Методическая разработка экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Обществознание»
Методическая разработка экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Обществознание»
Представленные экзаменационные билеты позволяют проводить итоговую аттестацию выпускников X(XI) классов общеобразовательных учреждений и обучающихся 1 курса по специальностям СПО базового уровня.
Предлагаемые комплекты билетов по обществознанию подготовлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.
Предлагаемый экзаменационный материал не зависит от конкретного учебника по предмету.
Экзаменационный комплект по предмету содержит 27 билетов, каждый билет включает три вопроса. Объем проверяемых знаний и умений соразмерен с их объемом в существующих учебно-методических комплексах.
Первые два вопроса предлагаемых билетов направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников и обучающихся. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
Общая экзаменационная оценка ответа ученика на экзамене складывается из трех оценок по каждому из трех вопросов билета и является их средним арифметическим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
________«Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям);
________«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
________«Химическая технология неорганических веществ»;
________«Технология машиностроения».
Подготовил: преподаватель ОГСЭ дисциплин
Тимченко Екатерина Сергеевна
г.Елабуга, 2015
Назначение
Настоящая документированная процедура устанавливает общие требования к порядку ОБД «Обществознание» среди обучающихся 1 курсапо профессиям СПО ГАОУ СПО “Елабужском политехническом колледже».
Настоящая документированная процедура действительна для преподавателя- предметника, студентов, подлежащих промежуточной аттестации и их родителей.
В 2014-2015 учебном году подлежат аттестации студенты по специальностям СПО «Сварочное производство», «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям), «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Химическая технология неорганических веществ», «Технология машиностроения» -в форме устного экзамена во втором семестре.
Нормативные ссылки
Настоящая документированная процедура разработана на основании следующих нормативных документов и содержит ссылки и положения:
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования;
РК 04-01-2013 Руководство по качеству;
ДП 04-03-2012 Система менеджмента качества. Управление документацией СМК и нормативной документацией внешнего происхождения;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ статья 58 « Промежуточная аттестация обучающихся»;
ФГОС СПО по профессии «Сварочное производство»;
ФГОС СПО по профессии «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям);
ФГОС СПО по профессии «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
ФГОС СПО по профессии «Химическая технология неорганических веществ»;
ФГОС СПО по профессии «Технология машиностроения»;
ФОНД КОС по учебной дисциплине ОБД. «Обществознание».
Термины и определения
В настоящей документированной процедуре применены следующие термины с соответствующими определениями:
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по профессии.
График учебного процесса - периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения.
Учебный семестр - установленный графиком учебного процесса период времени, в течение которого осуществляется учебный процесс в виде чтения лекций, проведения семинарских, практических, лабораторный занятий.
Сессия - установленный графиком учебного процесса период времени, в течение которого проводятся зачеты по дисциплинам, определенным учебным планом.
Текущий контроль успеваемости - регулярная проверка уровня знаний студентов и степени усвоения учебного материала соответствующей дисциплины в течение семестра по мере ее изучения.
Промежуточная аттестация- определение уровня знаний студентов и слушателей при завершении определенного этапа обучения (семестра, модуля).
Зачет - форма проверки знаний и навыков студентов и слушателей, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также при выполнении обязательных самостоятельных работ.
Академическая задолженность - зачеты или зачеты, не сданные на момент окончания сессии.
Практические занятия- занятия, связанные с решением конкретной практической ситуации, выполнением заданий по практикуму, формированием навыков и умений.
Семинарские занятия- вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.
Сокращения
ДП – документированная процедура;
СМК – система менеджмента качества;
НД – нормативный документ;
ФЗ - федеральный закон;
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;
ПА – промежуточная аттестация;
СПО – начальное профессиональное образование;
ОП – образовательная программа;
ФОНД КОС – фонд контрольно - оценочных средств по учебной дисциплине;
АК – апелляционная комиссия.
Ответственность
Ответственность за общее руководство и осуществление контроля над процессами разработки, оформления, согласования, утверждения, регистрации, применении процедур организации и проведения текущего контроля качества обучения и промежуточной аттестации студентов организации возложена на исполняющего обязанности заместителя директора по УМР.
Ответственность за разработку Программы промежуточной аттестации, подготовку экзаменационного материала несет преподаватель-предметник.
Требования
Общие положения
Основной целью промежуточной аттестации студентов по дисциплине ОБД. «Обществознание» является повышение качества их подготовки по образовательной программе начального профессионального образования, требования к предметным результатам освоения базового курса обществознания, которые должны отражать:
- представление об обществе, путях и формах общественного развития, праве как регуляторе общественных отношений, методах социального познания;
- представление о человеке, видах человеческой деятельности и её мотивации, познании человеком мира и самого себя, свободном и ответственном выборе человека в условиях социальных альтернатив;
- умения свободно оперировать в устной и письменной речи основными понятиями (категориями) общественных наук, используемыми в СМИ, в том числе электронных;
умения самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, творчески перерабатывать неадаптированную социальную информацию из различных источников.
Промежуточная аттестация проходит в форме устного экзамена.
При проведении аттестации используются 27 билетов, которые состоят из 2 теоретических вопросов и 1 практического задания.
По результатам аттестации студенту выставляется оценка, которая является дифференцированной, отражающей степень освоения материала.
Дифференцированная оценка определяется в соответствии с четырехбалльнойсистемой оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». При аттестации на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно» обучающийся считается получившим положительную оценку и прошедшим аттестацию.
Положительные оценки заносятся в зачетную ведомость, оценка «неудовлетворительно» или «незачтено»проставляется только в Зачетной ведомости.
Обучающимся, которые не смогли пройти аттестацию в установленные приказом директора сроки по болезни или по другим уважительным причинам, документально подтвержденным соответствующим учреждением, заместитель директора по учебно-методической работе может устанавливать индивидуальные сроки сессии, но не далее первого месяца, последующего за сессией семестра.
Присутствие на аттестации посторонних лиц без разрешения директора, заместителя директора по учебно-методической работе не допускается.
Экзаменационные ведомости или направления на аттестацию передаются преподавателем заместителю директора по УМР в день сдачи зачета или на следующий рабочий день. Передача зачетной ведомости или направления заместителю директора по УМР обучающимися запрещается.
Промежуточная аттестация в форме устного экзамена по дисциплине:
Экзамен проводятся по окончании семестра в период сессии согласно утвержденному графику учебного процесса и расписания зачетов и экзаменов, которые доводятся до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за 2 недели до начала сессии.
К экзамену по дисциплине допускаются студенты, полностью выполнившие контрольные и самостоятельные работы, а так же практические задания.
Содержание экзамена (перечень вопросов) разрабатывается преподавателем - предметником, рассматривается ЦМК, утверждается зам. директора по УМР не позднее, чем за 1 месяц до начала сессии и доводится до сведения студентов.
Билеты (вопросы) составляются преподавателем – предметником на основании перечня вопросов.
Первые два вопроса предлагаемых билетов направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки обучающихся. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
Общая экзаменационная оценка ответа ученика на экзамене складывается из трех оценок по каждому из трех вопросов билета и является их средним арифметическим.
Содержание билетов до студентов не доводится. Доводится только примерный перечень вопросов по учебной дисциплине «Обществознание»
На экзамене разрешается использовать наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы, определяемые предметно - цикловой комиссией.
Записи на экзамене ведутся обучающимися на специальных бланках, предоставленных учебной частью.
Консультации перед экзаменом проводятся в соответствии с утвержденным расписанием.
На выполнение задания по билету студенту отводится не более 1 академического часа (45 минут).
Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине в группе.
Оценка, полученная на экзамене заносится преподавателем в зачетную ведомость (в том числе и неудовлетворительные). Оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине.
По завершении экзамена во время дополнительной Зачетной недели (сессии) допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Для обучающегося, не явившегося на экзамен по уважительной причине, распоряжением по учебной части сроки промежуточной аттестации (Сессии) продлеваются.
Пересдача экзамена.
Студентам, не справившимся с пересдачей экзамена во время дополнительной Сессии, может быть разрешена по их письменному заявлению пересдача экзамена комиссии, назначенной распоряжением зам. директора по УМР.
Оценка, полученная на комиссии, является окончательной.
Критерии оценок:
Критерии оценки ответа по дисциплине ОБД. «Обществознание»
Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый:
• логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
• правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
• верно, в соответствии с вопросом характеризовал основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизниобщества как целостной системы);
• объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
• обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
• проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук);
• показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
• на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса.
Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.
Оценка ответа на третий вопрос связана, прежде всего, с характером задания, требующего от экзаменуемого демонстрации определенных умений. В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:
• анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т.п.);
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
• различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
• предвидеть последствия определенных социальных действий.
Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Отметка «3» ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора.
Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.
Внесение изменений, учет и хранение
Внесение изменений, учет и хранение настоящей ДП производится в соответствии с требованиями ДП 04-03-2012.
Рассылка
ДП рассылается всем должностным лицам учреждения, участвующим в организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж»: зам. директора по УМР, зам. директора по УПР, преподавателям учебных дисциплин.