kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер – класс «Применение кейс-технологии как один из способов формирования информационной компетенции школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Кейс метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретной ситуации. Работа с кейсом организованна интерактивно. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 5 человек. (может быть и индивидуально). В этих группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом.

        Кейс-технологии с одной стороны - противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой - совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Применение кейс-технологии как один из способов формирования информационной компетенции школьников» »

Мастер – класс

«Применение кейс-технологии как один из способов формирования информационной компетенции школьников»


Добрый день, уважаемые коллеги!


Я рада сегодня Вас приветствовать на моем мастер-классе. Меня зовут Аксенова Евгения Александровна, я работаю учителем истории, обществознания и права в Хоботовском филиале МБОУ Новоникольской СОШ. Тема моего мастер-класса «Использование кейс-технологии на уроках истории, обществознания и права».


Мы с вами работаем в условиях реформ российского образования и введением новых стандартов, перед современной школой стоит сложная задача – вывод системы образования на качественно новый уровень, соответствующий требованиям времени. Изменения продиктованы самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – формирование социально-активной, инициативной, творческой личности.


Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин. Я подробнее остановлюсь на такой разновидности интерактивного метода, как кейс–метод.


Кейс метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используется описание конкретной ситуации. Работа с кейсом организованна интерактивно. Учащиеся разбиваются на активные рабочие группы по 4 – 5 человек. (может быть и индивидуально). В этих группах изучаются материалы предлагаемого кейса, разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всем классом.

Кейс-технологии с одной стороны - противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой - совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Что же относится к кейс- технологиям:

  • метод инцидента;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • метод ситуационного анализа.


А теперь подробнее о каждом.






Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.


Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)


Какие вопросы вы можете предложить к данному тексту?

В чем заключается проблема?

Как государство ее решает?

Какие способы решения проблемы вы можете предложить?


На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.




Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.


Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай: «Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, не согласна с этим решением. Что им делать?»


Вопросы:

Какое право нарушено?

Кем нарушено?

На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?

Кем конкретно нарушено право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?


Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».


На уроке можно применить Ролевую игру. Пример Ролевой игры "Приём в школу”.


Можно предложить ребятам стать на время учителями школы и на педагогическом совете должны решить вопрос: "Кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 6 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.


В итоге обсуждения ситуации учащиеся должны сделать вывод, опираясь на статью федерального закона "Об образовании”.


1. Девочка, проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.
2. Мальчик. Живёт возле школы. Все друзья во дворе учатся в этом классе, и он решил перейти в эту же школу.
3. Девочка. Прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.
4. Мальчик, ранее оставался на повторный курс обучения. Имеет неудовлетворительные оценки по 4 предметам. Состоит на учёте в милиции. Живёт рядом со школой.
5. Мальчик. Переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой. Склонен к бродяжничеству.
6. Девочка. Инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на "4” и "5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.


Пример практического занятия «На приеме у юриста».

Право регулирует поведение людей. Человек чаще всего обращается к праву в ситуации конфликта или угрозы возникновения конфликта. И, решая правовую задачу, всегда приходится анализировать, прогнозировать позицию противоположной стороны или оценивать, сравнивать позиции двух сторон.

-Назовите ситуации, когда стоит обращаться за юридической помощью?


Сейчас каждая группа смоделирует ситуацию «На приеме у юриста».


После просмотра ситуации, ответьте на вопросы:

-Какие ошибки допустил клиент?

-Как надо было себя вести?

-С какими вопросами надо обратиться к юристу в предложенной ситуации?


(В 3-х группах разыгрываются по 1-й ситуации)

Сценка№1

Юрист сидит за столом. Входит клиент.

«Юрист»: Пожалуйста, присаживайтесь.

«Клиент»: Спасибо. Так вы — юрист?

«Юрист»: Да, точно.

«Клиент»: Пришел к вам за помощью.

«Юрист»: Хорошо, а что случилось?

«Клиент»: Меня зовут Борис Бездомный. У меня есть проблема.

«Юрист»: Ну, я вам могу помочь, наверное.

«Клиент»: Да, помогите, пожалуйста. Хочу обменять квартиру на дом.

«Юрист»: Так, расскажите, в чем дело.

«Клиент»: Хочу вот обменять квартиру в городе на дом в деревне.

«Юрист»: Очень хорошо. Ну, и что?

«Клиент»: Я думал, что вы поможете.

«Юрист»: Я пока не знаю, чем вам помочь. В чем ваша проблема?

«Клиент»: Я ж вам говорю, какой-то вы непонятли­вый — меняться хочу.

«Юрист»: Так что же вам мешает?

«Клиент»: Так квартира принадлежит и мне, и жене... И еще дети в ней живут, и теща прописана. А дом в другой области, с огородами, с банькой, и живут в нем две старушки-подружки...

«Юрист»: Это все довольно сложно. Я вообще-то по уголовным делам работаю. А у вас тут квартиры, теща, огороды, банька...

«Клиент»: А что ж я тут сижу.

«Юрист»: Ну вы пройдите к другому юристу.

«Клиент»: Вот только время потерял...

«Юрист»: А я сколько времени потерял. А мое вре­мя денег стоит.

«Клиент»: Сколько же я вам должен?

«Юрист»: Ну, так уж и быть, на первый раз - счи­тайте, что консультация была бесплатной.



Ошибки: не сообщил сразу о вопросе, который его интересует, не поинтересовался, занимается ли юрист этими вопросами, собирался платить за консультацию, которой не было.



Сценка№2

«Клиент»: Вот, получил повестку — гражданин Сви­репый вызывается к следователю. Похоже, тут не обой­тись без адвоката.

«Юрист»: Дайте-ка посмотреть повестку. Вас в ка­ком качестве приглашают — как свидетеля или...

«Клиент»: Вот именно, что или... Подозревают меня. А вы по каким делам работаете?

«Юрист»: Я — адвокат, защищаю клиентов на пред­варительном следствии и в суде. Защищал обвиняемых в разных преступлениях, но особо специализируюсь по делам о хищениях.

«Клиент»: А как насчет кражи?

«Юрист»: Кража — это как раз и есть тайное хище­ние.

«Клиент»: Тогда будьте моим адвокатом. Завтра в

десять — у следователя, (встает и собирается уходить).

«Юрист»: Хорошо, я буду вас защищать, только для этого надо заключить соглашение, (достает листок бу­маги).

«Клиент»: Давайте быстрее подпишу. Только завтра не опаздывайте, (подписывает бумагу и идет к двери).

«Юрист» (читая соглашение): Ну, что ж, до свида­ния. Соглашение заключили. Оплата по обычному та­рифу...


Ошибки: не оговорил вопрос об оплате, подписал соглашение не читая.


Сценка№3

Юрист»: Здравствуйте, буду рад вам помочь. В чем ваша проблема?

«Клиентка»: Я хочу взять девочку из детского дома.

«Юрист»: О, это очень непростая задача. Знаете, столько документов надо собрать.

«Клиентка»: Да, потому и пришла к вам, только сра­зу хочу спросить, сколько будет стоить ваша помощь? Деньги-то у меня есть, но, говорят, по таким делам юри­сты очень много берут.

«Юрист»: Да, юристы много берут, но у нас здесь студенческая общественная приемная, и мы работаем бесплатно — вам это ничего не будет стоить.

«Клиентка»: Вот хорошо-то как. Тогда уж больше никуда не пойду.

«Юрист»: Правильно, давайте ваши бумаги, заходите через три дня.

«Клиентка»: И вы мне все приготовите, да?

«Юрист»: Ну, я посмотрю ваши бумаги и мы пого­ворим.

«Клиентка»: Вот спасибо, что так быстро все будет готово и, главное, бесплатно. До свидания.

«Юрист»: Да, я постараюсь что-то сделать... До сви­дания.

(«Клиентка» уходит.)

«Юрист»: Вот это дело. Мы же еще этой темы не проходили!


Ошибки: не узнал, разбирается ли студент-юрист в этом вопросе, сможет ли реально помочь.



Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.


Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

Или, например, урок по обществознанию в разделе «Политика»: «Инновации - дело государственное» может проходить с использованием кейса, включающего в себя материалы различных сайтов: сайт правительства РФ, putin 2012, Strateg.ru.

Перед работой класс можно разбить на группы, всем группам поставить следующие вопросы.

1. Какая проблема скрыта в предложенных документах?

2. Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

3. Как предлагают решить проблему В.Путин и Д. Медведев?

4. Предложите другие возможные способы решения проблемы.


В ходе коллективного обсуждения проблемы в группах формируется единое мнение, защищаются способы решения проблемы. В конце урока внимание учеников нужно обратить к главной проблеме урока: иинновационная деятельность - это дело предприятий, малого бизнеса или государственное дело? Учитель задает ученикам вопрос: «Возможна ли инновационная деятельность без участия государства?» Ученики говорят о том, что внутренние функции государства связаны с реализацией задач внутри государства, называют функции и характеризуют их. Обращается особенное внимание на социальную функцию. Главное назначение этой функции - обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.


Итогом урока становится вывод: в соответствии с Конституцией РФ социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико.

Повышение благосостояние народа государство связывает с повсеместным внедрением инноваций. Следовательно: инновационная политика - это государственная политика, которую поддерживают все экономические структуры.


В итоге урок можно закончить в форме синквейна. Давайте вместе попробуем составить синквейн к теме мастер-класса.

1 строка: Существительное, обозначающее тему. (ИННОВАЦИЯ)

2 строка: Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления, заявленного в теме.

3 строка: три глагола, раскрывающие действие, воздействие и т.д., свойственные явлению, заявленной темы.

4 строка: Фразу, раскрывающую суть явления, усиливающие предыдущие две строки. 5 строка: Существительное, которое выразит общее впечатление от урока.


И в заключении мне хотелось бы сказать, конечно, использование кейс -технологий в обучении не решит всех проблем и это не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


Я хочу поблагодарить Вас за сотрудничество и пожелать Вам творческих успехов в новом учебном году.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аксёнова Евгения Александровна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства