Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Права и свободы человека и гражданина в России».
Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Права и свободы человека и гражданина в России».
На уроке использовались инновационные образовательные технологии, метод рефлексии и эмпатии.
Выбор данных методов и приемов не случаен. Тема достаточно личная, надо было создать соответствующий психологический климат, более доверительные отношения. Этого удалось добиться через психологическую игру и демонстрацию фото – презентации. Использование психологических тестов не только создало условия для актуализации урока, но и вызвало интерес к теме. Применение технологии знаково-схемных моделей облегчило процесс усвоения нового материала. С помощью создания логических цепочек и схем удалось выделить главное в содержании урока, отодвинув на задний план второстепенное. Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.
Использование на уроке компьютера позволило быстро и качественно закрепить новый материал. Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным.
Прослеживались как внутрипредметные, так и межпредметные связи: обществознание – история, обществознание – литература.
Использовались индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная формы работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Права и свободы человека и гражданина в России». »
Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Права и свободы человека и гражданина в России».
Дидактическая цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
Задачи:
Обучающая: ознакомиться с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говориться в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации в жизни.
Развивающая: способствовать формированию интереса учащихся к нравственно-правовым вопросам; развивать умение излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы урока: фронтальная, групповой урок – практикум.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием ЭОР (П-типа).
Основной учебник: Важенин А.Г.. Обществознание: учеб. Для общеобразовательных учреждений СПО, М: Просвещение, 2012.
Оборудование: компьютеры и проектор, Конвенция о правах ребёнка (преамбула).
Основные понятия: Декларация, Конституция, Конвенция, права ребёнка.
Структура урока:
I блок – целевой – 5 мин.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мотивация
Целеполагание
II блок – процессуальный – 35 мин.
Введение новой информации.
Осознание и осмысление полученной информации.
Закрепление знаний и умений.
III блок – аналитический – 5 мин.
Подведение итогов урока.
Этап информированности учащихся о домашнем задании.
Этап рефлексии.
Заключительный этап.
Ход урока.
I блок – целевой.
Организационный этап.
Приветствие учителя и учащихся; отчёт дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.
Актуализация знаний по теме.
Учитель проводит актуализацию знаний учащихся с помощью вопросов:
Всегда ли люди были равны?
Что такое дискриминация личности?
Должны ли люди быть равны в своих правах и почему?
Что значит правовое государство?
В чём заключается высшая ценность государства?
Какой документ называют «законом высшей юридической силы»?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Подводим мини-итог: Государство обязуется обеспечивать единство законов. Конституция – это закон, который имеет высокую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью человека и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.
Учитель мотивирует учащихся на необходимость изучения данного материала.
Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.
Учитель знакомит учащихся с темой урока.
Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?
Учащиеся участвуют в определении задач урока.
II блок – процессуальный.
Введение новой информации.
Работа в тетради.
Запишите число и тему урока.
Работа с учебником.
Учитель даёт задания учащимся, учащиеся выполняют задания.
Откройте учебник на с. 121 и прочитайте 1-3 абзацы. Выделите основные аспекты понятия права человека.
Сформулируйте кратко для записи в тетрадь.
Работа в тетради.
Запись аспектов:
Право это:
- законодательно закреплённые нормы;
- выражают меру свободы;
- закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств.
4. Беседа
Учитель задаёт вопросы:
Скажите своими словами, что такое право?
Как принято называть совокупность правовых норм?
Скажите, а какие права, по вашему мнению станут главными в каталоге прав человека?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
5.Работа с учебником.
Учитель даёт задание, учащиеся выполняют задание.
Откроем словарь на с.226 и найдём определение «права человека». Зачитаем вслух. Дадим определение прав человека своими словами. Ответы учащихся.
6.Работа с ЭОР (Всеобщая Декларация прав человека (слайд-5) http://fcior.edu.ru/card/25782/konstituciya-rossiyskoy-federacii-yadro-pravovoy-sistemy-vseobshaya-deklaraciya-prav-cheloveka-lichn.html
Учитель делит учащихся на группы по 2-3 человека, инструктирует учащихся по изучению материала:
- прочитайте основные статьи Декларации прав человека и дайте краткую характеристику:
- какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?
- зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говориться об ответственности гражданина перед обществом.
Учащиеся изучают материал и отвечают на вопросы учителя.
7. Работа с ЭОР (Конституция РФ (слайд-9) http://fcior.edu.ru/card/25782/konstituciya-rossiyskoy-federacii-yadro-pravovoy-sistemy-vseobshaya-deklaraciya-prav-cheloveka-lichn.html
Учитель инструктирует учащихся по изучению материала:
- Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.
Ознакомьтесь с ней.
Учащиеся изучают материал и отвечают на вопросы учителя:
- Докажите, что Конституция охватывает все сферы жизнедеятельности?
- Что говориться об ответственности гражданина?
- В какой статье Конституции РФ говориться о праве на защиту своих прав?
- Как можно защитить свои права?
- Какие органы и лица защищают ваши права?
8. Работа в тетради.
Учитель даёт задание, учащиеся выполняют задание.
1. Президент РФ – главный гарант.
2. Правительство РФ.
3. Уполномоченный по правам человека.
4. Судебная защита.
9. Работа с документом. (Конвенция о правах ребёнка (преамбула). (Приложение 1.)
Учитель дает задание:
- ознакомьтесь с Конвенцией о правах ребёнка.
Учащиеся знакомятся с информацией и отвечают на вопросы учителя.
- В каком году вышел данный документ? (1989 г.)
- Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребёнка и обязанности государств-участниц)
- Скажите, пожалуйста, объем прав зависит от возраста?
Осознание и осмысление полученной информации
Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:
С какими документами мы с вами познакомились на уроке?
Вывод по уроку: познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребёнка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.
Учащиеся фиксируют вывод в тетради.
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся; аргументирует выставляемые отметки, даёт замечания по уроку.
Этап информированности учащихся о домашнем задании.