"Изучение социальной сущности коррупции в сферах общественной жизни". Научный руководитель Попова Р.Т
"Изучение социальной сущности коррупции в сферах общественной жизни". Научный руководитель Попова Р.Т
ВВЕДЕНИЕ
Коррупция в сферах общественной жизни является одной из наиболее острых проблем и представляет собой большую социальную угрозу, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества, так как она так или иначе влияет на общественные ценности, мораль и устои государственности. Негативные последствия коррупции можно поставить в центр всех нынешних социальных проблем в России. Государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.
Исследования проблемы коррупции в органах государственной власти охватывают различные направления – институционально-правовое, организационно-управленческое, аксиологическое, этико-культурное. В научно-практическом плане актуальной является социальная оценка размеров коррупции и ее последствий с использованием результатов массовых и экспертных социологических опросов.
Сложность изучения проблемы коррупции заключается в том, что она носит до определенного времени скрытый характер: относительная закрытость статистики; необходимость судебного доказательства наличия действий, носящий коррупционный характер, попадающих в разряд преступных; существенное отставание реакции общественности на противоправные действия чиновников.
Названные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования проблемы коррупции в сферах общественной жизни и пути ее преодоления.
Цель работы – исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены такие задачи, как исследование коррупции как социального явления; изучение социальных последствий коррупции; проведение социологического анализа отношения студентов к коррупции.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной, нормативной и периодической литературы; сравнение, анализ, синтез.
Объектом исследования является система государственного управления социально-экономическими процессами, предметом – отношения коррупции, возникающие в системе государственного управления.
При написании научно-исследовательской работы была использована периодическая, учебная и нормативная литература.
Информационной базой научно-исследовательской работы стали Конституция и федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных и региональных органов власти и другие документы, регламентирующие деятельность и поведение государственных служащих, в том числе Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013), Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (действующая редакция от 01.09.2013) и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ КОРРУПЦИИ В СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Автор: Ермаков Павел Евгеньевич
Научный руководитель: Попова Раиса Анатольевна «Заслуженный учитель России», психолог, юрист
Место выполнения работы: ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж», Краснодарский край, ст. Брюховецкая
2015-2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1. Коррупция как социальное явление
2. Социальные последствия коррупции
3. Социологический анализ отношения студентов ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж» к коррупции
4. Коррупционные проявления в Краснодарском крае
5. Причины распространения и пути противодействия коррупции в Краснодарском крае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Коррупция в сферах общественной жизни является одной из наиболее острых проблем и представляет собой большую социальную угрозу, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества, так как она так или иначе влияет на общественные ценности, мораль и устои государственности. Негативные последствия коррупции можно поставить в центр всех нынешних социальных проблем в России. Государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.
Исследования проблемы коррупции в органах государственной власти охватывают различные направления – институционально-правовое, организационно-управленческое, аксиологическое, этико-культурное. В научно-практическом плане актуальной является социальная оценка размеров коррупции и ее последствий с использованием результатов массовых и экспертных социологических опросов.
Сложность изучения проблемы коррупции заключается в том, что она носит до определенного времени скрытый характер: относительная закрытость статистики; необходимость судебного доказательства наличия действий, носящий коррупционный характер, попадающих в разряд преступных; существенное отставание реакции общественности на противоправные действия чиновников.
Названные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость исследования проблемы коррупции в сферах общественной жизни и пути ее преодоления.
Цель работы – исследование коррупции, её социальной сущности и социальных последствий.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены такие задачи, как исследование коррупции как социального явления; изучение социальных последствий коррупции; проведение социологического анализа отношения студентов к коррупции.
Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной, нормативной и периодической литературы; сравнение, анализ, синтез.
Объектом исследования является система государственного управления социально-экономическими процессами, предметом – отношения коррупции, возникающие в системе государственного управления.
При написании научно-исследовательской работы была использована периодическая, учебная и нормативная литература.
Информационной базой научно-исследовательской работы стали Конституция и федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных и региональных органов власти и другие документы, регламентирующие деятельность и поведение государственных служащих, в том числе Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013), Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (действующая редакция от 01.09.2013) и др.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1. Коррупция как социальное явление
Под коррупционной преступностью понимается множество преступлений коррупционного характера.
Коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих и на этой основе выгодным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.
Она определяется иногда как "социальное явление, заключающееся в небескорыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения". Но в таком случае к коррупции можно было бы отнести хищение, совершаемое путем злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты предназначенного по службе имущества. Однако не надо смешивать вора и взяточника (несмотря на то, что они оба преступники). Кроме того, при коррупции используется не только непосредственно служебное положение, но и основанные на нем авторитет, возможности, связи.
В работе я хочу рассмотреть проявления коррупции в сферах общественной жизнедеятельности:
Коррупцию можно рассматривать как:
а) двустороннюю сделку, при заключении которой служащий нелегально, нарушая закон, "продает" и предаёт свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам, а "покупатель" получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля и т. п.;
б) вымогательство служащими взятки, с целью дополнительного обогащения;
в) инициативный, активный подкуп служащих, нередко с одновременным сильным психическим воздействием на них.
Умышленные уголовно-наказуемые деяния – это обещание, предложение, предоставление публичному должностному лицу или вымогательство, принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.
Коррупция всегда связана с государственной службой, государственной властью, в силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер.
Коррупция выходит за пределы взяточничества. Она включает в себя непотизм (замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования.
Коррупция, как злоупотребление властью, может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условия, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств.
В связи с получением не основанного на законе вознаграждения служащий выполняет угодные взяткодателю деяния. При этом он принимает взятку либо за действия, которые он должен был совершить по службе, либо за незаконные действия.
В связи с этим происходят правонарушения, совершаемые людьми, которые включают в себя: коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти и т. п.). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.
Вот почему иногда употребляется выражение "борьба с коррупцией и преступностью". Оно отражает то, что не вся коррупция преступна и уголовно наказуема, хотя это и не вполне корректно. Точнее было бы представить соотношение этих явлений в виде частично накладывающихся друг на друга кругов.
Если рассматривать коррупцию, то её проявления мы можем наблюдать в органах государственной власти. В случаях подкупа соответствующего служащего он начинает служить не государству либо иному субъекту, у которого он официально состоит на службе (общественной, коммерческой организации), а тому, кто ему платит больше или дополнительно.
Опасность коррупции очевидна, ее масштабы в России периода реформ приняли массовый характер: и по числу торгующих своими полномочиями служащих, и по числу подкупающих их лиц, и по пораженности коррупцией всех ветвей власти, всех ее элементов. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, и в данной оценке единодушны сотрудники всех правоохранительных органов и спецслужб. Признают это и руководители высших органов государственной власти. Администрация управления нашим государством проводит оперативные работы.
Так в мае 2008 года российский президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по противодействию коррупции, в т.ч. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В марте 2011 года Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах (как это сделал Александр 11 в 1845 году). Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года.
В конце 2011 года экономист Татьяна Михайлова заявляла, в разных отраслях разворовывается по разным оценкам от 20 до 60 процентов бюджетных средств.
Владимир Путин своим указом № 879 от 03.12.13г. создал Управление по вопросам противодействия коррупции в своем Управлении делами.
Указы создаются, но они не во всех субъектах РФ работают эффективно.
Хочется привести один пример бывшей союзнической республики Грузии, где положительны примеры борьбы с коррупцией. Была одной из самых коррумпированных стран мира. Саакашвили за три года жесткой работы в республике вывел ее на 27 место. И таких примеров много. Там где хотят пресечь эту заразу, довольно быстро достигают успеха. Десяток лет ведутся разговоры о конфискации имущества у коррупционеров, при том, что суд доказал факт получения ими взятки, однако всё остаётся пока только в рамках разговоров.
Дела о гигантских хищениях в Минобороны, в Росагролизинге, при подготовке саммита АТЭС, системы навигации ГЛОНАСС, объектов Олимпиады в Сочи и много других объектов, до сегодняшнего дня позорно лежат на полках правоохранительных органов. Сейчас надо быстро расследовать все эти коррупционные преступления и жестоко наказать виновных в расхищении огромных государственных ресурсов, независимо от занимаемых должностей. Что бы каждый чиновник понял, что дальше брать взятки, брать откаты нельзя. Ибо все, что было им наворовано, будет конфисковано в пользу государства, несмотря на кого бы оно было не записано - на жену, детей или других родственников. Смысл воровать, брать взятки пропадает, и этот порок будет быстро отмирать.
Мы видим, что в стране коррупция захватила все сферы жизни человека. Без взятки нельзя родить ребенка в нормальном роддоме, устроить ребенка в детский сад, в школу, институт, получить нормальную работу. Дача взятки стала нормой общественного бытия.
По сохранившимся заметкам, взятки появились ещё во времена Древней Руси и сразу же их начали решительно пресекать. Первое «антикоррупционное законодательство» в России было создано во времена правления Ивана III, а его внук Иван IV издал указ, по которому чиновников берущих взятку надо было немедленно казнить. В 18 веке взятки назывались «посулами», за которые виновные подвергались телесному наказанию. При Петре I взяточников били плётками, клеймили и ссылали.
Так или иначе коррупцию и взяточничество во все времена пытались пресекать и не допускать вообще при помощи любых средств, будь то штраф или казнь.
2. Социальные последствия коррупции
На сегодняшний день Россия - страна с масштабной эндемической коррупцией. В таком состоянии коррупция из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превращается в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан и государства.
Что сегодня представляется коррупцией в РФ?
Коррупция - гигантская институциональная ловушка. Большинством - во власти и в обществе - издержки, сопряженные с преодолением коррупции, воспринимаются как существенно превосходящие текущие издержки от самой коррупции.
Люди в нашем обществе привыкли к коррупции как явлению. По разным социологическим данным, не менее половины российских граждан хотя бы раз в своей жизни попадали в коррупционную ситуацию. Коррупция стала неформальной практикой, носящей массовый характер
Большую угрозу коррупция представляет национальной безопасности. Эту мысль неоднократно высказывали как эксперты, так и представители власти. Массовой коррупцией охвачены все силовые и правоохранительные ведомства.
Коррупция - это угроза общественной безопасности. Государство хочет вспомнить о нестабильности коррупции и её неэффективности, в частности - неэффективности контроля за соблюдением стандартов в разных областях (строительство, пожарная безопасность, уход за детьми и т. п.).
Происходит деградация внутреннего мира человека. Доказано, что здравоохранение и образование относятся к числу наиболее развитых рынков бытовой коррупции. В связи с этим, в результате коррупции снижаются продолжительность жизни и уровень здоровья людей, деградирует интеллектуальный капитал. Не менее разрушительно влияние коррупции на базовые социальные отношения, на мораль, что опять же приводит к росту коррупции и безразличию к возможным негативным последствиям этого роста.
Коррупция разрушает и сферу права. Речь идет о базовых правовых отношениях в обществе, без которых существование немыслимо. Законы не исполняются, в результате чего формируется альтернативная теневая квазиправовая система, сосуществующая с официальным правом, искажая и разрушая его. С этим последствием связано другое, еще более серьезное - катастрофически растущий разрыв между законами и их исполнением.
В экономике перестают действовать фундаментальные экономические законы. Частный пример: главным источником инфляции издержек становится коррупция. Причина очевидна: когда взятки становятся стандартными издержками бизнеса, компенсация этих издержек закладывается в цену товара.
К социальным последствиям коррупции можно отнести:
. Бюджетный кризис;
. Имущественное неравенство;
. Дискредитация права;
. Организованная преступность;
. Социальная напряженность.
Если, характеризовать вышеперечисленные явления, то можно сделать вывод о том, что:
Бюджетный кризис возникает из-за уменьшения сумм уплаченных налогов, отвлечения средств от целей массового развития, что, в свою очередь уменьшает способность власти решать социальные проблемы. А социальное неравенство появляется вследствие того, что стороны коррупционных сделок получают выгоды за счет бюджетных денег или за счет преимуществ, которые недоступны другим. Коррупция подстрекает несправедливое распределение средств в пользу узких богатых групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. Дискредитация права происходит за счет того, что происходят правонарушения законов и все, бизнесы и население, знают, что это происходит и позволено. Право перестает быть основным средством регулирования жизни государства. Появляется организованная преступность, в следствие коррумпированности правоохранительных органов. В связи с этим как следствие вышеперечисленного растет социальная напряженность, которая отражается в основных сферах стабильности государства.
Социальные последствия коррупции в сферах общественной жизнедеятельности носят сугубо отрицательный характер, отрицательный в частности и для общества. Она тормозит политическое развитие государства, а также социальные и экономические преобразования. Коррупция негативно влияет на имидж государства и ухудшает инвестиционный климат страны. Расширяя сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, тем же самым делает неэффективным использование бюджетных средств, вызывая тем самым падение государственной валюты.
3. Социологический анализ отношения студентов ГБПОУ КК «БАК» к коррупции
Сам термин «коррупция» произошел от латинского «corruptio», что значит «подкуп, порча». И если первое значение указывает на непосредственное межсубъектное взаимодействие, то второе хорошо иллюстрирует роль данного явления в масштабах всей страны.
В процессе изучения проблемы коррупции, я провёл социологический опрос студентов ГБПОУ КК «БАК» по проблемам взяточничества. Была составлена анкета (Приложение №1)
Диаграмма 1. Динамика численности студентов, отметивших коррупцию как одну из главных проблем страны.
Опрос студентов «БАК», проведенный в 2015 году, показал, что дача взятки находится на четвертом месте среди наиболее вероятных поступков, которые они готовы совершить, уступая возможности проехать без билета на транспорте, употребить в речи нецензурные выражения или ударить человека в ссоре.
Получается, что значительная часть молодежи, являющей собой элиту страны, относится к этому явлению как к чему-то обыденному и привычному
Диаграмма 2. Какие поступки студенты считают для себя не возможным совершить?
На этот вопрос почти 40 человек ответили – убийство, 25 – кража, и 11 человек – взяточничество.
Диаграмма 3. Почему в России, по мнению студентов, так широко распространены взяточничество и коррупция?
Основной причиной взяточничества, по мнению студентов, является неэффективное устройство государственной власти, при котором как предприниматели, так и рядовые граждане свои проблемы вынуждены решать коррупционными методами. Часть студентов видят причины коррупции в самом характере нашего народа, утверждая, что люди не привыкли жить честно. Далее по степени распространенности следует фактор отсутствия контроля над властью, ее безнаказанность, а также переходный период развития российского общества, для которого распространение коррупции в принципе характерно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупция неизбежна при нынешнем устройстве власти.
Диаграмма 4. Динамика преступлений в России, в том числе взяточничества.
Однако, анализируя динамику преступлений в России можно сделать вывод о том, что она понизилась, и этому свидетельствует диаграмма, на которой видно, что 2013 году преступность составляла 2638 преступлений, а в 2015 году она составляет 2302 преступления.
Президент РФ 01.11.2013 на Заседании Совета по противодействию коррупции заявил следующее: «По данным МВД, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2012 года их было зарегистрировано более 34 тысяч, если точнее - то 34 049, то в первом полугодии 2013 года - 29 501. Число привлечённых к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть - 32 процента. За первую половину текущего года за получение взятки осуждено почти 700 человек - 692, если быть более точным».
Но пока не является численное снижение данного вида преступлений отражением повышения правосознания российского населения. Если посмотреть на то, какую долю взяточничество составляет в общей массе зарегистрированных преступлений, то окажется, что никакой положительной динамики нет, наоборот, наблюдается рост числа данного вида правонарушения
Диаграмма 5. Динамика преступлений, в том числе взяточничества, в Краснодарском крае
Исследование по этому вопросу позволяет утверждать, что в Краснодарском крае, в сравнении с общим числом правонарушений, взяточничество составило 12%.
И если вычислить, сколько совершенных преступных деяний приходится на 1000 человек, и сколько уголовных дел, квалифицированных как взяточничество, приходится на 100000 человек
Диаграмма 6. Динамика численности преступлений, квалифицированных как «взяточничество» в РФ (на 1000 человек)
По данной диаграмме положительная динамика действительно прослеживается, но снижение числа преступлений, квалифицированных как взяточничество, происходит гораздо более медленными темпами относительно общего числа преступлений, совершаемых в России.
По оценке Генеральной Прокуратуры РФ сумма материального ущерба от преступлений коррупционной направленности, совершенных в России, составила 20,8 млрд. рублей в год. Это оценка последствий, произведенная по выявленным преступлениям, тогда как сам рынок коррупции оценивается в 300 млрд. долларов в год, причем 90% этой суммы приходится на различные сферы госсектора, и на бюджетные средства.
Сферы деятельности выявленных коррупционеров, а следовательно и области причинения ущерба, самые разные, но лидирует здесь правоохранительная и правоприменительная сферы, здравоохранение, социальное обеспечение, образование и наука
Если рассмотреть динамику роста размера взятки, то мы видим, что минимальный размер взятки составляет 30-45 тыс. рублей, а максимальный доходит до 300 тыс. рублей и выше.
Диаграмма 7. Динамика роста среднего размера взятки в РФ
Изучив материалы о коррупционных проявлениях в Краснодарском крае, я могу сделать вывод, что Краснодарский край занимает 34 место по числу взяточничества.
Среди лидеров выделяется Республика Мордовия. Среди отстающих самый проблемный регион - Краснодарский край, находящийся в пятерке худших по многим показателям. Именно с этим регионом связаны недавние коррупционные скандалы, тиражированные СМИ.
Итак, я рассмотрел динамику, актуальное состояние и региональные особенности коррупции в России, в Краснодарском крае. Утверждать, что уровень коррупции снижается, не правомерно, так как, несмотря на уменьшение числа зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, объемы финансовых средств, вовлеченных в данные преступления, резко возросли, как растет и доля взяточничества в общей массе совершаемых преступлений. Наблюдается резкая эскалация размеров взяток. Население реагирует на эти факты. Обеспокоенность населения проблемой коррупции остается значительной, а численность граждан, встревоженных данной проблемой, увеличивается.
В своей анкете, мной был выведен вопрос к респондентам: «Если бы вы узнали о даче взятки, сообщите ли бы вы в правоохранительные органы?», 78% ответивших утверждают, что сообщить в правоохранительные органы боятся, а остальные 22% готовы это сделать.
Диаграмма 8. Ответы студентов ГБПОУ КК «Брюховецкий аграрный колледж».
Полученные ответы позволяют сделать вывод о том, что наша молодёжь занимает не всегда активную жизненную позицию.
Судя по данным опроса и прочитанной мной литературе, а также пообщавшись с представителями органов государственной власти, я могу сделать вывод, что количество коррупции в РФ и непосредственно в Краснодарском крае, сильно преувеличенно со стороны средств массовой информации.
4. Изучение коррупционных проявлений в Краснодарском крае
Коррупция, ее характер, размеры и особенности развития - это не только следствие нерешенных основных современных проблем страны. Корни коррупции уходят в историю России.
Главными причинами масштабного распространения коррупции в Краснодарском крае, как и в других субъектах РФ, сегодня являются слабость государства, то есть безответственная и не совсем эффективная власть, недостаточна развитость гражданского общества, неконкурентоспособность, теневой характер экономики, несовершенство законодательства.
Одной из причин масштабного развития коррупции в крае является смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая зародилась ещё в 60-е годы ХХ века. Именно тогда появились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому воздействию подверглась общественная мораль. 1990-е годы в период перестройки и в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в данны период коррупционные отношения проникли во все сферы жизнедеятельности российского общества.
Борьба с коррупционной деятельностью – это комплексная работа, направленная на устранение главных причин и стимулов, порождающих коррупцию, а также ужесточение системы выявления и наказания коррупционеров.
Основные показатели силы государства – это способность обеспечивать неукоснительное соблюдение законов, в его ответственном служении народу. Слабое государство нарушает законы, не исполняя свои конституционные обязанности. Это происходит, главным образом, из-за недоработок всех структур института президентства и управления губернатора Краснодарского края Кондратенко В., для общественного контроля в Краснодарском крае.
Нарушая к примеру, экономические права и свободы - право на свободу предпринимательской деятельности, на защиту частной собственности, на равенство прав в конкуренции – всё это порождает коррупцию, так как административные барьеры предприниматели преодолевают взятками.
Следствие слабости – это замедление процесса модернизации региона. Это происходит потому, что руководители региона не могут пресечь произвол чиновников, которые, защищая свои источники получения статусной ренты, всячески препятствуют осуществлению необходимых стране преобразований.
В Краснодарском крае по-прежнему не выполняются законы. Во многом обесценило проведенную федеральной властью работу по приведению регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Реформа государственной службы фактически свелась к законодательному закреплению «табели о рангах». Государственная служба по-прежнему остается закрытой, непрозрачной для общества, а, следовательно, неподконтрольной гражданам Краснодарского края. Административная реформа, которая происходила в крае, по существу не привела к разграничению правоустанавливающих и правоприменительных функций, к реальному сокращению объема избыточных государственных функций, которые являются благоприятной средой для коррупции.
Если рассматривать судебную реформу, в рамках которой были приняты новые законы и улучшено финансирование судов, так и не привела к главному - доступному, скорому и объективному правосудию. Общество увидело, что гораздо откровеннее стал попираться сам смысл правосудия. Значительная часть судебных решений основано конкуренцией взяток.
Слабо реализуется реформа правоохранительной системы. Органы охраны правопорядка работают неэффективно. Оставаясь не всегда подконтрольными, они не способны защитить безопасность граждан.
Нет серьезных продвижений в реформах образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и ЖКХ. Сфера соц. услуг по-прежнему закрыта, непроглядна и неэффективна, а потому коррумпирована и несправедлива.
Коррумпированная бюрократия не заинтересована в настоящей модернизации экономики края. Экстенсивные факторы роста бюджетных доходов - высокие мировые цены на нефть, увеличение доли отчислений из регионов в пользу федерального центра, сохраняющийся значительный налоговый пресс, - неэффективная, создания и внедрения новых технологий и развития наукоемких производств. В результате Краснодарский край не в состоянии составить конкуренцию развитым регионам.
В процессе написания работы о коррупционных правонарушениях, которые имели место быть в Краснодарском крае. Я изучил информационные материалы, с которыми хочу поделиться:
Нашумевшей стала история в станице Кущёвской Краснодарского края о сильной коррупционной системе, которая развивалась более 8 лет.
Семья Цапков организовала в ст. Кущёвской преступный синдикат, в который входили заместитель генпрокурора Староверов со своей женой, прокурор Лопатин, главный экономист Цеповяз, а также представители правоохранительных органов, руководители структурных подразделений сфер жизнедеятельности станицы Кущёвской. Они занимались кражей и отмыванием бюджетных средств «ООО Сахар Кубани».
Из фотоархива в своей работе я представляю схему взаимосвязей сфер влияния коррупционного синдиката: правоохранительные органы, финансовая и экономическая сфера. Весь пакет акций был разделён на 4 части по 25%. Лидер синдиката – Цапок С.В., был в тесной связке с правоохранительными органами, которая позволяла расхищать имущество региона.
Кроме этого по представленным докуентам можно утверждать, что Цапок С.В. систематически совершал противоправные действия, но по определённым причинам не одно его деяние не было наказуемо. По предоставленным документам можно сделать вывод о том, что система наказания для него отсутствует, и даже тогда, когда он умышленно применяет насилие в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, наносит удар кулаком оперуполномоченному УБЭП ГУВД по Краснодарскому краю капитану милиции Налбадяну С.С. Было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела 4 августа 2009 года, но 8 сентября 2009 года прокурором Краснодарского края Коржинеком Л.Г. это уголовное дело было закрыто. Этот факт подтверждает, что соблюдение законности в Краснодарском крае не происходит.
Но, нельзя утверждать, что эта система вся закорумпирована. Есть и «белые пятна» в работе нашей доблестной прокуратуры.
«Белые пятна» в работе прокуратуры Краснодарского края
Афера с налогами.
Проанализировав информацию о работе прокуратуры Краснодарского края, я могу сделать вывод о том, что коррупция раскрывается, есть информация о том, что похищенные средства в казну региона возвращаются. Так прокуратура Краснодарского края добилась возбуждения уголовного дела о незаконном получении 1,3 миллиарда рублей при возмещении налога на добавленную стоимость, сообщил журналистам прокурор региона Леонид Коржинек.
А вот ещё интересный факт:
"В деятельности одной из крупных организаций Новороссийска вскрыты вопиющие факты неправомерного возмещения (НДС) на общую сумму 1,3 миллиарда рублей по фиктивным сделкам, с созданием схемы получения необоснованной налоговой выгоды", - рассказал прокурор региона Коржинек Л. По данным надзорного ведомства, денежные средства злоумышленники обналичивали, вероятно, через фирмы-"однодневки". Возбуждено уголовное дело (по части 4 статьи "Мошенничество"). Санкция этой статьи предполагает лишение свободы сроком до 10 лет.
Приговор вступил в силу
Так в Краснодарский краевой суд поступила жалоба защиты экс-начальника управления по экономике, налогам, инвестициям и малому бизнесу администрации Красноармейского района Кубани Сергея Самолетова, приговоренного к 8,5 годам колонии и штрафу в 84 миллиона рублей за взятку, сообщила представитель прокуратуры края.
Однако, Краснодарский краевой суд отклонил жалобу защиты, т.к. в суде было доказано, что к Самолетову обратился замдиректора коммерческого предприятия, который попросил предоставить земельный участок вдоль автотрассы в районе поселка Полтавский для размещения станции техобслуживания.
Он обещал помочь, оценив свои услуги в 1,2 миллиона рублей. Бизнесмен сообщил о таком предложении в правоохранительные органы. Чиновника задержали в одном из ресторанов Краснодара в декабре 2012 года при получении требуемых денег.
"Краснодарский краевой суд, рассмотрев жалобу защиты Самолетова, согласился с решением первой инстанции и оставил приговор без изменений. А по решению Ленинского райсуда города, Самолетов будет отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима. И такие факты можно приводить ещё и ещё.
В своей работе я писал о том, что элементы коррупционной составляющей присутствуют почти во всех сферах жизнедеятельности человека. Так в Краснодаре возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников таможенного поста Аэропорт Краснодар за получение взятки
Следственными органами Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников таможенного поста Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни. Четверо таможенников подозреваются в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст.290 УК РФ (получение взятки группой лиц).
Архивная информация повествует о следующем: «в сентябре 2013 г. между начальником таможенного поста Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни и сотрудниками отдела специальных процедур этого таможенного поста была достигнута договоренность о получении взятки от предпринимателей, занимающихся розничной торговлей на территории Краснодарского края. 27 сентября 2013 г. в помещении офиса ООО «Санторини» в г. Краснодаре по предварительному сговору с сотрудниками таможенного поста главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Краснодар были получены денежные средства в сумме 4 тысячи 420 долларов США, что составило более 140 тысяч рублей. Передача денег осуществлялась при посредничестве директора ООО «Санторини», жителя г. Краснодара. Взятка получена сотрудниками таможенного поста Аэропорт Краснодар за их незаконное бездействие, чтобы они не проводили необходимые таможенные процедуры в отношении коммерческих партий товаров, ввезенных предпринимателями в период с 21 по 24 сентября 2013 года на таможенную территорию РФ через таможенный пост Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни».
Начальник таможенного поста Аэропорт Краснодар Краснодарской таможни задержан в качестве подозреваемого и по решению суда ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
За это деяние санкцией части 5 статьи 290 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность в виде лишения свободы сроком до двенадцати лет.
Элементы системы взяточничества тесно переплетаются от субъектов РФ и их координаторы. Я приведу пример о:
Дело «Рособоронсервиса»
Это дело приобрело большой резонанс по объёмам хищения, было украдено около 3 миллиардов. Фигурантами дела стали Евгения Васильева и экс министр обороны Сердюков.
Васильеву стали судить,1 июля 2014 года её осудили,суд длился 10 месец. 8 мая 2016 года ей дали 5 лет коллонии но она, с учётом пребывания под домашним арестом предстоит отсидеть ещё 2,5 года. Но просидев 1/10 своего срока её выпусти ли через 34 дня пробывания в колоние. Якобы по УДО,хотя достоверно извесно что УДО скашивает меньшую что часть срока. А также не понятно за какие деньги она купила изятые у неё в качетсве компеццапии вещи такие как дорогостоящие часы,57 тыс. драгоценных камней:брильантов, и коллекцию дорогих часов и 37 картин. Вопросов много, а ответов? Получим ли мы их из объективных, антикоррупционных источников? Я думаю это дело времени.
Так или иначе коррупция всегда была одной из наиболее острых проблем в сферах общественной жизнедеятельности, а также в органах государственного и местного самоуправления. Она существует как и в самых низких чинах государственной власти, так и в самых высоких. Так как всегда найдётся госслужащий или же представитель других общественных или силовых структур, у которого имеется жажда наживы.
5. Причины распространения и пути противодействия коррупции.
На сегодняшний день неизвестны методы, которые могли гарантировать, что человек будет честным идеальным чиновником. Анализируем данные и открываем, что существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции.
Из-за резкого изменения фундаментальных условий жизни уровень коррупции вырастает практически всегда. Значительную роль в прогрессе коррупционных процессов оказали как пятна тоталитаризма, включая массовую психологию, так и общие закономерности перехода к рыночным отношениям, происходящих в следствии неподготовленности общества и государства к решению объективно социальные и гуманитарные науки.
Если пофилософствовать, то с формальной точки зрения, если не будет государства - не будет и коррупции. В условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов представляет действенным радикальным способом от неё избавиться. Помимо роспуска органов власти, на мой взгляд нужно:
- ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания.
- создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы.
- усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции.
Внутренний контроль. В него входят внутренние механизмы и стимулы, действующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения, строгий надзор над каждым служащим. С целью обеспечения надзора нужно выделить особые управления, которые функционируют автономно.
Раньше внутренний контроль был основным способом борьбы с коррупцией в монархиях периода абсолютизма и до сих пор сохраняет высокую эффективность.
Если говорить о внешнем контроле, то в него входят механизмы, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти. Если взять примеры борьбы, то конвенция ООН против коррупции приводит целый ряд подобных механизмов. Независимая судебная система - нарушивший закон может быть легко признан виновным, снижает привлекательность коррупции. Одними из самых эффективных инструментов контроля над коррупцией - являются свобода слова и СМИ.
Внешний контроль характерен для стран с рыночной экономикой и либеральной демократией. Предположительно, связывается для реализации нормального функционирования рынка. Так же - эффективная правовая система, обеспечивающая здоровую конкурентную среду.
Это подразумевает, что сам избиратель отвечает за степень честности и ответственности тех, кого он избирает. После выборов чиновники действуют достаточно медленно. Чиновники с неохотой уступают свои места.
Кроме этого можно выделить среди них:
- Неконституционность коррупциогенных норм. Любые нормы, дающие гражданину ограничения, могут вызвать коррупцию, за исключением норм, показывающих конституционные свободы и права человека. Последние накладывают ограничения не столько на индивидов, сколько на государственные власти, являясь институциональными гарантиями. Коррупциогенные нормы неизбежно нарушают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции.
Эффективным является:
- Информационное обеспечение граждан.
Данный метод включает в себя анализ законов с тем, чтобы, проанализировав закон, как можно проще и быстрее объяснить гражданам в чём заключаются их права и обязанности, в течении каких нарушений что должны за собой повлечь наказание, как проходит судебная процедура и что в ней учитывается. Зная это гражданин не будет вынужден дать взятку чиновнику.
Однако такие механизмы ограничены чрезмерно жёсткими нормативами по охране тайн или их применение в некоторых ведомствах связано с обеспечением дополнительных мер по защите данных граждан и секретных сведений в оборонных ведомствах.
Серьёзную проблему для внедрения открытых информационных систем оказывает низкая компетентность чиновников, которые не в курсе преимуществ лицензий, так же не способны включить в государственные контракты требования об предоставлении открытого доступа для чтения к системам сети интернет.
Большое внимание государство отводит на социальное обеспечение чиновников. Всё это равносильно повышению заработной платы в государственном секторе, и следовательно увеличивает потери чиновника в случае, если его поймают на коррупционной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель написания мною работы и проведения исследования, заключалась в том, чтобы на основании социальной сущности и выявления экономических причин и истоков коррупции, а также ее социально-экономических последствий определить основные концептуальные направления в ее противодействии.
В работе я рассмотрел теоретические основы содержания коррупции, её причины и последствия, мною проведён социологический анализ отношения студентов к коррупции в органах власти и была прослежена её динамика.
В процессе написания работы был проведён социологический анализ отношения студентов колледжа к проблемам коррупции. Была разработана анкета (приложение №1)
Проблема коррупции и взяточничества имеет место быть и в регионе, в котором я живу
Для меня было интересно рассмотреть в какой степени проявляется коррупция в Краснодарском крае.
В результате проделанной работы я сделал следующие выводы, что:
Коррупция - социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных и иных служащих, с корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, которые связанны авторитетом и возможностями.
Коррупция всегда связана с государственной службой, государственной властью. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального и политического характера.
Коррупция является одной из самых острых проблем современности и приводит к дестабилизации общественных отношений и структур. К социальным последствиям коррупции относится: бюджетный кризис; имущественное неравенство; дискредитация права; организованная преступность; социальная напряженность.
В любых обществах коррупция неизбежно приводит к разрушительным экономическим, политическим, социальным и нравственно-этическим последствиям.
В социальной сфере коррупция искажает сознание людей, дискредитирует право как инструмент регулирования жизни, способствует несправедливому перераспределению благ.
В связи с приведёнными примерами, совершенно отчётливым представляется необходимость разработка эффективных мер борьбы с данным явлением. Прежде всего, необходима выработка основ государственной стратегии противодействия коррупции, но также немаловажно участие самих граждан в этом процессе.
Также необходимо осуществлять взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями, осуществлять разработку и реализацию образовательных и просветительских программ, направленных на борьбу с коррупцией. Важно помнить, что коррупция - это преступное деяние всех: и чиновников и граждан
В рамках предупреждения коррупции большую роль играет элемент воспитания молодёжи. Ведь молодёжь 21-го века – это будущее в здоровом развитии нашего общества. И от активности молодёжи, их жизненной позиции, приоритетов зависит дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности.
Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Молодёжь как — социальная группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи.
Я думаю, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Так же, молодёжь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества.
Не мало важную роль на отношение молодёжи к такому социальному явлению как коррупция играет семья
В семье формируются основные моральные представления и нравственные принципыСемья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов.
Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее.
Современный мир в его противоречиях и усиливающемся хаотическом состоянии становится вместе с тем иным, кардинально обновляющимся, что затрагивает все сферы нашей жизни, в том числе деятельность молодёжи.
Рассматривая образование как способ самореализации человека в современной жизни, мы с неизбежностью выходим на специфику молодёжи, преимущественно студенческой, которая в скором времени составит основную производительную силу общества. Отношения поколений всегда носили проблемно выраженный характер. Это и понятно, так как сегодняшняя молодёжь завтра станет поколением отцов. На мой взгляд необходимы выходы на ориентиры самореализации молодёжи в наши дни.
Самый главный ориентир - это выход на личностную реализацию молодых людей. Личностная самореализация человека в современных условиях должна обязательно рассматриваться в естественно-социальном контексте, поскольку ему противостоят в условиях НТР набирающие силу реалии, утверждающиеся достижениями научно-технической революции. Эти достижения притупляют естественно сложившуюся социальную среду, подменяя подлинные человеческие отношения их искусственно складывающимся суррогатом. НТР обеспечивает все большие достижения прогресса и тем самым интенсифицирует отчуждения труда от его носителя - человека.
Как следствие, прежде всего неустоявшаяся природа молодого человека терпит в наши дни катастрофу, что и ведет к увлечению молодежи наркотиками, алкоголем, сексом без обязательств, упрощенному пониманию жизни, торжеству грубости в ней или гламуризации... По существу, и это надо видеть, молодежь теряет саму себя.
Вот здесь и начинается сфера практической инновационной деятельности каждого конкретного профессионально-образовательного учебного заведения, каждого преподавателя - наставника молодежи. Иначе мы не сможем объяснить, почему в молодежной среде (да и в нашей взрослой) распространяются двойная, тройная мораль, цинизм, культ ханжества, грубости, обывательщины, нездорового образа жизни.
На мой взгляд, стержневое и магистральное направление в работе с молодежью - это реализация полноценного, обновленного индивидуального подхода. Причем не того, хорошо известного педагогике и заведшего нас в тупик в силу заскорузлости и узкой выраженности, ведущего к тому, что мы все чаще общаемся с молодежью на разных языках.
Современной педагогики не коснулась проблема глобального мира, который складывается на наших глазах. Это совершенно иной мир - во многом искусственный и при этом претендующий на естественность. Мир, в котором индивидуальное Я все чаще и чаще одерживает победу над коллективным Мы. Мир, теряющий смысл в условиях необузданно развивающегося научно-технического (не человеческого) прогресса. Этот мир уже разрушает человеческую природу. И человек в итоге за последние десятилетия кардинально изменился.
У замечательного российского историка Василия Ключевского есть глубокие по смыслу слова, в которых он сравнивает молодежь с бабочками, которые летели на все яркое, блестящее, а попадали в итоге в огонь. Ничего в принципе и сегодня по смыслу не изменилось в устремлениях молодежи: интернет-зависимость, стремление к созерцательности, т.е. безмыслию, а не к осмысленному, однобокое толкование свободы, ведущее к безответственности, беспорядочным половым связям и так далее, и в итоге, говоря словами норвежского драматурга Ибсена, молодость мстит из века в век людям за подобное отношение к жизни.
Почему такое происходит? Во-первых, потому, что мы, взрослые, не занимаемся своей самореконструкцией в течение всей жизни. Мы так и не уяснили, что одинаковое в нас не содействует становлению индивидуальностей в наших подопечных. Это наша беда и камень преткновения во всех преобразованиях. Во-вторых, нам надо кардинально изменить взгляды на образование. Существующее обучение и воспитание - это скорее всего предобразование. Образование начнется только там, где индивид, наш воспитанник, окажется способным самостоятельно реализо-вывать свой индивидуальный жизненный выбор. Выбор своей жизненной стратегии, ее претворение в жизнь - это и есть показатель выхода индивида на личностный (то есть неповторимо творческий) уровень. Все проблемы полноценной реализации современной молодежи упираются в ее способность или неспособность достичь личностного уровня самореализации.
В «Брюховецком аграрном колледже» созданы все условия для воспитания антикоррупционной культуры, то есть формирование гражданского и правового сознания, которые которое выражается в информировании граждан о причинах и источниках возникновения коррупции, создания в обществе негативного к данному явлению. В «Молодёжном досуговом центре» работает клуб «Юные юристы», в котором регулярно рассматривается вопросы воспитания антикоррупционной культуры студентов. На постоянной основе работает кинолекторий: «Подросток и закон». Организовываются встречи с работниками прокуратуры, суда, правоохранительных органов. Ребята посещают открытые заседания суда. Я думаю, что вся эта работа будет способствовать недопущению коррупции в сферах общественной жизнедеятельности.
Приложение
Приложение №1
АНКЕТА.
Уважаемый респондент!
Просим вас принять участие в опросе, посвящённому исследованию по вопросу «Отношение студентов ГБПОУ КК «БАК» к коррупции».
Считаете ли вы коррупцию, как одну из главных проблем страны?
А) Да Б) Нет
Какие поступки вы считаете для вас невозможно совершить?
А) Кража Б) Убийство В) Взяточничество
Почему по-вашему в России так широко распространены взяточничество и коррупция?
А) Это неизбежно при нынешнем устройстве власти
Б) При самодержавном правлении всегда отбираются худшие люди
В) Таковы особенности нашего народа
Г) Это издержки нынешнего «смутного времени»
Д) Масштабы взяточничества и коррупции сильно преувеличены
Е) Затрудняюсь ответить
Приходилось ли вам давать взятку для решения своих проблем?
А) Да Б) Нет
В чём эта взятка выражалась?
А) Денежная единица Б) Вещественная единица
Какова на ваш взгляд динамика преступлений в России, в Краснодарском крае, в том числе взяточничества?
А) ½ Б) ¼ В) 1/8 Г) 1/10
Назовите сферы деятельности коррупции?
А) Органы государственной власти
Б) Правоохранительные органы
В) Органы прокуратуры
Г) Органы образовательных учреждений
Назовите рост среднего размера взятки в России, в Краснодарском крае?
А) 30 тыс. В) 60 тыс. Д) 200 тыс.
Б) 45 тыс. Г) 100 тыс. Е) 300 тыс.
Если бы вы узнали о даче взятки, сообщите ли бы вы в правоохранительные органы?
А) Сообщил(а) бы
Б) Сообщить побоялся(ась) бы
Приложение №2
Диаграмма 1. Динамика численности студентов, отметивших коррупцию как одну из главных проблем страны.
Приложение №3
Диаграмма 2. Какие поступки студенты считают для себя возможным совершить?
Приложение №4
Диаграмма 3. Почему в России, по мнению студентов, так широко распространены взяточничество и коррупция?
Приложение №5
Диаграмма 4. Динамика преступлений в России, в том числе взяточничества.
Приложение №6
Диаграмма 5. Динамика преступлений, в том числе взяточничества, в Краснодарском крае
Приложение №7
Диаграмма 6. Динамика численности преступлений, квалифицированных как «взяточничество» в РФ (на 1000 человек)
Приложение №8
Диаграмма 7. Динамика роста среднего размера взятки в РФ
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11
Приложение №12
Приложение №13
Диаграмма 8. Динамика ответов студентов.
Список используемой литературы
Коррупция
https://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупция
Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией
А.С. Дементьев. Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией. Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский ин-т. 1996, Т.1, с.25.
Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. Под ред. Лунева В.В. М., Юристъ 2001 г.
Граждан Валерий. Коррупция: одолеют ли ее россияне? // "Власть" 12’2004
Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? Эхо планеты, 2002 г., № 50
Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции Общественные науки и современность, 2002 г., № 6
Симония Н. Особенности национальной коррупции // Свободная мысль - XXI, 2001 г., № 7