Мастер – класс «Применение кейс-технологии как один из способов формирования информационной компетенции школьников»
Мастер – класс «Применение кейс-технологии как один из способов формирования информационной компетенции школьников»
Кейс метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретной ситуации. Работа с кейсом организованна интерактивно. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 5 человек. (может быть и индивидуально). В этих группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом.
Кейс-технологии с одной стороны - противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой - совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Применение кейс-технологии как один из способов формирования информационной компетенции школьников» »
Мастер – класс
«Применение кейс-технологии как один из способов формирования информационной компетенции школьников»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада сегодня Вас приветствовать на моем мастер-классе. Меня зовут Аксенова Евгения Александровна, я работаю учителем истории, обществознания и права в Хоботовском филиале МБОУ Новоникольской СОШ. Тема моего мастер-класса «Использование кейс-технологии на уроках истории, обществознания и права».
Мы с вами работаем в условиях реформ российского образования и введением новых стандартов, перед современной школой стоит сложная задача – вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – формирование социально-активной, инициативной, творческой личности.
Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин. Я подробнее остановлюсь на такой разновидности интерактивного метода, как кейс–метод.
Кейс метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретной ситуации. Работа с кейсом организованна интерактивно. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 5 человек. (может быть и индивидуально). В этих группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом.
Кейс-технологии с одной стороны - противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой - совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Что же относится к кейс- технологиям:
метод инцидента;
метод разбора деловой корреспонденции;
метод ситуационного анализа.
А теперь подробнее о каждом.
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)
Какие вопросы вы можете предложить к данному тексту?
В чем заключается проблема?
Как государство ее решает?
Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.
И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, не согласна с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?
Кем конкретно нарушено право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
На уроке можно применить Ролевую игру. Пример Ролевой игры "Приём в школу”.
Можно предложить ребятам стать на время учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: "Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.
В итоге обсуждения ситуации учащиеся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона "Об образовании”.
1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла. 2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу. 3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну. 4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой. 5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству. 6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на "4” и "5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.
Примерпрактического занятия «На приеме у юриста».
Право регулирует поведение людей. Человек чаще всего обращается к праву в ситуации конфликта или угрозы возникновения конфликта. И, решая правовую задачу, всегда приходится анализировать, прогнозировать позицию противоположной стороны или оценивать, сравнивать позиции двух сторон.
-Назовите ситуации, когда стоит обращаться за юридической помощью?
Сейчас каждая группа смоделирует ситуацию «На приеме у юриста».
После просмотра ситуации, ответьте на вопросы:
-Какие ошибки допустил клиент?
-Как надо было себя вести?
-С какими вопросами надо обратиться к юристу в предложенной ситуации?
(В 3-х группах разыгрываются по 1-й ситуации)
Сценка№1
Юрист сидит за столом. Входит клиент.
«Юрист»: Пожалуйста, присаживайтесь.
«Клиент»: Спасибо. Так вы — юрист?
«Юрист»: Да, точно.
«Клиент»: Пришел к вам за помощью.
«Юрист»: Хорошо, а что случилось?
«Клиент»: Меня зовут Борис Бездомный. У меня есть проблема.
«Юрист»: Ну, я вам могу помочь, наверное.
«Клиент»: Да, помогите, пожалуйста. Хочу обменять квартиру на дом.
«Юрист»: Так, расскажите, в чем дело.
«Клиент»: Хочу вот обменять квартиру в городе на дом в деревне.
«Юрист»: Очень хорошо. Ну, и что?
«Клиент»: Я думал, что вы поможете.
«Юрист»: Я пока не знаю, чем вам помочь. В чем ваша проблема?
«Клиент»: Я ж вам говорю, какой-то вы непонятливый — меняться хочу.
«Юрист»: Так что же вам мешает?
«Клиент»: Так квартира принадлежит и мне, и жене... И еще дети в ней живут, и теща прописана. А дом в другой области, с огородами, с банькой, и живут в нем две старушки-подружки...
«Юрист»: Это все довольно сложно. Я вообще-то по уголовным делам работаю. А у вас тут квартиры, теща, огороды, банька...
«Клиент»: А что ж я тут сижу.
«Юрист»: Ну вы пройдите к другому юристу.
«Клиент»: Вот только время потерял...
«Юрист»: А я сколько времени потерял. А мое время денег стоит.
«Клиент»: Сколько же я вам должен?
«Юрист»: Ну, так уж и быть, на первый раз - считайте, что консультация была бесплатной.
Ошибки: не сообщил сразу о вопросе, который его интересует, не поинтересовался, занимается ли юрист этими вопросами, собирался платить за консультацию, которой не было.
Сценка№2
«Клиент»: Вот, получил повестку — гражданин Свирепый вызывается к следователю. Похоже, тут не обойтись без адвоката.
«Юрист»: Дайте-ка посмотреть повестку. Вас в каком качестве приглашают — как свидетеля или...
«Клиент»: Вот именно, что или... Подозревают меня. А вы по каким делам работаете?
«Юрист»: Я — адвокат, защищаю клиентов на предварительном следствии и в суде. Защищал обвиняемых в разных преступлениях, но особо специализируюсь по делам о хищениях.
«Клиент»: А как насчет кражи?
«Юрист»: Кража — это как раз и есть тайное хищение.
«Клиент»: Тогда будьте моим адвокатом. Завтра в
десять — у следователя, (встает и собирается уходить).
«Юрист»: Хорошо, я буду вас защищать, только для этого надо заключить соглашение, (достает листок бумаги).
«Клиент»: Давайте быстрее подпишу. Только завтра не опаздывайте, (подписывает бумагу и идет к двери).
«Юрист» (читая соглашение): Ну, что ж, до свидания. Соглашение заключили. Оплата по обычному тарифу...
Ошибки: не оговорил вопрос об оплате, подписал соглашение не читая.
Сценка№3
Юрист»: Здравствуйте, буду рад вам помочь. В чем ваша проблема?
«Клиентка»: Я хочу взять девочку из детского дома.
«Юрист»: О, это очень непростая задача. Знаете, столько документов надо собрать.
«Клиентка»: Да, потому и пришла к вам, только сразу хочу спросить, сколько будет стоить ваша помощь? Деньги-то у меня есть, но, говорят, по таким делам юристы очень много берут.
«Юрист»: Да, юристы много берут, но у нас здесь студенческая общественная приемная, и мы работаем бесплатно — вам это ничего не будет стоить.
«Клиентка»: Вот хорошо-то как. Тогда уж больше никуда не пойду.
«Юрист»: Правильно, давайте ваши бумаги, заходите через три дня.
«Клиентка»: И вы мне все приготовите, да?
«Юрист»: Ну, я посмотрю ваши бумаги и мы поговорим.
«Клиентка»: Вот спасибо, что так быстро все будет готово и, главное, бесплатно. До свидания.
«Юрист»: Да, я постараюсь что-то сделать... До свидания.
(«Клиентка» уходит.)
«Юрист»: Вот это дело. Мы же еще этой темы не проходили!
Ошибки: не узнал, разбирается ли студент-юрист в этом вопросе, сможет ли реально помочь.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).
Или, например, урок по обществознанию в разделе «Политика»: «Инновации - дело государственное» может проходить с использованием кейса, включающего в себя материалы различных сайтов: сайт правительства РФ, putin 2012, Strateg.ru.
Перед работой класс можно разбить на группы, всем группам поставить следующие вопросы.
1. Какая проблема скрыта в предложенных документах?
2. Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
3. Как предлагают решить проблему В.Путин и Д. Медведев?
4. Предложите другие возможные способы решения проблемы.
В ходе коллективного обсуждения проблемы в группах формируется единое мнение, защищаются способы решения проблемы. В конце урока внимание учеников нужно обратить к главной проблеме урока:иинновационная деятельность - это дело предприятий, малого бизнеса или государственное дело? Учитель задает ученикам вопрос: «Возможна ли инновационная деятельность без участия государства?» Ученики говорят о том, что внутренние функции государства связаны с реализацией задач внутри государства, называют функции и характеризуют их. Обращается особенное внимание на социальную функцию. Главное назначение этой функции - обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.
Итогом урока становится вывод: в соответствии с Конституцией РФ социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико.
Повышение благосостояние народа государство связывает с повсеместным внедрением инноваций. Следовательно: инновационная политика - это государственная политика, которую поддерживают все экономические структуры.
В итоге урок можно закончить в форме синквейна. Давайте вместе попробуем составить синквейн к теме мастер-класса.
2 строка: Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.
3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д., свойственные явлению, заявленной темы.
4 строка: Фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки. 5 строка: Существительное, которое выразит общее впечатление от урока.
И в заключении мне хотелось бы сказать, конечно, использование кейс -технологий в обучении не решит всех проблем и это не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Я хочу поблагодарить Вас за сотрудничество и пожелать Вам творческих успехов в новом учебном году.