Добрый день, уважаемое жюри, участники и гости!
(Слайд 1) Позвольте представить вашему вниманию небольшое маркетинговое исследование рынка легковых автомобилей КБР.
Всем известно, что мы с вами живём в условиях, так называемой, рыночной экономики, а маркетинг является неотъемлемым элементом рыночной экономики и одним из самых модных и быстроразвивающихся разделов экономической науки.
МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Но поскольку на необъятных просторах России экономическая наука стала нормально развиваться относительно недавно, и многие ее разделы до сих пор находятся в зачаточном состоянии, а наша экономика до сих пор не является полноценно рыночной, комплексное восприятие маркетинга как понятия, как религии бизнеса отсутствует, а этот термин ассоциируется либо с рекламой - т.е. маркетинг сводится исключительно к рекламе, либо со сбытом - в этом случае на сбытовой отдел вешают новую табличку с модным словечком и: формирование нового структурного подразделения заканчивается.
К выбору данной темы меня подтолкнули следующие моменты: по моему мнению, данная проблема актуальна (извините за тавтологию) на данный момент.
В сложном сегодняшнем мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.
Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля.
Система маркетинговых исследований осуществляет систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой задачи, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Сфера маркетинговых исследований постоянно расширяется и охватывает следующие направления:
Изучение емкости рынка, распределение его долей между конкурирующими фирмами;
Уровень доходов населения;
Поведение и мотивация потребителей;
Изучение политики цен и ценообразования;
Анализ деловой активности.
В поле зрения маркетинговых исследований входят также основные тенденции социально- экономического развития, изучение товаров конкурентов, изучение рекламы и ее эффективности и др. В настоящее время называют до 100 возможных направлений маркетинговых исследований. Исходя из этого, целью моего исследования было:
(Слайд 2)
Анализ рынка:
Анализ конкурентной среды:
Анализ ассортимента;
Анализ цен;
Изучение потребителей:
Определение потенциальных потребителей и покупателей;
Изучение потребительских предпочтений;
Изучение особенностей покупательского поведения;
Товарные исследования:
Ценовые исследования:
Исследования рекламы:
Анализ системы стимулирования продаж.
Любое маркетинговое исследование должно опираться на объективность, точность и тщательность. Объективность означает, что в процессе исследования учитываются все возможные факторы, а конечные выводы не формируются, пока не будут собраны и проанализированы все полученные данные. Точность результатов исследования зависит от тщательности выбора инструментов исследования и методов их применения. Маркетинговые исследования вовсе не обязательно должны быть сложными и дорогостоящими - типа пробного маркетинга или опросов потребителей в национальном масштабе. Иногда целей маркетинга можно достичь путем анализа собственных данных об объеме продаж или с помощью неформальных встреч с сотрудниками сбытовых организаций.
Обычно руководители, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны хорошо знать технологию проведения таких исследований. В самом общем виде маркетинговые исследования включают пять основных этапов:
Выявление проблем и формирование;
Отбор источников информации;
Сбор информации;
Анализ собственной информации;
Представление собственных результатов.
(Слайд 3) Для достижения намеченных целей была разработана схема исследования рынка легковых автомобилей.
(Слайд 4) Следующим этапом был анкетный опрос респондентов. Для чего был разработан Лист опроса потребителей:
Ваше место жительства ______________________
Ваш пол ______________________
Ваш род занятий _____________________________
Возраст _________________
У Вас есть машина? Если да, то какой марки?______________________________________________
Какие марки зарубежных машин Вы видели в салонах нашего города?
____________________________________________________________________________
7. Какие марки отечественных машин Вы видели в салонах нашего города?
______________________________________________________________________________
8. Какие характеристики машин из числа перечисленных является по вашему мнению наиболее
важными? Выберите 3 в порядке важности:
цена экономичность
дизайн надежность
известность марки доступность
9. Какими источниками информации вы пользуетесь, если приобретаете машину? Каким из них
доверяете больше?
| Реклама на TV, радио | Реклама в прессе | Знакомые, друзья | Каталоги фирм | иное |
узнаю | | | | | |
доверяю | | | | | |
10. Какую машину вы хотели бы приобрести
- отечественной марки
- зарубежной марки?
11. Какой марки? ______________________________________________
12. Какая цена для Вас наиболее приемлема при покупке автомобиля? (тыс. руб)
до 200 200-300 300-500 500-1500 1500-3000 свыше 3000
Данный анкетный опрос, проводился на улицах гг. Нарткала и Нальчик, а также среди жителей нашего села, среди родственников и знакомых из других населённых пунктов в течение сентября-декабря 2009 года.
Как известно, численность населения КБР - 901,6 тысяч человек, что составляет 0,62% от жителей России.
Кабардино-Балкарская республика обладает развитой транспортной инфраструктурой, представленной автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Экономические связи с другими регионами Российской Федерации обеспечивают железнодорожный и автомобильный транспорт, на долю которого приходится свыше 80% общего объема грузовых и пассажирских перевозок. В России насчитывается 148 легковых автомобиля на 1 тыс. жителей, т.о. автопарк КБР составляет более 130 000 ед. автомобилей.
(Слайд 5) На слайде вы видите половозрастную структуру опрошенных:
| Мужчин 79% | Женщин 21% |
18-25 лет | 45% | 18% |
24-35 лет | 24% | 3% |
35-50 лет | 7% | - |
50 лет и выше | 3% | - |
(Слайд 6) Ориентиры потребителей при выборе товаров:
(Слайд 7) Потребности покупателей данного рынка:
(Слайд 8) Наиболее приемлемая цена для покупателей:
Пути получения информации о продукте:
От знакомых людей, друзей;
По телевидению и радио;
Через каталоги фирм.
Больше доверия у потребителей вызывает информация, о продукте полученная от знакомых людей и друзей.
Следующий этап исследования проходил непосредственно в салонах продаж автомобилей и здесь тоже был разработан
(Слайд 9) Лист наблюдения в торговле
Адрес и название _________________________________________
Город __________________ Интервьюер ____________________________
Дата __________________
Вид магазина:
Специальный автосалон магазин смешанного ассортимента иное
Интервьюируемый:
Директор или менеджер-консультант охранник иное
администратор
ПРИСУТСТВУЮТ В АВТОСАЛОНЕ
№ | Страна | Фирма | Марка | Пользуется спросом | Цена тыс.руб. | Кол-во покупок в месяц | Размер закупаемой партии | Частота закупок |
|
|
|
| Большим | Средним | Малым | | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
ВОПРОСЫ К ИНТЕРВЬЮИРУЕМОМУ:
Как Вы оцениваете спрос на присутствующие автомобили? (столбцы 5-7)
Сколько автомобилей разных марок Вы в среднем продаете в месяц? (столбец 9)
Какой средний размер партии автомобилей Вы закупаете? (столбец 10)
Частота закупок: месяц, квартал? (столбец 11)
Где Вы обычно закупаете партии автомобилей?
Производитель | Оптовая фирма | Мелкооптовая фирма | Частные лица | Иное |
| | | | |
6. Берете ли Вы товар на реализацию (под товарный кредит)?
Если ДА, то на какой обычно срок, месяцев? ________________
7. Какими, по Вашему мнению, характеристикам автомобилей, из числа перечисленных, отдают предпочтение покупатели? Выберите три в порядке важности.
Цена | Экономичность | Доступность | 1 | |
Дизайн | Известность фирмы | Надежность | 2 | |
Мощность | Известность марки | Иное | 3 | |
(Слайд 10). Нашим первым объектом исследования явился салон «ЮГ-АВТО», находящийся на ул. Мальбахова – г. Нальчик. Этот салон представляет собой официальное общество, существующее как ЮГ-АВТО с 18.06.2008г. – относительно небольшой срок.
Общество «ЮГ-АВТО» представляет в своем салоне следующие марки:
Шевроле ( Южная Корея, РФ);
Хонда (Япония, Великобритания, Турция, США);
Опель ( Германия, Испания, Польша)
(Слайд 11)
(Слайд 12)
(Слайд 13)
(Слайд 14) Менеджер-консультант салона предоставила нам данные, которые позволили получить следующую диаграмму количества проданных автомобилей за 2008-2009гг. по каждой марке:
Небольшим спросом пользуется марка Шевроле, средним спросом Хонда и малым – Опель.
Машины закупаются у дилеров соответственно количеству проданных каждый месяц. ЮГ-АВТО предоставляет свой товар под кредит в соответствии с условиями Сбербанка – на 5 лет под 16%годовых.
Отметим, что ЮГ-АВТО является единственным официальным автосалоном иностранных марок.
Покупатели данного салона, по словам менеджеров, отдают предпочтение следующим характеристикам автомобилей: цена, дизайн и экономичность.
(Слайд 15) Следующее местом нашего наблюдения - ОАО «Нальчик – АВТОВАЗ» - является официальным дилером отечественного производителя ОАО АВТОВАЗ (Тольятти).
Салон представляет все модели марки ВАЗ. Официально существует с 2000 года.
(Слайд 16)
Коммерческий директор салона предоставил информацию за 2006-2008 гг. о количестве проданных машин, и выявлена следующая динамика:
(Слайд 17) (Слайд 18)
Цены на автомобили за эти 3 года росли каждые полгода на 2-3%.
Уровень спроса на все модели практически одинаковый. Нельзя выделить ни одной высоковостребованной модели. Цена колеблется от 170 до 345 тысяч рублей.
Особенность салона: коммерческий директор проводит личную беседу с покупателями. В результате он заключил следующее:
Возраст покупателей – 30 – 50 лет;
Процентное соотношение мужчин и женщин: 70% к 30%;
При покупке потребитель смотрит:
На внешний вид
На цену
На известность.
(Слайд 19) Данный салон предоставляет товар под кредит (СберБанк). С начала года продажа по кредитам уменьшилась на 5 %. Реализация уменьшилась на 10%.
Процентное соотношение:
(Слайд 20) Последним пунктом нашего пребывания стал небольшой и совсем молодой автосалон «АВТОЛЮКС», который открылся 03.01.2009г. здесь представлены подержанные машины как отечественных, так и зарубежных марок.
(Слайд 21) Несмотря на молодой возраст, «АВТОЛЮКС» набирает обороты, что показывает следующая диаграмма:
(Слайд 22) Покупательский состав магазина:
95 % - мужчины (в основном 28-40 лет)
5 % - женщины (25-30 лет)
Покупатели, по мнению менеджера салона, отдают предпочтение следующим характеристикам автомобилей:
- цена;
- экономичность;
- надежность.
В ходе опроса выявлено, что женщины в возрасте 35-50 лет из числа поправших в выборку, отказались заполнять анкету, аргументировав свой отказ незнанием информации такого рода. Это свидетельствует о том, что женщины в возрасте 35-50 лет практически не входят в группу потенциальных покупателей.
48 % опрошенных не имеют в наличии автомобилей. Из 52%, имеющих автомобиль, 6% являются владельцами 2-х автомобилей сразу.
Проведенное маркетинговое исследование свидетельствует о:
1. Отсутствие широкого выбора автомобилей на рынке;
2. Недостаточном количестве точек продаж;
3. Недостаточном уровне информированности о предложении на рынке;
4. Невыгодном предоставлении товаров под кредит.
Для устранения выявленных недочетов следует:
Увеличить ассортимент автомобилей на рынке;
Увеличить число каналов сбыта товаров;
Использовать СМИ и интернет для рекламирования;
Активнее сотрудничать с кредитными организациями для предоставления покупателям более выгодных условий.
О пользе проведённого исследования, на мой взгляд, говорит тот факт, что все менеджеры-консультанты, с которыми пришлось работать, были весьма заинтересованы в результатах данной работы и изъявили желание ознакомиться с конечным результатом.
Спасибо за внимание!
12