kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект по теме "Взгляды старшеклассников на семейно-брачные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по теме "Взгляды старшеклассников на семейно-брачные отношения" содержит теоретическое описание понятий по данной теме, результаты анкетирования старшеклассников и взрослых людей по данной проблеме, сравнительный анализ полученых результатов с целью выявления приоритетов опрошеннных в отношении семьи и брака, а также рекоммендации для педагогов, работающих с молодежью. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взгляды старшеклассников на семейно-брачные отношения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Новосысоевка

Яковлевский район Приморский край




Исследовательский проект

по теме:

«Взгляды старшеклассников на семейно-брачные отношения»

Секция: Социология















Научный руководитель:

Вохмякова Наталья Владимировна

МБОУ СОШ №2

с. Новосысоевка

учитель высшей категории

истории и обществознания










с. Новосысоевка

2014г.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..........................

3-5

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И БРАК КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………………

6-26

    1. Понятие «семья»…………………………………………………...

6-9

      1. Функции семьи……………………………………………….....

7-9

1.2. Семья как малая группа……………………………….....................

9-10

1.2.1. Отличительные свойства семьи как малой группы общества………………………………………………………………

10

1.3. Семья как социальный институт………………………………..

10-12

1.3.1. Типы семьи и ее организации………………………………….

11-12

1.4. Институт брака …………………………………….......................

12-17

1.4.1. Формы брака……………………………………………………

13

1.4.2. Условия заключения и расторжения брака…………………..

13-17

1.5. Семья в современном обществе…………………………………...

17-21

1.5.1. Основные факторы, оказывающие влияние на современное состояние семьи и семейные отношения…………….

17-19

      1. Новые формы семьи брака……………………………………

20-21

1.6. Государственная семейная политика в РФ……………………...

21-23

1.6.1. Основные принципы семейной политики………......................

22-23

1.7. Семья в демографии…………………………………………………

23-24

1.7.1. Демографическая политика российского государства……..

23-24

1.8. Молодежь как социальная группа…………………………………

24-25

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И БРАКУ………………………

26-51

2.1. Основные этапы исследования…………………………................

26-51

2.2. Методы исследования………………………………………………

26

2.2.1. Количественные результаты…………………………………

26-48

2.3.Сравнительный анализ отношения молодежи и взрослых к понятиям семья и брак………………………………………………….

48-51

ВЫВОДЫ…………………………………………………………......................

51-52

РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………..............

53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

53-54

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...

55

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...



ВВЕДЕНИЕ


Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, а также от их непосредственного отношения к браку и предбрачным отношениям.

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Существование этой формы отношений вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы.

Для меня эта тема актуальна, т.к. я нахожусь в возрастном периоде «ранняя юность» и уже имею определенные представления о семье и браке. Мне предстоит в будущем выбирать спутника жизни. Поэтому, мне хочется, чтобы этот человек разделял мои взгляды и в дальнейшем мы создали крепкую семью.

Сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступает в брак, не обдумав своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Большинство современной молодежи считает основной ценностью любых парных отношений любовь, признание и понимание, на первый план выдвигается партнерство. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, независимо от родителей. Мало того, что часть из молодого поколения вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и делают это, порой, без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них случается развод...

Проблема: низкий уровень информированности старшеклассников о функциях института семьи и брака.

Цель исследования: выявить и сравнить взгляды учащихся 9-11 классов и взрослых людей на семейно-брачные отношения.

Объект исследования учащиеся 9-11 классов; взрослые люди.

Предметом исследования являются взгляды старшеклассников и взрослых на семью и брак.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что современная молодежь не осведомлена в вопросах функций брака и семьи и поэтому вступают в брак только на основе личностно-эмоциональных установок, что может являться одной из причин разводов.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ литературы;

  2. Провести анкетирование среди старшеклассников;

  3. Провести анкетирование среди людей зрелого возраста;

  4. Провести анализ и сравнение полученных данных с целью выявления приоритетов старшеклассников и взрослых в отношении семьи и брака;

  5. Определить основные пути решения проблемы подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ изученной литературы;

  2. Составление вопросника и проведение анкетирования;

  3. Методы первичной и вторичной статистической обработки результатов;

  4. Применение способов табличного и графического представления результатов анкетирования.

Этапы работы над проектом:

  1. Изучение литературы по данной теме.

  2. Разработка плана проведения исследования. Разработка вопросника. Проведение анкетирования. Обработка полученных данных. Проверка гипотезы.

  3. Итог – проектный продукт: рекомендации.

Практическая значимость нашей работы:

  1. Выявить взгляды учащихся 9-11 классов на понятия «семья» и «брак»;

  2. Сформулировать рекомендации для педагогов, работающих с молодежью.

База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Новосысоевка, Яковлевский район, Приморский край. Учащиеся 9-11х классов в количестве 30 человек в возрасте от 15 до 18 лет, а также их родители.



ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И БРАК КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА.


    1. Понятие «семья»

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей .[3] Семья – базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками (см. рис. 1.1.).

Рисунок 1.1.

Признаки семьи

Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. [3]

Психологический подход к понятию «семья» понимает некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям. (см. рис. 1.2.)

Рисунок 1.2.

Психологические особенности семьи

Таким образом, если совокупность индивидов не удовлетворены всеми критериями, то семья не будет успешно функционировать.[4]

      1. Функции семьи

Под функцией семьи следует понимать внешние проявления свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений (семье), определённые действия по реализации потребностей. Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность её деятельности. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции (см. рис. 1.2. стр.7).





Рисунок 1.2.

Традиционные функции семьи

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному);

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях (Социализация - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе).

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовное (культурного) общение, сексуально-эротическая, воспитательная. [4]

    1. Семья как малая группа

Малая социальная группа - относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты и т.п.), что приводит к возникновению эмоциональных связей, а так же специфических межличностных ценностей и норм. [6]

Отношения между родителями и детьми в семье строятся на началах доверия, личного равенства, взаимопонимания, определения права каждого на собственную точку зрения в разных жизненных ситуациях. [4]

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности . [1]

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. [7]


      1. Отличительные особенности семьи как малой группы общества

Семья как малая социальная группа имеет ряд специфических характеристик (см. рис. 1.3.).

Рисунок 1.3.

Особенности семьи как малой группы



Все вышеперечисленные особенности объединены одной задачей– обеспечение баланса внутри семьи.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства. [11]

1.3. Семья как социальный институт

Социальный институт – это исторически сложившиеся форма 
совместной деятельности людей с целью реализации потребности в обществе. 

Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Социальные институты находятся в постоянном развитии, институт семьи не стал исключением семья, как социальный институт изменяется и развивается под влиянием общественной жизнедеятельности (экономики, политики, культуры и так далее). [8]

      1. Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры типы семей рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации (см. табл. 1.1.).

Таблица 1.1.

Типы семьи и ее организации

В зависимости от форм брака

Моногамная семья

Состоящая из двух партнеров

Полигамная семья

Один из супругов имеет несколько брачных партнеров

Полигиния

Одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно.

Полиандрия

Одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами.

В зависимости от пола супругов

Однополая семья

Двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

Разнополая семья


В зависимости от количества детей

1. Бездетная или инфертильная семья

2. Однодетная семья

3. Малодетная семья

4. Среднедетная семья

5. Многодетная семья

В зависимости от состава

Нуклеарная


Состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

Патриархальная семья

Большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье

Родительская

Это семья, в которой человек рождается.

Репродуктивная

Семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи

Матрилокальная

Молодая семья, проживающая с родителями жены

Патрилокальная

Семья, проживающая совместно с родителями мужа.

Неолокальная

Семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей

Авторитарный


Либеральный

Строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм

Демократический

Постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе. [4], [9]

1.4. Институт брака

Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств, брак требует соответствующего оформления (регистрации).

Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных половых отношений.

2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

1.4.2. Формы брака

Различают следующие формы брака (см. рис. 1.4)

Рисунок 1.4

Формы брака

Какой бы ни была форма брака, важно, чтобы брак был заключен добровольно, по взаимному желанию и согласию обоих будущих супругов. [7]

1.4.3. Условия заключения и расторжения брака

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.

Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака (см. рисунок 1.5. стр. 14).








Рисунок 1.5

Позитивные условия заключения брака.

Достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых, обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака (см. рис. 1.6. стр. 15)

Рисунок 1.5.

Негативные условия заключения брака

Без вышеуказанных условий (негативных и положительных), брак не может быть официально заключен.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. На основании Федерального закона Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния.

Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;

2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;

3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Традиции, нормы поведения, характер отношений, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда. [6]

    1. Семья в современном обществе

Положение семьи служит барометром состояния общества. В современном обществе семья переживает качественные изменения. Они связаны с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному). [9]

      1. Основные факторы, оказывающие влияние на современное состояние семьи и семейные отношения

Остановимся подробнее на сущности тех эволюционных изменений, которые переживает семья в современном обществе. Рассмотрим конкретные примеры этих изменений:

- развитие двух жизненных центров - работы и дома;
- рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;
- снижение престижа и влияния религии;
- сексуальную революцию;
- демократизацию брачно-семейного законодательства.

На мир семьи оказывает влияние целый ряд факторов, идущих от общества. Поэтому не случайно семью часто представляют как ячейку общества. [4]

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи, индустриальному и постиндустриальному – современная. Основные характеристики этих моделей представлены в таблице (см. таб. 1.2.).


Таблица 1.2.

Отличительные особенности семьи в современном обществе


Традиционная семья

Современная семья

1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью

1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида

2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя

2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим

3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной

3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире

4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца

4. Высокая социальная и географическая мобильность

5. Централизованная расширенная семейно-родственная система с доминированием старших

5. Децентрализованная нуклеарная семья

6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи

6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов

7. Патриархальная властная структура семьи

7. Эгалитарная властная структура

8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций

8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности

9. Культура многодетности с жестким табу на предупреждение и прерывание беременности

9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл


Число патриархальных семей в настоящее время сокращается. [1] Традиционные роли, когда женщина ведет домашнее хозяйство и воспитывает детей, а муж является хозяином, собственником и обеспечивает экономическую самостоятельность семьи, меняются. Наблюдается тенденция к установлению равноправия, взаимной ответственности супругов в семье. Развивается семья партнерского типа, в которой возрастает авторитет женщины как личности, матери, жены. Такая семья предполагает совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется при участии всех ее членов. В связи с процессами урбанизации ослабевают связи между родственниками. Разрушается многопоколенная (расширенная, родственная) семья — семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др.), где представители 2—3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт. 

Динамичность современного общества привела к изменениям такого традиционного института, как семья. Важную роль в семейно-брачных отношениях играют тенденции семьи. Тенденции – это более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются по отношению к какому-либо начальному периоду. [9] (см. рис. 1.6.)

Рисунок 1.6.

Тенденции развития современной семьи

Следовательно, выше перечисленные факты способствуют изменению такого института, как институт семьи.


1.3.2. Новые формы семьи брака

Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, которые не намереваются юридически оформлять (или делают это формально) сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения. Альтернативный брак предполагает многовариантность поведения партнеров, возможность появления совместного потомства и заботу о нем, возможность материального содержания одного из супругов другим.

В зависимости от типов инноваций в существующих формальных или неформальных нормах брачных отношений, исследователи выделяют ряд типов альтернативных браков (сожительств). Каждый из них может существовать в чистом виде или объединять признаки нескольких типов одновременно. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды альтернативных браков. (см. рис. 1.7.)

Рисунок 1.7.

Альтернативные формы браков

Серийная моногамия -  основана на стабильной семейной жизни со всеми ее атрибутами, включая супружескую верность, общее хозяйство, бюджет, совместный отдых, поддержание отношений с родителями супругов и т.д. Однако длительные обязательства при этом отсутствуют.

Групповой брак - древнейшая форма брака, при которой все мужчины одного рода или определенной внутриродовой группы могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы.

Гостевой брак - регулярные сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, при которых партнеры не проживают вместе.

Брачный контракт - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Как в странах западной Европы, так и на всем постсоветском пространстве снижается роль зарегистрированного брака, и, соответственно, возрастает роль альтернативных браков. В современном массовом сознании людей существует изрядная путаница понятий и представлений, связанных с понятием самого термина "брак". Современная цивилизация имеет в своем распоряжении немало вариантов альтернативных браков, из которых сегодня можно выбрать тот, который более всего подходит. [1]

    1. Государственная семейная политика в РФ

Государственная семейная политика – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством.
Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи. Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования[9].

В ст. 7 Конституции РФ дано определение России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «государственная поддержка семьи». Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном – минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном – их дополнения и развитие. [2]

1.6.1. Основные принципы семейной политики

Основными принципами семейного права являются те ведущие идеи и положения, которые определяют сущность семейного права, стержень, который объединяет отдельные нормы и институты семейного права в одно целое. Ведущие принципы, как правило, находят свое непосредственное закрепление в соответствующих семейно-правовых нормах, реализуются они также в правоприменительной практике и в процессе реализации лицами своих семейных прав и обязанностей. Определение новых приоритетов развития украинского общества вызвало необходимость переосмысления многих устоявшихся постулатов семейного права. Это нашло отражение и в переориентации основных принципов семейного права, способах и целях правового регулирования семейных отношений.

  • автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;

  • приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;

  • равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;

  • партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;

  • доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;

  • комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;

  • профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Представленные принципы государственной семейной политики требуют дальнейшей научной и методологической разработки, финансирования для ее проведения. [13]

1.7 Семья в демографии

Российскую демографическую науку семья интересует как предусловие воспроизводства населения, как уникальный социальный институт, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом. Поэтому российская демография из всего возможного многообразия семейных структур населения выделяет и изучает только те, которые прямо и непосредственно связаны с воспроизводством населения, чем она резко отличается от демографической науки западных стран .[2]

1.7.1. Демографическая политика российского государства

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачами демографической политики Российской Федерации являются:

1. Улучшения материальных условий жизни с целью повышения репродуктивной активности населения — сюда входит:

  • предоставление семье жилищных субсидий на льготных условиях с частичным их погашением при рождении детей;

  • увеличение размеров пособий, компенсирующих единовременные затраты, связанные с рождением детей;

  • увеличение периода по уходу за ребёнком, входящего в страховой стаж;

2. Пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи, ещё не вступившей в репродуктивный возраст

Второе направление считается приоритетным в демографической политике России, поскольку считается, что «изменение установки к росту потребности в детях может дать несоизмеримо больший результат, чем улучшение условий жизни». [1]

1.8. Молодежь как социальная группа

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа (приблизительно от 16 до 25 лет), отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. [3]

Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Молодежь – это наиболее активная, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами. (см. рис. 1.8.)

Рисунок 1.8.

Социально-психологические качества молодежи

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.







ГЛАВА 2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СЕМЬЕ И БРАКУ


2.1. Основные этапы экспериментального исследования

В соответствии с молодежными представлениями о семье и браке, была поставлена цель: выявить взгляды современной молодежи на понятие «брак» и «семья» и сравнить полученные результаты с результатами анкетирования родителей старшеклассников.

Вышеуказанная цель определила логику и конкретные задачи этапа исследования.

Первой задачей исследования было выявление отношения современной молодежи и взрослых к понятию «семья и брак».

Второй задачей исследования был сравнительный анализ полученных результатов.

2.2. Методы исследования

Проведение анкетирования требует 20-25 минут на проведение. Способ проведения – групповой (данный тест направлен на выявления отношения молодежи и взрослых к семье и браку).

Самым удобным методом исследования в нашей работе оказался метод анкетного опроса. При составлении анкеты были использованы в основном закрытые вопросы текстового типа – респондент должен выбрать один из предложенных вариантов ответа. Анкета содержит 25 вопросов. Все анкеты были заполнены правильно и допущены к анализу.

2.2.1. Количественные результаты

Данный вопросник был опробован на учащихся 9-10-х классов в количестве 30 человек, из них 15 – мальчиков и 15 – девочек. А также, анкетирование было проведено среди 30 взрослых.

В результате анализа анкет были получены следующие данные.

(см. табл. 2.1.,стр.28)


Таблица 2.1.

Результаты анкетирования старшеклассников


Вопрос

Варианты ответов

1

Как вы считаете, нужно ли вступать в законный брак?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

27

90

-

-

3

10

2

Можно ли, проживающих вместе мужчину и женщину, не оформивших союз юридически, называть семьей?

11

37%

17

57%

2

6%

3

Оптимальный возраст для вступления в брак

18-20 лет

20-25 лет

26-30 лет

чел

%

чел

%

чел

%

2

7%

26

86%

2

7%

4

Согласны ли вы с мнением, что семейные отношения продлевают жизнь?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

20

67%

5

16%

5

17%

5

Семейные отношения со временем крепнут?

18

60%

2

7%

10

33%

6

Супружеские отношения приносят больше (отметьте нужное):

радости

проблем


чел

%

чел

%

24

80%

6

20%

7

Кто, по-вашему, должен являться главой семьи?

мужчина

женщина

27

90%

3

10%

8

Согласны ли вы с тем, что в браке можно иметь друзей противоположного пола?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

22

73%

6

20%

2

7%

9

Проранжируйте по значимости качества в семейных отношениях:


Место

1

2

3

4

5

6

7

Верность

23

63

3

7

---

3

---

Любовь

67

17

10

7

---

---

---

Терпение

3

3

17

38

23

13

3

Доброта

---

---

17

24

51

---

7

Доверие

7

17

50

20

3

3

---

Чистоплотность

---

---

3

3

20

37

37

Пунктуальность

---

---

---

---

3

43

53

10

Должны ли супруги проводить отпуск вместе, независимо от «стажа» семейной жизни?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

21

70%

6

20%

3

10%

11

Отметьте семейную концепцию, которую вы выберите для будущей своей семьи:

Ничего не дается легко

Что скажут люди

Аккура-тность – половина жизни

Вер-ность на всю жизнь

Достиже-ния, честность, справе-дливость

17%

---

3%

63%

17%

12

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной

Рождение и воспитание детей


Достижение материального благополучия и высокого жизненного стандарта

Тепло, безопасность, взаимопонимание двух людей


чел

%

чел

%

чел

%

19

63%

4

14%

7

23%



Да

Нет

Затрудняюсь ответить

13

Является ли основным фактором главенствующей позицией в семье – материальная?

чел

%

чел

%

чел

%

7

23%

14

47%

9

30%

14

Обязательно ли проводить свадьбу?

15

50%

12

40%

3

10%

15

Хорошо ли, когда в семье живут несколько поколений (бабушка, дедушка, их дети, дети детей)?

16

53%

11

37%

3

10%

16

Если родители не одобрят выбор будущего супруга, как ты поступишь?

Соглашусь с мнением родителей

Вступлю в брак, вопреки мнению родителей

Затрудняюсь ответить


чел

%

чел

%

чел

%

1

4%

19

63%

10

33%

17

В последнее время много говорят о многоженстве. Как вы к этому относитесь?

Положительно

Отрицательно

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

2

7%

20

66%

8

27%

18

Стоит ли сохранять брак, если у супругов нет взаимопонимания?

1

4%

22

73%

7

23%

19

Гостевой брак. Каково ваше мнение на этот счет?

Положительно

Отрицательно

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

1

4%

21

70%

8

26%

20

Ранний брак возможен?

21

70%

7

23%

2

7%

21

Может ли измена быть причиной для развода?

30

100%

__

__

__

__

22

Проранжируйте предложенные ценности: от наибольшей к наименьшей:

Место

1

2

3

4

Семья

17

8

2

3

Учеба

11

9

7

3

Карьера

1

11

15

3

Развлечения

1

2

6

21



Да

Нет

Затрудняюсь ответить

23

Планируете ли вы в ближайшие 5 лет создать семью?

чел

%

чел

%

чел

%

6

20%

20

66%

4

14%

24

Известно ли вам какая помощь оказывается государством малообеспеченным семьям?

24

80%

4

14%

2

6%

25

Какое количество детей в семье вы считаете оптимальным?

1

ребенок

2

ребенка

3 ребенка

более

чел

%

чел

%

чел

%


1

3%

27

90 %

2

7

---



Как можно проследить по таблице 2.1., в результате анкетирования старшеклассников, были выявлены следующие данные:

  1. 90 % опрошенных респондентов среди молодежи считают, что нужно вступать в законный брак; 10% опрошенных затрудняются ответить. ( см. рис. 2.1.)

Рисунок 2.1.











  1. 57 % респондентов считают, что нельзя называть семьей, проживающих вместе мужчину и женщину, не оформивших союз юридически; 37% считают совместное проживание мужчины и женщины семьей; 6% сомневаются в выборе.(см. рис. 2.2. стр. 30)



Рисунок 2.2.
















  1. Оптимальным периодом для вступления в брак старшеклассники определяют возраст: от 21 до 25 лет (так думают 86 % опрошенных); 7% думают, что оптимальный период для вступления в брак: от 18 до 20; 7% - от 26 до 30 лет.(см. рис. 2.3.)

Рисунок 2.3.













  1. Старшеклассники считают, что семейные отношения продлевают жизнь (67%); 16% отрицают; 7% затрудняются ответить.(см. рис. 2.4.)

Рисунок 2.4.













  1. Старшеклассники считают, что семейные отношения со временем крепнут (60 %); 7% - отрицают; 33% затрудняются в выборе ответа.

( см. рис. 2.5.)

Рисунок 2.5.












  1. Опрошенные респонденты считают, что семейные отношения приносят больше радости (80%), чем проблем (20 %). (см. рис. 2.6.)

Рисунок 2.6.











  1. Большинство опрошенных старшеклассников (90%) считают, что главой семьи должен быть мужчина, (10%) считают, что женщина.

(см. рис. 2.7.)

Рисунок 2.7.














  1. Старшеклассники считают, что в браке можно иметь друзей противоположного пола (73%), 20% - против; 7% затрудняются ответить.

( см. рис. 2.8.)

Рисунок 2.8.












  1. По значимости качеств семейной жизни большинство старшеклассников считают, что на первом месте стоит любовь (67 %), на втором – верность (63%), на третьем – доверие (53 %), на четвертом месте стоит терпение (36%), на пятом – доброта (54%), на шестом месте стоит чистоплотность (36%) и на седьмом месте – пунктуальность (44%).

(см. рис. 2.9.)










Рисунок 2.9.

  1. 70% опрошенных считают, что супруги должны проводить отпуск совместно, независимо от «стажа» семейной жизни; 20% - отрицают данный факт и 10% затрудняются с выбором ответа. (см. рис. 2.10.)

Рисунок 2.10.











  1. Большинство опрошенных старшеклассников выбрали семейную концепцию для будущей семьи – «Верность на всю жизнь» (64%), 16% - «Ничего не дается легко», 16% - «Достижения, честность, справедливость» и 4% - «Аккуратность – половина жизни». (см. рис. 2.11.)


Рисунок 2.11

  1. Старшеклассники считают, что рождение и воспитание детей является наиболее существенной целью в браке (63%), 23% считают наиболее существенную цель в браке - тепло, безопасность, взаимопонимание двух людей и 14% - достижение материального благополучия и высокого жизненного стандарта. (см. рис. 2.12.)

Рисунок 2.12.












  1. Большинство респондентов не считают, что основным фактором главенствующей позицией в семье является – материальная (47%), 23% считают, что главенствующая позиция в семье – материальная; 30% затрудняются ответить. (см. рис. 2.13.)

Рисунок 2.13.












  1. Половина опрошенных старшеклассников (50%) считают, что необходимо проводить свадьбу, 40% отрицают и 10% затрудняются ответить.

( см. рис. 2.14)

Рисунок 2.14.










  1. Старшеклассники считают хорошим фактором, когда в семье живут несколько поколений (53%), 37% не согласны с этим и 10% затрудняются ответить. (см.рис. 2.15.)

Рисунок 2.15.











  1. 63% опрошенных считают, что вступят в брак, даже если родители не одобрят выбор будущего супруга, 4% согласятся с мнением родителей, 33% затрудняются в выборе ответа. (см. рис. 2.16.)

Рисунок 2.16.











  1. Старшеклассники отрицательно относятся к многоженству (66%), 7% - положительно и 27% затрудняются ответить. (см. рис. 2.17. стр. 38)

Рисунок 2.17.












  1. Стоит ли сохранять брак, если у супругов нет взаимопонимания?

(см.рис. 2.18.)

Рисунок 2.18.












  1. 73% опрошенных считают, что брак не стоит сохранять, если у супругов нет взаимопонимания. 4% считают, что стоит брак сохранять; 23% затрудняются в ответе. (см.рис. 2.19. стр. 39)


Рисунок 2.19.











  1. Большинство опрошенных (70%) отрицательно относятся в гостевому браку, 4% относятся положительно и 26% затрудняются ответить.

(см. рис. 2.20)

Рисунок 2.20.












  1. Старшеклассники считают, что ранний брак возможен (70%), 23% отрицают такую возможность для себя и 7% затрудняются ответить. (см.рис. 2.21., стр. 40)


Рисунок 2.21.












  1. 100% опрошенных считают, что измена может стать причиной для развода. (см. рис. 2.22.)

Рисунок 2.22.
















  1. Большинство опрошенных ставят на 1-е место семью (56%), на 2-е место – учеба (36%), на 3-е место – карьера (50%) и на 4-е место – развлечение (70%). (см. рис. 2.23., стр. 41)


Рисунок 2.23.



  1. 66% опрошенных не планируют заводить семью в ближайшие 5 лет, 20% - планируют и 14% затрудняются ответить. (см. рис. 2.24.)

Рисунок 2.24.











  1. Большинство опрошенных считают, что самое оптимальное количество детей в семье – 2 ребенка (90%), 4% - 1ребенок и 7% - 3 ребенка.

( см. рис. 2.25., стр. 42)





Рисунок 2.25.












  1. 80% респондентам известно, какая помощь оказывается малообеспеченным семьям, 14% - неизвестно, 6% затрудняются ответить.

(см. рис. 2.26.)

Рисунок 2.26.











В результате анкетирования можно сделать следующие выводы:

  1. Старшеклассники относятся к понятию «семья и брак» положительно. Они считают, что необходимо заключать юридически оформленный брак.

  2. Большинство опрошенных считают, что могут не согласовывать свой выбор партнера при вступлении в брак с мнением родителей.

  3. При ранжировании качеств, необходимых для построения семьи, такое качество, как терпение, старшеклассники поставили на четвертое место, считая, что семья может строиться, в основном, на любви, верности и доверии.

  4. Основной концепцией для построения семьи молодежь выбрала «Верность на всю жизнь».

Результаты анкетирования взрослых

Таблица 2.2.

Вопрос

Варианты ответов

1

Как вы считаете, нужно ли вступать в законный брак?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

30

100%

-

-

-

-

2

Можно ли, проживающих вместе мужчину и женщину, не оформивших союз юридически, называть семьей?

12

40%

16

54%

2

6%

3

Оптимальный возраст для вступления в брак

18-20 лет

20-25 лет

26-30 лет

чел

%

чел

%

чел

%

2

7%

20

80%

8

13%

4

Согласны ли вы с мнением, что семейные отношения продлевают жизнь?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

22

73%

2

7%

6

20%

5

Семейные отношения со временем крепнут?

18

60%

2

7%

10

33%

6

Супружеские отношения приносят больше (отметьте нужное):

радости

проблем


чел

%

чел

%

24

80%

6

20%

7

Кто, по-вашему, должен являться главой семьи?

мужчина

женщина

26

87%

6

20%

8

Согласны ли вы с тем, что в браке можно иметь друзей противоположного пола?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

19

64%

4

13%

7

23%

9

Проранжируйте по значимости качества в семейных отношениях:


Место

1

2

3

4

5

6

7

Верность

10

57

20

10

---

3

---

Любовь

80

10

3

---

3

---

3

Терпение

---

30

37

17

10

3

3

Доброта

---

---

26

17

57

---

---

Доверие

10

3

13

46

20

---

43

Чистоплотность

---

---

---

---

10

87

3

Пунктуальность

---

---

---

10

---

7

48

10

Должны ли супруги проводить отпуск вместе, независимо от «стажа» семейной жизни?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

22

74%

4

13%

4

13%

11

Отметьте семейную концепцию, которую вы выберите для будущей своей семьи:

Ничего не дается легко

Что скажут люди

Аккура-тность – половина жизни

Вер-ность на всю жизнь

Достиже-ния, честность, справе-дливость

40%

---

---

17%

43%

12

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной

Рождение и воспитание детей


Достижение материального благополучия и высокого жизненного стандарта

Тепло, безопасность, взаимопо-нимание двух людей


чел

%

чел

%

чел

%

19

64%

---

---

11

36%



Да

Нет

Затрудняюсь ответить

13

Является ли основным фактором главенствующей позицией в семье – материальная?

чел

%

чел

%

чел

%

8

30%

17

57%

4

13%

14

Обязательно ли проводить свадьбу?

16

54%

14

46%

---

---

15

Хорошо ли, когда в семье живут несколько поколений (бабушка, дедушка, их дети, дети детей)?

6

20%

22

74%

4

13%

16

Если родители не одобрят выбор будущего супруга, как ты поступишь?

Соглашусь с мнением родителей

Вступлю в брак, вопреки мнению родителей

Затрудняюсь ответить


чел

%

чел

%

чел

%

2

7%

17

56%

11

37%

17

В последнее время много говорят о многоженстве. Как вы к этому относитесь?

Положительно

Отрицательно

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

---

---

30

100%

---

---

18

Стоит ли сохранять брак, если у супругов нет взаимопонимания?

---

---

30

100%

---

---

19

Гостевой брак. Каково ваше мнение на этот счет?

Положительно

Отрицательно

Затрудняюсь ответить

чел

%

чел

%

чел

%

---

---

30

100%

---

---

20

Ранний брак возможен?

19

64%

9

30%

2

7%

21

Может ли измена быть причиной для развода?

---

---

30

100%

---

---

22

Проранжируйте предложенные ценности: от наибольшей к наименьшей:

Место

1

2

3

4

Семья

22

6

2

---

Учеба

6

17

7

---

Карьера

2

11

16

1

Развлечения

---

---

---

30



Да

Нет

Затрудняюсь ответить

23

Планируете ли вы в ближайшие 5 лет создать семью?

чел

%

чел

%

чел

%

---

---

---

---

---

---

25

Известно ли вам какая помощь оказывается государством малообеспеченным семьям?

20

67%

6

20%

4

13%

24

Какое количество детей в семье вы считаете оптимальным?

1

ребенок

2

ребенка

3 ребенка

более

чел

%

чел

%

чел

%


1

3%

26

87 %

3

10%

---


Как можно проследить по таблице 2.2., в результате анкетирования взрослых, были выявлены следующие данные:

Вопрос № 9: по значимости качеств семейной жизни большинство взрослых считают, что на первом месте стоит любовь (80 %), на втором – верность (57%), на третьем – терпение (37 %), на четвертом месте стоит - доверие (46%), на пятом – доброта (57%), на шестом месте стоит чистоплотность (87%) и на седьмом месте – пунктуальность (43%). (см. рисунок 2.27.)










Рисунок 2.27.

  1. Большинство опрошенных взрослых выбрали семейную концепцию для будущей семьи – «Достижения, честность, справедливость» (43%) , 40% - «Ничего не дается легко», 17% - «Верность на всю жизнь». (см. рис. 2.28)

Рисунок 2.28

12) Взрослые считают, что рождение и воспитание детей является наиболее существенной целью в браке (64%), 36% считают наиболее существенную цель в браке - тепло, безопасность, взаимопонимание двух людей. (см. рис. 2.29)




Рисунок 2.29.


















16) 56% опрошенных взрослых считают, что вступят в брак, даже если родители не одобрят выбор будущего супруга, 7% согласятся с мнением родителей, 37% затрудняются в выборе ответа. (см. рис. 2.30.)

Рисунок 2.30.
















В результате анкетирования взрослых можно сделать следующие выводы:

  1. Взрослые относятся к понятию «семья и брак» положительно. Они считают, что необходимо заключать юридически оформленный брак.

  2. Большинство опрошенных считают, что могут не согласовывать свой выбор партнера при вступлении в брак с мнением родителей.

  3. При ранжировании качеств, необходимых для построения семьи, такое качество, как терпение, взрослые поставили на третье место.

  4. Основной концепцией для построения семьи взрослые выбрали «Достижение, честность, справедливость».


2.3.Сравнительный анализ


Для получения общих результатов и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования был проведен сравнительный анализ между полученными показателями отношения молодежи к семье и браку (табл. 2.1.) и взрослых. (табл. 2.2.)

Вопрос № 9: проранжируйте по значимости качества в семейных отношениях. (см. рис. 2.31., рис. 2.32.)


Ответ старшеклассников

Рисунок 2.3.1.






Ответ взрослых

Рисунок 2.3.2.

Сравнительный анализ показал, что мнение молодежи и взрослых совпало в определении значимости качеств семейной жизни, где на первом месте - любовь, а на втором – верность. Но, такое качество, как терпение взрослые считают более важным, поставив его на третье место. А у старшеклассников на третьем месте – доверие.

Вопрос № 11: Отметьте семейную концепцию, которую вы выберите для будущей своей семьи. (см. рис. 2.3.3., рис. 2.3.4.)

Ответ старшеклассников

Рисунок 2.3.3.




Ответ взрослых

Рисунок 2.3.4.


Мнение о выборе семейной концепции у взрослых и старшеклассников разделилось. Взрослые считают главной семейную концепцию для будущей семьи – «Достижения, честность, справедливость» (43%). А старшеклассники выбрали семейную концепцию для будущей семьи – «Верность на всю жизнь» (64%).

Вопрос № 12: Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной?

( см. рис. 2.3.5., рис. 2.3.6.)

Ответы старшеклассников

Рисунок 2.3.5.



Ответы взрослых

Рисунок 2.3.6.

И взрослые, и старшеклассники одинаково считают, что рождение и воспитание детей является наиболее существенной целью в браке. Но старшеклассники в отличие от взрослых, определили приоритетной целью в браке - достижение материального благополучия и высокого жизненного стандарта (14%). А взрослые эту цель не выделили вообще.

Вывод: В результате анализа полученных данных подтверждается выдвинутая гипотеза о неосведомленности молодежи в вопросах брака, т.к. большинство опрошенных полагается лишь на силу чувств.


ВЫВОДЫ


Сегодня наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных перемен, семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

Многочисленные исследования подтвердили предположения о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни, а именно:  социально-нравственной, мотивационной, психологической и педагогической готовности молодых людей к семейной жизни. У старшеклассников такой готовности, исходя из результатов опроса, не наблюдается.

При анализе и сопоставлении полученных показателей было выявлено, что старшеклассники, так же как и взрослые (их родители), по значимости качеств поставили на первое место любовь, а на второе – верность. Но старшеклассники на третье место поставили доверие, тогда как взрослые отметили, что в семейных отношениях важнее такое качество, как терпение. Старшеклассники выбирают семейную концепцию «Верность на всю жизнь», а взрослые, наоборот, считают наиболее подходящей семейной концепцией «Достижения, честность, справедливость».

Эти данные подтверждают выдвинутую гипотезу нашего исследования о том, что общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака и они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

После анализа изложенного теоретического материала и сравнения данных, полученных в результате практического исследования, можно сделать вывод, что на этапе подготовки молодежи к семейной жизни можно выделить ряд факторов, влияющих на эмоционально-личностные установки молодежи. И одним из таких факторов, оказывающим влияние на формирование взглядов и эмоционально-личностных установок молодого человека, является родительская семья, которая закладывает основы формирования супружеских ориентаций. Поэтому важно, на наш взгляд, проводить соответствующую работу по формированию личностных установок на институт брака и семьи не только со старшеклассниками, но и с семьями в целом учащихся старших классов.




РЕКОМЕНДАЦИИ


Исходя из вышесказанного, мы предлагаем для учителей, работающих со старшеклассниками, ряд рекомендаций, которые можно применить в работе с учащимися старших классов для формирования жизненных предпочтений, повышения личностной ответственности при вступлении в брак.

Рекомендации – проектный продукт:

  1. Вести среди старшеклассников просветительскую работу по вопросам семьи и брака.

  2. Проводить по данной проблеме дискуссии, круглые столы и другие дополнительные формы работы для старшеклассников и их родителей.

  3. Проводить со старшеклассниками «День семьи», в рамках которого они приобретали бы знания и навыки на теоретическом и практическом уровнях.

  4. Приглашать психологов и психотерапевтов по проблемам семьи и брака для лекционных занятий со старшеклассниками.

  5. Проводить психологические практикумы для старшеклассников для применения полученных знаний.

Таким образом, эти формы работы, на наш взгляд, помогут подготовить молодых людей к семейной жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи. Поэтому необходима подготовка молодежи к семейно-брачным отношениям для того, чтобы в дальнейшем молодые люди могли быть уверенными при построении своей семьи.

Я думаю, что нам удалось выполнить поставленные цели и задачи. Мы раскрыли понятия «семья», «брак» и «молодежь». В исследовательском этапе нашей работы мы выявили взгляды молодежи на семейно-брачные отношения, а затем сравнили полученные результаты по анкетированию старшеклассников со взглядами взрослых на эту проблему. В результате исследования мы получили проектный продукт в виде рекомендаций, следование которым, думаем, сможет повлиять на формирование жизненных предпочтений молодых людей и повышение их личностной ответственности при вступлении в брак.










БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Агеносов В.В., Амелькин А.О. Современная школьная энциклопедия/ Москва/ Просвещение, 2009 - 815 стр.

  2. Баранов П.А. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ Москва/ Просвещение, 2014 – 542 стр.

  3. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F)

  4. Знаток права (http://www.znatokprava.ru/95-semya-kak-socialnyy-institut.html )

  5. Молодежный форум «Профессиональный рост» (http://edu.glavsprav.ru/info/semya-kak-socialnyj-institu)

  6. Обществознание (http://humanitar.ru/page/ch7_14)

  7. Психология плюс (http://psypp.ru/art01/alternative-marriages.php )

  8. Социология ( http://sociologik.ru/semjya )

  9. Современное общество (http://obshectvo.ru/semya/76-semya-v-sovremennom-obshhestve.html )

  10. Социальная работа (http://soc-work.ru/article/747)

  11. Студенческий портал (http://nuru.ru/socio/053.htm)

  12. Энциклопедия молодой семьи (http://bibliotekar.ru/enc-Semya/2.htm)

  13. Tareber (http://works.tarefer.ru/74/100576/index.html)





Просмотр содержимого презентации
«Взгляды старшеклассников на семейно-брачные отношения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Новосысоевка Яковлевский район Приморский край  Автор: Баранова Анастасия, учащаяся 9 класса Научный руководитель: Вохмякова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Новосысоевка

Яковлевский район Приморский край

Автор: Баранова Анастасия, учащаяся 9 класса

Научный руководитель: Вохмякова Наталья Владимировна,

учитель истории и обществознания

Проблема:  Низкий  уровень информированности старшеклассников о функциях института семьи и брака.

Проблема:

Низкий уровень информированности старшеклассников о функциях института семьи и брака.

Цель исследования:

Цель исследования:

  • Выявить и сравнить взгляды учащихся 9-11 классов и взрослых людей на семью и брак.
Объект исследования: Учащиеся 9-11 классов; взрослые люди.

Объект исследования:

  • Учащиеся 9-11 классов; взрослые люди.

Предмет исследования:

Предмет исследования:

  • Взгляды старшеклассников и взрослых на семью и брак.
Гипотеза:  Базируется на предположении о том, что современная молодежь не освеодмлена в вопросах функций брака и семьи и вступают в брак только на основе личностно-эмоциональных установок, что может являться одной из причин разводов.

Гипотеза:

Базируется на предположении о том, что современная молодежь не освеодмлена в вопросах функций брака и семьи и вступают в брак только на основе личностно-эмоциональных установок, что может являться одной из причин разводов.

Задачи исследования: 1. Изучение и анализ литературы. 2. Провести анкетирование среди старшеклассников. 3. Провести анкетирование среди людей зрелого возраста.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ литературы.

2. Провести анкетирование среди старшеклассников.

3. Провести анкетирование среди людей зрелого возраста.

Задачи исследования: 4. Провести анализ и сравнение полученных данных с целью выявления приоритетов старшеклассников и взрослых в отношении семьи и брака. 5. Определить основные пути решения проблемы подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.

Задачи исследования:

4. Провести анализ и сравнение полученных данных с целью выявления приоритетов старшеклассников и взрослых в отношении семьи и брака.

5. Определить основные пути решения проблемы подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.

Методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ изученной литературы 2. Составление вопросника и проведение анкетирования

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ изученной литературы

2. Составление вопросника и проведение анкетирования

Методы исследования: 3. Методы первичной и вторичной статистической обработки результатов 4. Применение способов табличного и графического представления результатов анкетирования

Методы исследования:

3. Методы первичной и вторичной статистической обработки результатов

4. Применение способов табличного и графического представления результатов анкетирования

Этапы работы над проектом: 1. Изучение литературы по данной теме. 2. Разработка плана проведения исследования. Разработка вопросника. Проведение анкетирования. Обработка полученных данных. Проверка гипотезы. 3. Итог – проектный продукт: рекомендации.

Этапы работы над проектом:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Разработка плана проведения исследования. Разработка вопросника. Проведение анкетирования. Обработка полученных данных. Проверка гипотезы.

3. Итог – проектный продукт: рекомендации.

Практическая значимость работы:  1. Выявить взгляды учащихся 9-11 классов на понятия «семья» и «брак».  2. Сформулировать рекомендации для педагогов, работающих с молодежью.

Практическая значимость работы:

1. Выявить взгляды учащихся 9-11 классов на понятия «семья» и «брак».

2. Сформулировать рекомендации для педагогов, работающих с молодежью.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Новосысоевка  Яковлевский район Приморский  край  Учащиеся 9-11х классов в количестве 30 человек в возрасте от 15 до 18 лет, а также их родители.

База исследования:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Новосысоевка

Яковлевский район Приморский край

Учащиеся 9-11х классов в количестве 30 человек в возрасте от 15 до 18 лет, а также их родители.

Глава 1. Семья и брак как социальные институты общества

Глава 1. Семья и брак как социальные институты общества

Что такое семья?

Что такое семья?

  • Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей .
Семья как малая группа Относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты и т.п.), что приводит к возникновению эмоциональных связей, а так же специфических межличностных ценностей и норм.

Семья как малая группа

Относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты и т.п.), что приводит к возникновению эмоциональных связей, а так же специфических межличностных ценностей и норм.

Семья как социальный институт  Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Семья как социальный институт

Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Брак Семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств, брак требует соответствующего оформления (регистрации).

Брак

Семейный союз мужчины и женщины, порождающий и права, и обязанности по отношению друг к другу и детям. В большинстве современных государств, брак требует соответствующего оформления (регистрации).

Молодежь Особая социально-возрастная группа (приблизительно от 16 до 25 лет), отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Молодежь

Особая социально-возрастная группа (приблизительно от 16 до 25 лет), отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Глава 2. Экспериментальное исследование отношения молодежи к семье и браку

Глава 2. Экспериментальное исследование отношения молодежи к семье и браку

Проранжируйте по значимости качества в семейных отношениях: Ответ старшеклассников

Проранжируйте по значимости качества в семейных отношениях:

Ответ старшеклассников

Отметьте семейную концепцию, которую вы выберите для будущей своей семьи: Ответ старшеклассников

Отметьте семейную концепцию, которую вы выберите для будущей своей семьи:

Ответ старшеклассников

Проранжируйте по значимости качества в семейных отношениях: Ответ взрослых

Проранжируйте по значимости качества в семейных отношениях:

Ответ взрослых

Отметьте семейную концепцию, которую вы выберите для будущей своей семьи: Ответ взрослых

Отметьте семейную концепцию, которую вы выберите для будущей своей семьи:

Ответ взрослых

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной? Ответ старшеклассников

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной?

Ответ старшеклассников

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной? Ответ взрослых

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной?

Ответ взрослых

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной? Ответ старшеклассников

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной?

Ответ старшеклассников

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной? Ответ взрослых

Какую цель в браке вы считаете наиболее существенной?

Ответ взрослых

Выводы:

Выводы:

Выводы:

Выводы:

Выводы:

Выводы:

Рекомендации:

Рекомендации:

Рекомендации:

Рекомендации:

Рекомендации:

Рекомендации:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Вохмякова Наталья Владимировна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249393


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства