kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по обществознанию" Создание и использование кластеров в преподавании обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет опыт работы с кластерами. Цель создания и использования - подготовка учащихся к ЕГЭ и предметной олимпиаде по обществознанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по обществознанию" Создание и использование кластеров в преподавании обществознания"»

Матиуца Зинаида Михайловна

Из опыта работы

Тема «Создание и использование кластеров в преподавании обществознания».


Все начиналось со странного вопроса, включенного в олимпиаду МГУ – «Ломоносов». Вопрос звучал так «Каким ядом был отравлен великий Сократ?». Или, встречается ли в реальной жизни вид брака – «гарем наоборот» (полиандрия) ? Подобные вопросы были, есть и будут составляющей олимпиад по обществознанию. Мое глубокое убеждение, что обществознание – это та предметная область, которая требует наличия интеллектуальных способностей, значительного уровня их развития. Здесь неприемлемы понятия «алгоритм», «заучивание». Последние два года дети, участвующие в олимпиаде по обществознанию РАНХиГСа, говорят о «странностях» содержания олимпиады. В этих заданиях – часть обществознания и много истории, литературы, философии.

Кластер в переводе с английского означает – скопление, объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.

Идея создания кластеров по обществознанию стала итогом накопившегося опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и олимпиадам. Под олимпиадами подразумевается как участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников так и вузовских олимпиадах. На сегодняшний день среди лицеистов особенно популярны олимпиады: «Покори Воробьевы горы! «Высшая проба», олимпиада по обществознанию РАНХиГСа г. Москва, олимпиады СПбГУ по социологии, обществознанию, праву.

Каковы критерии, определяющие содержание кластера?

Чтобы хорошо сдать ЕГЭ или написать результативно вузовскую олимпиаду, учащемуся необходимо овладеть солидным багажом теоретических знаний по таким разделам курса, как политология, социология, экономика, философия, право. Это огромные объемы информации. Задача кластера: ни в коем случае не дублируя учебные пособия, расширить, конкретизировать теоретическую составляющую этого багажа знаний.

Каковы источники информации, используемой в кластерах?

Годы активной работы в этом направлении позволяют мне с уверенностью назвать эти источники:

  • Обществознание. Пособие – репетитор под редакцией Белокрыловой О.С. Ростов - на - Дону.

  • Обществознание: весь курс. Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А.М. Эксмо.

  • Петрунин Ю.Ю. Пособие для абитуриентов. Словарь по обществознанию. Москва. Университет. Книжный дом. 2009.

  • Мухаев Р.Т. Политология. Конспект лекций. Москва. Проспект.2011.

  • Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций. Москва. Проспект.2011.

  • Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. Справочные материалы. Ростов – на Дону. Издательство «Учитель».

  • Яременко С.М. Социология. Ростов – на – Дону. Феникс. 2010.

  • Гусев Д.А. Введение в философию.10 – 11 класс. Просвещение.2010.

  • Белокрылова О.С. Обществознание. Пособие – репетитор. Феникс. Ростов – на – Дону. 2010.

  • Поляков Л.В. Глобальный мир в XXI веке. М. Просвещение. 2010.

  • Сборник заданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» под редакцией И.А. Шаповалова. Москва. 2015.

  • Учебное пособие. Обществознание. Издательство С.-Петербургского университета 2008.

Еще одним очень важным источником информации являются сайты вузов, архивы этих сайтов, демоверсии олимпиад.


Какую форму приобретает информация кластера?

Логические цепочки, таблицы, схемы, свертки с ассоциативным набором …

Кластеры включают категориальный аппарат (редко встречающиеся термины), таблицы, ставшие результатом систематизации материала разных источников и т.д.


За последние пять лет я создала следующие кластеры : «Политика», «Культурология», «Философия», «Экономика», «Социология», «Право».

Представляю один из них – «Социология».

Кластер. Обществознание. Социология.

1. Этнос. Нация. Национальная политика.

Этнос – греч., народ, род.

Эндогамная семья – образуется при вступлении в брак представителей одного этноса.

В рамках индустриального общества выделяют 2 типа этнических процессов :

А) этнообъединительные: этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.

Б) этноразделительные: этническая дивергенция и этническая сепарация.

Этническая консолидация - процесс внутреннего сплочения этноса, при котором происходит сглаживание различий между имеющимися в нём локальными группами.

Этническая ассимиляция – процесс, при котором ранее самостоятельный этнос растворяется в среде более крупного этноса. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран.

Этническая дивергенция - разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознаёт себя как новая общность.

Этническая сепарация – даже при сохранении этноса от него может отколоться какая – то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня наиболее распространён.


Род и племя - эти общности соответствовали доклассовому обществу.


народностьььььь

племя

род

нация




Народность – общность, сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства. Для неё характерны территориальные, языковые, экономические и культурные признаки. Но народность – это неустойчивая общность.

С началом Нового времени в Европе с переходом к капитализму народности превращаются в нации.

Нация – исторически устойчивая общность людей, характеризующуюся общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада. Ключевым признаком нации, ядром, определяющим её суть, является духовная культура.


Национальная политика.

Дискриминация – лат., различение, - ограничение в правах, лишение равноправного положения какого – либо государства или группы населения.


Национализм – 1) реакционная идеология и политика, направленные на разжигание национального антагонизма, национальной замкнутости.

2) движение в угнетённых странах за национальную независимость.


Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов по политическим, расовым, национальным, этническим или религиозным мотивам.


Фашизм – лат., пучок, связка, идеологическая форма открытой, воинственной террористической диктатуры, осуществляющая политику шовинизма, расизма, агрессии. Идея сверхчеловека.


Расизм – фр. раса; концепция об исконном разделении человечества на высшие и низшие расы, из которых лишь первые якобы являются создателями цивилизации и призваны к господству, а вторые духовно неполноценны и способны быть лишь объектом эксплуатации.


Апартеид – африкаанс, раздельное проживание, политика принудительного разделения населения в стране, основанная на расовой дискриминации.


Шовинизм – крайнее проявление национализма, направленное на пропаганду национальной и расовой исключительности, на возвеличивание своей нации, проповедь пренебрежения к другим народам и разжигание национальной вражды. По имени гренадера Шовена (француза), восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX веке водевиля братьев Коньяр «Трёхцветная кокарда».


Сегрегация – лат., отделение. Форма расовой дискриминации, заключающаяся в ограничении в правах на основании цвета кожи или национальной принадлежности.


Аккультурация – процесс взаимовлияния двух или более культур

акцептация –

поглощение одной культурой другой культуры

возникновение новых культур

реакция – отторжение чужой культуры

заимствование элементов чужой культуры

адаптация – приспособление культур друг к другу


2. Стратификация. Критерии. Иерархия современного западного общества. Социальный лифт.

Стратификация = расслоение = дифференциация.

Социальная стратификация – это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами.


Критерии социальной стратификации

по Марксу

по Веберу

по Сорокину

Обладание собственностью


Уровень доходов

Социальный престиж


Принадлежность субъекта к политическим партиям


Принадлежность к власти

Неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе


Гражданство

Род занятий

Религиозная принадлежность

Национальная принадлежность


Иерархия современного западного общества:

I Высший класс

  • высший слой: наследственное богатство, до 1 % населения

  • низший слой : заработанное богатство, до 4 % населения

II Средний класс

  • высший слой : высокооплачиваемые представители умственного труда и деловые люди, от 15 до 25 % населения

  • низший слой : «белые воротнички», менеджеры, работники ИТР, до 40 % населении

III Низший класс

  • высший слой: работники физического труда , 20 -25 % населения

  • низший слой : люмпены, безработные, 5- 10 % населения


Главный способ ослабления социальной напряжённостивозможность перемещения из одной страты в другую.


« Социальными лифтами» с помощью, которых осуществляются перемещения, в первую очередь

являются: армия, церковь, школа.

К дополнительным « социальным лифтам» (каналам) относятся: СМИ, партийная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.


3.Противоположные точки зрения на социальный конфликт.

Социальный конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов социального взаимодействия.

Социологи марксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт это временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно исчезновение конфликтов.

Большинство социологов считают, что существование общества без конфликтов невозможно. Конфликт – главный двигатель общественного развития. Он даёт выход социальной напряжённости, порождая социальные изменения.

В качестве причин социальных конфликтов марксистские социологи выдвигают на передний план экономические факторы. Дарендорф Р., немецкий социолог, один из создателей современной конфликтологии, в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. П. Сорокин указывал на связь конфликтов с удовлетворением потребностей людей. Он подчёркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения.


4.Семья и брак.

Промискуитет – добрачное состояние общества, т.е. отсутствие позитивных социальных норм, регулирующих отношения между полами.

Инцест – половые отношения между родственниками.

Формы брака.

  1. Групповой брак – брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами (первобытное общество).

  2. Моногамия – брак между одной женщиной и одним мужчиной.

3. Полигамия – брак между одним и несколькими дружными индивидами:

А) полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами (в исламских странах)

Б) полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами (крайне редко, у народностей Тибета и Южной Индии).

4. Левират – мужчина одновременно вступает в брак с двумя или более сестрами. Мужчина женится на вдове своего покойного брата. Замужество девушки с вдовцом своей сестры.

5. Сорорат – в некоторых культурах брак – сорорат заключают, если первая жена оказывается бесплодной.

Формы вторичного брака:

Девадаси – Индия, замуж за божество

Бердаши – однополые браки (американские индейцы)



5.Имя в социологии.


Карл Маннгейм, немецкий и британский социолог и философ еврейского происхождения.1893 – 1947.Один из создателей социологии знания. Социология знания заключается в анализе социально – исторической обусловленности мышления.

Труды : «Идеология и утопия», «Социологическая теория культуры в ее познаваемости», «О специфике культурно - социологического познания».


Гюстав Лебон, Ле Бон, французский социолог, психолог, антрополог, археолог, 1841 – 1931.

Труды: «Эволюция материи», «Психология социализма», «Психология толпы», «Психология масс».

«Психология – это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов».


Эмиль Дюркгейм, 19 - нач. 20 века, французский социолог, основы стабильность общества видел в ценностях, принятых в обществе, включая мораль и религию.

«Социальными фактами» Дюркгейм обозначал различные элементы социальной реальности в виде законов, правил поведения, общественных учреждений.

Труд «Правила социологического метода».

Дюркгейм ввел в социологию понятие – аномия.

Аномия – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение.


Парсонс Толкотт, 20 век, американский социолог. Труд «Социальная система».

Парсонс подчёркивает, что общество всегда стремится к состоянию «абсолютного равновесия». Конфликты – это « болезни общества». Основой функционирования единиц общества – человека, группы, коллектива является «единство ценностей» или «нормативный порядок».


Тоффлер Олвин, 20 век, американский социолог. Труд «Третья волна», ввел термин «одноразовый человек».


Мертон Роберт, американский социолог, расширил понятие «аномия», выделил 5 возможных вариантов индивидуальной адаптации (типы девиации) в обществе:

  • Конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения.

  • Инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей

  • Ритуализм – попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели)

  • Ретритизм – отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения

  • Восстание (бунт) – стремление изменить систему.

Ввел понятие «статусный набор».


Макс Вебер, немецкий социолог ввел в социологию термин – социальное действие, для которого характерны: наличие субъективного смысла и ориентация на другого.

Веберовская классификация социальных действий:

Целерациональное

Ценностнорациональное

Традиционное

Аффективное


Мид Джордж Герберт, 1863 – 1931. Американский философ, социолог.

Книги «Разум, Я и общество», «Философия действия».

«Человеческое животное» превращается в индивид под действием социальных отношений. Существование общества возможно благодаря способности человека принимать на себя разные роли. Социальный индивид (социальное Я) может взять на себя роль другого, других и «общественного» другого.

Этапы социализации по теории ролей Мида:

  • Имитация (дети копируют поведение взрослых)

  • Игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей)

  • Коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы)


Смелзер Нейл, 1932 р. , американец.

Труды «Социология экономической жизни», «Теория коллективного поведения».

Образование – часть процесса формирования личности, а значит – часть процесса социализации.

Смелзер + Дюркгейм : основная цель образования – передавать ценности господствующей культуры (В Древнем Риме цель образования – подготовка военачальников и государственных деятелей).


Хабермас Юрген, 1929, немецкий философ и социолог. Ввел понятие коммуникативного разума. Книга «Познание и интерес».


Поппер Карл Раймунд, 1902 – 1994, австрийский и британский социолог.

Главный труд «Открытое общество и его враги»: критиковал платонизм, марксизм, тоталитаризм

(«закрытое общество»), историцизм и выступал в защиту демократии . Открытое общество основано на демократии и критическом мышлении индивидов.

Индивиды свободны от табу и принимают решения исходя из достигнутого в результате договоренности консенсуса. Политическая элита не имеет неограниченной власти. Политическая система должна быть достаточно гибкой. Общество открыто множеству точек зрения и культур, а значит, должно обладать признаками плюрализма и мультикультурализма.

Критика марксизма содержится в работе «Нищета историцизма».


Логическим продолжением работы с кластером является тест «Социальные отношения».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матиуца Зинаида Михайловна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства