"Изучение традиций кубанских казаков Краснодарского края". Научный руководитель Попова Р.Т
"Изучение традиций кубанских казаков Краснодарского края". Научный руководитель Попова Р.Т
Введение
Традиции… Много ли мы знаем об этом? Например, в толковом словаре русского языка дают два понятия этому определению:
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующего поколения.
Традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Актуальность моей работы состоит в том, чтобы разобраться и выяснить какие традиции сохранились до наших времен и поддерживаются ли они. Ведь действительно, по сути дела, что значит это слово для нынешних людей? Известно ли нам что-нибудь о традициях нашего края, района, станицы или хотя бы семьи. Ведь каких-то 50-60 лет назад в жизни любого человека они играли важнейшую роль. В каждой семье, как в маленьком государстве, чтились и соблюдались свои законы и порядки. Традиции передавались из поколения в поколение. Они являлись некой опорой и наставлением для юного поколения.
Это и есть весь перечень причин, по которым я решила написать исследовательскую работу на тему «Выявление наличия традиций у населения Краснодарского края». Ведь согласитесь, интересно узнать о том, какие традиции соблюдали твои предки и соблюдают ли их сейчас нынешнее поколение.
К основным задачам моей исследовательской работы можно отнести:
Определить отношение нынешних людей к обычаям.
Выяснить соблюдаются ли какие-нибудь традиции в современном обществе.
Разобраться, нужны ли традиции нынешнему юному поколению.
Цель работы –изучение традиций кубанских казаков Краснодарского края, её социальная сущность и социальные последствия.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- исследовать традиции кубанских казаков Краснодарского края, как социальное явление.
-провести социологический анализ о наличии традиций кубанских казаков Краснодарского края, отношение студентов Брюховецкого аграрного колледжа к этой проблеме.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной, нормативной и периодической литературы; сравнение, анализ, синтез.
Объектом исследования является студенты Брюховецкого аграрного колледжа.
При написании научно-исследовательской работы была использована периодическая, учебная и нормативная литература.
Информационной базой научно-исследовательской работы стали: научная литература, интернет ресурсы, результаты социологического исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: Изучение традиций кубанских казаков Краснодарского края.
Автор: Облога Диана
Научный руководитель: Попова Райхан Тафиковна
Место выполнения работы: Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Брюховецкая, ул. Красная, 200 ГБОУ СПО «БАК» КК
2015-2016
Содержание
Введение
основная часть
Изучение традиций кубанских казаков Краснодарского края. 1.Географическое положение краснодарского края 4
2. Население Кубани 5
3. Кубанские казаки 6-8
4. Основные занятия жителей Краснодарского края 9-14
5. Современная культура Кубани 15-19
6. Традиции Кубанских казаков Краснодарского края 20-24
7. Социологическое исследование о традициях 25
Кубанских казаков КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Заключение 26
Список используемой литературы 27
Приложение 28
Введение
Традиции… Много ли мы знаем об этом? Например, в толковом словаре русского языка дают два понятия этому определению:
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующего поколения.
Традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Актуальность моей работы состоит в том, чтобы разобраться и выяснить какие традиции сохранились до наших времен и поддерживаются ли они. Ведь действительно, по сути дела, что значит это слово для нынешних людей? Известно ли нам что-нибудь о традициях нашего края, района, станицы или хотя бы семьи. Ведь каких-то 50-60 лет назад в жизни любого человека они играли важнейшую роль. В каждой семье, как в маленьком государстве, чтились и соблюдались свои законы и порядки. Традиции передавались из поколения в поколение. Они являлись некой опорой и наставлением для юного поколения.
Это и есть весь перечень причин, по которым я решила написать исследовательскую работу на тему «Выявление наличия традиций у населения Краснодарского края». Ведь согласитесь, интересно узнать о том, какие традиции соблюдали твои предки и соблюдают ли их сейчас нынешнее поколение.
К основным задачам моей исследовательской работы можно отнести:
Определить отношение нынешних людей к обычаям.
Выяснить соблюдаются ли какие-нибудь традиции в современном обществе.
Разобраться, нужны ли традиции нынешнему юному поколению.
Цель работы –изучение традиций кубанских казаков Краснодарского края, её социальная сущность и социальные последствия.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- исследовать традиции кубанских казаков Краснодарского края, как социальное явление. -провести социологический анализ о наличии традиций кубанских казаков Краснодарского края, отношение студентов Брюховецкого аграрного колледжа к этой проблеме.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной, нормативной и периодической литературы; сравнение, анализ, синтез.
Объектом исследования является студенты Брюховецкого аграрного колледжа.
При написании научно-исследовательской работы была использована периодическая, учебная и нормативная литература.
Информационной базой научно-исследовательской работы стали: научная литература, интернет ресурсы, результаты социологического исследования.
1. Географическое положение Краснодарского края
Традиции любого народа складываются под воздействием многих факторов. Главным, из которых является географическое положение местности, в которой проживает определенная группа людей. Географическое положение подразумевает не только географические координаты, но и климат, который оказывает большое влияние на занятия людей, и почвы, имеющие не менее важное значение в образовании традиций.
Краснодарский край был образован 13 сентября 1937 года. Край расположен в западной части Большого Кавказа и на Кубано-Приазовской низменности, является самым южным регионом России и входит в состав Южного федерального округа. На юго-западе омывается Черным морем, на северо-западе – Азовским.
Краснодарский край граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкеской Республикой и Абхазией. Имеет внутренние границы с Адыгеей. Территория края составляет 76 тыс. кв. км. Состоит из 38 районов, 26 городов (15 – краевого, 11 – районного подчинения), 21 поселка городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населенных пунктов. Столица Кубани основана в конце XVIII века, в 1792 года. А в 1920 г. Екатеринодар переименовали в Краснодар. На данный момент Губернатором Краснодарского края является Александр Николаевич Ткачев.
Из общей протяжённости границы в 1540 км — 740 км проходит вдоль моря. Наибольшая протяженность края с севера на юг — 327 км и с запада на восток — 360 км. Территория Краснодарского края занимает площадь 75,5 тыс. кв. км.
33% территории края состоит из гор. Высшая точка – гора Акарагварта (3360 м). Главные реки – Кубань, Уруп, Лаба, Белая. В горах расположены озера Кардывач, Абрау, а так же множество небольших карстовых озер. Так же имеется большое по своим размерам Краснодарское водохранилище. В верховьях р. Хоста находится одна из самых глубоких в России карстовых пещер – Назаровская (глубина 500 м).
Климат умеренно-континентальный и субтропический (на Черноморском побережье южнее Туапсе). Средняя температура января от -5°C до +4°C, июля +23°C. Годовое количество осадков — от 400 до 600 мм в равнинной части, до 3242 мм и более — в горной. Каждую весну край затапливают паводки. В целом для края характерны жаркое лето и мягкие зимы.
Основную часть почвенного покрова степной зоны края составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные чернозёмы. Таманский полуостров занят каштановыми, западно-предкавказскими и болотными почвами. В горах — горно-лесные бурые и дерново-карбонатные почвы, в высокогорье — горно-луговые. Общая земельная площадь Краснодарского края составляет 7,5 миллионов гектаров, из них пашни — 3,9 млн. га. Это основной пахотный фонд края, отличающийся высоким плодородием. Неширокая полоса в левобережье Кубани, Прикубанская наклонная равнина и часть предгорий пригодны для садоводства и возделывания жёлтых табаков.
Из выше перечисленной информации, отчетливо видно, что данное местное население занималось и занимается в основном агропромышленность, так как этому способствуют многие природные факторы. Из этого мы можем сделать вывод, что основные традиции будут связаны с сельскохозяйственной деятельностью. Доказательство этому предположению мы найдем в следующих главах.
2. Население Кубани
Общая численность населения составляет 5 284 464 человек (по оценке на 1 января 2012 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей — после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 53,23 % или 2 814 274 человек, сельского — 46,67 %. Уровень урбанизации ниже, чем в среднем по стране (74 %). Плотность населения — 70,0 чел./км² (данные на 2012 год).
Не очень высокий уровень урбанизации еще раз доказывает, что население занимается агропромышленность. А если присутствует сельское хозяйство, значит, есть вероятность, что традиции дошли и до нашего времени.
Национальный состав Кубани очень многообразен. На территории Краснодарского края проживают более 100 национальностей. Самыми основными этническими группами являются: русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, грузины, татары, немцы, азербайджанцы, цыгане, осетины, курды.
Многие из русских, особенно на западе и севере края, в быту балакают, то есть употребляют в речи много украинизмов; армяне Краснодарского края проживают в основном на юге края, особенно в Сочи, Армавире, Новороссийске, Анапе, Туапсе, а также в Краснодаре; количество греков, немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930-х — 1940-х годов; адыги (шапсуги, натухайцы и др.), сейчас немногочисленные, являются аборигенным населением южной части края.
Бережное отношение к традициям и культуре каждого народа многонациональной Кубани – основная задача современных граждан. Особое внимание активному возрождению души Кубани – православию и казачеству.
Но огромное количество национальностей, проживающих в Краснодарском крае, ставит перед нами другой вопрос: «Сохранилось ли хотя бы малое количество традиций в том виде, в каком они существовали в первоначальном виде, при коренном населении Кубани – кубанских казаках?».
Коренным населением Кубани являются Черноморские казаки. Им Екатерина II 30 июня 1792 выдала жалованную грамоту, согласно которой кубанская земля переходит в вечное владение казаков. В цитате, взятой из екатерининской грамоты, указана главная причина, по которой казакам была жалована земля: «Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских...»
Более подробное описание Кубанских казаков мы рассмотрим в следующей главе.
3.Кубанские казаки
Так как традиции Краснодарского края зародились у казаков, которые являлись изначальными жителями Кубани, то рассмотри их историю, политико-территориальное устройство, быт и культуру, для того чтобы как можно лучше разобраться в происхождении традиций.
Кубанские казаки - коренные жители правого берега р. Кубань и Приазовья. Они являлись свободным военизированным сельскохозяйственным населением. Казаки жили и живут по закону: «слабых не обижают, старших уважают, Родину защищают». Во главе Кубанского казачьего войска стоял наказной атаман (одновременно — начальник Кубанской области), который в военном отношении пользовался правами начальника дивизии, а в гражданском — правами губернатора. Он назначал атаманов отделов, которым подчинялись выборные атаманы станиц и хуторов. Высшим органом станичной власти был станичный сход, который избирал атамана и правление (состояло из атамана и двух избранных судей, с 1870 — атаман, судьи, помощник атамана, писарь, казначей). Станичные общества выполняли различные обязанности: войсковую, «общие по поиску» (содержание почтовых станций, ремонт дорог и мостов и др.), станичные (содержание «летучей почты», сопровождение арестантов, караульная служба и др.). В 1890 году был установлен день войскового праздника — 30 августа. С 1891 года казаки избирали дополнительных судей, которые были кассационной инстанцией на решения станичных судов.
Но ведь если подумать, то казаки откуда-то же пришли. То есть они где-то жили, у них была своя культура, традиции, порядки. Из этого следует, что они могли, и скорей всего, донесли свои духовные ценности и до Кубани.
И действительно, Черноморцы, так первоначально называли Кубанских казаков, поселившись на Кубани, принесли сюда и свои культурно-бытовые традиции. В частности, зазорно было заниматься торговлей, как основным видом деятельности. Этим занимались пришлые люди.
Странно, но ведь одна из традиций казаков, в большие престольные праздники проводить народные ярмарки. На казачьих базарах не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли. Особенно они любили петь и танцевать. Давайте просмотрим следующие временные события в жизни казаков, и разберемся в чем дело.
Жизнь диктовала свои условия и казаков стали навещать горцы, предлагая в обмен на соль продукты своего хозяйства, в первую очередь хлеб.
Оказывается, земледелие появилось у казаков, не сразу, как только они поселились на Кубани, а сравнительно позже. Их первоначальной основной обязанностью являлась «бдение и стража пограничная от народов закубанских».
Почувствовав выгоду от такого товарообмена, войсковое начальство разрешило казакам открывать обменно-торговые пункты, а затем и так называемые меновые дворы. В 1799 г. черноморцы обратились к Павлу I с просьбой об открытии в Екатеринодаре и других пунктах меновых дворов.
Таким образом на Кубани появились ярмарки. Сначала они служили только для товарообмена, а позже уже и как торгово-развлекательные места. Где казаки могли повеселиться и отдохнуть.
Еще одной неотделимой и важнейшей частью сложной души казаков являлось православие. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.
Духовной основой жизни черноморцев, как мы ранее упомянули, было христианство. Перебираясь на Кубань, казаки везли с собой и походную церковь, которую подарил им Г.А.Потемкин. Но у черноморцев на Кубани не было священников, поэтому было решено подготовить священнослужителей из своей среды. Для этого привлекались наиболее благопристойные люди, не связанные с воинской службой. В 1794 г. Из Петербурга последовало разрешение возводить церкви в тех поселениях, где насчитывалось не менее 100 дворов и 400 мужчин. В июне 1795 г. из Херсона для строившихся церквей был доставлен один колокол в Тамань и семь – в Екатеринодар. В 1799 г. на Кубани уже было построено 16 церквей и 9 были в стадии завершения. Летом 1797 г. был заложен первый камень в Войсковой собор Воскресения Христова в Екатеринодаре, а в 1800 г. началось полномасштабное строительство этой деревянной церкви.
По старому запорожскому обычаю черноморцы решили также построить войсковую обитель, где могли бы доживать старые, увечные и одинокие воины. Для этого монастыря было выбрано красивейшее место у Лебяжьего лимана (недалеко от нынешней Брюховецкой, моей родной станицы) и назвали его Екатерино-Лебяжинской пусынью.
Такой была Кубань в прошлом, а теперь мы рассмотрим нынешний Краснодарский край и попробуем найти сходства между ними. Мне кажется, что хоть традиции не особо соблюдаются в современном обществе, но глубина и красота казачьей души была, есть и будет жить в потомках казачьего рода. Это выражается в стремлении нынешних людей возродить былые традиции.
4.Основные занятия жителей Краснодарского края
Основные занятия Краснодарского края – это агропромышленность и туризм. Ниже мы рассмотрим оба эти направления.
Первым мы разберем значимость аграрного хозяйства в Краснодарском крае.
Кубань уже давно и по праву называют «жемчужиной» России, ее главной житницей и лидером в агропромышленном комплексе страны. Эту добрую славу она заслужила не только благодаря своим уникальным природно-климатическим условиям, но и за радушие и трудолюбие ее жителей, за создание их руками, умом и энергией богатства в хозяйственной и культурной жизни.
Краснодарский край – один из основных регионов России, обеспечивающий продовольственную безопасность. На Кубанской земле выращивается около ста сельскохозяйственных культур. Но вся территория края поделена на пять природно-экономических зон, и поэтому определенная культура выращивается в определенном месте. Таким образом, в северной и центральной зоне выращивается и возделывается зерно, сахарная свекла, подсолнечник и соя; в западной – рис; в Анапо-Черноморской – виноградарство и виноделие; а в южно-предгорной – картофель, овощи, чай, цитрусовые культуры.
Важно подчеркнуть, что виноградарство и виноделие было возрождено с приходом казаков на Кубань. Они принесли на эти земли свои сорта винограда, так как местные были уничтожены с появлением мусульманства, они проповедовали борьбу с вином и виноградной лозой, как источником виноделия. Из этого можно сделать вывод, что виноградарство и виноделие являются в своем роде исконно-традиционным занятием коренного населения Кубани.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Краснодарском крае составляет 4,5 млн. га., из них 3,9 млн. га. – пашни, 77 тыс. га. – виноградники. Занимая 2,2% общероссийских площадей сельскохозяйственных угодий и 3% пашни, агропромышленный комплекс региона производит свыше 5% валовой сельскохозяйственной продукции страны, в том числе зерна – 7%, сахарной свеклы – 19%, подсолнечника – 20%.
АПК включает 767 сельхозпредприятий по производству, из них: 60 колхозов, 4 совхоза, 703 - новых формирований, 137 предприятий по обслуживанию сельского хозяйства, 18997 - крестьянских (фермерских) хозяйств.
Как и говорилось ранее, культура и традиции тесно взаимосвязаны с деятельностью народа. Ведь они складываются веками, передаются из поколения в поколение, как опора и наставление для юного поколения. Традиции передаются в виде обычаев, правил, наказов, табу, всевозможных легенд и преданий.
Вторым мы рассмотрим туризм.
Так же Краснодарский край является главным курортно-оздоровительным комплексом России, отличающийся уникальными условиями для отдыха. Черноморское побережье включает в себя 145 км Большого Сочи с Сочинским, Лазаревским, Хостинским и Адлерским районами, крупные города – Анапу, Геленджик, Туапсе, Новороссийск. На территории края расположено более 800 санаториев, домов отдыха, пансионатов и курортных баз.
Ежегодное количество отдыхающих в крае составляет более 5 млн. человек. Уникальный рекреационный потенциал обеспечивает развитие практически всех видов индустрии курортов, туризма и отдыха - приморский, горный, горнолыжный, бальнеологический. Быстрыми темпами развиваются экстремальные виды туризма.
В Краснодарском крае более 15 тыс. историко-культурных памятников, в числе которых 211 имеют статус федерального значения, хранят для потомков свои тайны. Кубань – единственная территория РФ имеющая в составе своего археологического наследия памятники античной археологии и средневекового периода с влиянием византийской культурной традиции.
Главными рекреационными места Кубани являются:
Абинский район, Абинск - здесь находятся дольмен — древние захоронения, датируемые первой половиной второго тысячелетия до н. э. Знаменитый Шапсугский могильник насчитывает около тысячи курганных насыпей.
Анапа - именно в этом городе расположен самый длинный в Европе естественный песчаный пляж. В Анапе работают 176 санаторно-курортных учреждений, четверть из них — круглогодичные. Морские купания, воздушные, солнечные и песчаные ванны наряду с грязелечением и йодо - бромной водой являются основными лечебными факторами курорта.
Апшеронский район - среди главных экскурсионных объектов — горные реки и вершины, ущелья и пещеры, водопады, альпийские луга горной лесной зоны, стоянки древнего человека и множество смотровых и обзорных площадок. Всё это обеспечивает благоприятные условия для таких видов туризма, как экологический, познавательный, ландшафтный, горный, экстремальный, культурно-этнический, горнолыжный спорт, дельтапланеризм, рафтинг, каньонинг.
Геленджик - в Геленджике функционируют более 140 предприятий санаторно-курортного комплекса, работают три аквапарка, дельфинарий, многочисленные мини-гостиницы и другие объектыкурортной индустрии.
Горячий ключ – особенность Горячего Ключа в том, что это единственное место на юге России, где сочетаются лечебные факторы ессентукских питьевых минеральных вод и сероводородных ванн Сочи и Мацесты.
Ейск и Ейский район - целебные грязи и минеральные источники делают Ейский район одним из лучших бальнеологических и грязевых курортов на Азовском море. В районе открыты несколько источников сероводородных, азотно-метановых, хлоридно-натриевых и йодо-бромных вод, применяемых для ванн.
Мостовской район - на территории района расположена восточная часть Кавказского государственного природного биосферного заповедника, имеющего международное значение, как эталонный участок нетронутой природы, сохранивший первозданные ландшафты с уникальной флорой и фауной.
Новороссийск - в Новороссийске представлено многообразие археологических и исторических памятников, а также памятники природы, в городе развит исторический и познавательный туризм — город-герой является одним из самых посещаемых мест.
Сочи - вся история развития современного курорта Сочи так или иначе связана с его лечебными возможностями. Экстремальные маршруты, горные лыжи и сноуборд на склонах Красной Поляны.
Темрюкский район - многочисленные лиманы, другие водоемы, богатые рыбными ресурсами, постоянное наличие в охотничий период водоплавающей дичи, в том числе благородных и ныровых видов уток, болотной и степной дичи дают основу развитию охотничье-рыболовного туризма и спорта на промышленной основе.
Туапсинский район - санаторно-курортный комплекс Туапсинского района — это 300 учреждений санаторно-курортного комплекса, вместимостью около 60 тыс. человек.
Благодаря тому, что Кубань многонациональная и в ней очень развиты рекреационные ресурсы, то традиции населения должны соответствовать этому. Сохранилось ли гостеприимство Краснодарского края, какое было при кубанских казаках? Эту гипотезу мы попробуем проверить традициями, которые будут перечислены в главе «Традиции Краснодарского края».
12.Присоединение Крыма - Присоедине́ние Кры́ма к Росси́и (2014) — включение в состав Российской Федерации бо́льшей части территории Крымского полуострова, который после распада СССР являлся частью независимой Украины и до 2014 года контролировался ею, с образованием двух новых субъектов Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Этому событию непосредственно предшествовали многомесячные антипрезидентские и антиправительственные акции на Украине («Евромайдан»), завершившиеся в феврале 2014 года смещением Виктора Януковича с поста президента страны. Первые же действия пришедшей к власти в Киеве оппозиции вызвали в Крыму протесты местного, в основной массе русскоязычного, населения, чему способствовала активизация действий русских общественных организаций («Русская община Крыма» и партия «Русское единство»), приступивших к мобилизации своих сторонников ещё в середине января 2014 года, в связи с обострением противостояния в Киеве и развернувшейся кампанией захватов административных зданий в ряде регионов Украины.
23—24 февраля под давлением пророссийских активистов была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя, а 27 февраля, после того, как рано утром здания органов власти АР Крым были захвачены и блокированы несколькими группами вооружённых людей, депутаты Верховного Совета АР Крым, собравшиеся в здании парламента, отправили в отставку правительство Анатолия Могилёва и приняли решение о проведении 25 мая общекрымского референдума о расширении автономии полуострова в составе Украины. Новое правительство Крыма возглавил лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов, заявивший о непризнании нового руководства Украины и обратившийся к руководству России за «содействием в обеспечении мира и спокойствия на территории Автономной Республики Крым».
1 марта Совет Федерации РФ удовлетворил обращение президента Владимира Путина о разрешении на использование российских войск на территории Украины. Отрядами добровольцев и российскими военнослужащими были блокированы все объекты и воинские части ВС Украины на территории полуострова, командование которых отказалось подчиниться правительству Крыма.
6 марта вопрос референдума был изменён. В обход украинской Конституции, на голосование был вынесен вопрос о присоединении Крыма к России. 11 марта Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом была принята Декларация о независимости. 16 марта был проведён референдум о статусе Крыма, на основании результатов которого была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ.
Особую позицию занял Меджлис крымскотатарского народа, претендующий на роль представительного органа крымских татар. 21-23 февраля он организовал массовые акции в поддержку новой украинской власти, 26 февраля попытался организовать захват здания крымского парламента и воспрепятствовать работе депутатов, а 15 марта заявил о непризнании референдума, «проводимого с целью изменить территориальную принадлежность Крыма», легитимным и соответствующим международному праву и Конституции Украины. Меджлис заявил, что «категорически отвергает любые попытки определить будущее Крыма без свободного волеизъявления крымскотатарского народа — коренного народа Крыма» и что лишь крымским татарам принадлежит право решать, в каком государстве жить крымскотатарскому народу. По убеждению Меджлиса, «восстановление прав крымскотатарского народа и реализация им права на самоопределение на своей исторической Родине должны осуществляться в составе суверенного и независимого Украинского государства».
Большинство государств-членов ООН не признаёт крымский референдум и «основанные на нём изменения статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя». Украина и западное сообщество («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза) расценили действия России как агрессию, оккупацию и аннексию части украинской территории, нарушение территориальной целостности Украины. Неприятие Западом российских действий в Крыму привело к отказу западных лидеров от сотрудничества с Россией в формате «Большой восьмёрки» и стало одной из причин введения западных санкций против России]. Россия, в свою очередь, рассматривает присоединение Крыма как реализацию права на самоопределение населения Крыма, «восставшего» против 13. Выставочный комплекс Атамань
Атамань – это огромный, раскинувшийся на 20 гектарах Таманской земли этнотуристический комплекс, наглядно показывающий культуру и быт казаков. Гуляя по Атамани, возвращаешься на 219 лет назад, в то время, когда запорожские казаки поселились на прекрасной земле Тамань, дарованной им Екатериной II.
Атамань расположилась на окраине станице Тамань у Черного моря. Открыта казачья станица была в августе 2009 года. В строительстве приняли участие 44 муниципальных образования Краснодарского края и каждое из них, отвечает за свой объект. Финансировалось строительство этнотуристического комплекса за счет бюджета самих муниципальных образований. И все ради того, чтобы показать, как на Кубани гордятся своей историей и обычаями.
Атамань – это целая казачья станица! Она имеет несколько улиц, вдоль которых один за другим расположились подворья. В Атамани есть хаты простых казаков, хата гончара, цирюльника, пекаря, сапожника, хата атамана и старосты и много других. Как и в любой другой станице, здесь есть школа, площадь, мельница, церковь, правление, медпункт и пожарный. А еще в Атамани есть сказочное место, где в избушке на курьих ножках живет баба Яга с кощеем бессмертным. Все конечно не опишешь, поэтому лучше сами приезжайте и все увидите!
Культура и быт казаков.
Хаты казаков строились из камыша, соломы, глины и хвороста и потом их белили, а богатые казаки строили себе жилье из кирпича. В усадьбе казаков всегда располагалась летняя кухня, где казачья семья жила в летнее время. Стены в хатах всегда были обвешаны конской сбруей, оружием, портретами семьи и казачьих атаманов. При строительстве этнической станицы Атамань муниципальные образования стремились как можно глубже передать атмосферу казачьей жизни в те далекие времена. В чем жили казаки Вы небольшое представление уже имеете, а теперь немного о том, что носили казаки и казачки. Одеяние казака состояло из повседневной и военной формы. Военная форма включала в себя шаровары, бешмет, башлык, черкеску, зимнюю бурку, папаху и сапоги. Повседневная одежда казака – рубаха, шаровары, сермяжные свиты из грубого сукна серого или черного цвета. Также в повседневной одежде казака присутствовали кожухи, шубы, шинель, бурки. Красивая и ухоженная, вышитая серебром одежда подчеркивала престиж и достаток казака. Казачки очень любили наряжаться, поэтому они хорошо умели шить и вязать одежду, одежду для праздника всегда шили из бархата или шелка. Повседневная одежда казачки тех времен состояла из длинной рубахи, кофточки и ситцевой юбки. Юбок одевали несколько: сначала ситцевую, потом холщевую и еще сверху одну или сколько захочет ситцевую, сатиновую или шелковую. Посетив уникальный этнический центр, Вы все это увидите воочию.
Праздники в Атамани.
Казачья станица Атамань на берегу Черного моря сама по себе казачий праздник! Здесь всегда интересно и весело. Официальное открытие станицы Атамань 2011 — 14 мая, во время которого проходит фестиваль Радуга семейных талантов. Но отдыхающие могут посетить этническую деревню уже с 1 мая, большинство казачьих хат к этому времени будут открыты. Также весь летний сезон будет заполнен и другими фестивалями и различными ярмарками. Например, такие как Казачья слава, которая пройдет 18 июня, Казачья кухня – 16 июля, Кубань мастерская – 13 августа, Легенды Тамани – 10 сентября. Официальное закрытие Атамани назначено на 14 октября и в этот день пройдет еще один фестиваль Духовная культура. Но отдыхающие смогут и после закрытия побывать в этом прекрасном этнос-туристическом комплексе Атамань и насладиться культурой казаков на Кубани.
Все праздники в Атамани проходят на высшем уровне. Веселье, пляски, пение, развлечения и конкурсы за ценные призы гарантированы! В 2011 администрацией Атамани было приобретено оборудование для более качественного музыкального и светового мероприятий в казачьей станице.
5. Современная культура Кубани
Культура - обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура - это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Краснодарский край – один из крупнейших культурных центров России, где в устойчивом равновесии существуют народное и классическое искусство, самодеятельное и профессиональное творчество. Право беспрепятственного доступа к Культурным ценностям обеспечивают своим гражданам 3500 учреждений, предприятий и организаций. В крае продолжает развивается многопрофильная сеть учреждений - это библиотеки, культурно - досуговые учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства. По количеству концертных организаций Кубань занимает 3-е место в России.
Театрами края ежегодно осуществляется 30-35 новых постановок. В афишах театров свыше 130 названий, большая часть которых адресована детям и подросткам. В основном это произведения русской и зарубежной классики.
Художники Кубани ведут постоянную выставочную деятельность в крае и за его пределами. Их деятельность отмечена высокими государственными наградами. Произведения художников края украшают экспозиции государственных и муниципальных музеев, картинных галерей России и Кубани, хранятся в частных коллекциях у нас в стране и за рубежом. Один раз в два года департамент культуры и краевая организация Союза художников организует краевой конкурс художественных произведений «БИЕННАЛЕ».
Музеи края располагают уникальными коллекциями, которые принимали участие в российских и международных выставочных проектах. Ежегодно государственные и муниципальные музеи края посещает около 2 миллионов человек.
По количеству культурно-досуговых учреждений и самодеятельных коллективов, в том числе детских, по числу клубных формирований и числу участников в них край входит в России в первую десятку. Они остаются центрами самой массовой, общедоступной досуговой деятельности, позволяющей реализовать населению свои интересы и увлечения, творческие способности.
Все это существует не только в рамках Краснодарского края. На всех выше перечисленных мероприятиях кубанская культура не занимает главной роли. В основном это традиции, знания и ценности всей России или даже всего мира. Но ведь есть коллективы, отображающие и прославляющие только культуру Краснодарского края. Ниже рассмотрим один из них.
Особое место в культуре края занимает один из лучших художественных коллективов, колоритная и искренняя творческая визитная карточка знаменитой житницы России – Кубанский казачий хор.
Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века.
Уровень мастерства Кубанского казачьего хора признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы.
Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры города Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику, и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.
В крае проводятся всевозможные мероприятия для поддержания культуры. Это делается для того, чтобы общество знало о прошлом своих предков и поддерживало свои нравственные устои.
Пионерский лагерь Артек-культурный центр молодежи
"Артек" - лагерь международного значения, расположенный на южном побережье Крыма. В советское время этот детский центр позиционировался как самый престижный лагерь для ребят, визитная карточка пионерской организации.
«Артек» - лагерь, принадлежащий Украине до недавнего времени (март 2014 года). В нем бесплатно или на субсидированной основе отдыхали дети из небогатых семей, инвалиды, сироты и одаренные ребята.
«Артек» - лагерь со сложной и разветвленной структурой, которая менялась вместе с развитием этого детского центра. На момент распада Советского союза «Артек» включал в себя пять лагерей, в которых могли разместиться 10 пионерских дружин: «Кипарисный», «Лазурный», «Прибрежный», «Горный» и «Морской». Эта структура сохранилась до сегодняшнего дня, но теперь бывшие пионерские дружины называются детскими лагерями, а корпуса «Прибрежный» и «Горный» именуются комплексами лагерей. Кроме того, в составе «Артека» присутствуют две горные турбазы: «Криничка» и «Дубрава».
Ежегодно пионерский лагерь «Артек» посещают ребята из разных стан. В 1977 году гостями фестиваля «Пусть всегда будет солнце» стали дети из 107-ми стран планеты! В конце 90-х годов традиция проводить подобное мероприятие была возобновлена. Фестиваль под названием «Изменим мир к лучшему» каждый год принимает гостей из самых разных уголков мира. В 2007-ом году это мероприятие посетили дети из тридцати шести стран, в 2009-ом – сорока семи. В 2009-ом году планировалось принять ребятишек из семидесяти различных государств. На таких фестивалях встречаются, делятся культурным и педагогическим опытом люди со всей планеты. География стран, представители которых приезжают в «Артек», включает в себя не только державы постсоветского пространства, но и весь мир (даже некоторые экзотические государства). В своей работе я хочу поделиться своими впечатлениями и воспоминаниями о моем пребывании в августе 2015 года. За активную общественно-политическую, учебную работу я была награждена путёвкой в Крым, в пионерский лагерь «Артек» это центр культурно-нравственного развития молодёжи, всех национальностей и народностей. Проводились досуговые мероприятия по интересам.
Самое приятное в таких мероприятиях – наблюдать, как быстро находят общий язык молодёж из разных стран. В этом важном деле заключается одно из призваний МДЦ «Артек».
Ясность цели, поставленной перед Артеком, как перед оздоровительно-воспитательным учреждением, определило выбор таких средств и форм работы, которые создают возможность иметь в Артеке такой пионерский коллектив, который, как правило, отличается хорошей организованностью, дисциплиной, содержательной и увлекательной общественно-полезной деятельностью.
В пионерском лагере «Речной», который входит в комплекс пионерского лагеря «Артек» были установлены свои порядки, обычаи и законы у каждого, артековского коллектива, своё собственное лицо.
Одним из важных, сильных и ярких средств воспитания и организации пионерского коллектива в Артеке являются традиции.
Очень важной традицией в период становления в Артеке являются «отрядные сборы знакомства», которые помогают молодёжи ближе познакомиться, лучше узнать друг друга.
«Сборы знакомства» проводились в любимом уголке парка, у моря, в комнате отдыха – в местах, располагающих к живой, откровенной дружеской беседе вожатого с ребятами.
Молодёжь приезжает из различных городов, которые живут своей интересной жизнью, своими делами. Об этой интересной жизни своих городов, об этих делах и дружинах, отрядах и звеньях, о себе, своих товарищах мы рассказывали на «сборах знакомства»
С одной стороны, эти первые дружеские беседы являются как бы молодёжными сборами по обмену опытом своей работы. Каждый раз много интересного и нового мы узнают друг от друга. Бывало, что отдельные увлекательные дела, о которых было рассказано на сборе, заинтересовывали нас. И мы решали их обязательно провести и в Артеке. И если проводимое дело принималось хорошо всеми ребятами и имело определенное значение в воспитании коллектива Артека, оно начинало жить, совершенствоваться и входить в традицию. Большое место в жизни артековцев занимал спорт. Мы соревновались практически по всем видам спорта: баскетбол, волейбол ,футбол, теннис и т.д .Фото
Брюховецкий район, Краснодарский край
Историческая справка
Земля Брюховецкая! В пересечении голубых лент реки Бейсуг и ее притоков, строгих зеленых линий лесополос и серых лент автодорог — ты раскинулась простором степей и волнующим морем золотых колосьев, тихими плавнями, улицами хуторов и станиц. Для 56 тысяч жителей Брюховецкий район — самый дорогой уголок земли, корнями уходящий в XVIII век.
Нелегко было первым поселенцам, прибывшим из Запорожской Сечи на Кубань. Их было 68 семей. Они обживали землю, выращивали хлеб, занимались ремеслом. К 1900 году в Брюховецкой было 3 маслобойни, 3 паровые мельницы, 2 кирпичных завода, кузни — 8, лавки с товарами — 16, 3 аптеки и 1 народный дом.
Станица Брюховецкая – районный центр, бывший курень. Свое название станица получила от имени запорожского атамана – Ивана Мартыновича Брюховецкого. При жеребьевке мест под курени зимой 1794 года атаману Брюховецкому досталась территория у устья реки Бейсужок, около так называемого Великого кургана.
В 1842 году курени были переименованы в станицы, и Брюховецкая (а также станицы Батуринская и Переясловская) вошли в состав Екатеринодарского округа.
Октябрьская революция, гражданская война — стали для жителей Брюховецкой и других населенных пунктов — вехами реформирования и трагедии. Рождался новый уклад, но гибли люди. Заря буйного нового часто гасила костер доброго старого.
26 января 1923 года Кубчероблисполком утвердил новую административную сеть области. В Краснодарский отдел вошла Брюховецкая волость со станицами Брюховецкой, Батуринской, Переясловской, Чепигинской.
В 1924 году был образован Брюховецкий район. Он расположен в северо-западной части Азово-Кубансхой низменности. Климат умеренно-континентальный, степной. Главная водная артерия — река Бейсуг. Экологическим памятником природы является лиман Лебяжий. Своеобразен и неповторим, рукотворно созданный Суходольский лес.
Район расположен на площади 1368 квадратных километров. До Великой Отечественной войны в границах района проживало 41 тысяча человек.
О ратных подвигах брюховчан говорят скупые цифры: во второй мировой участвовало более 13 тысяч человек, почти все они награждены орденами и медалями. 7 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, не вернулись с фронтов 6343 наших земляка.
Героями Советского Союза стали семь наших земляков Е.Зикран, Ф.Деркач, И.Масловский, А.Кривонос, М.Герасименко, П.Захарченко, М.Коротков.
Большой материальный ущерб нанесли оккупанты станице Брюховецкой и всему району. Но уже через два года все колхозы и предприятия были восстановлены. В последние годы районный центр и населенные пункты росли, крепли и экономически развивались.
Гордость земли Брюховецкой - люди. Она взрастила 6 Героев Социалистического Труда, Героя Труда Кубани A.M.Гарбуз.
Знаменательные события Брюховецкого района
10 февраля – День освобождения Брюховецкого района от немецко-фашистских захватчиков.
Первое воскресенье октября – День района.
Памятники истории, архитектуры, культуры
Район интересен историко-культурным наследием. Здесь 123 памятника археологии, из них 3 городища. Новоджерелиевское городище – одно из самых крупных на Северном Кавказе. В районе находится 30 памятников истории и 7 музеев.
6.Традиции Кубанских казаков.
Рассмотрев практически все главы данной научно-исследовательской работы, мы, наконец, дошли до главного пункта – традиций Краснодарского края. Здесь мы рассмотрим, какие традиции соблюдались и возможно соблюдаются нынешнее время.
Так как коренные жители Кубани – это кубанские казаки, то соответственно их традиции мы будем рассматривать только.
У кубанских казаков существовало такое высказывание: «Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон».
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные не писанные казачьи домашние законы:
Уважительное отношение к старшим.
Безмерное почитание гостя.
Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Самыми основными традициями казаков являлись:
Крещение
Хоть эта традиция и сохранилась до нынешнего времени, но она очень видоизменилась. К ней перестали относиться с такой серьезностью, с какой относились раньше. Сейчас так же у ребенка кроме матери и отца есть крестный и крестная, но они не выполняют тех обязанностей, какие выполняли их предки. Имя для ребенка редко кто выбирает в честь какого-нибудь из Святых. Но сохранился почти полностью сам процесс крещения. Возможно это из-за того, что священники, в отличая от простых людей, знают о традициях очень многое и соблюдают их, так как это является их обязанностью.
Прежде совершения таинства крещения должно было быть наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединению через крещение к святой церкви.
Во время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его и сделать его членом церкви и наследником вечного блаженства, крещеный же отрекается от дьявола, дает обещание служить не ему, а Христу и чтением Символа Веры подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога.
Когда же крестят младенца, то отречение от дьявола и всех дел его, а равно и Символ Веры произносят от его лица восприемники, т.е. крестный отец и крестная мать, которые являют на себя обязанность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по христиански. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и отогнать от нас дьявола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамения: крест, сначала своей рукой, а потом, освященный елеем, которым он помазывает и крещаемого в знак милости Божьей к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося «крещается раб Божий» (при этом упоминает его имя) «Во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь». На крещеного возлагается белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты после крещения, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает крещеного святым миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов печать (т.е. знак) дара Духа Святого. В это время незримо подаются крещеному дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной.
Чело или лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши для освящения чувств; грудь — для освящения сердца; руки и ноги — для освящения дел и всякого поведения. Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и его восприемниками (крестным отцом и крестной матерью) кругом купели есть знак торжества и радости духовной. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещеного делается в знак его посвящения Господу.
День крещения для родителей младенца, его родных и близких является величайшей радостью, отмечается застольем, радостными пожеланиями и подарками.
Примечание: крестным отцом и матерью не могут быть некрещеные, с порочными недостатками в жизни, поведением, поступками, и легкими взглядами на жизнь.
В указанный для крещения день родственники с крестным и крестной являются в Храм к началу богослужения, и после окончания молитв — в отведенное место для крещения.
Обязанностями крестных родителей было следующее:
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости и труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Одежда казаков.
Характерной деталью казачьего быта являлось то, что одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Интересно, знают ли нынешние люди, что раньше существовала такая традиция? Сейчас они могут спокойно одалживать одежду друг у друга, не говоря о том, что многие пользуются услугой «одежда на прокат».
Быт казаков
В обиходе казачьей жизни было много особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни.
Вот, например, казак с женой никогда не появлялся с женой под ручку, она шла либо с боку, либо сзади. Казак даже своего ребенка на руках по улице не носил. Такие традиции обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу — другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа, с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, мама, а где мой батя?». По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.
Эти обычаи в корни отличаются от нынешних. Сейчас наоборот, если муж и жена прогуливаются под ручку, или же отец несет ребенка на руках, то такие семьи являются счастливыми.
Свадьба
Так же в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до свадьбы — это было заботой о нравственных устоях молодежи, ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.
И снова полное не совпадение с современными свадьбами, на которых присутствуют гости совершенно разных возрастов, но тем не менее никто даже не задумывается об этом, произнося пожелания и допуская в них определенные вольности.
Культ подарков
Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.
Это единственная традиция на данный момент из перечисленного списка, которая полностью совпадает с современной.
Недостатки казака
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят что-то от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нарядом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие.
Вот еще один обычай, который совпадает с поведением людей текущего времени. Нынешние люди, а в особенности юное поколение, так же любят приукрасить в рассказах о себе и очень любят как-нибудь выделиться из массы окружающих.
Слово казака.
Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо.
По отношению к своим провинившимся братьям — казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления — измену, трусость, убийство и воровство — были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось.
Эта традиция сейчас бы не помешала людям. Большая редкость встретить честного человека, который бы беспрекословно держал свое слово. Люди ищут себе выгоду, тем самым обманывая окружающих.
Православные праздники
Казаки всегда праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова и продолжались почти две надели до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с таким разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. У казаков существовало поверье, о том, что в Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество славить Христа (колядовать) – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти.
К Рождественским праздникам, казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была ёлка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали, и повеселиться от души. Играли в разные игры, пели песни и частушки.
Эти традиции дошли и до нас. Мы так же отмечаем эти праздники, тщательно готовимся к ним. Современные люди так же ставят елку и украшают дом на новогодние праздники, но мало кто знает для чего.
Яблочный спас
Как и говорилось ранее, занятия казаков связаны с традициями. Один из таких православных праздников – Яблочный спас. Он не является родным праздником кубанских казаков, но ведь и само христианство зародилось намного раньше казачества. Зато традиция отмечать его закрепилась за кубанцами настолько крепко, что и не отличить родной это праздник или нет. Яблочный спас – это Второй Спас - летний православный праздник в честь Спасителя Христа, его Преображения. Во время этого праздника в церкви святят все древесные плоды, в том числе и виноград, чтобы получить Божье благословение.
Традиция отмечать этот праздник дошла и до наших дней, причем празднуют ее не только кубанцы, но и многие народы в том числе.
И так, мы, рассмотрев главу, можем сделать вывод, что большинство традиций все-таки дошли до нашего времени, хоть и сильно видоизменились. Но это обуславливается тем, что и сама цивилизация претерпела многие изменения.
7. Социологическое исследование о традициях кубанских казаков.
В ходе научно-исследовательской работы была разработана анкета:
Что вы понимаете под словом «Традиция»?
Что вы знаете о традициях нашего края?
Какие вы знаете традиции?
Как вы думаете, в настоящее время достаточно ли внимания уделяется соблюдению традиций?
Для чего нужно соблюдать традиции?
Считаете ли вы нужным возрождение Кубанских традиций?
Какие традиции вы считаете нужным вернуть на Кубань?
Соблюдаете ли вы лично какие-нибудь традиции?
Как вы думаете, много ли людей в наше время придерживаются традиций?
Придерживаете ли вы стремление губернатора Краснодарского края по возрождению казачества на Кубани?
И на основе этой анкеты был проведен социологический опрос среди студентов ГБОУ СПО «Брюховецкого аграрного колледжа» и социума в возрасте от 15 до 50 лет. Проанализировав ответы можно сделать выводы:
Что традиции, в понятии общества, - это то, что люди соблюдают и передают из поколения в поколение.
То, что в современном обществе о традициях знает очень маленькое количество людей.
Что соблюдать традиции нужно для того, чтобы не забыть о наших предках.
То, что большинство поддерживает Губернатора Краснодарского края по возрождению казачества на Кубани.
И наконец, то, что люди самостоятельно пытаются поддерживать традиции хотя бы на семейном уровне.
Заключение
В заключении можно сделать вывод, что хоть Кубань и многонациональна, но основу ее духовным ценностям дало казачество. Все истоки берут начало, когда казаки пришли на Кубань. После своего обоснования они сделали огромный вклад в культуру края. Но, к сожалению, большинство культурных ценностей было утеряно с течением времени, и до нынешних людей дошла только самая малость всего того, что чтилось и соблюдалось во времена казачества.
Губернатор Краснодарского края предпринимает всевозможные меры, для того чтобы вернуть Краснодарскому краю его региональное достояние в виде казачества. Он создал казачью полицию, которая вступила в свои обязанности с 1 сентября. Так же был создан наикрасивейший музей под открытым небом – Атамань. Она представляет собой станицу казаков в натуральную величину. Еще предпринимаются меры, такие как создания казачьих классов, в школах, в которых детям рассказывают все о казаках.
Но этого все еще не достаточно. Современные люди очень мало знают о прошлом своих предков. У большинства людей есть большое желание и интерес узнать о традициях Кубани, но для этого существует не очень много возможностей. Людей, которые соблюдаю эти обычаи, очень мало. В основном это люди в возрасте, либо подростки, обучающиеся в казачьих классах.
Я считаю, что нынешнему обществу нужно знать о своем прошлом и по возможности соблюдать и чтить традиции наших предков. Ведь если разобраться, то мы увидим, что все правила и обычаи были созданы только на благо обществу. Люди, которые придерживались своих духовных ценностей, жили дружно, весело и практически беззаботно.
В ходе работы был проведен социологический опрос среди студентов ГБОУ СПО «БАК» и социума в возрасте от 15 до 50 лет. Проанализировав ответы можно сделать выводы:
1.Что традиции, в понятии общества, - это то, что люди соблюдают и передают из поколения в поколение.
2.То, что в современном обществе о традициях знает очень маленькое количество людей.
3.Что соблюдать традиции нужно для того, чтобы не забыть о наших предках.
4.То, что большинство поддерживает Губернатора Краснодарского края по возрождению казачества на Кубани.
5.И наконец, то, что люди самостоятельно пытаются поддерживать традиции хотя бы на семейном уровне.
Список используемой литературы
Южный Федеральный округ – Краснодар «Центр развития печати», 2007
Трехбратов Б.А., Бодяев Ю.М. История Кубани конец VIII-XIX в: учебник – Краснодар «Перспективы образования», 2007
Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века – Краснодар «Перспективы образования», 2004
Энциклопедия казачества/сост. Скрылов А.И. – Москва «Вече», 2008
Энциклопедия кубанского казачества/сост. Ратушняк В.Н. – Краснодар «Традиция», 2011
Маслов А.В. Кубань в старину – Краснодар «Традиция», 2009
Ткаченко П. Кубанские обряды – Краснодар «Традиция», 2010»
Ссылки:
Население Краснодарского края, 2012 год
Курорты Краснодарского края
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение
В ходе работы был проведен социологический опрос среди студентов ГБОУ СПО «БАК» и социума в возрасте от 15 до 50 лет. Проанализировав ответы можно сделать выводы:
Что традиции, в понятии общества, - это то, что люди соблюдают и передают из поколения в поколение.
То, что в современном обществе о традициях знает очень маленькое количество людей.
Что соблюдать традиции нужно для того, чтобы не забыть о наших предках.
То, что большинство поддерживает Губернатора Краснодарского края по возрождению казачества на Кубани.
И наконец, то, что люди самостоятельно пытаются поддерживать традиции хотя бы на семейном уровне.
Анкета
(после каждого вопроса жирным шрифтом выделены самые высокие показатели)
Что вы понимаете под словом «Традиция»?
- то, что люди соблюдают и передают из поколения в поколение – 80%
Что вы знаете о традициях нашего края?
- ничего не знаю – 60%
Какие вы знаете традиции?
- традиции связанные с казачеством – 60%
Как вы думаете, в настоящее время достаточно ли внимания уделяется соблюдению традиций?
- мало, их почти никто не соблюдает - 80%
Для чего нужно соблюдать традиции?
- чтобы помнить о наших предках и их культуре - 50%
Считаете ли вы нужным возрождение Кубанских традиций?
- да - 80%
Какие традиции вы считаете нужным вернуть на Кубань?
- почти все, касающиеся казачества - 60%
Соблюдаете ли вы лично какие-нибудь традиции?
- да, есть семейные традиции - 85%
Как вы думаете, много ли людей в наше время придерживаются традиций?
- нет, мало, в основном люди пожилого возраста - 90%
Придерживаете ли вы стремление губернатора Краснодарского края по возрождению казачества на Кубани?
- да, полностью поддерживаю его стремление - 95%
Анализ опроса:
Из опроса видно, что такое понятие, как традиция для большинства опрошенных означает «то, что люди соблюдают и передают из поколения в поколение». Так же наблюдаются затруднения в вопросах, касающихся перечисления традиций. Особо выражено не знание и не соблюдение обычаев окружающими. Но очень заметно стремление опрошенных, в особенности студентов, к изучению духовных ценностей предков. Так же практически все участвующие в опросе поддержали стремление губернатора по возрождению казачества на Кубани.