kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Ислам и православие - связующие нити"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Ислам и православие -  связующие нити" носит практико-ориентированный характер,  в рамках проекта был создан видеоролик содержащий призыв к миру и толерантному отношению к представителям разных религий. Цель проекта - доказать общность двух религий- ислама и привославия, указав единые исторические артефакты.

Просмотр содержимого документа
«исследовательский проект "Ислам и православие - связующие нити" »





Богословская конференция детей и юношества в честь

святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»











Ислам и христианство – связующие нити







Исполнитель: Либухова Анна,

ученица 10-а класса, МАОУ «СОШ №10»

Руководитель: Тетерина Е.Ю.,

заместитель директора по УВР

МАОУ «СОШ №10»

89126347034











Ревда,

2015 г.


Содержание


Введение ……………………………………………………………………………..3

I. Исторические предпосылки………………………………………………....……5

    1. Вера – это оружие против неверных?.................................................................11

  1. Анализ общественного мнения…………………………………………….14

  2. Ислам и христианство – связующие нити……………………..………….19

Заключение…………………………………………………………….……25

Список литературы…………………………………………………………26























Введение


Все больше в мире людей начинают задумываться в поисках ответа на вопросы: насколько важно вероисповедание в жизни человека, можно ли сказать кто лучше – мусульмане или православные? Есть ли вина веры в Бога в бесконечных международных конфликтах, которые возникают то в одной стране, то в другой? Есть ли угроза миру от ислама или православия? Подогревают интерес к религиям и СМИ. Мы ежедневно слышим с экранов телевизоров: исламисты, неверные, исламское государство, религиозная война и т.д.

Многие считают себя верующими людьми, но при откровенном разговоре оказывается, что не знают простейших заповедей, не могут сказать, чем для них является вера. Надеются – если верят, то все будет хорошо, во многих житейских вопросах Бог поможет, даже и в материальных. Однако, на деле оказывается, что вера дана людям не случайно, осознание себя зависимым от чего-то высшего приходит не сразу и не всем. Оказывается, вера может спасти человека в страшных жизненных ситуациях, не секрет, что многие тяжелобольные люди излечивались именно веря. Наверно, вера может спасти людей от войн?

В современном мире существуют сложные, зачастую противоречивые, конфликтные внутри конфессиональные и межконфессиональные взаимоотношения между людьми разных вероисповеданий. О таких экстремистских и радикальных угрозах, подвергающих к колоссальным рискам людей, свидетельствуют СМИ. Каждый день мы слышим о терроризме, войнах, кровопролитиях. Одним из примеров является теракт во Франции, который был совершен исламистами в связи с написанием карикатуры на пророка. Все чаще слышим об остром положении исламских государств, граждане которых пытаются яро отстоять свою свободу и образовать свободное исламское государство. Но главной темой обсуждения является Украина. События на Украине свидетельствуют о разломе православной церкви, разделение которой произошло не по воле общества, а из-за разлада меж политических отношений между государствами. С каждым новым выпуском новостей мы можем наблюдать ухудшение во взаимоотношениях людей двух религий, таких как ислам и христианство. Эта проблема остра и актуальна для общества, для политической стороны жизни государств, всех народов и на сегодняшний день.

Потому целью моей работы стало доказать общность двух религий – ислама и христианства, убедить всех верующих, что вера –это основа мира, а не войны.

Для достижения цели мне предстоит решить некоторые задачи:

  • Анализ литературных источников об истоках религиоведения

  • Сопоставление данных для определения связующих нитей двух религий

  • Опрос респондентов с целью определения общественного мнения о значении вероисповедания в современном мире

  • Создание социального видеоролика «Вера во имя мира»




























  1. Исторические предпосылки


Древнему человеку, в отличие от современного, было очень трудно постичь суть происходящих природных явлений. Не зная природы многих явлений и событий, древний человек мог их воспринимать по большей части эмоционально, нежели разумно. Как и современные люди, древний человек мог стать свидетелем таких причудливых природных явлений как северное сияние, молния, шаровая молния, падение комет и метеоритов, кучевые облака, напоминающие лица или силуэты людей и животных, причудливые ландшафты, формы камней, скал, крон деревьев и т.п. Также древний человек мог видеть сны, заболеть и увидеть или услышать галлюцинацию. Во сне или бреду древний человек мог увидеть давно умершего родственника или фантастических существ. Всё это вызывало у древнего человека удивление, недоумение и страх. Но имея лишь примитивные поверхностные знания о природе, о мире и о своём организме, древний человек не мог как-то логически объяснить происходящее с ним. Поэтому у древних людей стало формироваться представление о параллельном с ними сосуществовании мира духов, душ умерших, фантастических существ, богов. И это стало основой для возникновения и дальнейшего развития идеи наличия души и, в дальнейшем, других религиозных идей.

Так появились три основные религии:

  1. Ислам (молодая религия)

  2. Христианство

  3. Буддизм (самая древняя религия)

Христиа́нство (от греч. Χριστός - «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство - самая крупная мировая религия, как по численности приверженцев, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Наиболее крупные течения в христианстве — православие, католицизм и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

Исла́м (араб. الإسلام‎‎ [al-ɪsˈlæːm]) — монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение».  В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху. Возникла религия в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман.

Ислам — сравнительно молодая религия. В доисламские времена на Аравийском полуострове у каждого племени было своё божество, арабы были язычниками, поклонялись духам предков, имели место астральные культы, а также фетишизм (поклонение деревьям, скалам, камням) и тотемизм (племя льва, лисицы, волка; культы быка и барана). Поскольку отсутствовало сообщество жрецов, то каждый язычник самостоятельно совершал жертвенные ритуалы. В то же время были хранители священных мест, являвшиеся влиятельными представителями единого рода, в чьих руках находилось решение насущных вопросов жизни племён и племенных объединений. Исторически с началом III века основным центром экономической и религиозной жизни арабов стала Мекка, область которой почиталась заповедной, где нельзя было убивать и оскорблять.

В России сосуществование и взаимодействие двух мировых религий - ислама и христианства - имеет давние традиции. История знает как нетерпимые, конфликтные отношения, так и диалог, сотрудничество, взаимную поддержку между ними. Знание прошлого необходимо, чтобы в настоящем не допускать ошибок, конфликтов, сохранять лучшие традиции, основанные на взаимном сотрудничестве и в отстаивании общих интересов, касающихся их мирного сосуществования и сотрудничества в едином государстве. Представители ислама и христианства известны своими патриотическими проявлениями, что особо проявлялось при защите общего Отечества от иноземных захватчиков. Это должно сохранять постоянный патриотический, а в целом социо-культурный диалог между верующими. В истории можно найти немало негативных страниц, конфликтных сюжетов во взаимоотношениях между разными культурами и цивилизациями.

На сегодняшний день существует такое понятие как «исламофобия» - страх перед проповедующими ислам. Откуда он? Исламофобы утверждают, что Ислам по свой сути есть террористическая религия. А доказательства? Ну, ведь почти каждый теракт – исламский, утверждают они. К сожалению для них, это неправда. Скорее – процентов 6. По такой логике ультраправым нужно сделать вывод, что почти все теракты совершаются латиноамериканцами (или евреями). Но как они осмелятся такое заявить, ведь это будет политическое и социальное самоубийство. Большинство американцев закроют тему, назвав ее узколобой, и все же об Исламе подобные заявления продолжают звучать без каких-либо последствий.

Исламофобы живут в мире фантазий, где все, якобы, чересчур «политкорректны», чтобы критиковать Ислам и мусульман. И все же, реальность полностью противоположна – можно сказать против полумесяца все что угодно, и обойтись без последствий.

Мораль сей истории такова, что людям следует вести себя спокойно, когда дело касается «исламского терроризма». Праворадикалы всегда живут в смертельном страхе – или же пытаются заставить вас жить в нем. На самом деле, Памела Геллер (королева интернет-исламофобии) заявила буквально, что ее миссия заключается в том, чтобы «запугать вас до чертиков». Никто не говорит, что «исламский» терроризм не является предметом озабоченности, но это явление грубейшим образом преувеличивают.

Данные, собранные Европолом, подкрепляют эти аргументы. Европол публикует ежегодный отчет под названием «Состояние и тенденции терроризма в ЕС». На их официальном сайте можно посмотреть отчеты за 2007, 2008 и 2009 гг.


Диаграмма терактов, совершённых в США с 1980 по 2005 год, по официальным данным ФБР.









Так существует ли «исламская угроза»? На этот вопрос ответил Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (в миру Василий Захарович Иким) на форуме православных верующих (www. memoriam. ru.), важно отметить, что этот человек очень близок к исламу, являясь служителем церкви в среднеазиатских регионах России.

«- …Как православный архиерей, я не имею права и не собираюсь рассуждать о внутриисламских проблемах. Но мне выпало служение в странах, где большинство исповедует Ислам. Я живу рядом с мусульманами, почти ежедневно общаюсь с ними, и потому почел своим долгом постараться понять их веру. Смею полагать, что разбираюсь в Исламе лучше, чем те, кто дерзает судить об этой мировой религии издалека, зачастую распространяя заблуждения и предубеждения.

У нас с мусульманами разная вера, однако, любая клевета, в том числе и на Ислам, является смертоносным грехом, который может привести к тяжким и даже кровавым последствиям. Время от времени то в одном, то в другом источнике проходит как бы предупреждающая информация, что мондиалистские круги планируют глобальное ведущее к взаимоистреблению столкновение православного и мусульманского миров.

Еще десять лет назад к подобным утверждениям можно было относиться как к беспочвенным слухам. Теперь же этот зловещий сценарий начинает проявляться в своей ужасающей полноте. Даже Президент РФ В. В. Путин однажды заметил: «Судьба России обсуждалась на совещании в Пакистане». (От себя добавлю: там же «решалась» и судьба Центральной Азии.)

Со страниц западных изданий в российские средства массовой информации уже давно перекочевал тезис об «исламской угрозе». Между тем необходимо отличать вероучение от его извращений, от каковых не застрахована никакая религия. И угроза, о которой пойдет речь, не менее опасна для Ислама и мусульманских народов, чем для Православия и народов славянских.

В общественном сознании Запада, да и России бытует представление о мусульманском мире как о рассаднике терроризма, фанатизма, национального экстремизма, наркобизнеса. На самом же деле все эти явления чужды и враждебны основам мусульманского вероучения (тому самому чистому Исламу, о «возвращении» к которому кричат его извратители).

ТЕРРОРИЗМ совершенно абсурдно считать специфически мусульманским явлением. Это преступный метод политической борьбы известен с древнейших времен: убийство императора Юлия Цезаря древнеримскими республиканцами — античный пример теракта.

В новой и новейшей истории террор приобрел особо злодейский характер — появились взрывчатые вещества, при применении которых неминуемы «побочные» жертвы — невинные люди, не имевшие к политике никакого отношения.
Хуже того: террористы начали сознательно убивать невинных, с целью запугать общество. Во второй половине XIX века революционеры-«бомбисты» повергали в ужас Россию, минируя здания, взрывая бомбы на улицах и площадях. Столетие спустя тот же кошмар повторился в Западной Европе, где свирепствовали и «красные бригады», и многие им подобные. Террор взяли на вооружение и некоторые национальные движения: Ирландская республиканская армия, баскские сепаратисты, например. Однако ни российские чернопередельцы, народовольцы и эсеры, ни «краснобригадники», ни национал-боевики мусульманами не были.

Именно террором, похищением и убийством английских солдат боевики «Иргун цвей леуми» понудили британские войска покинуть Палестину: так было положено начало созданию государства Израиль. И шло оно под лозунгами иудаизма. Впрочем, от такого довода вряд ли стало бы легче палестинским арабам, вытесняемым с земли, которую они на протяжении полутора тысячелетий считали своей родиной, и арабским странам, у которых израильтяне принялись отвоевывать территории.

Израиль опирался на финансовое и военное могущество Запада: для сопротивления такой мощи у арабов не было сил. И тогда они тоже переняли методику вражеского «Иргуна» — террор. Это был акт отчаяния, обреченный на провал. Акт преступный, явно противоречащий мусульманской вере. Что, впрочем, не помешало его инициаторам усугубить преступление организацией в исламских странах подготовки террористов-профессионалов, «солдат удачи» или «диких гусей».

Причины появления греха и преступления можно понять. Но оправдать зло нельзя ничем. Из Ветхого Завета перешла в христианство строжайшая заповедь: Не убий. Еще более грозно звучат в Коране слова: Кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех. (Этот аят цитировал недавно муфтий мусульман России Равиль Гайнутдин, разоблачая антиисламскую сущность бандитизма в Чечне.) В этом изречении Ислам демонстрирует полное понимание того, что в очах Всевышнего каждая человеческая душа дороже всей материальной вселенной, и потому нет преступления страшнее, чем убийство невинного. Террорист, убийца невинных мусульманином быть не может. И когда он действует под исламскими лозунгами, он клевещет на мусульманство.

Видный арабский лидер аль-Газали клеймил подобных деятелей, как «разбойников с большой дороги, нападающих на людей во имя религии». Ту неприязнь, которую мусульманский мир питал к Западу в связи с ближневосточным конфликтом, Запад пытался канализировать в сторону православных народов. Те же СМИ, которые кричали об «исламской угрозе», совсем недавно поддерживали сепаратизм чеченцев и албанцев-косоваров, направленный против России и Сербии. И можем ли мы не вспомнить, что именно на западных дрожжах в Афганистане взошло движение Талибан.

Наша надежда на то, что и православный, и мусульманский миры сумеют вовремя понять, в какую бездну их толкают.

ФАНАТИЗМ есть искажение сознания верующих, порожденное религиозным невежеством. Сегодня не только в мусульманстве, но практически в каждой религии появились фанатики, следующие не вероучению, а измышлениям самозваных «вождей». Ведь только невежда, не понимающий сути Ислама, может служить организациям, занимающимся такими гнуснейшими с точки зрения мусульманства делами, как терроризм или наркобизнес; служить, и при этом еще думать, что этим совершает некий мусульманский подвиг.

Разжиганием же фанатизма занимается тот, кто рвется к власти, кто ради корысти легко способен использовать в своих темных целях слепую ярость обманутых невежд, не ведающих, что политические или своекорыстные спекуляции на религии — это страшное оскорбления Божества.

НАЦИОНАЛИЗМ был изжит Исламом еще на ранней заре его собственного существования. Движение мурджиитов преодолело претензии арабов, в среде которых возник Ислам, на особую роль в мусульманском мире. Как в христианстве нет ни еллина, ни иудея, так и в мусульманстве равноправны араб и тюрк, хазареец и пуштун.
С точки зрения вероучения недопустимо смешение религиозных и национальных понятий, ибо религия — дело Небесное, а нация и политика — дело земное.
Националисты не имеют никакого религиозного права на объявление джихада, мусульманской «священной войны». Тем более что в Коране совершенно точно указано, когда и по отношению к кому это должно происходить: джихад мусульмане могут объявлять лишь тем, кто «сражается с ними из-за религии и изгоняет их из их жилищ».
И несомненно такой политической спекуляцией было объявление джихада чеченскими сепаратистами: ни на мусульманство, ни на их жилища в Чечне никто не покушался. И солдаты албанской OAK, виновные в геноциде сербов в Косове, никакие не «воины Аллаха», а гонители и убийцы невинных. И пуштунские расисты из Талибана, проводящие этнические чистки мусульман других национальностей, тем самым свидетельствуют свою чуждость и враждебность истинному Исламу.
Так же и в Православии (отнюдь не являющемся толстовством-непротивленчеством) почитается святым делом защита веры, ближних, родины. Использовать же лозунг «священной войны» в национальных целях есть спекуляция на религии, противная Богу.



    1. Вера – это оружие против неверных?


Все чаще, практически ежедневно, с экранов телевизоров новостные сообщения пугают схватками между исламистами и представителями других вероисповеданий. Создание «Исламского государства» - угрожает человечеству? Исламисты хотят захватить весь мир? Так ли это? Насколько важно верить в Бога? В какого Бога верить правильно? Все эти вопросы мы задали абсолютно разным людям, даже несколько «противоположным».


Встреча со служителем Храма во имя архистратига Михаила – отцом Александром.

Рассудить различие мнений о силе той или иной веры, о её значении, о угрозе или её отсутствии со стороны той или иной религии, могут прежде всего именно те люди, которые очень верят. Поэтому моим первым респондентом стал служитель Храма во имя архистратига Михаила – отец Александр.

- Вы верующий человек и исповедуете христианство, как вы относитесь е представителям других вероисповеданий?

- Мое отношение к другим религиям нельзя назвать толерантным, ибо толерантность – слово, произошедшее от фамилии французского политика Шарля Талейрана, принимавшего участие во всех деяниях, в том числе и не соответствующих вере. Поэтому мое отношение можно назвать деликатным, нежели толерантным. Относиться к представителям других религий безусловно нужно уважительно, так как любому человеку предоставляется право на само выбор веры. То есть каждый выбирает ту веру, которой хочет верить и принимает все ее составляющие. Главное - это верить. Ведь то, как мы верим, и, то, насколько - это и есть наше отношение к вере.

- Видите ли вы угрозу в исламе для мирового сообщества?

-Нет. Безусловно, угрозы никакой нет. Единственная угроза - это угнетенная угроза. Угнетенная, в связи с финансовым положением в мире. Большую роль, с целью угнетения и смятения о реальном восприятии религий, играют СМИ. Делается это ради выгоды лидирующих стран.

- Почему?

- Исторически так сложилось, что исламисты (верующие в ислам люди) всегда хотели подчинить себе мир и овладеть землей. Сейчас же действует правило " огнем и мечом", то есть при нарушении их свобод (с точки зрения веры) они будут всячески отстаивать свою веру.

- Как вы считаете, есть ли что-то общее в наших верах?

- Ислам содержит несколько направлений, так же как и в православии: пятидесятники, староверы и многие другие. Каждый верующий верит в высшую силу, которая обязательно поможет.

Каждая религия несет один смысл - упование не на жизнь на земле, а упование на жизнь в душе. Поэтому Бог преподносит нам различные испытания, соблазны, к которым каждый из нас должен относиться со смирением.

- Вам вера помогает в жизни?

-Конечно. Ведь что для нас Господь? Господь - это есть любовь, любовь ко всему! Именно вера помогла мне пережить переломный момент жизни ,когда я отказался ради нее от всего что у меня было, от всех материальных благ. А сейчас со временем Бог, видя все это , благодарит или можно сказать возвращает потихоньку , все то, что было.

- Что вы бы посоветовали исповедующим ислам?

- Советовать должно сердце! А если говорить о вере в целом, то глубже изучать веру. Понимание веры никогда не придет сразу, к ней нужно обращаться всегда. Это нужно пройти. Самое главное это - покаяние.

Таким образом, главный смысл нашей беседы заключался в следующем: нет никакой угрозы от истинно верующего человека. Угроза исходит от политических процессов прикрывающихся фанатичной верой, извращенным осознанием себя частью Бога, творящего жизнь других людей. Истинно верующий человек не может убить.



Беседа с представительницей исламского вероисповедания – Миндыбаевой Еленой Сергеевной.

Исследуя мнение верующих людей, я не могла не обратиться к представителю другой религии – ислама. На наши вопросы согласилась ответить Миндыбаева Елена Сергеевна. Её судьба очень не простая. Православная по происхождению, дочь родителей, исповедующих христианство, выйдя замуж за мусульманина, через 10 лет после заключения брака приняла решение – принять ислам. Сейчас Елену Сергеевну отличает от всех верующих не только полное подчинение вере и соблюдение всех правил поведения, но и соответствующий внешний вид.



- Вы верующий человек, исповедуете ислам. Скажите, как вы относитесь к представителям других религий?

-Бог один и заповеди ничем не отличаются что в Коране, что в новом завете, поэтому отношусь положительно.

Видите ли вы угрозу в исламе или православии для мирового сообщества?

- Любой верующий человек придерживается определенных правил.

Но ведь если взять террористов, многие из них являются проповедниками именно ислама. Почему для них нет правил?

- На мой взгляд, террористы это люди прикрывающиеся исламом как религии. Да, в исламе ест такое понятие как "кровавая месть", н она происходит только с разрешения Шариата(суд, исламское право). Про кровавую месть…

-Как вы считаете , есть ли что то общее в наших верах?

- Общий Бог! Веры и посланники разные , но верим мы в одного и того же Бога, которого в разных религиях называется по-разному. Иисус не Бог, он является посланником Бога на Земле. Так же как и Мухаммед - пророк в исламе.

-Вам вера помогает в жизни?

-Конечно. Изначально я принимала другую веру. Вышла замуж за мусульманина. И настал такой момент в жизни, когда я решила для себя, что буду единым со своей семьей целым и приняла ислам.

-Что бы вы посоветовали исповедующим православие?

- Следовать за пророком, соблюдая заповеди. Для своих детей родители должны являться примером. То есть нужно соблюдать традиции и изучать веру, постоянно обращаться к ней!

Мнение Елены Сергеевны для меня стало очень важным. В словах этих людей (отца Александра и Елены Сергеевны) оказались абсолютно одинаковые фразы, оказывается между верующим двух конфессий, нет ни какой вражды. Главное – смирение, вера, положительный пример для подрастающего поколения. Разве это плохо? Одинаково терпимо и деликатно, уважительно относится к представителям разных религий.



II. Анализ общественного мнения

Чтобы определить мнение окружающих относительно существования некой угрозы, исходящей от ислама или православия, веры в Бога я провела анкетирование своих одноклассников, педагогов школы, родственников, при этом с вопросами я подходила заведомо зная, что человек является представителем той или иной национальности, а значит и веры.

3.1.Опрос респондентов

Первый вопрос: «Вы верующий человек?». Данные показали, что 83% опрошенных считают, себя верующими людьми. Но существуют е и те, которые не исповедуют никакой веры, их количество составляет 17% опрошенных.

Второй вопрос: «Какаю веру вы исповедуете?». Данные основывались на 83% верующих. Из них 20 % исповедуют ислам, 80% исповедуют христианство (православие), что составляет большинство.

Я верующая и исповедую христианство. Я просто верю, храмы посещаю редко, не чту всех традиций, но соблюдаю некоторые правила. И мне стало интересно, как же относятся другие к своей вере. И на вопрос «На сколько серьезно вы относитесь к своей вере?» было предложено 4 варианта ответа:

А) отношусь очень серьезно, чту все традиции

Б) верю, но храм (мечеть) посещаю или бываю крайне редко, иногда соблюдаю некоторые правила

В) не верю и не придерживаюсь никаких религиозных правил, просто живу, соблюдая этические нормы

Г) не исповедую религию и меня пугает религиозный фанатизм

Данные показали, что большинство схожи с моим отношением к вере, то есть верят, соблюдая лишь некоторые религиозные правила. Но есть и такие кто ответственно относится к своей вере, изучает ее.

Следующий вопрос касался наследования религии в семье. «Передается ли в вашей семье вероисповедание по наследству?».

Большинство респондентов ответили «да» (60%) - в их семьях исповедуют религию по наследству .

Отношение к представителям других не маловажно, так как именно этот фактор влияет на взаимоотношения в обществе. И поэтому я решила узнать как относятся окружающие к представителям других религий. На данный вопрос было предложено несколько вариантов ответов:

  • равнодушно

  • уважаю

  • не принимаю

  • боюсь

Полученные данные подтверждают то, что все мы едины, равны, и ко всему нужно относится уважительно, либо нейтрально- равнодушно. Отрадно отметить, что большинство уважают мнение других относительно выбора веры.

На вопрос «Видите ли вы угрозу в исламе или христианстве для мирового сообщества?» респонденты дали разные ответы. Большинство, а это 53% ,ответили что не видят угрозу ни в одной из этих религий. 30% опрошенных считают опасной религией для мирового сообщества –ислам. 7% видят угрозу в христианстве и 10% респондентов видят угрозу в обеих верах. Однако, можно отметить факт наличия влияния СМИ на мнение общества.

Но главный вопрос это «что общего в этих религиях (ислам, христианство)?». Ответы были разные:

  • вера во что- то высшее, вера в добро и любовь

  • у каждой религии есть свои правила, которые очень похожи между собой

  • соблюдение религиозных традиций

Но самым распространенным ответом стал «Бог один». Значит, люди подсознательно понимают, что все мы едины и равны.

В нашем образовательном учреждении работает уникальный человек, который получил образование в духовной семинарии г. Санкт-Петербурга и является магистром кафедры «Религиоведения» Щиновым Александром Юьевичем. Александр Юрьевич - человек верующий и изучающйм веру с научной точки зрения. Для того, чтобы не уклонятся от главной темы беседы я задала те же вопросы, что и представителям разных вероисповеданий.

- Вы верующий человек?

– ДА

-Какую религию исповедуете?

– ХРИСТИАНСТВО

--Как относитесь к представителям других религий?

– ОЧЕНЬ ХОРОШО, ВСЕ МЫ БРАТЬЯ И ДЕТИ ОДНОГО БОГА И ПОЭТОМУ ДОЛЖНЫ УВАЖИТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ

-Видите ли Вы угрозу в Исламе или Христианстве для мирового сообщества?

– НЕТ, Т.К. ЛЮБАЯ РЕЛИГИЯ УЧИТ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ, УВАЖЕНИЮ, СЛУЖЕНИЮ И САМООТДАЧЕ

- Есть ли что-то общее в верах: Ислам и Христианство?

- ДА, СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ, ОСВЯЩЕНИЮ, ПОДГОТОВКА СЕБЯ К ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ, ЛИТУРГИЯ, ОБРЯДЫ, СОБЛЮДЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ, ПОЧИТАНИЕ ПРОРОКОВ

--Помогает ли Вам вера?

– КОНЕЧНО, ПРИЧЕМ ВСЕГДА. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕННЫ, ПОЭТОМУ Я ПРИБЕГАЮ К ПОМОЩИ БОЖЬЕЙ, В МОЛИТВЕ ПРОШУ ЕГО И ОБРЕТАЮ.

--Чтобы Вы посоветовали представителям любой веры?

– ВСЕГДА ОСТАВАТЬСЯ ВЕРОТЕРПИМЫМ, ЛЮБИТЬ, УВАЖАТЬ, НЕ ОТВЕЧАТЬ ЗЛОМ ЗА ЗЛО, НО ПОБЕЖДАТЬ ЗЛО - ДОБРОМ. ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ СО СЛОВОМ БОЖЬИМ, ЕГО ЗАПОВЕДЯМИ. ХРАНИТЬ МИР В СЕРДЦЕ И В ОТНОШЕНИЯХ

Благодаря анализу общественного мнения я поняла, что верить - это прекрасное, волшебное чувство, придающее сил людям, помогающее им, позволяющее нам обретать веру. Вера - это сильнейшее слово, никогда не дающее человеку быть слабым, беспомощным, это способность видеть невидимое. вера помогает нам осознавать свою жизнь, помогает нам осознавать то, что мы делаем, что нам можно, а что нельзя, как нам жить. Она напоминает нам о том, что мы можем выбрать лучшую жизнь, Бог нам поможет, нужно только трудиться и верить. Также с верой нам намного легче жить. Осознание того, что мы не одиноки, что нам всегда помогут никогда не даёт нам сломиться, упасть. Мы никогда не задумываемся о том, что вера и надежда делают нас лучше, помогает нам сдерживать себя, помогают нам осознавать свои ошибки, настолько глупые, что любой человек сможет над ними посмеяться. Мы думаем: «Я попросил и мне дано будет». Но разве мы можем понять своим ограниченным умом, что Господь намного мудрее нас, что мы не в силах понять промысел Божий. Но человеку, который верит, которому помогает вера понятно одно: «Не важно, получим мы желаемое или нет, мы найдём мир, и утешение своей души с помощью Бога и веры».

Я поняла, почему дети так искренне верят. Потому что именно ребенок может так искренне любить своих родителей, своего Бога, он не может подвергать сомнению свою веру, свои действия. Он чище всех нас, он всегда радуется всему, что создал Бог: дождю, который так безжалостно льёт на бедного малыша, жгучему, яркому солнцу, которое иногда может вызвать солнечные удары или ожог. Чем взрослее мы становимся, тем больше сомнений мы обретаем, тем слабее становится наша вера. Мы не можем радоваться маленькому, незначительному чуду, нам всегда нужно что - то большее, потому что незначительное нас уже не вдохновляет, нас больше искушает падший ангел. Из-за искушений мы уже не в силах так искренне верить, верить несмотря ни на что, как верит ребёнок, сидящий в детском доме и просящий Бога прислать ему родителей, помочь ему.

Многие недоумевают - как можно верить? И постоянно спрашивают себя «зачем верить, если нет никакой пользы?». Для того что бы ответить на этот вопрос нужно понять, что же такое вера. Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или  логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношения.

Пообщавшись с родными, я пришла к выводу, что не нужно агрессивно относиться к представителям других вероисповеданий, так как все равны. И все наши законы принятые Конституцией или другими правовыми актами, основаны на моральных правилах, которые изначально были посланы и приняты Богом. Складывается ощущение, что Бог преподносит нам различные испытания: войны , конфликты и т.п., с которыми мы должны справиться, найти выход, найти решение, найти компромиссы и жить в мире. А все заголовки СМИ - простые манипуляции, которым верят люди. Любая религия - это бесценное сокровище человечества, это часть нашей культуры, нашей жизни. И мы должны ценить это, уважать и почитать.



III. Ислам и христианство – связующие нити…

Не смотря на все конфликты и разногласия между людьми, государствами и народами, ислам и христианство очень похожие между собой религии. И я решила составить таблицу связующих нитей этих двух религий. В ней можно увидеть как много связывает, а значит причин для вражды нет. Единственное различие – разное толкование в священных писаниях, так как каждый народ верит своему пророку.

«Связующие нити» двух религий

табл. 1


Ислам

Христианство

Главное сходство: вера в высшие силы


















Обряды






















Ураза (Мусульманский пост. В период поста мусульмане ежедневно с рассвета солнца (за 1,5-2 часа до восхода солнца) и до его заката воздерживаются от принятия пищи, питья и интимной близости. Завершение поста происходит в мечети).

Пост (Аскетический подвиг и система воздержания от жизненных удовольствий и благ, которые берет на себя христианин на определенное время.)



Назначение поста у христиан и у мусульман примерно одинаково: испытание воли ради торжества духа над желаниями плоти, концентрация внимания на своем внутреннем мире с целью выявления и уничтожения греховных склонностей и раскаяния в совершенных грехах, борьба со своей гордыней («нафсом») ради смирения с волей Творца. Пост ослабляется или отменяется для тех, кто физически не способен его соблюдать без очевидного вреда для своего тела. Запрещается также осуждение тех, кто не смог соблюсти пост по соответствующим причинам.


Намаз (ежедневная пятикратная молитва правоверного мусульманина, обращённая к Аллаху)




Молитва (нередко излияние души, предстающей перед Богом с открытым сердцем, в благоговении, доверии, надежде и любви



Отношение к женщине

Исходя из фактов можно заметить, что женщина является «вторым сортом», однако в шариате сказано: женщина – живое человеческое существо, имеющее точно такую же душу, как и мужчина. А значит, по своим правам и обязанностям она полностью равна с мужчиной перед Всевышним Аллахом.


Женщина и мужчина в равной степени ответственны перед Богом. Женщина в христианстве не ограничена в таинствах, однако существует различие в ролях мужчины и женщины в церковной жизни. К примеру, мужчины обладают административной властью, которой не может обладать женщина.


Пророк

Муха́ммед (араб. مُحَمَدْ‎‎, в русском языке также употребляется передача Магоме́т (Магоме́д) Моха́ммед и Муха́ммад; — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная фигура этой религии; согласно исламскому учению Аллах ниспослал Мухаммеду своё священное писание — Коран. Также Мухаммед был политическим деятелем, основателем и главой мусульманской общины, которая в ходе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.


Иису́с Христо́с (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός) или Иисус из Назарета — центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.

Основными источниками информации о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I-II веков.

Согласно христианскому Никео-Цареградскому Символу веры, Христос является Сыном Божьим единосущным (то есть, одной природы) с Отцом, Богом, воплощенным в человеческую плоть.


Священные реликвии (книги)

Кора́н (араб. أَلْقُرآن‎‎  — аль-К̣ур’а̄н ) — священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Коран согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом.


Би́блия (греч. βιβλία — мн. ч. от βιβλίον — «книга», греч. βύβλος — папирус, производился в городе Библ) — каноническое собрание текстов, считающихся священными в иудаизме и христианстве. Православные и католические тексты Библии отличаются от протестантских наличием дополнительных книг в Ветхом Завете, которые рассматриваются как «неканонические» в протестантизме и в иудаизме; в католицизме имеют название «второканонические книги»; в православии данные книги являются каноническими.

Существуют также отличия в последовательности книг в Библии в различных традициях.

Место поклонения

Мечеть Мече́ть (араб. مسجد‎‎  — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение.

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам.

Храм (от праслав. *chormъ храмъ — «дом вообще») — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.
















Заповеди (основные, с переводом на доступный язык)

  1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.

  2. Почитайте отца и мать.

  3. Не убивайте детей своих из страха перед бедностью.

  4. Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно.

  5. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.

  6. Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия.

  7. Честно соблюдайте вес и меру.

  8. Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его.

  9. Будьте справедливы на суде.

  10. Крепко держитесь союза с Богом вашим.


  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

  6. Не убий.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не укради

  9. Не лжесвидетельствуй.

  10. Не пожелай ничего чужого.


Центр всех религий – место поклонения

Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святынями для евреев является Храмовая гора и западная стена Иерусалимског храма — Стена плача; для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня)

и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.



Таким образом, я доказала – ислам и православие очень родственные религии, имеющие одно происхождение, множество сходных артефактов, символов, традиций верования. Это значит, что причин для вражды нет, есть только единая вера в высшие силы, которая помогает людям жить, верить в лучшее, быть лучше.























Заключение



Многие считают себя верующими людьми, но при откровенном разговоре оказывается, что не знают простейших заповедей, не могут сказать, чем для них является вера. Надеются – если верят, то все будет хорошо, во многих житейских вопросах Бог поможет, даже и в материальных. Однако, на деле оказывается, что вера дана людям не случайно, осознание себя зависимым от чего-то высшего приходит не сразу и не всем. Оказывается, вера может спасти человека в страшных жизненных ситуациях, не секрет, что многие тяжелобольные люди излечивались именно веря. Наверно, вера может спасти людей от войн?

Каждый день мы слышим о терроризме, войнах, кровопролитиях. Одним из примеров является теракт во Франции, который был совершен исламистами в связи с написанием карикатуры на пророка. Все чаще слышим об остром положении исламских государств, граждане которых пытаются яро отстоять свою свободу и образовать свободное исламское государство. Когда, наконец все поймут, что ислам и православие неразрывно связаны и являются частью нашей гуманитарной культуры?

Потому целью моей работы стало доказать общность двух религий – ислама и христианства, убедить всех верующих, что вера – это основа мира, а не войны. Я изучила мнение многих людей, в том числе, имеющих непосредственное отношение к религии. Сопоставив основные артефакты, определила сходные элементы в наших верах. Их оказалось очень много. В результате моей работы был создан социальный видеоролик «Вера во имя мира», надеюсь, что этот небольшой шаг поможет многим верующим понять всю важность содружества все вер, дружбы ради мира. Данный ролик произвел большое впечатление на зрителей, моих одноклассников, школьников, родственников. Надеюсь, эта работа поможет изменить отношение молодежи к исламу и православию, если изменить мнение взрослых политиков уже невозможно. Главное – чтобы не было поздно…













Список литературы:

  1. Максимов Юрий. Религия креста и религия полумесяца. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004.Родионов М.А. Ислам классический.-Спб.: «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение», 2004.-224 с.

  2. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. – 3-е издание. – М.: Москва, 2000.

3. Протопресвитер Иоанн Мейендорф Византийские представления об исламе. - Альфа и Омега. -1995. - №4 (7), 1996. - № 2/3 (9/10).

4. Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий (Яннулатос) Диалог с исламом с православной точки зрения. - http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=598&did=608

5. Грундман В./ Эллерт Г. Иисус из Назарета/ Мухаммед - пророк Аллаха. – М.: Феникс, 1998.

6. Архиепископ Среднеазиатский Владимир …А друзей искать на востоке: Православие и ислам: противостояние или содружество? – М.: Вагриус, 2001.

7. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Канонические. – М.: Российское Библейское Общество, 1997.

8. http://www.memoriam.ru/

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница



14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
исследовательский проект "Ислам и православие - связующие нити"

Автор: Тетерина Екатерина Юрьевна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205358

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства