kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-познавательный проект: Урок "Правовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-познавательный проект "Урок Правовой грамотности" для 7 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект: Урок "Правовой грамотности"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мирненская средняя общеобразовательная школа







Информационно - познавательный проект







Тема проекта

«Урок» правовой грамотности





Автор проекта: Анастасия Тишенкова,

обучающаяся 7 класса

Наставник: Романова Людмила Федоровна,

учитель истории и обществознания













2018 г.



Содержание

Аннотация наставника

Введение

1.Теоретическая часть

1.1.Рассмотрение понятия конфликта

1.2.Выяснение стадий конфликта, форм поведения в конфликтной ситуации

1.3.Изучение причин возникновения конфликта между родителями и подростками

1.4.Выявление способов разрешения конфликтов

2.Практическая часть

2.1.Проведение социологического опроса для выявления причин конфликта учеников школы и их родителей

2.2. Создание памятки подростку для разрешения конфликта с взрослыми

Заключение

Список литературы























Аннотация наставника

В своей работе «Урок правой грамотности» автор выясняет понятие «конфликта» как первопричину возникновения противоправного поведения, его основные стадии, причины конфликтов, как на основании литературы, так и на основании социологического опроса учеников школы. Эти знания позволять взрослым и детям правильно, грамотно найти пути решения жизненных проблем, регулировать отношения с другими людьми.

Тип проекта: информационно-познавательный.

Продукт проекта: памятка « Кодекс поведения» в конфликтной ситуации.

Работа носит познавательный характер и будет интересна как подростку, так и их родителям. Данная работа способствует развитию навыков взаимного сотрудничества, развивает коммуникативные способности, учит получать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, осмысливать её и применять в своей деятельности.































Введение

Подростковый возраст очень важный этап, когда происходит переход из детской жизни во взрослую. Повышенная возбудимость нервной системы, свойственная этому периоду, влечет за собой раздражительность, резкость. Дети не хотят, чтобы с ними обращались как с детьми, требуют самостоятельности и часто не хотят слушать советы взрослых. Начинаются конфликты между родителями и детьми. Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Но возникающие конфликты нужно уметь решать, иначе они очень часто приводят к правонарушениям, т.е. к демонстрации непослушания. И поэтому мы решили исследовать проблему конфликтов. Наша работа может помочь подросткам найти наиболее эффективные способы выхода из конфликтной ситуации и не совершать необдуманные поступки, влекущие за собой отрицательные последствия. Практическая значимость моей работы в том, что материалы могут быть использованы классными руководителями для проведения родительского собрания и для проведения тематического классного часа, посвященного правовой грамотности.

Цель: изучение особенностей конфликтов между взрослыми и подростками и способов их решения.

Задачи:

1.Рассмотреть подходы ученых к понятию «конфликт».

2.Стадии конфликта, формы поведения во время конфликта.

3.Выяснить причины возникновения конфликтов между взрослыми и подростками.

4.Изучить способы разрешения конфликта.

5.Составить памятку для подростков по разрешению конфликта с взрослыми.









1.Теоретическая часть

1.1. Рассмотрение понятия конфликта

Основным документом о правах детей в нашей стране является Конституция РФ (ст. 17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и сво­боды человека и гражданина согласно общепри­знанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), что соз­дает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Но зачастую именно эта часть прав и обязанностей родителей и детей в быту вступает в противоречие и выливается в возникновение конфликтных ситуаций с двух сторон. Именно поэтому необходимо знать понятие « конфликт» и

« межличностный конфликт».

Большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта, понимая его как ситуацию столкновения между людьми в процессе их общения, вызываемую разными взглядами, способами поведения в условиях стремления их к достижению какой-либо цели. В обыденной речи слово конфликт используется применительно к широкому

кругу явлений — от вооруженных столкновений и противостояния до служебных или супружеских разногласий.

Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, борьбу собственных желаний многое другое.

Слово конфликт происходит от латинского conflictus — столкновение.

Википедия, энциклопедический словарь, словарь правовых терминов определяет, что конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, целей, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей, а энциклопедический словарь дает следующее определение конфликта – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни, подобное определение конфликта можно найти и в словаре правовых терминов

В целом можно сделать вывод, что к настоящему времени в науке пока не сложилось общепризнанного понимания конфликта и, в частности межличностного. Значительная часть психологов: С.В.Ковалев, А. Я. Лукьян, В.Ф.Франки, Р.Х.Шакуров и др. рассматривают его как столкновение или противодействие. Но с другой стороны, ряд психологов В.М. Афонькова, П.В.Смирнов считают, что конфликт – это противоречие. Эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняются основные признаки этого явления – резкое обострение противоречия, столкновения противоречивых мнений. Анализ определений конфликта, принятых в различных современных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

1.Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2.Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами.

3.Столкновение противоположностей.



1.2. Выяснение стадий конфликта,

форм поведения в конфликтной ситуации


Психологи выделяют четыре стадии конфликта:


Первая стадия. Возникновение конфликтной ситуации. Это ситуация, когда одна сторона препятствует достижению другой стороной желаемого состояния.

Вторая стадия. Осознание участниками конфликтной ситуации. Одна из сторон переходит к действиям. Конфликт осознается, становится реальностью.

Третья стадия. Переход к конфликтному поведению.

Четвертая стадия. Разрешение конфликта. Разрешение может быть частичным или полным.

Выделяют следующие формы поведения в конфликтной ситуации:

1.Соревнование предполагает активные действия.

2.Избегание, стремление выйти из конфликта, не решая его.

3.Приспособление уступка противоположной стороне в ее интересах вплоть до отказа от своих интересов.

4.Компромисс - это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

5.Сотрудничество, стремление к объединению всех участников конфликта для достижения общих целей.

Я считаю, что в конфликтной ситуации с родителями лучше использовать компромисс и сотрудничество. В двух случаях обе стороны выигрывают.

1.3.Изучение причин возникновения конфликта

между родителями и детьми

Основными причинами конфликтов родителей и подростков являются:

1.Стремление подростков к самостоятельности и самоопределению.

2.Требование большой самостоятельности во всем – от одежды до помещения.

3.Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.

Поступки взрослых подростков и подаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова. Об этом говорят социологи. Например, В.А. Сысенко: «Не следует забывать того обстоятельства, что юноши и девушки наследуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций. Здесь действуют законы «социального наследования».

4.Нежелание взрослых в семье признавать, что ребенок стал взрослым.

5.Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.

6.Успеваемость подростка. Это естественно, так как для родителей успехи их очень значимы.

7. « Плохой характер» подростка.

8.Недостаточная помощь по хозяйству.

9.Внешний вид ребенка( прическа, одежда)

10. Компания подростка. Родители опасаются влияния этой компании.

1.4. Выявление способов разрешения конфликта

Психолог А.К. Гулова делит способы решения конфликтов на конструктивные и неконструктивные.

Неконструктивные способы разрешения конфликта

« Выигрывают родители». Родители, склонные использовать этот способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Сами того не замечая, они показывают сомнительное поведение « всегда добивайся своего, не считаясь с желаниями других». А дети с раннего детства им подражают, так что в семьях, где авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же.

« Выигрывают только дети»». По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой ради блага ребенка. В таких случаях дети растут эгоистами, не умеющими себя организовать.

Конструктивный способ разрешения конфликтов

Этот способ заключается в том, что выигрывают обе стороны и родитель, и ребенок. Существует пошаговая схема, которая позволяет решить проблему конфликта.

Первый шаг. Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С это целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих переживаниях.

Второй шаг. Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными.

Третий шаг. Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один: должны быть удовлетворены потребности обеих сторон –и ребенка, и взрослого.

Четвертый шаг. Выбор лучшего времени. При этом нужно задавать друг другу вопросы: « Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

Пятый шаг. Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

Шестой шаг. Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия, разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: « Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы делаем? Как лучше поступить?»

Проблемы отцов и детей сложны, но избежать их можно. Конструктивный подход к самым сложным конфликтам приносит положительные результаты.

















2.Практическая часть

Для выявления причин конфликта мы провели анкетирование по проблеме

« Причины конфликтов с родителями», в котором поучаствовали 45 обучающихся МОУ Мирненская СОШ. Из них мальчиков и…. девочек. Опрос показал, что подростки больше всего конфликтуют с мамой-63% человек, реже с папой – 22,5% человек, и редко с бабушкой – 10% и с дедушкой – 2%. На вопрос « Как часто вы конфликтуете?» учащиеся ответили следующим образом: раз в неделю -32%, каждый день – 30%, очень редко -22%,несколько раз в месяц- 8% и не конфликтуют с родителями 7%. Больше всего подростки конфликтуют из-за обязанностей по дому( 5%), из-за проблем в школе(43%опрошенных). Поведение ребенка по отношению к взрослым вызывает конфликт у ( 32%) из всех учеников, участвующих в опросе. Вид ребенка, а также отношение к собственным вещам является источником конфликта для 23% человек, звуки игр, музыки, громкие разговоров вызывают недовольство родителей у 13%.Споры по поводу подарков возникают у трети опрошенных. Вызывает конфликты и круг общения подростков -10%. На вопрос как разрешают конфликты, мы получили следующие ответы: чаще всего уступают родители, т.е. выбирают стратегию приспособления(37%).Обсуждают проблему с родителями и находят общий язык( сотрудничества)- 35% респондентов. У 10% в семье конфликты не разрешаются и 5% ученикам уступают родители( т.е. выбирают неэффективные варианты поведения – приспособление, уход от конфликта).Таким образом, можно сказать, что чаще всего мои сверстники конфликтуют с мамами, причем, конфликты у большинства подростков достаточно частое явление, и поэтому, как утверждают психологи, конфликты перерастают в необдуманные проступки со стороны подростков. Основная часть опрошенных учеников использует при решение конфликта неконструктивные способы.

2.2.Создание памятки подростку

для разрешений конфликта с взрослыми

Чтобы жизнь не превратилась в постоянную борьбу с негативными проступками, необходимо предъявлять требования, прежде всего к себе: проявить внимание и доброжелательность к собеседнику; быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику. Необходимо дать собеседнику полностью выговориться, внимательно выслушать его. Иногда помогает отвлечение внимания партнера от болезненного вопроса, хотя бы, на короткое время. Прежде, чем отвечать на критику и упреки, нужно четко уяснить, что конкретно имеется в виду.

Учитывая все выше сказанное, я составила советы подросткам для разрешения конфликтов с взрослыми и последующего неперерастания их в правонарушения. Оформила их в виде памятки.

«Кодекс поведения»

в конфликтной ситуации

1.Успокойся, чтобы раздражение не мешало решению конфликта.

2.Объясни свою точку зрения и внимательно выслушай другого.

3.Не перебивай.

4. Говори спокойно, не кричи и не груби.

5.Научись вовремя остановиться.

6.Попытайся найти из сложившегося положения выход, который устраивает всех. 

7.Умей принять решение, даже если оно расходится с твоей точкой зрения. 
8.Умей признать свои ошибки и извинись, если ты не прав.

9.Умей простить того, кто искренне сожалеет о своем поступке и просит за него извинения. 
10.Не демонстрируй своего превосходства и не принижай другого в случае своей правоты. 
11.Не держи зла и поскорее забудь конфликт, проявляя ровное дружелюбное отношение

















Заключение

К настоящему времени в психологии пока не сложилось общепринятого понимания конфликта. Но правоведы точно уверены, что конфликт на любой стадии может спровоцировать противоправные действия. Значительная часть психологов рассматривает его как противоречие, ряд других психологов рассматривают его как столкновение или противодействие. В конфликтной ситуации с родителями лучше использовать такие формы поведения, как компромисс и сотрудничество. Это поможет в будущем избежать сложных правовых ситуаций. В этом случае выигрывают обе стороны. В различных источниках отражены самые разные причины, вызывающие конфликты между родителями и детьми. Но опрос в школе показал, что чаще всего конфликтуют из-за обязанностей по дому и из-за проблем в школе. В любом конфликте существует, как правило, разные пути его разрешения. Но в любом случае в конфликте с родителями и другими людьми необходимо выбирать только конструктивные формы его решения и придерживаться советов и правил, предложенных психологами. Я составила советы, опираясь на знания, которые получила в ходе работы над проектом и свой опыт. Эти советы могут пригодиться не только подросткам, но и взрослым. Поэтому, мы с учителем обществознания планируем выступить на классных часах и родительском собрании моего класса. Нужно помнить, что родители, это самые близкие люди, которые постоянно находятся в нашем жизненном пространстве, поэтому нужно учиться разрешать любые конфликты, достигая компромиссного решения, не переводить конфликт в плоскость правонарушений. Правовая грамотность современных несовершеннолетних остается на низком уровне, они знают свои права, но не в полной мере. Учащиеся знакомы и со своими обязанностями.





















Литература

1.ЗвягинцевВ.В.,Борисов Л.Г., Конфликты подростков в семье.( Электронный ресурс)




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Информационно-познавательный проект: Урок "Правовой грамотности"

Автор: Романова Людмила Фёдоровна

Дата: 23.12.2018

Номер свидетельства: 492174


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства