Исследовательская работа учащихся "Региональный рынок труда как объект изучения современного выпускника школы"
Исследовательская работа учащихся "Региональный рынок труда как объект изучения современного выпускника школы"
Исследовательская работа учащихся 11 класса построена на региональном материале и содержит необходимую информацию об актуальных профессиях на рынке труда в Волгоградской области. Данный материал может использоваться на уроках обществознания, экономики, при проведении родительских собраний, классных часов на профориентационные темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащихся "Региональный рынок труда как объект изучения современного выпускника школы"»
МКОУ «ЛУГОВОПРОЛЕЙСКАЯ СОШ»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ
Авторы: Никитин Олег Анатольевич,
ученик 11 класса МКОУ «Луговопролейская
СОШ», тел.89370894209;
Тимофеева Наталья Викторовна,
ученица 11 класса МКОУ «Луговопролейская
СОШ», тел.89375397795.
Руководитель: Никитина Наталья Анатольевна,
учитель обществознания МКОУ «Луговопро-
лейская СОШ», тел.89270642627
Луговая Пролейка 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Региональный рынок труда
2.1 Сущность, структура и функции рынка труда
2.2 Классификация рынков труда
2.3 Особенности рынка труда Волгоградской области
2.4 Специфика рынка труда в Быковском муниципальном районе
3. Политика на рынке труда Волгоградской области
4. Заключение.
Литература
Приложение
1.ВВЕДЕНИЕ.
Проблема выбора профессии, обеспечивающей профессиональный рост, материальный достаток, общественное признание и моральное удовлетворение, – важнейшая забота каждого человека, и одна из самых сложных, актуальных задач для современного старшеклассника. Всем известно, как непросто сегодня выпускникам школ найти свое место в условиях большой конкуренции, как сложно выбрать нужную обществу и любимую человеком профессию, как много факторов следует знать и учитывать. Важно задуматься о соответствии своих способностей, склонностей, состояния здоровья требованиям выбираемой профессии. К тому же, квалификация, указанная в дипломе, должна не только нравиться, но и быть востребованной к моменту окончания учебного заведения. Для этого необходимо учитывать ситуацию на рынке труда своего региона: изучить сведения о наличии вакансий и численности безработных, познакомиться с оценкой самых востребованных профессий и специальностей.
Современную молодежь все чаще интересуют такие вопросы, как спрос и предложение рабочей силы, уровень безработицы и содействие в трудоустройстве. Изменения на рынке труда касаются каждого человека. Это влияет на выбор профессии, на необходимость повышения квалификации или изменения специальности. Умение анализировать ситуацию на рынке труда позволяет понизить риск нетрудоустройства и повысить возможность обретения востребованной профессии.
В этом году мы оканчиваем школу, и перед нами встают вопросы: «Куда пойти учиться? Какие профессии являются приоритетными в нашем регионе? Как руководство области заботится о трудоустройстве молодёжи?»
Целью данной исследовательской работы является анализ рынка труда Волгоградской области, а также проблем занятости населения и путей их решения.
Объектом исследования является региональный рынок труда.
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
- изучить классификацию рынков труда;
- охарактеризовать рынок труда в Волгоградской области в целом и в Быковском муниципальном районе в частности;
- определить основные направления политики занятости населения региона.
В начале исследования нами была выдвинута гипотеза о наличии на рынке труда Волгоградской области дефицита таких специальностей, как врачи, учителя и инженеры. Мы предположили, что рынок насыщен как высококвалифицированными кадрами (юристы, экономисты и менеджеры), так и представителями рабочих профессий (продавцы, строители, трактористы).
Для решения этого вопроса нами были изучены Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации», «О регулировании рынка труда», мы использовали материалы Министерства труда и занятости региона, Государственной службы занятости населения Волгоградской области, Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Быковского района (ГКУ ЦЗН Быковского района). 13 марта 2013 года в ГКУ ЦЗН Быковского района прошёл приём граждан заместителем министра труда и занятости Волгоградской области Троневой Викторией Евгеньевной и начальником отдела организации трудоустройства и развития форм занятости данного министерства Некрасовой Наталией Александровной, а также в рамках данного мероприятия прошло рабочее совещание представителей министерства, районной Думы и администрации района. Материалы данной встречи также использованы нами в исследовании.
2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА.
2.1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА ТРУДА.
В самом общем виде рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.
Каждое из названных определений (система отношений, пространство, механизм) дает сущностную характеристику одной из сторон многогранного понятия «рынок». Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности, связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли-продажи на данном рынке.
Среди рынков особое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.
Существует несколько научных определений рынка труда, например:
Рынок труда — это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.
Рынок труда – это сфера контактов между продавцами и покупателями, трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Он включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы.
Выведем одно, наиболее обобщающее понятие. Итак, рынок труда — это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.
Рынок труда можно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие местa, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.
Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов:
· открытый рынок труда – это экономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;
· скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.
Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.
Функционирование рынка труда имеет ряд следующих особенностей, связанных с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:
1. Неотделимость прав собственности на товар — рабочую силу от владельца. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, поэтому покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностью к труду (рабочей силой), функционирующей в течение определенного времени.
2. Значительная продолжительность по времени контакта продавца и покупателя рабочей силы, что накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в обеспечении жизнеспособности организации.
3. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости и т.д.).
4. Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.
5. Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любого другого, вещного товара. Первый обмен начинается и сфере обращении товара — рабочей силы, т.е. на рынке труда, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг. Второй — начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.
6. Значимость для работника неденежных аспектов сделки: содержания и условий труда, микроклимата в коллективе, возможности продвижения по службе и т.д.
Рынок труда как система включает следующие элементы: субъекты рынка труда, правовые акты и документы, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; конъюнктура рынка труда; инфраструктура рынка труда.
Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и их объединения — профсоюзы, работодатели (предприниматели) и их союзы, государство.
Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы определены в Конституции Российской Федерации, в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в генеральном, региональных и отраслевых соглашениях, в коллективных договорах предприятий (организаций).
Конъюнктура рынка труда — это соотношение спроса и предложения рабочей силы. Она может быть трех типов:
• трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;
• трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;
• равновесной, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.
Инфраструктура рынка труда — это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, банки данных о рабочих местах, статистическая информация и др.).
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его нормального функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К таким функциям относятся:
• организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;
• обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
• содействие решению вопросов занятости населения;
• осуществление социальной поддержки безработных.
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ ТРУДА.
Для регулирования рынка труда важное значение имеет классификация рынков труда по различным критериям.
1. По критериям пространственной протяженности и административно-территориальной зависимости можно различать международный рынок труда; национальный рынок труда, действующий на территории страны; региональный рынок труда, охватывающий территорию отдельного региона (республики, края, области, района) страны; внутрифирменный рынок труда — рынок труда внутри конкретной организации.
2. По критерию временных параметров можно различать текущий (реальный), перспективный, потенциальный и прогнозируемый рынки труда.
3. По степени эластичности можно выделить жесткий рынок труда, основанный на строгой регламентации рабочего времени и стандартных формах занятости, и гибкий рынок труда, быстро приспосабливающийся к изменяющимся условиям хозяйствования, как количественно (за счет количества занятых, уровня заработной платы), так и функционально (за счет использования гибких режимов занятости, изменения систем оплаты труда).
4. В зависимости от степени конкуренции на рынке труда и взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы можно выделить несколько моделей: чисто конкурентный рынок труда, монопсонистический рынок труда, модель при участии профсоюзов, модель двусторонней монополии.
5. В разных странах рынок труда приобретает свои специфические национальные модели, например, выделяют японскую, американскую, шведскую модели рынка труда.
6. В зависимости от степени развития рыночных отношений рынок труда может быть фрагментарным (частичным), регулируемым, организованным и теневым (нерегулируемым).
7. В зависимости от контингента работников, занятых по определенным профессиям и работам в отдельных отраслях промышленности или сферах экономики, складывается рынок труда по критериям сегментации. Сегментация рынка труда – это разделение его на устойчивые замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие движение работников своими границами. Для проведения сегментации рынка труда используются такие факторы, как географическое положение (регион, город, район и т.д.), экономические показатели (распределение покупателей рабочей силы по формам собственности, их финансовому положению; распределение продавцов рабочей силы по уровню материальной обеспеченности и степени нуждаемости в средствах существования и др.), демографические (половозрастной и семейный состав населения), социально-экономические (уровень образования, профессионально-квалификационный состав, стаж работы, национальность и др.), психографические (личностные качества работников), поведенческие (мотивация занятости и др.) характеристики.
8. В зависимости от политики занятости, проводимой в различных странах, можно говорить о двух основных моделях рынка труда по критерию моделирования среды — внешнем и внутреннем. Слагаемыми формирования модели рынка труда являются системы профподготовки, методы повышения профессионального и квалификационного уровня, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, особенности регулирования кадровой политики организаций на основе коллективных договоров. Каждой модели рынка труда соответствуют и свои системы производственных отношений.
Внешний рынок труда предполагает географическую и профессиональную мобильность рабочей силы между организациями. В рамках такого рынка они комплектуются кадрами со стороны, подбирают готовых работников, рассчитывая на их подготовку вне предприятия. Основная же форма подготовки на таких предприятиях — ученичество.
Внутренний рынок труда основывается на внутрифирменном профессиональном движении работников. Профессии работников, замкнутые внутренним рынком труда, сложнее использовать в других организациях, так как они носят специфический, присущий данной фирме характер. Кроме того, и система производственных отношений на внутреннем рынке труда, где гарантии занятости и материальное положение работника (уровень заработной платы, объем социальных выплат и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, препятствуют переходу работника в другие организации.
Различный уровень гарантий занятости у разных категории работников на внешнем и внутреннем рынках труда привел к образованию так называемого дуального (двойственного) рынка труда, который предполагает деление работников на тех, у кого сильные гарантии занятости, высокая заработная плата, социальные льготы, иначе говоря высокое качество трудовой жизни, и на тех, у кого слабые гарантии занятости. Дуальный рынок труда может существовать как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и на предприятиях, разделяя всех занятых на первичный и вторичный рынки труда.
9. Другим важным видом структуризации рынка труда является структуризация по демографическим признакам отдельных категорий и групп трудоспособного населения.
По демографическим признакам различаются рынки труда молодежи, женщин, инвалидов, пожилых трудящихся, отличающиеся различной степенью мобильности рабочей силы, уровнем трудоспособности и активности на рынке труда и другими характеристиками.
10. По профессиональным признакам можно выделить: рынок труда инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей и т.д. На профессиональных рынках труда работников объединяют профессиональные интересы, выходящие за рамки предприятий, где они заняты. За рубежом для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профессиональные организации, общества или ассоциации инженеров, врачей и т.п.
Структуризация рынка труда по различным признакам позволяет проводить дифференцированную политику на рынке труда.
2.3. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Волгоградская область, как и подавляющее большинство регионов страны, сталкивается с серьезными трудностями, связанными с обострением ситуации на рынке труда, что требует коррекции мер в сфере политики занятости. Прежде всего необходимо преодолеть последствия кризисных процессов в области демографического развития.
Рынок труда Волгоградской области остается несбалансированным в силу расхождения спроса и предложения, чрезвычайно слабой мобильности населения, низкого уровня оплаты труда, несоответствия квалификации соискателей рабочих мест требованиям работодателей. Так, если в городах на одного человека, ищущего работу, приходится более трех вакансий, то в сельских районах, особенно отдаленных, на одну вакансию претендуют 18 человек. Более 70% вакансий, заявляемых в службу занятости, сосредоточено в городах. В последние годы отсутствует сколько-нибудь ощутимый приток молодых специалистов на промышленные предприятия и в социальную сферу. Престиж рабочих профессий, а также профессий врача и учителя понизился и для его повышения важно, чтобы эти профессии были не только востребованы обществом, но и достойно оплачивались.
На рынке труда в Волгоградской области в 2012 году отмечено оживление. Число вакансий растет, причем работодатели ориентируются на молодежь!
По данным Исследовательской службы компании HeadHunter по Южному федеральному округу, самые востребованные в регионе вакансии – связанные с продвижениями и продажами. Их удельный вес на рынке труда очень высок. Ведь любой компании, любому предприятию, будь то производство или услуги, необходимо продвигать свою продукцию на рынок, увеличивать обороты. Более 27% запросов работодателей в 2012 году пришлось именно на сферу продаж.
На втором и третьем месте находятся сферы «Банки/Инвестиции/Лизинг» (8,7%) и «Информационные технологии/Телекоммуникации» (8%).
Повышение востребованности IT-специалистов связано с тем, что во многих компаниях уже поняли, что много стандартных процедур могут выполнять аппаратные программы. В качестве примера можно назвать активное введение электронного документооборота.
Пятерку лидеров замыкают профессионалы в областях «Маркетинг/реклама/PR» (5,7%) и «Бухгалтерия/финансы предприятия» (5,6%).
Необходимо отметить, что кадровый голод у компаний наблюдается в таких сферах как «Страхование», «Консультирование» и «Инсталляция и сервис». В этих трех профессиональных областях в регионе представлено не более одного резюме на одну вакансию.
Оживление на рынке труда области отразилось в том, что за 2012 год количество опубликованных вакансий увеличилось на 35%. Причем рекрутеры готовы принимать на работу молодежь. Более половины вакансий (58%), размещенных на рынке труда Волгоградской области в 2012 году, ориентировалось на кандидатов с опытом от 1 года до 3 лет. На втором месте оказались вакансии для молодых специалистов (25-27%). Причем это единственная категория вакансий, которая росла на протяжении всего года. Почти все вакансии предполагали полную занятость (96%) и полный рабочий день (более 80%). Из особенностей можно отметить, что в 2012 году росла доля вакансий со сменным графиком: если в начале года на такие вакансии приходилось 6% спроса, то в конце года — уже 11%.
Наибольшая динамика прироста вакансий в конце 2012 года по сравнению с началом 2012 года была отмечена у специалистов сферы «Рабочий персонал», «Строительство/Недвижимость», «Автомобильный бизнес». За тот же период времени было отмечено падение количества вакансий в сферах «Высший менеджмент» и «Спортивные клубы/фитнес/салоны красоты».
1 / 1
2.4.СПЕЦИФИКА РЫНКА ТРУДА В БЫКОВСКОМ РАЙОНЕ.
Информация о состоянии рынка труда в Быковском районе предоставлена нам ГКУ ЦЗН Быковского района и отражена в приложении № 1.
3.ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Пожалуй, особое место в системе элементов инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости не могут быть успешно решены без поддержки государства. Дефицит финансовых ресурсов в этом случае может привести к существенному росту безработицы. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице. Другими словами, создание социально-ориентированной экономики, которая в том числе предполагает занятость населения и высокий уровень доходов, невозможно без государственной поддержки.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Необходимо особо отметить, что в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность местных отделений службы занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.
Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.
Органы службы занятости совместно с органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Работу Федеральной государственной службы занятости возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.
Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На территориях субъектов Российской Федерации, городских сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Существующая конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.
В Волгоградской области для устранения напряжённости в сфере занятости населения Комитетом по труду и занятости была утверждена
Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Волгоградской области в 2012-2013годах (№ 37д от 21.02.2012г.).
Основными направлениями программы являются:
- Информирование о положении на рынке труда Волгоградской области
- Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников
- Организация проведения оплачиваемых общественных работ
- Организация временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поиске работы, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые
- Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (по этому направлению работы мы были трудоустроены на время летних каникул в 2010 и 2012 годах)
- Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в возрасте от 18 до 20 лет (приложение № 2)
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (Министерством труда и занятости Волгоградской области определён перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан (приказ Минтруда Волгоградской области от 30.01.2013 № 24-д) (приложение № 3)
- Профессиональная ориентация граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения
- Психологическая поддержка.
- Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
- Организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
- Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными
- Квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи
- Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате своего исследования нам удалось изучить сущностные характеристики, структуру и функции рынка труда; классифицировать рынок труда; рассмотреть рынки труда Волгоградской области и Быковского муниципального района; определить основные направления политики занятости населения региона. Состояние регулируемого рынка труда Волгоградской области по материалам Министерства труда и занятости Волгоградской области представлено нами в приложении № 4.
Выдвинутая в начале работы над темой гипотеза о переизбытке и дефиците профессий на рынке труда подтвердилась лишь относительно специальности юриста. Представителями этой профессии рынок на самом деле насыщен, а вот экономические специальности (менеджер в меньшей степени, а бухгалтер в большей) пользуются спросом работодателей, как и рабочие специальности - продавец, строитель, тракторист.
20 марта этого года мы посетили Волгоградский образовательный форум, где были представлены учреждения общего образования и профессионального – начального, среднего и высшего. Используя полученные в результате исследования знания о рынке труда, мы более предметно знакомились с информацией ВУЗов и ССУЗов, размещённой на выставке.
Наша работа может быть использована учителями на уроках обществознания, экономики при изучении соответствующей темы, а также классными руководителями на классных часах при проведении профориентационной работы в старших классах, на родительских собраниях. Надеемся, что она поможет старшеклассникам сделать правильный выбор!
ЛИТЕРАТУРА
Буланова В.С. Рынок труда: учебник для ВУЗов.- М.:Бином-Пресс,2008.
Ващенко А.А.Волгоградская область: особенности рынка труда и политики занятости//
Человек и труд, № 11,2008
Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Волгоградской области в 2012-2013 годах»//ktz.volganet.ru
Информация о состоянии рынка труда Быковского района на 01.01.2013. Материалы ГКУ ЦЗН Быковского района//неопубликовано
Конституция Российской Федерации. – М.
Перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, утвержденный приказом Минтруда Волгоградской области 30.01.2013 № 24-д//неопубликовано
ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»//ktz.volganet.ru
ФЗ «О регулировании рынка труда»//ktz.volganet.ru
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.czn.volgadmin.ru
ktz.volganet.ru
www.volgograd.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Это полезно знать школьникам
Решение проблемы занятости молодежи и ее социальной адаптации к современным условиям рынка труда - одно из приоритетных направлений работы службы занятости населения.
Мы предлагаем Вам:
подбор вариантов трудоустройства из банка вакансий, включающего в себя широкий спектр специальностей;
возможность работать с банком вакансий самостоятельно через информационные порталы "Работа в России" (http://www.trudvsem.ru), Губернатора и Правительства Волгоградской области (www.volganet.ru);
информационные залы центра занятости населения, где Вы сможете получить ответы на самый широкий круг вопросов, включая юридическую информацию.
Вы можете:
получить профессиональную консультацию;
при наличии статуса безработного (безработными признаются граждане, достигшие 16-летнего возраста) пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, психологическую поддержку, социальную адаптацию за счет средств службы занятости в случаях, предусмотренных Законом о занятости;
принять участие в ярмарках вакансий, в том числе специализированных.
I. Служба занятости населения предлагает Вам участие в специальных мероприятиях программы Содействия занятости населения Волгоградской области.
По организации временного трудоустройства:
- несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время
Цели мероприятия
приобретение опыта и навыков работы,
знакомство с рабочими профессиями,
приобщение к полезному труду,
получение первых профессиональных навыков,
адаптация к трудовой деятельности,
профилактика правонарушений среди подростков,
оказание дополнительной социальной помощи в виде материальной поддержки в период участия во временных работах;
- безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы из числа несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет
Цели мероприятия
обеспечение временной занятости безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
сохранение мотивации к труду;
профилактика правонарушений среди подростков
оказание дополнительной социальной помощи в виде материальной поддержки в период участия во временных работах;
Необходимые документы
1. Для участия в мероприятии по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, подростку необходимо обратиться в центр занятости населения по месту жительства и предъявить следующие документы:
паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий – для граждан РФ; паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации - для иностранных граждан
индивидуальную программу реабилитации инвалида, для граждан, относящихся к категории инвалидов,
заявление-анкета или согласие с предложением о предоставлении государственной услуги по организации временного трудоустройства.
Несовершеннолетние граждане, направленные центром занятости для заключения срочного трудового договора к работодателю, предъявляют работодателю следующие документы:
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (если таковой имеется);
письменное разрешение на трудоустройство одного из родителей (если Вам не исполнилось 15 лет).
2. Для участия в мероприятии по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, подростку в возрасте от 16 до 18 лет необходимо обратиться в центр занятости населения по месту жительства и предъявить следующие документы:
заявление-анкета или согласие с предложением о предоставлении государственной услуги;
паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий – для граждан РФ;
- документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, - для иностранных граждан;
- документы, удостоверяющие личность лица без гражданства, - для лиц без гражданства;
трудовая книжка или документ, ее заменяющий, - кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
документ об образовании – для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке, - для граждан, относящихся к категории инвалидов;
приказ центра занятости населения о признании гражданина в установленном порядке безработным.
II. Служба занятости населения может содействовать в трудоустройстве на квотируемые рабочие места для молодежи в соответствии с Законом Волгоградской области от 6 июля 2010 г. № 2070-ОД "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодёжи в Волгоградской области"
Что такое квотирование?
Квотирование рабочих мест - выделение (резервирование) и (или) создание рабочих мест для трудоустройства молодежи в соответствии с установленной квотой.
Квота устанавливается для индивидуальных предпринимателей и организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, где среднесписочная численность работников составляет более 60 человек, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области.
Цели квотирования рабочих мест
обеспечение дополнительных гарантий занятости молодёжи, особо нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в трудоустройстве, на территории Волгоградской области
Для кого осуществляется квотирование рабочих мест?
Квотирование рабочих мест осуществляется для следующих категорий молодежи:
- несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет из числа:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
детей из семей, в которых оба родителя (или единственный родитель) признаны в установленном порядке безработными;
детей из малоимущих и (или) многодетных семей;
детей из неполных семей, в том числе детей из семей, потерявших кормильцев;
детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и (или) алкоголизма;
Квота не может распространяться на рабочие места, где труд несовершеннолетних запрещен или условия труда не соответствуют нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.
Если Вы относитесь к одной из указанных категорий, Вы имеете возможность при содействии центра занятости населения трудоустроиться на квотируемые рабочие места, соответствующие условиям и нормам труда в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Нормы рабочего времени для подростков
В соответствии с нормами законодательства, продолжительность рабочего времени составляет:
для работников в возрасте от 14 до 16 лет - не более 24 час. в неделю, или 5 час. в день (смену);
для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 час. в неделю, или 7 час. в день (смену).
Продолжительность рабочего временидля учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать:
для работников в возрасте от 14 до 16 лет - не более 12 час. в неделю, или 2,5 час. в день;
для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 17,5 часов в неделю, или 4 час. в день.
Все услуги служба занятости населения оказывает бесплатно!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Состояние регистрируемого рынка труда Волгоградской области
в 2012 году
На 1 января 2012 года в областной службе занятости населения состояло на учете 22,8 тыс. граждан. За 2012 год обратилось за предоставлением государственных услуг 221,4 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы – 92,9 тыс. человек, за информацией о положении на рынке труда 196,9 тыс. граждан и работодателей (за 2011 год, соответственно, 210,6 и 104,4 тыс. человек; 178,0 тыс. граждан и работодателей).
Потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест, заявленная в органы службы занятости, в январе-декабре 2012 года составила около 153,4 тыс. вакансий (за тот же период 2011 г. – 143,3 тыс. вакансий). Удельный вес вакансий по рабочим профессиям составил 77,2% от общей потребности в работниках, заявленной в службу занятости. На конец декабря 2012 года в банке данных было размещено 25,0 тыс. вакансий, на конец декабря 2011 года – 18,5 тыс. вакансий.
На конец декабря 2012 года состояло на учете в службе занятости 18,4 тыс. незанятых граждан (на ту же дату 2011 г. – 22,7 тыс. человек).
Коэффициент напряженности (соотношение числа незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к числу заявленных вакансий) на конец декабря 2012 года снизился до 0,74 против 1,23 на конец декабря 2011 года.
При содействии службы занятости за январь-декабрь 2012 года трудоустроено62,8 тыс. человек, или 67,6% от обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (за тот же период 2011 года – соответственно, 64,2 тыс. человек, или 61,5%).
Приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения 6018 безработных (за тот же период 2011 г. – 7312 человек).
Признано безработными в установленном порядке 43,6 тыс. человек, что в 1,3 раза меньше, чем в 2011 году (56,5 тыс. чел.). На конец декабря 2012 года зарегистрировано в службе занятости 16,8 тыс. безработных (на конец декабря 2011 года – 21,2 тыс. безработных).
Уровень регистрируемой безработицы на конец декабря 2012 года составил 1,26% от экономически активного населения против 1,59 % на тот же период 2011 года.
Отдел статистики, информации и общественных связей