kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как герои мультфильмов обращаются с финансами

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Городского округа город Кумертау Республика Башкортостан





Финансовая грамотность в мультипликационных фильмах








Подготовили учащиеся 7б класса Малютин Константин

Ташбулатов Марат

Руководители: Габбасова Д.Х.

Соколова Е.А.



КУМЕРТАУ - 2019




Содержание


Введение
1. Основная часть.

1.1. Понятие финансовая грамотность

1.2. Почему нужно учиться финансовой грамотности
1.3. Финансовая грамотность в мультипликационных фильмах

1.3.1.Экономия - одна из самых полезных финансовых привычек

1.3.2.Планирование семейного бюджета

1.3.3.Азартные игры и их последствия

1.3.4.Деньги должны работать, а не лежать в копилке
Заключение
Список литературы






































Введение

«Нажить много денег - храбрость;

сохранить их - мудрость,

а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах


Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах и финансах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают – деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок – деньги или финансы» нас заинтересовала. Имея деньги, надо уметь с ними обращаться. Многие люди неловки в обращении с деньгами: кто – то чрезмерно расточителен, а кто – то прижимист.

В мультфильмах мы часто можем видеть различные примеры добывания и использования денег.

И это натолкнуло нас на мысль, изучить проблему пристальнее.


Актуальность. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше ребята узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.

На сегодняшний день согласно оценкам экспертов в России весьма низкий уровень финансовой грамотности, как среди детей, подростков, так и среди взрослого населения. А это приводит к неумению управлять личными финансами, принятию неэффективных финансовых решений.  Умение грамотно вести свои финансы – это не только ключ к личному финансовому благополучию, но и залог здорового развития экономики России в целом. Мы знаем, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более эффективны и в учебе, и в работе – вне зависимости от того, на каких позициях и в какой сфере они учатся и трудятся. Если человек не имеет элементарных финансовых знаний и навыков, то он едва ли сможет принять правильные решения, чтобы обеспечить свое благополучие.  Поэтому так важно молодежи  уже в юные годы задумываться о взрослой жизни.

В нашем городе не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. В некоторых школах финансовую грамотность преподают на занятиях внеурочной деятельности, а мы считаем, что можно и нужно ввести финансовую грамотность как учебный предмет. Мы считаем, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Цель исследования: проанализировать «Финансовые уроки» мультипликационных героев, показать их актуальность и значимость для современных школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать мультфильмы, в которых герои совершают финансовые ошибки и грамотно распоряжаются финансами;

  2. Изучить, как влияет богатство или отсутствие денег на внутренний мир героев мультфильмов.

  3. Рассмотреть, как азартные игры влияют на финансовое положение

  4. На примерах героев мультиков показать негативные последствия финансовых ошибок.


Предмет исследования: финансы.


Объект исследования: отношение подростков к деньгам.


Гипотеза: уровень изучения финансовой грамотности обучающихся влияет на их будущее материальное благополучие.


Источники исследования:

– современные книги;

– интернет;

– домашняя библиотека;

– личные наблюдения;

– воспоминания учителей и одноклассников.

Методы исследования:

– изучение опубликованных материалов и их анализ;

– сопоставительный, сравнительный методы;

– социологический анализ;

– метод количественной обработки данных и анкетирование,

– собеседование и наблюдения.

1. Основная часть.

1.1 Понятие финансовая грамотность.


Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Финансово грамотные люди не живут от зарплаты до зарплаты, и берут кредиты только в тех случаях, когда уверены, что взятый кредит в перспективе принесёт прибыль. Они не поддаются панике даже в условиях экономического кризиса, поскольку имеют «резервный фонд» на случай различных форс – мажоров.1

К сожалению, население нашей страны финансово грамотным не назовёшь, поскольку большинство из них выросли в совершенно другую эпоху и просто не привыкли задумываться о финансовом благополучии в будущем и планировать поступления и расходы денежных средств на долгосрочной основе. Поколение российских граждан, выросшее во времена СССР, не может обучить детей и подростков всем нюансам мира финансов, ведь они сами практически ничего не знают об этой сфере деятельности. В СССР не существовало фондового рынка, хранить деньги можно было только в одном банке, а единственный законный источник существования – зарплата. 


И об этом свидетельствуют следующие факты:

  • Практически половина жителей нашей страны хранят деньги по – старинке дома. Мы не привыкли приумножать свой капитал, а многочисленные обвалы и кризисы только укрепили недоверие к финансовым учереждениям.

  • Более половины россиян не пользуются всевозможными финансовыми услугами. И не потому, что нет такой потребности. Просто люди не понимают, как это всё работает и даже не догадываются об их существовании.

  • Меньше половины населения России знают о системе страхования вкладов.

  • Большая часть населения не понимает, как работает пенсионная система (а ведь нам предлагают именно в неё инвестировать, чтобы получать в будущем достойную пенсию).

В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается. Так мы понемногу подошли к обучению  основам финансовойаграмотности.2

1.2. Почему нужно учиться финансовой грамотности

Многие люди не отводят финансовой грамотности должной важности, считая, что лучше уделить время на получение очередного диплома, чем заниматься наукой, которую даже в ВУЗах не преподают. Суть же в том, что как раз финансовую грамотность то и должны преподавать подрастающему поколению, ведь она существенным образом облегчает ваше становление. К сожалению, действительно грамотных в материальном плане людей не так уж и много, ведь даже современные миллиардеры часто оказываются совершенно не осведомлены о том, как нужно управлять своими деньгами.



Очень часто в последнее время задается вопрос: «А можно ли преуспеть человеку без связей, богатых родителей и приличного стартового капитала?» Да, это вполне возможно, с единственным условием – этот человек должен быть финансово грамотным. Итак, что же дает эта самая финансовая грамотность, зачем изучать её правила?

Финансовая грамотность дает вам возможности по заработку. Нет, она сама по себе не предоставляет источник доходов, но зато дает вам кое – какие представления о том, как же реализоваться в той или иной сфере, где искать перспективные варианты. Просто пример для лучшего понимания: если для обычного человека способы заработка сводятся к работе «на дядю», то для финансово грамотного существуют десятки, если не сотни сфер реализации себя: бизнес, фриланс, трейдинг, Всемирная сеть, инвестиции и многое другое.3

Данное качество помимо умений дает вам психологическую подготовку. Вы становитесь более уверенным в своих силах благодаря осознанию того факта, что имеете представление о том, о чем остальные даже не догадываются. Финансовая грамотность позволяет сформировать у вас в голове те жизненные принципы, которые поспособствуют вашему дальнейшему продвижению.

Быть финансово грамотным – это просто престижно. Поверьте, такие люди выделяются из толпы, по ним сразу видно, что они успешны и умеют управлять деньгами. Пожалуй, финансовая грамотность показывает ваш статус лучше, чем самые дорогие швейцарские часы. Как правило, финансово грамотные люди, ввиду особенности их жизни, разбираются не только в финансах, но и во многих других сферах, они есть всесторонне развитыми, потому что постоянно стремятся узнать что – то новое.

Таким образом, быть финансово грамотным – это выгодно, престижно и интересно, когда вы научитесь выполнять все правила финансовой грамотности – сами будете удивлены, как же сильно измелилась ваша жизнь, само собой, к лучшему. Вы просто перестанете понимать, как жили до этого, и насколько незначительными были все ваши планы. Такое осознания как ничто другое способствует вашей мотивации на дальнейшую работу, на продвижение по пути к успеху.

3 составляющие финансовой грамотности:

  • Умение зарабатывать деньги. 

  • Умение управлять деньгами. 

  • Финансовая независимость. 













1.3. Финансовая грамотность в мультипликационных фильмах


Современное общество стремится жить в достатке, и каждому человеку хотелось бы сделать свою жизнь лучше. Но в большинстве случаев этого не позволяют финансы, а точнее, низкая заработная плата. К сожалению, в нашем мире нужно научиться не только зарабатывать деньги, но и знать, как их сэкономить и распределить.

Финансовые привычки серьезно влияют на качество жизни. Полезные привычки поднимают на финансовую вершину, вредные – ведут в денежную пропасть.

Есть такие мультфильмы, которые будет полезно посмотреть не только детям, но и взрослым. Их герои затрагивают серьёзные финансовые вопросы.


1.3.1.Экономия одна из самых полезных финансовых привычек


В мультипликационном фильме «Трое из Простоквашино» Эдуарда Успенского один из героев кот Матроскин выделяется среди всех персонажей яркими лидерскими качествами. Он не привык никому подчиняться: признает только Дядю Федора, и только к нему прислушивается. Последнее слово в спорах всегда остается за ним, даже если он не прав. Хозяйственные способности Кота Матроскина поражают: у него присутствует и жилка предпринимателя, и замашки экономиста. Мудрый, запасливый и экономный Кот иногда брюзжит и "перегибает палку", но делает это так мило! Таланты Матроскина проявляются в быту практически в любом деле, он умеет делать все, помните, как Почтальон Печкин спрашивает их, что они будут выписывать? Дядя Фёдор ответил, что «Мурзилку», Шарик выбрал про охоту что-нибудь. А вот Матроскин сказал золотые слова:

–  А я ничего не буду выписывать. Я экономить буду.



Еще один персонаж мультфильмов, сказок и комиксов селезень-миллиардер шотландского происхождения из города Глазго, главный герой диснеевского мультсериала «Утиные истории» Скрудж Макдак, которого можно считать одним из самых известных символов предприимчивости, темперамента и умения выживать в реалиях американской мультипликации и комиксов.

Скрудж - шотландский селезень и самый богатый бизнесмен в мире. Он идет до крайности, чтобы сэкономить даже небольшие суммы денег, особенно он, очень бережно хранит свой самый первый заработанный десятицентовик.

Скрудж говорил:  

– Я самая богатая утка на земле, потому что не трачу своих денег.



Вопрос экономии актуален для любого бюджета, просто в зависимости от благосостояния семьи он может выражаться по-разному. У богача Скруджа – это возможность заработать почти на любом деле, а у полосатого героя мультика – отказ от подписки на журналы.


1.3.2.Планирование семейного бюджета



В семьях чаще всего ссорятся из–за денег. Планирование совместного бюджета позволяет зарубить эти проблемы на корню. И чем раньше пара озадачивается финансовыми вопросами, тем лучше.

Обратимся к образу Крота, который известен нам по известной сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка». Знатный и слепой Крот – олицетворение богатого мужчины. Он состоятелен, но скуп. Его характер дан в нескольких словах: «важный, степенный и неразговорчивый». Он считает себя верхом мечты каждой девушки, при этом не любит солнца, цветов и птиц.

– Вам жениться нужно, сосед! – говорит мышь кроту в мультфильме «Дюймовочка».
– Так ведь жену кормить надо, а жёны – они, знаете, какие прожорливые... – Есть такие, что и половинкой зёрнышка сыты бывают.

«Половина зёрнышка в день, в день это немного. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине зёрнышка в день – 182,5 зерна в год. В год получается не так уж и мало. Нет, не женюсь!», – рассуждал жених. Всю весну и всё лето и так и этак прикидывал крот и наконец, осенью решил жениться. Но, в день свадьбы, Дюймовочка сбежала от него.

  Поведение крота, конечно, неправильно. Брак этот изначально был обречён

Из сложившейся ситуации понятно, что принимать решение, о женитьбе нужно исходя из экономических соображений. Но вот спланировать совместную финансовую жизнь перед женитьбой стоит. Споры из-за денег – одна из самых популярных причин разводов. А часто споры возникают потому, что у супругов разные финансовые приоритеты. Финконсультанты и психологи, советуют обговорить цели заранее и выработать компромисс.


1.3.3.Азартные игры и их последствия


Наверно каждый человек испытывал хоть раз в и жизни такое чувство, как азарт. Азарт – это эмоция, связанная с предвосхищением успеха, т.е. ожидание, что вот вот произойдёт что-то хорошее, и мы одержим успех и нам обязательно повезет. Но часто, эта эмоция, нас просто обманывает и не соответствует реальности. Мы хотим добиться успеха (уж так устроен человек), поэтому ждём его и нередко попадаем в очень неприятные ситуации. В особенности, когда дело касается азартных игр.

Говорящий Конь Гай Юлий Цезарь из мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей» чуть не поплатился собственной шкурой за веру в своё везение.

– Желаешь разбогатеть, странник? – спросило у него говорящее дерево. – Только сегодня и только здесь, самый большой приз – два полцарства. Рискни и почувствуй удачу на вкус!

Три раза конь закладывал свои подковы и выигрывал у дерева, а уверовав в то, что удача его второе имя, поставил всё на шкуру и проиграл. В мультике Юлию в одном только и повезло – он смог убежать от своих долгов.


Также в мультфильме «Три богатыря. Ход конём»  азартные игры не доводят до добра, и главный герой Князь Киевский лишается собственного княжества.

– Ваша ставка? – спросило дерево.

– У меня только два полцарства! – ответил Князь

– В честь юбилея мы снижаем ставку на одно полцарства!

Князь делает ставку на Киев.

– В какой шкатулке желудь? К сожалению, вы проиграли! Мы закрываемся!

Князь проигрывает Киев. Даже богатыри не желают возвращать Владимиру земли: ведь Дуб выиграл их в честной игре. И только мудрый Тихон открывает окружающим глаза на проделки коварного дерева. Тогда богатыри объединяются и совместными усилиями изгоняют из царских палат захватчика.

Вот таким образом и устроены азартные игры в реальности – главное дать почувствовать жертве вкус победы, чтобы она рискнула всем.


1.3.4. «Деньги должны работать, а не лежать в копилке».

«Деньги должны работать!», – девиз успешных и современных людей. Даже небольшие суммы не должны лежать под подушкой, а должны приносить доход владельцу. Какие возможны варианты? Накопительный счет. ... Просто использовать его нужно грамотно. Нельзя брать в долг для приобретения всякого «барахла», нужно использовать долг для дальнейшего приумножения денег.

Есть такой советский мультик «Дорогая копейка» – в первую очередь он про деноминацию рубля в 1961 году. Но есть в нём и сквозные истины:



1. Копейка рубль бережёт.

«Из нас, из нас слагаются рубли, а это шахты и ракеты, заводы, школы, корабли, нельзя валяться мне в пыли!», – говорит выпавшая монетка, которую никто не поднимает.

2. Деньги не должны храниться без дела

Никому ненужную копейку заманил к себе мопс-копилка:

– Привет монеты! Как живёте? Готова приступить к работе! – говорит обрадовавшаяся копейка другим монетам.

– Кому поверила, бедняга! Он просто скряга! Я здесь валяюсь столько лет, вся от тоски позеленела.

– И вы ржавеете без дела? А есть тут выход для монет?

Также уже у вышеупомянутого бизнесмена Скруджа Макдака можно поучиться тому, как нужно правильно работать с деньгами и постоянно их приумножать.



Ищите возможность заработать на всём «Там, где вы видите старый сарай, я вижу дело с оборотом в миллион долларов!», – говорил Скрудж.


Не копите, а вкладывайте

«Деньги нельзя откладывать, их нужно вкладывать», – советовал он племянникам. Скрудж владел авиакомпанией, банком, нефтедобывающей компанией, пищевыми производствами и другими активами.  

 

Работай головой, а не руками

Это основной девиз Скруджа Макдака. Доказывать его не нужно. Нужно работать головой.  

Покупайте золото

Все помнят, что любимым занятием Скруджа было купание в золотых монетах, которыми наполнено банковское хранилище. О золоте он говорил так: «За маленький кусочек золота можно получить очень – очень много денег… Ха – ха! И для игры в шашки оно очень подходит».

Без движения деньги обесцениваются, доходность от вложений должна хотя бы покрывать инфляцию. Деньги должны работать и приносить прибыль! Не нужно упускать эту возможность для себя и делится ею с близкими вам людьми.


























Заключение


Мультипликационные фильмы, рассмотренные в нашей исследовательской работе, оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют в настоящее время.

В мультфильмах, которые нами проанализированы, было выявлено не только неправильное поведение по отношению к финансам, но и определено, как это повлияло на самого персонажа, к чему его привело. В основе всех проступков мультипликационных героев лежит желание обогатиться, приумножить свое богатство, поэтому они прикладывают к этому огромное усилие, при этом никто никого не обманывает, не завладевает чужим имуществом. Наши персонажи честным путем зарабатывают деньги, не совершают финансовых преступлений, не нарушают закон.

Несмотря на то, что герои совершали финансовые ошибки, вели неправильные расчеты, попадали в круговорот азартных игр, они сохранили в себе душевные качества. Оказывается для скупого и вечно жаждущего денежной наживы Скруджа родные и близкие намного важнее и дороже всяких богатств. Для серьезного и экономного кота Матроскина куда важнее любовь мальчика дяди Федора и привязанность пса Шарика. Юлий до ужаса болтливый, изворотливый и очень хитрый конь своей веселостью и красноречием попадает в неприятные ситуации. Чтобы спасти свою шкуру, он готов прибегнуть на всяческие ухищрения, даже на предательство. Но он искренне любит своих друзей и дорожит дружбой. Анализируя их поступки, мы можем извлечь из описываемых событий, что же будет способствовать повышению финансовой грамотности обучающихся.

Финансовая грамотность учащихся – важное средство долгосрочного оздоровления финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения качества жизни и экономической безопасности населения. Недостаток понимания практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет.4

Финансовая грамотность обучающихся способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем, самым, способно повысить финансовую безопасность.





Список литературы


  1. Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для преподавателей/Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК» 2015 г

  2. Вигдорчик, Е. А. В41 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015

  3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8 - 9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита - Пресс, 2014.


Мультипликационные фильмы:


  1. «Трое из Простоквашино» - Создан по мотивам повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»;

  2. «Утиные истории» - американский телевизионный мультсериал, созданный «The Walt Disney Company»;

  3. «Дюймовочка» - Создан по одноимённой сказке  Х. К. Андерсена;

  4. «Алёша Попович и Тугарин Змей» - полнометражный мультипликационный фильм студии «Мельница»;

  5. «Три богатыря. Ход конём» - 10-й полнометражный анимационный фильм студии «Мельница»;

  6. «Дорогая копейка»  - советский рисованный мультипликационный фильм.


Интернет ресурсы:


  1. http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html


1 Статья Основы финансовой грамотности – финансовая грамотность для начинающих http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html





2

 Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для преподавателей/Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК» 2015 г, С. 22


3

 Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8 - 9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: Вита - Пресс, 2014. С. 37


4

 Вигдорчик, Е. А. В41 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5-7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015, С.18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМАХ"

Автор: Габбасова Диана Ханифовна

Дата: 16.05.2019

Номер свидетельства: 510635

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства