2) интеллигентность в представлении многих людей; 3) в чем состоит подлинная интеллигентность. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текстами выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным | 2 |
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. С какими качествами многие люди, по мнению Д.С. Лихачева, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Должны быть названы следующие качества: 1) человек много читал; 2) человек хорошо образован (по преимуществу гуманитарное образование); 3) человек много путешествовал; 4) человек знает много языков. Качества могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Названы четыре качества | 2 |
Названы два-три качества | 1 |
Названо одно качество, ИЛИ ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть названы следующие качества: 1) восприимчивость к культурным ценностям; 2) эстетическое чутье; 3) способность восхищаться красотой природы; 4) способность понять характер и индивидуальность другого человека; 5) доброжелательное отношение к другим людям; 6) умение незаметно помочь другому человеку. Качества могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Названы четыре качества | 2 |
Названы два-три качества | 1 |
Названо одно качество, ИЛИ ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С4. Объясните утверждение автора о том, что «интеллигентность нужна и для окружающих, и для самого человека», С опорой на текст и личный опыт приведите три объяснения. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) интеллигентный человек приветлив и совестлив в отношениях с окружающими, что способствует установлению доброжелательной атмосферы в любом коллективе; 2) интеллигентный человек восприимчив к красоте природы, он не причиняет вреда природе и прилагает усилия для ее сохранения (то есть деиструет в интересах всего общества); 3) интеллигентный человек способен понять подлинные ценности культуры, он может в этом стать примером для окружающих. Могут быть приведены другие объяснения. | |
Приведены три объяснения | 3 |
Приведены два объяснения | 2 |
Приведено одно объяснение | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С5. Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос, например: такое поведение нельзя назвать интеллигентным; Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке. 2) приведен фрагмент текста, например: - интеллигентный человек «не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, — вот это и будет интеллигентный человек»; - «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого». | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста | 2 |
Дан правильный ответ ИЛИ приведен фрагмент текста | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С6. Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает... «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Могут быть высказаны суждения, отражающие различные точки зрения на поведение человека в такой ситуации, например: 1) необходимость сохранения человеком своей интеллигентности; 2) необходимость достижения определенного компромисса с окружающими; 3) необходимость соответствовать своему окружению. Могут быть высказаны суждения, отражающие иные точки зрения. | |
Высказаны два суждения | 2 |
Высказано одно суждение | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Максимальный балл | 2 |