Просмотр содержимого документа
«Местное самоуправление-форма народовластия»
Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления - объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями.
Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.
Именно в муниципальных образованиях сегодня Россия проходит испытание на прочность. Управление в них должно быть рациональным, результативным, перспективным. Органы местного самоуправления выступают средством укрепления взаимосвязи государства и гражданского общества.
В этом вопросе Россия идет в русле мирового опыта. Осуществляется формирование эффективных органов местного самоуправления, которые являются одним из элементов гражданского общества.
Каким же оно должно быть, эффективное местное самоуправление, каким я вижу муниципалитет будущего? В этом вопросе мне хотелось бы обратиться к идеям великого реформатора Столыпина. Человек, внесший огромный вклад в развитие российской государственности, патриот своей страны, великая личность. О Столыпине я могла бы рассуждать часами, его вклад в развитие России просто неоценим. Примечательна и биография этого государственного деятеля, у него огромный управленческий опыт. В 1899 году был назначен ковенским губернским предводителем дворянства, в 1902 году гродненским губернатором; в 1903 году стал губернатором в Саратове, где руководил подавлением крестьянских волнений в ходе революции 1905-1907 годов.
В 1906 году Столыпин был назначен министром внутренних дел, в том же году заменил И.Л. Горемыкина на посту Председателя Совета министров.
Много внимания в своих работах Петр Аркадьевич уделяет и местному самоуправлению, эти мысли велики и проницательны.
Во-первых, Столыпин выступал за демократизацию органов местного самоуправления. Демократизация-преобразование государственной и общественной жизни на основе прав человека на жизнь, свободу, собственность. Процесс, ведущий ко все более полному развитию народовластия. Безусловно, от нас, простых граждан, должно многое зависеть в вопросах власти на местах. Я бы еще более расширила значение и влияние молодежи в вопросах местного самоуправления. В нашем городе есть достойный пример этому-это молодежный парламент. Очень здорово, что мы, простые школьники, также можем принимать значимые вопросы, предлагать свое видение проблемы. В городе много нерешенных проблем: загрязнение реки Медведицы, нехватка мест в детских садах, безработица. Мы, молодые люди, по мере своих возможностей пытаемся решить эти проблемы. Пусть мы не всесильны, но вкладывая часть своей души в жизнедеятельность города, мы помогаем в решении проблем. Часто приходится слышать от людей старших, что молодёжь у нас нынче распущенная, ленивая, с низким самосознанием, отсутствием ответственности за себя и свой народ. Я не согласна с этим.
Из истории мы знаем, что во все времена молодёжь была самой прогрессивной частью общества. Общаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, мы узнаем, что всем им было от 18 до 20, когда началась война. Нелегко было зрелым людям и на фронте, и в тылу. Расчёт всех тактических операций был сделан на молодых, здоровых, ловких, закалённых.
В пятидесятые поднимали целину. Снова молодёжь... А новостройки! Сколько их воздвигнуто молодыми руками!
В девяностые молодёжь поддержала путь демократизации страны, выступила за возрождение национальных традиций, родного языка. Ведь нас, молодежь, просто нужно научить, направить в правильное русло, помочь ориентироваться в современной жизни. И тогда мы сможем горы свернуть ради своей страны. Как бы старшее поколение не критиковало нас, считая эгоистичными и зацикленными на всем отрицательном, именно мы – будущее нашей страны. Я считаю, мы, молодое поколение, располагаем огромным потенциалом сил, энергии, знаний; мы целеустремленны, активны, инициативны. Значит, государству необходимо просто помочь нам стать достойными гражданами России. Ведь именно в наших руках будущее и судьба Российского государства. Муниципалитет будущего я вижу обязательно с присутствием молодежи, расширением ее функций и полномочий.
Говоря о местном самоуправлении, Столыпин также предлагает усилить власть губернаторов, подчинив им все силы полиции, действующей в губернии, и создать для управления ею должность заместителя губернатора по полиции и управленческий орган при нем. Безусловно, губернатор-ключевая фигура в вопросах управления губернией и местного самоуправления, от него многое зависит в вопросах всех сфер жизнедеятельности общества. Губернатор – это высшее должностное лицо, возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации. Быть губернатором – высокая честь и большая ответственность перед людьми, которые выдвинули его на этот пост. В настоящее время в сфере политики население ценит не только знания, но и умение находить общий язык с людьми, видеть их проблемы и находить оптимальные пути решения. Каким я вижу губернатора будущего? Заботливым, любящим свой народ, справедливым. Я бы дала много советов губернатору будущего. Например, чаще проводить мероприятия, направленные на развитие культуры в регионе. Культура — это чистые улицы, зеленые газоны, люди, которые не мусорят в общественных местах. Для того, чтобы культура росла, нужно вкладывать немало усилий. Можно проводить воспитательные занятия с детьми младшего возраста, ведь именно в раннем возрасте у ребенка закладывается нравственное воспитание. Хотелось бы открыть как можно больше детских садов, чтобы наши малыши не ждали свое место. Для пожилых людей открыть социальные магазины, в которых они смогут покупать продукты по сниженным ценам. Проезд в общественном транспорте для них можно сделать бесплатным. Губернатор должен проводить активную политику по привлечению в наш регион молодых специалистов. Хотелось бы, чтобы наше будущее поколение стремилось развивать свой край и привносить новшества в различные отрасли экономики. Я полностью согласна с Петром Аркадьевичем Столыпиным, что именно губернатор -ключевая фигура в вопросах развития местного самоуправления.
Законопроекты Столыпина предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Таким образом, местное самоуправление должно отражать интересы народа, безо всяких ограничений и узкосословных интересов. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и значит, не являются частью государственного аппарата. В то же время народ является единственным источником и носителем и государственной власти, и местного самоуправления. Местное самоуправление как социальный институт не может действовать без учета или вопреки интересам населения. Это значит, что решения и действия органов местного самоуправления, их должностных лиц, территориального общественного самоуправления и т.д. должны соответствовать интересам населения, которое, в свою очередь, вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления. На мой взгляд, это очень важно, что основополагающим фактором является именно народ, он решает сам как и при каких обстоятельствах ему жить и какие принимать решения. Этот фактор существует сейчас, он должен быть отражен и муниципалитете будущего.
Что еще я бы добавила в муниципалитет будущего, каким я его вижу? Важными составляющими обеспечения эффективной деятельности органов местного управления и самоуправления являются дальнейший рост полити-ческой демократической культуры населения, развитие политической активности на местах в организации местного самоуправления, повышение правовой культуры граждан, укрепление материально-финансовой базы органов. Именно мы, граждане своих городов и поселений, должны быть заинтересованы в развитии органов местного самоуправления, именно мы не должны проявлять равнодушия и безразличия к тому месту, где мы живем. Это от много зависит, в том числе от нашего правосознания и правовой культуры. Я бы расширила финансовую самостоятельность органов местного самоуправления. Налоговая автономия органов местного самоуправления сильно ограничена, и основную, подавляющую часть средств, муниципалитеты получают в виде финансовой целевой помощи от вышестоящих бюджетных организаций. Повседневная жизнь общества зависит не столько от государства, сколько от местного самоуправления. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля найдем следующее определение: «Самоуправление – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего». В идеале так должно быть – эффективное самоуправление, где каждый гражданин чувствует свою ответственность за успех общего дела, имеет возможность участвовать в решениях насущных вопросов местного сообщества не формально, а реально. Это и есть основа гражданского общества.
Я верю в светлое будущее наших городов. Я верю, что многие проблемы муниципалитетов можно успешно решить. С народом. Для народа. Во имя народа. Во имя нас, простых граждан. Самими же гражданами. Я верю в светлое будущее своей страны. Нам здесь жить, творить, развиваться. Все в наших руках, в том числе эффективное решение вопросов местного самоуправления.