Просмотр содержимого документа
«История церкви Рождества Христова села Старый Маклауш на фоне истории православной церкви»
Самарская область
Клявлинский район
ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш
Научно – исследовательская работа :
«История церкви Рождества Христова
села Старый Маклауш
на фоне истории православной церкви»
Выполнила: Кочкина Дарья
10 класс
Руководитель:
Пакшаева Татьяна Петровна
учитель обществознания
2016 г.
Проблема: На сегодняшний день утрачены многие нравственные ценности , отношение общества к церкви не однозначно .
Возникает проблема сохранения традиционных для России святынь, воспитание подрастающего поколения на лучших традициях русского народа. С целью сохранения государственности.
Цель: На основе проведенного исследования истории храма Рождества Христова с момента первых исторических сведений о нем и до наших дней,
выяснить влияние на сохранение нравственных ценностей общества.
Задачи:
Проанализировать материалы Загса муниципального района Клявлинский
Проанализировать материалы архива муниципального района Клявлинский и других источников.
Обобщить материал по данной теме.
Провести анкетирование.
Изучить научную литературу по данной теме.
Систематизировать информацию, полученную из разных источников на основе критического осмысления.
Гипотеза: Если мы проведем данное исследование, то сможем выяснить, роль церкви Рождества Христова в сохранении нравственных ценностей общества.
Место проведения исследования:
Клявлинского район Самарской области.
Срок проведения: 2014 год
Методы исследования:
Теоретические:
Изучение материалов Загса Муниципального района Клявлинский, изучение материалов архива Муниципального района Клявлинский;
И других информационных источников.
Проведение сравнительного анализа;
Систематизация;
Обобщение
Практические:
Опрос жителей села, анкетирование;
Сопоставление;
Анализ статистических данных;
Интервью;
Поиск.
Содержание
Введение.
II. История церкви Рождества Христова села Старый Маклауш на фоне истории православной церкви.
1. Русская православная церковь в XIX веке.
2. Сведения о церкви в честь Рождества Христова села Старый Маклауш:
а) топографические данные и общие сведения о церкви Рождества Христова;
б) священники церкви Рождества Христова;
в) деятельность церковно-приходской школы.
3. Возобновление прихода и церковной службы в настоящее время.
III. Итоги проекта. Краткие выводы.
IV. Примечания
V. Приложение.
VI. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
История Русской Православной Церкви изучена довольно хорошо. Намного менее исследована история отдельных храмов и приходов. Поэтому изучение прошлого храма в честь Рождества Христова в селе Старый Маклауш представляется мне довольно интересным и необходимым.
История местного храма - это история своей малой родины, без знания которой немыслимо воспитание настоящего гражданина.
Возрождение нравственных ценностей – вот задача, которая волнует сейчас многих. Проблема сохранения традиционных для России святынь, воспитания подрастающего поколения на лучших культурных традициях русского народа – такова, на мой взгляд, одна из главных задач сохранения русской государственности.
Обратиться к этой теме заставило меня также возобновление службы в местном храме, возрождение православных ценностей по всей России и в нашем поселке.
Все вышесказанное делает данную тему актуальной и перспективной.
Цель моего проекта – исследование истории храма Рождества Христова с момента первых исторических сведений о нем и до наших дней. Я предполагаю, что история храма Рождества Христова неотделима от истории Русской Православной церкви. В разные исторические периоды храмы России жили жизнью своей страны, были невольными зрителями и соучастниками исторических событий, и создавались, и разрушались, и вели отсчет своей службы Богу вместе со своей страной. Я надеюсь проследить эту закономерность в своей работе.
Результатом моей деятельности должна стать исследовательская работа по истории местного храма.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи своей работы.
Во-первых, вместе с учителем обществознания посмотреть наличие литературы по этой теме, критически проанализировать ее. В литературе выбрать материал об истории РПЦ в XIX – начале XX века.
Во-вторых, познакомиться с архивными материалами об истории храма, содержащимися в сельской библиотеке, в работе Хромцовой В.А. «Край Самарский ».
В-третьих, поговорить с представителями церковной общины при вновь возрождающемся храме.
В-четвертых, поговорить со священником церкви иереем Дионисием, для составления представления о сегодняшних проблемах храма.
ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ.
Литература по теме не многочисленна.
В статье Н.И. Троицкого «Сто лет бытия Тульской епархии»1 содержится интересный материал о жизни и быте православного духовенства в XIX веке. Здесь же содержится материал о задачах, поставленных перед духовенством государством в этот период отечественной истории.
Монография «Русское православие: вехи истории»2 под редакцией профессора А.И. Клибанова представляет собой исследование истории русской православной церкви, ее роли и места в культурно-историческом процессе. Изданная в период проповедования атеистических взглядов, книга содержит интересный материал, но может быть использована только после ее критического переосмысления.
Интересный фактический материал о прошлом села Старый Маклауш и об истории церковно-приходской школы содержится в статьях заведующей библиотекой Мартышкиной С.Ю.. Работы Хромцовой В.А интересны тем, что написаны с использованием архивного материала, содержат уникальные сведения по истории села.
Сведения по количеству жителей и прихожан местной церкви можно найти в Клявлинском архиве.
Использовался также материал учебников по истории.
Материал о современном состоянии храма был взят из беседы с нынешнем священником церкви, иереем Дионисием.
II. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
СЕЛА СТАРЫЙ МАКЛАУШ НА ФОНЕ ИСТОРИИ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
1. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIX ВЕКЕ.
На протяжении всего XIX века положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми еще при Петре I. Важнейшие статьи петровского «Духовного регламента» были включены в «Свод законов». В нем содержалось, религиозное обоснование царской власти и тем самым закреплялся, давний союз церкви и государства. Закон объявлял православие «первенствующей и господствующей» в России верой. Император обязан был придерживаться только православного исповедания. Он объявлялся «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния». Это давало правительству право распоряжаться церковными делами, вплоть до догматических вопросов.
Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.
В середине XIX века численность православного духовенства доходила до 60 тысяч человек. Оно разделялось на черное (7 тысяч человек) и белое (53 тысячи). Черное духовенство составляли монахи и монахини. Из числа монахов назначалась высшая иерархия церкви - архиереи (епископы, архиепископы и митрополиты). Белое духовенство состояло из приходских священников и низшего клира (диаконов и псаломщиков).
Высшим органом государственного управления являлся Синод. Его члены назначались царем из видных иерархов. Все важнейшие постановления Синода подлежали «высочайшему» утверждению. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор светский чиновник, представитель царя в Синоде.
Основным звеном местного церковного управления были епархии, по своей территории, обычно совпадавшие с губерниями. Во главе епархии стоял архиерей. Среди православных архиереев встречалось немало искренних радетелей веры, стремившихся сблизиться с рядовыми верующими, знать их нужды. Так, камчатский епископ Иннокентий объездил всю свою огромную епархию и лично познакомился совсем вверенным его попечению духовенством и почти со всей паствой.
Только небольшая часть белого духовенства получала государственное жалованье. Большинство же «питалось от алтаря», т. е. за счет платы за крещение, венчание и другие обряды. Сельское духовенство пользовалось церковными землями. Образ жизни деревенского священника мало отличался от крестьянского. Многие священники сами пахали землю, терпели унижения от помещиков. Митрополит Платон (Левшин), занимавший московскую кафедру на рубеже XVIII -XIX вв., с сожалением говорил, что он застал свое духовенство в лаптях, да так и не успел обуть его в сапоги и ввести в гостиные. Священник оставался за порогом дворянских гостиных, где звучала непонятная ему французская речь.
Так Н.И. Троицкий писал: «В прежнее время черный земледельческий труд духовенство считало для себя, безусловно, непременным, передачу своего места сыну или дочери делом житейской логики... Пастырь духовный легко становился простым пахарем, служитель алтаря - батраком.»6 Троицкий дает и описание быта духовенства дореформенного периода. «Тогдашний сельский священник - хозяин деревянной, большею частью только курной, избы, обыкновенно одевался в кафтан-подрясник из домашней ткани, и вовсе не редкостью было видеть его в лаптях с завойками (онучами), а сапоги надевались только в храм и в гости. Матушка являлась также в затрапезном сарафане-расстегае, в платочке с узелками на лбу, в толстых котах с напускными чулками и лишь по праздникам в душегрейке и кокошнике или вязаном колпачке с кисточкой. В страдную рабочую пору батюшка идет на свое поле с крюком-косой на плече и с деревянным ведром синего квасу в руке; а матушка его сопровождает с серпом на одном плече да с ребенком в люльке на другом. А дома этих тружеников ожидала незатейливая трапеза».7
При Александре 1 духовные учебные заведения были объединены в одну систему. В то время в России действовали три духовные академии: Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1842 году была открыта духовная академия в Казани. В каждой епархии были созданы семинарии (средние духовные учебные заведения). Но лишь к середине века власти добились того, что на должности приходских священников стали назначаться лица с образованием не ниже семинарского.
2. СВЕДЕНИЯ О ЦЕРКВИ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
СЕЛА СТАРЫЙ МАКЛАУШ:
а) ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА;
Первые поселения мордвы в Самарском Заволжье появились во второй половине XVII века, после окончания строительства Закамской оборонительной линии. Они располагались в северных районах Самарского края и не распространялись южнее рек Самары, Большого и Малого Кинеля и восточнее реки Ик. Процесс заселения региона значительно усилился XVIII в., к этому времени относиться образование села Старый Маклауш. Село располагается вблизи леса и небольшой реки Шешма.
Село Старый Маклауш мордовское село . Согласно исследованиям на начало XVIII века в селе было 124 двора, в которых проживало 960 человек.
В 1777 году на средства прихожан в селе была построена деревянная церковь во имя Рождества Христова.
В 1867 году ввиду ветхости она была снесена.
В мае 1867 года был составлен новый план на постройку каменой церкви. В документах строительного отделения Самарского губернского правления имеется дело о постройки это церкви. Планов и чертежей не имеется.
На месте снесенной старой церкви была устроена горка, на которой был водружен крест.
В 1880 году была построенная каменная церковь. В сентябре 1882 года она была освещена. Церковь вмещала до 900 верующих. Ограда вокруг церкви была железная, искусно сделанная. Большой колокол везли на 14-и парах лошадей. Звон его раздавался на расстоянии 20 верст.
Всего прихожан храма в селе Старый Маклауш насчитывалось около 700 человек.
Советская власть подвергла гонениям Русскую Православную Церковь. В 1922 году 11 священников были осуждены на смертную казнь за «злостный саботаж» мерам советской власти по изъятию церковных ценностей. В 1923 г. патриарх Тихон посажен в тюрьму ГПУ, где в 1925 г. он скончался. В 1931 г. разрушен в Москве храм Христа Спасителя. В том же русле шло и разрушение храма Рождества Христова в селе Старый Маклауш.
Церковь по воспоминаниям очевидцев в начале 1929 года храм был закрыт и верующими был организован молитвенный дом. Но 11 ноября 1929 года, по решению Старо-маклаушского сельсовета, в селе закрыли и молитвенный дом, а его здание передали Клявлинскому району для использования в культурно-просветительных целях – для открытия в нем народного дома. Так в селе Старый Маклауш не было хорошего клуба, в 1957 году здание церкви стали перестраивать под клуб: разрушили купола, верхние части стен, своды. Все помещение оказалось завалено каменными обломками кирпича, ликами Херувимов, Серафимов и Святых. На камни настелили пол
б) СВЯЩЕННИКИ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА13;
В 1882 г. священником церкви Рождества Христова стал Константин Николаевич Тихвинский, сын священника, ЗЗ лет. О нем имеются сведения, что он окончил Ярославскую Духовную Семинарию по первому разряду, был учителем образцового министерского училища Ярославской губернии, преподавал греческий язык в Угличском Духовном училище, был псаломщиком. Константин знал 15 проповедей своего сочинения. Он же и стал первым учителем данной церковно-приходской школы, здание которой принадлежало церкви.
С 1 декабря 1886 г. приходским священником стал Николай Александрович Краснопевцев, заменивший Константина Тихвинского, переведенного в Ярославскую губернию.
С 19 августа 1900 г. священником церкви Рождества Христова села Рождествено-Акульшино и заведующий церковно-приходской школы стал Федор Антонович Орлинский, 1853 года рождения. Он окончил Тульскую Духовную семинарию в 1885 г. С 1885 по 1888 гг. он учительствовал в церковно-приходской школе села Казановка Тульского уезда. В 1896 г. Орлинский награжден набедренником за полезное пастырское служение и усердные труды по народному образованию, в 1900 г. награжден скуфьею, а в 1906 г. камилавкою за заслуга по духовному ведомству.
С 18 июля 1909 г священником и заведующим школы стал Позднышев Сергей Иванович. В 1907 г. он окончил Тульскую Духовную семинарию. Работал учителем церковно-приходской школы деревни Филимонов о Одоевского уезда. Сергей Иванович и будет последним священником церкви Рождества Христова в Рождествено-Акульшино.
в) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ
Церковь в XIX веке выполняла две главные функции. Первая заключалась в том, что церковь воспитывала население через богослужение, проповедь, исповедь в духе православной идеологии, уважения к традициям, сохранения существующих порядков. Другая функция заключалась в распространении грамоты и элементарного образования на селе. Далеко не везде были распространены земские школы, поэтому деятельность церковно-приходских школ и школ грамоты должна быть оценена по достоинству.
В состоянии крепостной зависимости потребность народа в грамоте была не велика. «Спросит, бывало, барин своего старосту: «Лазутка, сколько копен на лугу и сколько в поле?» Лазарь вынимает из-под мышки пук палок и по собственным пометам с точностью докладывает - столько-то здесь, столько-то там. Эти прутики-бирки составляли всю математику Лазаря, которая вся целиком и помещалась у него не в голове, а под мышкой. Нередко и сам барин знал считать только на счетах». Все изменилось после реформ Александра 11.
Главная обязанность духовенства (по Троицкому) - проповедь Слова Божия и обучение родной грамоте. «... Церковь и школа не только должны быть в союзе, а даже, так сказать, под одной кровлей и под сенью одного знамени Креста Господня, чтобы жить и действовать в одном духе - крестной любви Христовой».'5
В 60-е годы XIX века Александр 11 возложил на приходское духовенство обязанность обучать крестьянских детей грамоте в церковноприходских школах. Вначале царь требовал ежемесячные сведения о ходе открытия начальных школ и их деятельности, затем такие сведения стали доставляться ему дважды в год. Эта мера вызвана была подстегнуть организацию подобных школ.
При храме Рождества Христова действовала церковно-приходская школа. 13 июня 1884 г. были изданы «Правила о церковно-приходских школах», в которых подчеркивалось, что «школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания». Александр 2 в своей резолюции при утверждении правил писал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».
Согласно «Правилам» церковноприходские школы были одноклассные с двухлетним сроком обучения и двухклассные - с четырехлетним. В первых обучали детей молитвам, священной истории, краткому катехизису, церковному пению и гражданской печати и письму, начальным арифметическим правилам. Во- вторых, кроме перечисленных предметов преподавалась история церкви, и страны Преподавание вели священники или церковнослужители» иногда привлекались учительницы. Большую часть школ составляли в середине 90-х гг. так называемые школы грамоты.
На 19 декабря 1884 г. церковно-приходских школ и школ грамоты было 65 (по губернии), а к 13 августа 1895 г. - 99. Непосредственное и ответственное заведование церковноприходскими школами возлагалось на приходских священников, или же на тех лиц, которые в исключительных случаях назначались для этого епархиальным архиереем.
В 1884 г. была открыта церковно - приходская школа в селе Старый Маклауш.
Сначала школа помещалась в сторожке при церкви, затем в 1885 г. к сторожке было пристроено помещение для школы из осинового леса с сенями, на каменном фундаменте, покрытое тесовой кровлей. Позднее кровлю заменили на железную. В то время в школе работала библиотека, состоявшая из творений святых отцов, поучений и назидательных книг религиозно-нравственного и. догматического содержания. Всего имелось 28 томов книг.
В 1899 году в школе было 50 учащихся (30 мальчиков и 14 девочек), в 1900 году обучалось 44 человека. В школьной библиотеке было в тот период всего 49 книг духовно-церковного и 35 книг религиозно-нравственного содержания.
В церковно-приходских школах изучали не только Закон Божий, чтение, письмо, арифметику, но и церковное пение. Если в школах грамоты дети обучались петь с голоса преподавателя, то в церковно-приходских школах изучалась нотная грамота, и существовали певчие хоры.
Занятия в школе велись строго по расписанию, которое давалось Епархиальным училищным советом, велись классные журналы. Особое внимание обращалось на воспитательную сторону деятельности школ, что было предметом главного внимания священников. Учащиеся обязаны были присутствовать в церкви при богослужении в воскресные и праздничные дни. Читать молитвы, класть поклоны, становиться на колени во время молитв, песнопений. С молитвы начинался каждый день и каждый урок. Этим воспитывалась любовь к отечеству, преданность, почтение и повиновение родителям, послушание барину и дружелюбные отношения друг к другу между учениками.
В 1904 году в селе была открыта Земская школа.
Известно также, что в советский период школа испытывала серьезные трудности с доставкой дров, с ремонтом, отсутствовали не только необходимые для ремонта школы гвозди, доски, отсутствовали и учебные принадлежности.
ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРИХОДА И ЦЕРКОВНОЙ СЛУЖБЫ
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ18.
Итак, 14.10.1957 года Храм был разрушен. Разрушили купола, верхние части стен, своды.
«У обочины старая церковь, обезглавлена и без креста
Только где же скажи справедливость?
Нас учили, учили Чему?
У обочины старая церковь, обезглавлена и без креста!
Однако традиции православия разрушить не удалось.
2 мая 2001 года в селе Старый Маклауш, под председательством Благочинного Сергиевского Округа протоиерея Василия Анисимова и в присутствии настоятеля. Св. Дмитриевского храма села Клявлино Протоиерея Николая Этнюкова, состоялось собрание верующих. На этом собрании было принято решение о создании прихода во имя Рождества Христова. По решению администрации района здание храма (клуб) возвращают верующим.
27 сентября 200? Года в день великого праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня в селе Старый Маклауш был украшен храм в честь Рождества Христова куполом и крестом. Отслужили молебен, окропили купол святой водой и под торжественное пение праздничного тропаря начали поднимать крест.
Все жители села благодарны отцу Николаю Этнюкову (село Клявлино), отцу Владимиру Краснову (село Степное Дурасово), семинаристу Николаю Кузьмину, главе администрации Клявлинского района Соловьеву И.Н, начальнику КЖХ Батаеву С.Н., предпринимателю Анпилову С.М. г. Тольятти, главе администрации села Старый Маклауш Мартышкину Ю.А., председателю СПК «Луч» Пакшаеву Л.А. село Старое Семенкино, Макшутовой Р.А.
Постепенно обновились все иконы в храме.
2008 г. настоятелем храма стал иерей отец Дионисий Филипчук.
В настоящее время батюшка проводит службы и беседы с православными прихожанами в храме.
В июне 2014 года произошло важное событие в жизни православных верующих села Старый Маклауш на восточной стороне Храма в его верхней части появился лик иконы Рождества Христова, фреска была написана художниками , специально приглашенным из Самары.
Это символ того, что вера Христова живет и будет жить в сердцах людей.
III. ИТОГИ ПРОЕКТА. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
В последнее время наблюдается большой интерес к изучению истории своей малой родины, к осознанию истоков становления духовных ценностей общества. Поэтому тема, связанная с историей православного храма в нашей местности, является актуальной.
Храм во имя Рождества Христова построен неизвестно кем и когда, возобновлен же в 1856 г. на средства приходского помещика Михаила Ивановича Булыгина. Притч состоял их священника и псаломщика, получал пособие из казны в размере 83 руб. 99 коп.
Храм был разрушен в 1936 году, а помещение церкви стало использоваться для нужд села.
Мне удалось доказать, что история местного храма шла рука об руку с историей всей Русской Православной церкви.
Работа над проектом очень увлекла меня. Я получила хорошие навыки исследовательской работы, узнала, как работать в областной библиотеке, как изучить и дать оценку архивному материалу. Мне понравилось брать интервью у людей, подбирать фотографии и составлять презентацию к своей работе. Думаю, что навыки исследовательской работы обязательно пригодятся мне в дальнейшем. Надеюсь, что и впредь мне придется с удовольствием заниматься краеведческой работой.
IV. ПРИМЕЧАНИЯ.
1 .Троицкий Н.И. Сто лет бытия Тульской епархии. В книге: Троицкий Н.И. Тульские древности.— Тула, 2002.
2. Русское православие: вехи истории. Под редакцией Клибанова А.И.— М.» 1989.
3. Хромов В.А. Край Рождественский, 2002. Хромов В.А. Край Рождественский. Народное образование, 2002.
4. Тульская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859г.— СПб, 1862. Северов В.И. Города и селения Тульской области в XIX веке.— Тула, 2004.
5. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России.— М., 1995. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества. -- М., 1992.
Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула, 2002, с. 69.
Тоже, с. 71.
Хромов В.А. Край Рождественский. 2002.
Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии.— Тула, 1862.
10. Северов В.И. Города и селения Тульской области в XIX в. — Тула, 2004, с.25.
П.Тульская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859г.— СПб, 1862.
Хромов В.А. Край Рождественский. -2002.
Хромов В.А. Край Рождественский. Народное образование.—2002.
Русское православие: вехи истории.— М., 1989, с. 366.
Хромов В.А. Край Рождественский. Народное образование, 2002.
Материал этого раздела дан по сведениям Пудковой Г.К.
V. Приложение.
Таким будет наш храм!
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1.1. Материалы ГАТО.
1.2. Материалы бесед с Пудковой Г.К.
2.1 Буганов В.И.. Зырянов П.Н. История России.—М., 1995 г.
2.2 Города и селения Тульской губернии в 1857 г. В книге Северова В.И. «Города и селения Тульской области в XIX веке.»—Тула, 2004 г.
2.3 Жарова Л.Н. История Отечества. – М, 1992 г.
2.4 Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии.—Тула, 1895 г.
2.5 Русское православие: вехи истории. Под редакцией Клибанова А.И.,-- М.Д989Г.
2.6 Троицкий Н.И. Тульские Древности.— Тула, 2002 г.
2.7 Тульская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. Издан Центральным статистическим комитетом министерства внутренних дел.— СПб, 1862 г.
2.8 Хромов В. А. Край Рождественский, 2002 г.
2.9 Хромов В.А. Край рождественский. Народное образование., 2002 г.