Изучение нормативно-правовых документов способом построения структурно-логических схем
Изучение нормативно-правовых документов способом построения структурно-логических схем
Работа с нормативно-правовыми актами не должна подменять все многообразие методов и приемов обучения праву, поскольку, в системе общего образования не обучаются профессиональные юристы, а даются лишь основы представлений о праве вообще.
Тем не менее, обучающихся необходимо знакомить с особенностями юридической техники, поскольку в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться. К тому же, при работе с правовыми документами у обучающихся закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение нормативно-правовых документов способом построения структурно-логических схем »
Изучение нормативно-правовых документов способом построения структурно-логических схем
Работа с нормативно-правовыми актами не должна подменять все многообразие методов и приемов обучения праву, поскольку, в системе общего образования не обучаются профессиональные юристы, а даются лишь основы представлений о праве вообще.
Тем не менее, обучающихся необходимо знакомить с особенностями юридической техники, поскольку в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться. К тому же, при работе с правовыми документами у обучающихся закрепляются правовые знания теоретического характера, формируется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно.
У обучающихся активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Преподаватель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен обучающимся, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д. Если обучающиеся, еще ни разу не сталкивались с ними, преподаватель подробно объясняет, как можно организовать работу, на что следует обращать внимание в первую очередь. Затем обучающиеся под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.
Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике. Изучая отдельные нормы права отраслевого законодательства, целесообразно использовать в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его часть, которая соотносится с темой урока и предложить обучающимся выполнить на основе ее анализа задания. Для организации такой работы необходимо четко сформулировать задание, поставить вопросы, а может, даже определить пошаговую работу обучающегося. На уроках права необходимо отработать навыки конспектирования.
Обучение с применением опорных конспектов позволяет четко выделять актуальную для темы урока информацию, которая и оформляется в виде структурно-логических схем.
Такое преобразование содержания юридического документа представляет собой в высшей степени эффективный прием, активизирующий мышление обучающихся.
Кроме того, используется хорошо известный в науке и на практике способ схематической визуализации информации. Представляется, что знание этого приема и тем более навык практического владения им каждым обучающимся поможет более глубокому овладению дисциплины права; будет способствовать формированию более рациональных приемов работы с юридическим документом. Наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему ее запоминанию.
Разработка структурно-логической схемы предусматривает следующие этапы:
1. Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается юридический документ, необходимый для изучения данной темы, из него выбирается учебная информация.
2. Выделение основных понятий, положений. Здесь производится переработка юридического материала, отбрасывание информации, не изучаемой на данном конкретном уроке. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, помогающие воспроизвести необходимый материал.
3. Расположение учебного материала с учетом логики формирования юридических понятий.
4. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы юридической информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).
При необходимости можно ввести ещё один этап.
5. Кодирование значимости учебной информации в цвете.
Применение в обучении схематичной, наглядной формы изложения учебной информации оправдано и тем, что в настоящее время значительно увеличилось число обучающихся “крайнего” визуального типа. Это во многом связано с увлечением обучаемых всевозможными компьютерными играми, просмотром большого количества телепередач, и, как следствие - у многих детей слуховой канал восприятия и переработки информации развит слабо и компенсируется развитием зрительного канала. Число обучающихся визуального типа резко возросло, поэтому методы обучения должны меняться с речеслуховой подачи материала к комплексному, с усилением на “наглядность”.
Литература
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.
Айсмонтас Б.Б., кандидат педагогических наук. Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам: за и против.