kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Как использовать технологию «Дебаты» при изучении вопросов права на уроках обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений. Активное использование техник и методик образовательной программы «Дебаты» в обучении способствует решению обозначенной в работе задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Как использовать технологию «Дебаты» при изучении вопросов права на уроках обществознания"»

Как использовать технологию «Дебаты» при изучении вопросов права?

(Шевелёва Надежда Николаевна,

учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия № 21 г. Архангельска)


Современному человеку необходимо обладать развитой коммуникативной культурой, чтобы успешно сотрудничать с другими людьми, уверенно определять цели деятельности и средства их достижения. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений. Активное использование техник и методик образовательной программы «Дебаты» в обучении способствует решению обозначенной задачи.

Дебаты развивают у школьников:

  • критическое и логическое мышление,

  • уверенность в себе,

  • способность работать в команде,

  • стиль публичного выступления.

Дебаты помогают их участникам:

  • выступать в качестве лидеров,

  • изучать, исследовать и анализировать актуальные современные проблемы,

  • приобретать навыки презентации,

  • быть критичными слушателями.

Дебаты способствуют:

  • расширению культурного кругозора учащихся,

  • развитию интеллектуальных способностей,

  • раскрытию творческих качеств,

  • формированию коммуникативных умений.

Сегодня насчитывается более 10 форм дебатов. Рассмотрим некоторые из них.

Публичные прения


Первый этап

1) Формируются две команды-соперника:

- утверждающая сторона;

- опровергающая сторона.

2) Внутри групп команды обсуждают проблемы, выбирают спикеров.

Второй этап

1) От каждой команды выступают по три спикера:

- У1, У2, У3 – спикеры утверждающей стороны, которые должны отстаивать и доказывать положение тезиса.

- О1, О2, О3 - спикеры опровергающей стороны, которые отстаивать и опровергают данный тезис.

2) Устанавливается порядок выступлений и лимит времени дебатов:


Спикер

Время

Роль

У1

3 мин.

Раскрывает тезис, представляет аргументы команды утверждающей стороны

О3 к У1

2 мин.

О3 задает вопросы, ставящие под сомнение аргументы У3

О1

3 мин.

Выдвигает свои аргументы, опровергающие тезис

У3 к О1

2 мин.

У3 задает вопросы О1 с целью поставить под сомнение аргументы О1 или снизить их значимость. О1 отвечает

У2

2 мин.

Опровергает аргументы О1

О1 к У2

2 мин.

О1 задает вопросы У2. Тот отвечает

О2

2 мин.

Представляет финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает свои

У1 к О2

2 мин.

Представляет финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает свои


3) На дебатах вводится роль тайм-спикера, который следит за временем и оповещает о конце отведенного времени.

Судьями здесь являются зрители, которые по каждой двойке голосуют «за» и «против».

В конце координатор подсчитывает количество голосов «за» и «против».


Оксфордские дебаты


Утверждение тезиса

Отрицание тезиса

Время

1-й докладчик

Представляет утверждающую команду.

Обосновывает актуальность темы, дает определение терминам и понятиям темы, представляет точку зрения утверждающей команды.

Обосновывает аспект рассмотрения данной темы и предъявляет три-четыре аргумента, которые будет доказывать команда в течение игры.

По возможности может перейти к доказательству выдвинутых аргументов.

Заканчивает формулированием четкой общей линии команды утверждения.

У этого докладчика не очень сложная, но очень важная задача, поскольку он представляет те аспекты и аргументы проблемы, по которым будут вестись потом дебаты.

Если какие-то аргументы представлены не будут, то потом вернуться к ним будет уже нельзя.

1-й докладчик

Представляет отрицающую команду.

Предъявляет тезис отрицания, принимает или не принимает предложенные командой утверждения определения и аспекты проблемы.

Если не принимает их, то доказывает, что представленный аспект проблемы не раскрывает ее полностью, а определения недостаточно точны.

Представляет контраргументы и свои аргументы по отрицанию тезиса.

Заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей команды.

4 минуты

2-й докладчик

Восстанавливает точку зрения утверждающей стороны.

Он может коротко высказаться, по поводу аргументов оппозиции, но это не является его главной задачей.

Второй оратор должен представить дополнительные доказательства к аргументам первого оратора, а также предъявить еще 2-3 новых аргумента, связанные с предыдущими.

Задача сложнее, чем у первого докладчика, т.к. он должен привести контраргументы и при этом не утерять линии спора.

2-й докладчик

Задача, схожая с задачей второго докладчика из команды утверждения: он представляет контраргументы против тезиса утверждения, развивает отрицающую позицию.

3 минуты

3-й докладчик

Самая сложная роль в дебатах, т.к. она требует постоянного внимания к аргументам оппозиции и их быстрого анализа.

Новых аргументов не приводит, а только пытается показать несостоятельность позиции отрицания.

Не предъявляет новых аргументов вообще.

Он должен обратить внимание на все аргументы оппозиции и, по мере возможностей, опровергнуть их или указать на их недостатки, отсутствие связи с темой дебатов.

А также укрепить точку зрения утверждения тезиса, доказывая заявленные первыми двумя докладчиками аргументы.

3-й докладчик

Задача, аналогичная задаче третьего докладчика из утверждающей стороны.

3 минуты

4-й докладчик

Подводит итоги дебатов.

Окончательно аргументирует позицию защиты, выявляет точки соприкосновения с противоположным взглядом.

Делает выводы из обсуждения проблемы с точки зрения защиты тезиса.

4-й докладчик

Завершает дебаты и в этом имеет определенное преимущество перед предшествующим докладчиком, который уже не сможет привести контраргументы на позицию команды.

Подводит окончательные итоги дебатам.

3 минуты


Правила дебатов

  • Соблюдать регламент: время докладчиков 3-4 минуты; на вопрос – 20 секунд, на ответ – 30 секунд; в течение всей игры каждой команде для обсуждения можно брать тайм-аут на 6 минут.

  • Не переходить на личности.

  • Обсуждать аргумент, а не позицию, т.к. дебаты – всего лишь игра.

  • После докладчиков каждой команде можно задать по любому количеству вопросов в течение 2 минут.

  • Представители из зрителей пересаживаются на сторону защиты или отрицания тезиса в зависимости от того, чей аргумент им кажется убедительнее. В любой момент они по просьбе спикера должны аргументированно доказать свою позицию.

  • Вопросы после доклада задаются с разрешения спикера. Можно задать уточняющий вопрос докладчику, если он разрешит.


Критерии оценки

  • Оценивать аргументы, а не позицию команды – самый важный критерий, т.к. дебаты – интеллектуальная игра, а не принципиальная дискуссия

  • Доказательность своей линии спора: факты, эрудиция, четкость определений.

  • Логичность ответа.

  • Умение держаться строгой линии спора.

  • Умение найти контраргументы на точку зрения противника.


Судейство на дебатах

  • Каждый раунд дебатов судит судейская коллегия, состоящая из нечетного количества судей.

  • Судьи, не совещаясь между собой, после игры принимают индивидуальные решения, кому отдать победу.

  • Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает.


«Письменные дебаты»

Методика «письменных дебатов» открывает возможность

  • проведения диалога при участии всех учеников класса,

  • позволяет углубить знания учеников по данной теме,

  • учит культуре дискуссии,

  • развивает способность к аргументации.

Способ проведения:

1) Ученики дома знакомятся с темой дебатов. Учитель предварительно информирует о предстоящей теме, кратко поясняет, как будут проходить дебаты.

2) Учитель делит класс пополам, рассаживает учеников за столы, выставленные в ряд по обе стороны класса, и определяет, какую точку зрения будут отстаивать участники каждой группы.

3) Далее учитель соединяет учеников попарно так, чтобы в каждой паре оказались сторонники противоположных взглядов. Надо обозначить пары буквами алфавита или порядковыми номерами.

4) Ученики, сидя по обе стороны класса, начинают попарный письменный диалог. Ученикам из первой группы отводится 5 минут на формулировку одного аргумента в пользу занимаемой ими позиции. Они записывают его на листок в краткой форме. В это время ученики второй группы готовятся аргументировать свою точку зрения.

5) Затем листки переходят к партнерам из противоположного лагеря, которым отводится 8 минут на формулировку и запись ответа и своих контраргументов.

6) Такая процедура обмена аргументами повторяется 2-3 раза, причем каждый ученик должен обязательно ответить на аргумент партнера и записать затем собственный контраргумент. Обычно достаточно 3-4 раундов, чтобы исчерпались знания учащихся. В последнем раунде ученикам предоставляется возможность написать итог. После этого работы собираются.

7) Хорошей формой подведения итогов является вопрос, обращенный к обеим сторонам: «Каковы были наилучшие аргументы противника»? второй возможный вопрос: «Может быть, кто-то изменил свою позицию по этому вопросу»?

8) Работы могут быть оценены учителем индивидуально или попарно. Если учитель планировал выставить оценки за эти работы, он обязан предупредить учеников в самом начале урока.

Известны и другие формы проведения дебатов:

Проблемные дебаты - дебаты, предусматривающие знакомство участников с правовыми концепциями.

Экспресс-дебаты по мини-проблемам - это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть использован как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.

Дебаты как форма работы с документами - дебаты, основанные на различных источниках и предусматривающие работу учащихся с правоведческими документами.

Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, то есть явиться формой презентации и осмысления результатов работы учащихся с учебной и научной литературой.

Возможные темы для проведения дебатов при изучении вопросов права

на уроках обществознания:


Класс

Тема

5-7 классы

1) Налоги должны платить только богатые люди.

2) Школьной форме быть!

3) Взрослые должны нести ответственность за преступления детей.

4) Образование в среднем и старшем звене должно быть платным.

5) Каждый мужчина должен пройти службу в армии.

9-11 классы

1) Правовое государство в России – миф или реальность?

2) Религиозное воспитание важнее, чем правовое.

3) Смертная казнь: за и против.

4) Цензура подрывает устои демократического режима.

5) Равноправие женщин – правда и вымысел.

6) Современные методы наказания малоэффективны.

7) Сильная диктатура лучше, чем слабая демократия.

8) Избирательное право не должно быть всеобщим.

9) Коррупция ведет к стабильности общества.

10) Для лучшего противодействия терроризму нужно ограничить демократию.


Итак, дебаты в классическом формате или отдельные их элементы можно использовать:

  • как форму урока;

  • как элемент урока для актуализации знаний, организации самостоятельной работы учащихся, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала, обеспечения обратной связи;

  • как форму аттестации и тестирования учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шевелева Надежда Николаевна

Дата: 31.05.2018

Номер свидетельства: 471794


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства