Методическая разработка адаптированного конспекта урока по предмету «Обществознание» для лиц с инвалидностью и ОВЗ
Методическая разработка адаптированного конспекта урока по предмету «Обществознание» для лиц с инвалидностью и ОВЗ
Инклюзивная образовательная среда - это вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Она является фундаментальным фактором для данной социально - демографической группы, без которого включение в общество не представляется возможным. Только инклюзивное обучение дает возможность обучающемуся социализироваться в окружающую среду, включаться в жизнедеятельность общества. Следовательно, полученное образование будет способствовать самореализации в дальнейшей жизни за счет обладания необходимыми для этого качествами и ресурсами, основным из которых является коммуникабельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка адаптированного конспекта урока по предмету «Обществознание» для лиц с инвалидностью и ОВЗ»
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»
Методическая разработка адаптированного конспекта урока по предмету «Обществознание» для лиц с инвалидностью и ОВЗ
Тема урока
«Духовные ценности современной цивилизации»
Разработчик:
преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»
Семёнова Светлана Сергеевна
Коновец Екатерина Сергеевна
2025 год
Содержание
Обоснование проблемы … 3
Цели и задачи урока …4
Ход урока … 4
Информационное обеспечение … 7
Обоснование проблемы
Инклюзивное
значит гуманное
Инклюзивная образовательная среда - это вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Она является фундаментальным фактором для данной социально - демографической группы, без которого включение в общество не представляется возможным. Только инклюзивное обучение дает возможность обучающемуся социализироваться в окружающую среду, включаться в жизнедеятельность общества. Следовательно, полученное образование будет способствовать самореализации в дальнейшей жизни за счет обладания необходимыми для этого качествами и ресурсами, основным из которых является коммуникабельность.
Профессор факультета социальной работы университета Манитоба (г. Виннипег, Канада) Д.М.Фукс утверждает, что в качестве основой идеи, определяющей деятельность специалистов в сфере инклюзивного образования, является идея: «Инвалиды – обычные люди, их болезни просто определенная часть жизни. Сотрудничество в области образования важно потому, что это способ максимально погрузить этих людей в повседневный быт социума. Инклюзивное значит гуманное».
Современная культура РФ также страдает от отсутствия инклюзивности и недостатка равных возможностей для разных социальных групп. Многие люди с ограниченными возможностями или из маргинализированных групп имеют ограниченный доступ к культурным мероприятиям, а также ограниченную возможность участвовать в культурной жизни страны.
Возможное решение: Необходимо принять меры для обеспечения доступности культуры для всех граждан РФ, независимо от их социального статуса или индивидуальных особенностей. Это может включать в себя создание специальных условий для людей с ограниченными возможностями, разработку адаптивных технологий, проведение кампаний по просвещению и сокращению социально-экономических неравенств.
В жизни людей с ограниченными возможностями здоровья образование занимает особое место:
Дает шанс включиться в трудовую деятельность,
Даёт возможность обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост,
Помогает решить проблему интеграции в общество.
Урок по предмету Обществознание на тему «Духовные ценности современной цивилизации» разработан для студентки группы Ц-11, обучающейся в нашем техникуме по специальности 19.01.03 Мастер по обработке цифровой информации. Девушка относится к категории обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Также имеет первую степень ограничений основных категорий жизнедеятельности по двум показателям. Согласно заключению ВК девушке рекомендовано обучение в дистанционном режиме.
Планируя урок с обучающейся, я учитываю эти факторы, большинство элементов урока определяю с учётом её индивидуальных психофизических возможностей. Поэтому время проведения урока также ограничено – не более 40-45 минут Урок включает в себя демонстрацию двух презентаций, одна из которых подготовлена обучающейся и была предложена ей в качестве домашнего задания.
Цели и задачи урока
- Познакомиться с термином культура, с многообразием его определений;
- Познакомиться с видами культуры – материальной и духовной;
- Расширить представление обучающейся о массовой, элитарной и народной культурах;
- Выявить проблемы отечественной культуры;
- Значение для мировой культуры вклада представителей русской культуры;
- Воспитание патриотизма, любви к малой Родине
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация урока требует наличия учебного кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Ход урока
Сообщение темы, цели и плана урока
Сегодня мы поговорим об одной из серьёзных проблем современного общества-проблеме культуры. Тема нашего урока так и называется: «Духовные ценности современной цивилизации», которая включает в себя три вопроса:
Культура как преобразовательная деятельность человека.
Субкультура как сложность феномена культуры.
Проблемы современной отечественной культуры.
Рассмотрим виды культуры, познакомимся с понятием субкультура, а также узнаем, с какими проблемами сталкивается отечественная культура.
Нам предстоит выполнить небольшое практическое задание, которое поможет узнать, как материализуются элементы духовной культуры. А также посмотрим две небольшие презентации, одна из которых была предложена в качестве домашнего задания.
Изложение учебного материала
1.
Термин культура латинского происхождения и первоначально означал культивирование, возделывание почвы. В дальнейшем слово культура стало иметь более широкое значение (более 500 определений).
Виды культуры
Материальная – создаётся в процессе материального производства (продукты знаний людей);
Духовная – духовные ценности в виде научных открытий, религии, музыки
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Заполнение таблицы «Элементы культуры»
Духовная
Материальная
1.Язык
Письменность, книгопечатание, журналистика, СМИ
2.Музыка
Ноты, музыкальные инструменты, звуковоспроизводящие устройства
В рамках определённой исторической эпохи существуют различные виды культуры. В современном обществе широкое значение получили массовая, элитарная и народная культуры.
Массовая культура - сформировалась одновременно с развитием индустриализации (массовым производством и потреблением). В 20-е годы XX века бизнесмены Голливуда объединились с представителями кинематографии и разработали целую систему производства однотипных фильмов, что привело к созданию киноиндустрии. Важной особенностью киноиндустрии является реклама, на которую кинокомпании тратят 15-20 % прибыли.
В 80-е годы термин массовая культура был заменён на популярную, которая сгладила различия между классами, нациями, бедными и богатыми.
Элитарная культура – противоположна массовой культуре, сложна по содержанию и трудна для восприятия неподготовленному слушателю (опера, оперетта, балет, театральное искусство, живопись…) Элитарная культура рассчитана на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей, которую массовый слушатель затрудняется понять. Коммерческая выгода не является целью создания этой культуры, но иногда уникальные произведения искусства приносят создателю немалый доход (картины, мебель, ювелирные изделия, «высокая» мода…)
Народная культура (фольклор) - стала специфична к концу XX века. Всё больше тяготеет к массовой культуре, а эстрадные исполнители часто используют элементы фольклора в своём творчестве. Некоторые жанры народной культуры – заговоры, обряды, частушки, песни – ещё сохранились в сельской местности.
Культура любой эпохи сложна и неоднородна, и каждый из нас прикреплён к определённому культурному механизму. Внутри конкретной культуры существует огромное разнообразие субкультур(лат. суб – особенности), которые значительно отличаются друг от друга.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему «Молодёжная субкультура» (защита домашнего задания)
3.
Современная отечественная культура сталкивается со множеством проблем, которые необходимо решать совместными усилиями. Коммерциализация, утрата национальной идентичности и отсутствие инклюзивности - все эти проблемы требуют внимания и действий со стороны государства, общества и отдельных граждан, чтобы обеспечить развитие и сохранение богатого культурного наследия России.
Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларёк на месте храма, некультурный земледелец уродует землю…этот ряд можно продолжить... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, наш язык засорён иноземными словами, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что создавали столетиями: интеллект, дух, талант нации. Разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования.
Еще одной проблемой современной культуры РФ является утрата национальной идентичности. Влияние западной культуры и глобализация приводят к постепенному исчезновению традиционных ценностей и российской культурной специфики. Многие молодые люди все больше ориентируются на западные стандарты и отказываются от понимания и принятия своего культурного наследия.
Необходимо усилить работу по сохранению национального культурного наследия и его популяризации среди молодежи. Это может быть достигнуто путем проведения образовательных программ, организации фестивалей и конкурсов, посвященных российской культуре, а также созданием медиа-контента, который будет акцентировать внимание на национальных традициях и ценностях.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему «Проблемы современной отечественной культуры» (подготовлена преподавателем)
Заключение
Культура России переживает глубокий кризис:
в 1950 году Россия занимала III место в мире по уровню культуры, в 1985 уже 42, в 1990 – 50, а сейчас?