Просмотр содержимого документа
«Геополитический и идеологический концепты Русского мира.»
Геополитический и идеологический концепты Русского мира.
Мир в XXI веке действительно стал многополюсным, и между полюсами его уже начинают проскакивать первые грозовые разряды. Западные ученые называют это “конфликтом цивилизаций”. Пять громадных цивилизационных проектов конкурируют сейчас между собой за право определять новое мироустройство. Самым мощным из них, по крайней мере, в данный момент, несомненно, является “Атлантический”, или “Американский проект”, выдвинутый после окончания “холодной войны” Соединенными Штатами и поддерживаемый всем экономическим и военным могуществом единственной сверхдержавы. Проект этот достаточно прост. Он предполагает консервацию “продолженного настоящего”, то есть сохранение любой ценой нынешнего положения дел, выгодного, прежде всего, лидирующим странам Запада. На практике это означает диктат “золотого миллиарда” по отношению ко всему остальному миру и как результат — втягивание США в череду локальных военных конфликтов. К “Атлантическому проекту” очень близок “Европейский проект” — концентрация сил и средств объединенной Европы для построения постиндустриального общества. При этом Европа отделяется, создавая собственную мировую валюту, евро, и собственные транснациональные институты. Фактически это тоже попытка существовать в “продолженном настоящем”.
Чрезвычайно загадочен и любопытен “Японский проект”, официально обозначенный как “создание предпосылок для появления компьютеров пятого поколения”. Это очень перспективный проект. Не имея сырьевой базы для экстенсивного наращивания индустрии, Япония вынуждена в своей стратегии апеллировать непосредственно к будущему. “Китайский проект” в данном перечне является, пожалуй, наименее предсказуемым. С одной стороны, модернизация индустрии, осуществляемая этой страной вот уже более пятнадцати лет, не представляет сама по себе рискованный для мирового сообщества цивилизационный прорыв: в результате нее Китай лишь приблизится к нынешнему технологическому обеспечению западных стран, но, с другой стороны, не слишком понятно, каков будет вектор движения громадной по численности державы после создания ею мощной индустриальной базы.
В самом же противоречивом и структурно не оформленном состоянии пребывает пока огромный “Исламский проект”, устремленный на данном этапе всего лишь к объединению и экспансии конкретной религиозной культуры. Внятной исторической перспективы он, наверное, не имеет: “шариатская экономика” (совмещение феодального социума с технологиями постиндустриальной эпохи) будет эффективно работать только в случае наступления “нового средневековья”. Казалось бы, место России в этом глобальном пространстве окончательно не определено. Между тем уже становится вполне очевидным, что если страна не является субъектом исторического проектирования, то есть не реализует собственный цивилизационный проект, то она неизбежно превращается в его объект — место приложения внешних сил и влияний.
На первый взгляд кажется, что выхода из “ситуации поражения” нет. Однако, это не так. Именно Россия, как ни удивительно, обладает в настоящее время всеми возможностями, чтобы выдвинуть на авансцену истории собственный цивилизационный проект, по масштабам и содержательности сравнимый с проектами Запада, Востока и Юга. Россия за последние десятилетия образовала несколько мощных эмиграционных волн. В результате, возникли громадные мировые диаспоры бывших советских, необязательно русских людей, думающих тем не менее в параметрах именно русского (российского) менталитета, использующих русский язык как средство межличностного общения и в значительной степени идентифицирующих себя с русской (российской) культурой. Численность этих диаспор сопоставима сейчас с численностью населения государства средних размеров, а их творческий и экономический потенциал сравним с потенциалом любой из ведущих европейских держав. Объединение, мировоззренческое и структурное, диаспор и метрополии позволит создать Русский мир — принципиально новую социокультурную общность, обладающую огромными возможностями развития.
Кто из мыслителей первым предложил этот концепт, установить сложно. Одни исследователи полагают, что его открыл граф С.С. Уваров, который в 1833 г. в докладе царю Николаю I назвал «собственными началами России» знаменитую триаду – православие, самодержавие, народность. Другие вспоминают драматурга А.Н. Островского, понимавшего русский мир «как человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев». Обе точки зрения имеют право на существование, однако не могут считаться бесспорными. Например, Н.Я. Данилевский в своем труде «Россия и Европа» заявил об исторической и культурной оппозиции этих цивилизаций. По его мнению, несходство европейского и российского миров, коренящееся в различии основ их существования, выражается в противоположности национальных характеров и способов действий.
Существенный вклад в изучение основ Русского мира, самосознания россиян внесли Н.А.Нарочницкая, В.А.Никонов, В.А.Тишков. Русскому миру, как перспективной модели консолидации наших соотечественников, посвящены труды одного из первых разработчиков исследуемой темы П.Г.Щедровицкого, собранные в сборнике «Думать - это профессия» (М., 2000); работа Т.В.Полосковой и В.М.Скринника «Русский мир: мифы и реалии» (М., 2003), где рассматриваются различные аспекты структурирования Русского мира как цивилизационного феномена.
Русский мир обладает целым рядом особенностей, которые требуют их специального изучения и принципиального следования им в политической, социальной, духовной и экономической практике. Именно в определениях Русский мир раскрывает себя, свою специфику. В качестве таких определений выступают язык, культура, государственность, религиозность, наука и т. д. и каждое из них актуализирует в себе своеобразие Русского мира. На сегодняшний день четкое определение понятия «Русский мир» отсутствует. Более того, 71% россиян никогда не слышали о таком понятии, как "Русский мир". Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) (Приложение 1.).
Достаточно полные, комплексные трактовки понятия «Русский мир» дают О.Н. Батанова, В.Ю. Даренский, П.Г. Щедровицкий. Последний полагает, что Русский мир - это "сетевая структура больших и малых сообществ, мыслящих и говорящих на русском языке", он сложился в XX веке под влиянием различных исторических событий, к числу которых можно отнести, в первую очередь, мировые войны и революции. О.Н. Батанова понимает Русский мир как "глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе". Е. И. Пивовар полагает, что в настоящее время популярна расширенная трактовка «русского мира» как глобального цивилизационного феномена, охватывающего 300 миллионов человек, говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, как в России, так и в ближнем и дальнем русском зарубежье. В.Ю. Даренский под Русским миром понимает объективно сложившуюся культурно-историческую общность этносов и населяемых ими территорий. В этом смысле данный мир вполне может быть сопоставлен с Американским, Европейским, Китайским, Исламским миром. Глава фонда "Русский мир" политолог В.А. Никонов полагает, что "русский мир существует не в рамках государственных границ, это понятие не географическое, не религиозное и, конечно, не этническое", это, прежде всего, самоопределение. Русский мир как явление, по мнению ученого, возникает на основе русского языка, русской культуры, Русской православной церкви. Все большее признание получает расширенное толкование Русского мира как глобального явления, охватывающего сотни миллионов человек, говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, как в России, так и в ближнем и дальнем русском зарубежье.
Таким образом, Русский мир (Русский мiръ) — концепция объединения всех людей, ощущающих сопричастность к русской культуре и России. Слово «русский» в названии указывает, прежде всего, на исторические корни общности, берущей своё начало в Древней Руси, а не на её этнический состав, а в слово «мир» вкладывается значение «весь свет», «все люди». Более широкая трактовка «Русского мира» такова: «Русский мир — это глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе».
Концепция Русского мира, согласно мнению большинства исследователей, зародилась после распада Советского Союза, один из авторов идеи русского мира П. Г. Щедровицкий, определил время возникновение понятия периодом: 1993—1997 годы. В 2006 г. про «Русский мир» заговорил Путин. «Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России и за ее пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир» — призвал президент. В 2007 г. был создан фонд «Русский мир». По мнению Е.А. Пеньковой, с указа президента о создании фонда "Русский мир" началось институциональное оформление концепта Русский мир, тогда как до этого "фокус полемики был скорее декларативным". Рассвет идеи «Русского мира» случился в конце 2013 г. – начале 2014 гг. – сначала Крымские события, затем конфликт на юго-востоке Украины привели к возникновению такого феномена, как «Новороссия».
Считается, что Русский мир является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси, возведённом на трёх следующих столпах:
Православие.
Русская культура и русский язык.
Общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие.
Большинство исследователей также считает, что Русский мир состоит из двух главных компонентов - России и русского зарубежья. К Русскому миру, помимо России, Украины и Белоруссии, причисляют также Молдову. Несмотря на отсутствие четкой дефиниции, большинство ученых сходятся во мнении, что консолидирующим элементом Русского мира, фундаментом его культуры является русский язык.
Необходимо отметить определенный разрыв привычного «славянского шаблона» сегодня. Речь идет о том, что в Верховной Раде Украины создано «антиоккупационное» межфракционное объединение «Наступление», в состав которого вошли 10 нардепов из разных фракций. Как отметил председатель МФО «Наступление» Андрей Левус, главная задача — «очищение Украины от гидры «русского мира». Данный факт проще всего оставить без комментариев, ибо в противном случае комментарии примут вид отдельного исследования.
Все пласты Русского мира - полиэтнического, разноконфессионального, идеологически и социально разнородного, географически сегментированного - объединены осознанием причастности к России как материнскому государству, лояльностью к ней, неравнодушием к ее судьбе и месту в мире. В основе Русского мира - идея единения людей, имеющих общие корни, культуру, язык, стремление сохранить свою социокультурную самобытность, крепить связи с исторической родиной. Русский мир полисемантичен, многонационален, поликонфессионален, но сейчас особую роль стали играть идентичность, самоопределение, русскость (духовность) на фоне сохранения изначальных консолидирующих факторов, таких как культура и язык. Русский мир есть цивилизационное, социокультурное пространство, охватывающее почти треть миллиарда русскоязычных людей или почти каждого двадцатого жителя Земли. Русский мир — не суперэтническая, а наднациональная общность. Это транснациональное, глобальное образование, идентифицирующее себя с русской культурой и русским языком, с духовными и ментальными признаками русскости. Принадлежность к Русскому миру не только русских, но и представителей других национальностей не означает, что они забывают о своих этнических и исторических корнях. В данном случае можно говорить о двойной или даже множественной идентичности, но русскость, как духовный стержень, является обязательным элементом, если мы говорим о представителе Русского мира.
Таким образом, Русский мир — это глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе. Русский мир - это реальность, которая при соответствующих обстоятельствах и целенаправленной деятельности может превратиться в сильное и успешное социокультурное образование, способное успешно соперничать с другими крупнейшими цивилизационными ареалами. Русский мир – это тот цивилизационный проект, который Россия может предложить миру в XXI веке, как альтернативу западному проекту, основанному на либеральных ценностях, в основе которых лежит индивидуализм и неограниченное потребление. Именно в рамках этого проекта возможно мирное сосуществование и творческое развитие разных народов и религий на основе мирного и уважительного диалога и принципов солидарности. Основополагающий, базовый принцип формирования Русского мира заключается в том, что каждая личность или нация делает выбор в пользу принадлежности к нему не в результате насилия или принуждения, а на основе свободного выбора. «Никто не навязывает идею большого Русского мира, но это не значит, что его нет!» (В.В.Путин).