Батурина Юлия Викторовна МБОУСОШ № 44 ст. Северская Краснодарский край Использование кейс - технологии на уроках обществознания. Кейс – технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай. Вначале школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный). Он должен быть проблемным; имеющим прецеденты; допускать альтернативные варианты решения. Кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д. Далее происходит ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации – обучающиеся учатся самостоятельно добывать информацию, анализировать и обрабатывать ее. Затем выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации, тем самым формируется альтернативное мышление. В ходе КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ вариантов решения сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы. В процессе использования кейс – технологии происходит «погружение в историю», обучающиеся эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий, это формирует их ценностные установки. Дети приходят к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, определяют, от чего зависит тот или иной выход, формируется их ответственность за выбор, развиваются учебно-информационные и коммуникативные (социальные) компетентности обучающихся. В своей педагогической деятельности я использую следующие разновидности кейс – технологии: 1. Метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи: 1. В тексте задания уже дается готовая информация и задача ученика - её анализ. 2. Для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу. Данные задания способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций. Возможны следующие блоки ситуационных заданий по обществознанию: А. По субъекту анализа могут быть задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий и задания, опирающиеся на позицию современного человека. Б. По источнику анализа задания на основе анализа произведений живописи и задания на основе анализа документа 2. Метод ситуационно-ролевых игр. Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры, способствовать формированию умения персонифицированной интерпретации прошлого. Виды учебных ситуаций, реализующих данный метод: 1. Театрализованное представление – это разыгрывание по четко прописанному сценарию, исторического действия, где воссоздаются различные образы и картины прошлого; 2. Театрализованная игра – это разыгрывание исторического действия с большой долей импровизацией участников игры; 3. Проблемно – дискуссионная игра – это разыгрывание воображаемой ситуации, которая случилась в прошлом, где действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. 3. Метод игрового проектирования. Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. В ходе игры развиваются компетентности учащихся - создание юридического документа, совершенствование навыков экономической деятельности, создается авторский продукт, развиваются презентационные умения, учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер. Кейс - технологии эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно - ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие). Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» исторические факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами. Кейс - технология создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности. |