Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных средств обучения»
Использование информационно-коммуникационных средств обучения
В начале 2009 года в Кремле состоялось первое заседание совета по развитию информационного общества при
президенте России. Указ о его создании был подписан в ноябре 2008 г. Открывая заседание Дмитрий Медведев
подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без ИТ: «это касается и научно-технической
сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». За последние
годы, по словам президента, информационные технологии и информационные услуги стали достаточно
существенной статьей российского несырьевого экспорта, достигнув уровня приблизительно в $1 млрд. Говоря
о развитии информационных технологий в социальной сфере, Медведев Д.А.подчеркнул, что нужно начинать
массовое обучение школьных учителей новым технологиям.
Под информационными технологиями будем понимать процессы накопления, обработки,
представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в
которой осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
программная среда (набор программных средств для реализации ИТО);
предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Информация – все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о
конкретном объекте.
Информатизация — 1) процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации,
основанный на использовании ИКТ; 2) процесс широкомасштабного использования ИКТ во всех сферах
социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности
использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей
граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода России к информационному обществу.
Информационная технология (ИТ) – система процедур преобразования информации с целью
формирования, организации, обработки, распространения и использования информации. Основу современных
ИТ составляют:
- компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
- хранение больших объемов информации на машинных носителях;
- передача информации на любое расстояние в ограниченное время.
Информационные технологии обучения - совокупность методов и технических средств сбора,
организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и
развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую
совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль
знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики,
занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в
которых находят применение средства информатизации образования.
Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два
явно выраженных подхода к определению ИТО. В первом из них предлагается рассматривать ее как
дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраеваемых) в
системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения),
представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов
(данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной
деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения
в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.
Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе
обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование
информационных средств в обучении).
ИТО следует понимать как приложение ИТ для создания новых возможностей передачи и восприятия
знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности.
В научно-методической и популярной литературе часто встречается термин новые информационные
технологии (НИТ). Это достаточно широкое понятие для различных практических приложений.
Прилагательное "новое" в данном случае подчеркивает новаторский, то есть принципиально отличающийся от
предшествующего направления технического развития. Их внедрение является новаторским актом в том
смысле, что кардинально изменяет содержание различных видов деятельности в организациях, учебных
заведениях, быту и т.д.
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, можно создать прекрасно
оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. В этом случае
можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с
бумажных носителей в компьютерный вариант и т.д.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:
она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование,
воспроизводимость, целеобразования, целостность);
она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены;
Эволюция информационных технологий
Информатизация в Российской Федерации — организационный социально-экономический и научнотехнический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и
реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Появление первого печатного станка и книгопечатания (1445 г.) произвело первую информационную
революцию.
Этапы информационной эволюции:
I этап продолжался до начала 60-х годов XX века. Эксплуатировались ЭВМ первого и второго
поколений. Основным критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных
ресурсов. Цель – максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в
машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных процессах, разработка библиотек
стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков и Ассемблера. Достижением в
технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов и появление первых
управляющих программ реального времени и пакетного режима.
II этап длился до начала 80-х годов. Выпущены мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших
интегральных схемах. Основным критерием создания информационных технологий стала экономия труда
программиста. Цель – разработка инструментальных средств программирования. Появились операционные
системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном
режиме. Разработаны языки высокого уровня, пакеты прикладных программ, системы управления базами
данных, системы автоматизации проектирования, диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии
программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети. Появилась наука – "Информатика".
III этап продолжался до начала 90-х годов. В конце 70-х годов был сконструирован персональный
компьютер, что произвело вторую информационную революцию. Информация становится ресурсом наравне с
материалами, энергией, и капиталом. Появилась новая экономическая категория – национальные
информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых
ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания экспортируются
посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент.
Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением
номенклатуры производимых изделий.
IV этап - 90-е годы XX века. В этот период разрабатываются информационные технологии для
автоматизации знаний. Цель – информатизация общества. Появились машины с параллельной обработкой
данных – транспьютеры; портативные ЭВМ, не уступающие по мощности большим; графические
операционные системы; новые технологии: системы мультимедиа; гипертекст; объектно-ориентированные
технологии. Телекоммуникации становятся средством общения между людьми. Созданы предпосылки
формирования общего рынка знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти человечества
по культуре, искусству, народонаселению, науке и т.д. Внедряются дистанционное обучение,
автоматизированные офисы, всемирные каталоги изделий. Страны становятся зависимыми от источников
информации, от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации.
Наступает этап информатизации общества.
Информатизация общества – совокупность взаимосвязанных политических, социальноэкономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к
любым источникам информации, кроме законодательно секретных.
Информатизация общества — 1) изменение жизни общества на основе все более полного использования
достоверной, исчерпывающей и своевременной информации во всех общественно значимых видах человеческой
деятельности.
Информатизация общества обеспечивает активное использование постоянно расширяющегося
интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, научной, производственной
и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными и
производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию
трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступность источников достоверной информации для любого члена общества; визуализацию представляемой информации; существенность
используемых данных.
В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического
способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования
кибернетических методов и средств.
В Информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная
культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к
системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Информатизация образования
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и
практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ,
ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей
Основные цели информатизации образования:
• повышение эффективности образования (информатизация образования должна привести к более
эффективному выполнению социального образовательного заказа);
• повышение гибкости и доступности образования (информатизация образования должна сделать
образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения
социального образовательного заказа);
• развитие информационной культуры (развитие общих навыков использования информационных
технологий, как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их
деятельности).
Важнейшие задачи информатизации образования
1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе
современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих
учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации
познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов
информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной
подготовки специалистов различного профиля.
Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной
культуры специалиста, уровень сформированности которой определяется,
во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;
во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в
различных видах деятельности;
в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной
(образовательной) деятельности;
в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.
Основные направления информатизации образования:
• информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;
• информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;
• информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;
• информатизация как создание информационного пространства (информационной среды)
учебного заведения.
Этапы информатизации образования
Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и
компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования
(условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса)