kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формируем финансовую грамотность обучающихся на уроках обществознания".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для формирования у обучающихся финансовой грамотности на уроках обществознания необходимо добавить практикой в изучении темы «Экономика» и применять активные формы и методы обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формируем финансовую грамотность обучающихся на уроках обществознания".»


Формируем финансовую грамотность обучающихся на уроках обществознания


Кудряшова Мария Витальевна, методист МКУ «Информационно-методический центр Мариинского муниципального района


Одной из важнейших потребностей школы является воспитание делового человека, личности с развитием экономического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

С приходом рыночной экономики необходимостью для российского общества стало повышение финансовой грамотности. Сегодня каждый гражданин должен осознавать, что в первую очередь он сам в ответе за защиту своих интересов от финансового мошенничества, от него зависит его будущее финансовое благополучие.

В учебном предмете «Обществознание» предлагается обучающимся лишь теоретический материал, который для многих школьников остается набором сложных терминов, и пригодится тем, кто в будущем захочет свои накопленные знания реализовать со своей экономической профессией.

Таким образом, для формирования у обучающихся финансовой

грамотности на уроках обществознания необходимо добавить практикой в изучении темы «Экономика» и применять активные формы и методы обучения.

Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по обществознанию, можно сделать вывод, что при изучении в 5-9 классах, конечно, уделяется внимание теме «Экономика», но не в должном размере.

Особенно сейчас, когда во всех СМИ ежедневно звучат термины «ипотека», «банковский процент», «акция», «курс валют», «инфляция», когда кредиты, ссуды, вклады стали реальностью большинства граждан, большая часть учащихся не имеют представления о законах и возможностях рыночной экономики.

Рассмотрим курс обществознания 5-9 классов, и отметим, какие темы занимают основное место в обучении школьников.

В 5 классе открывается курс темой «Человек», где рассматриваются

важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит учащегося в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе курс представлен двумя темами. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях»— даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной

проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество»

— вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит обучающегося в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного.

Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с

функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с

информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий.

Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости,

охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов).

Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики —

экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества.

Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по

поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в

управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую

отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права.

Таким образом, мы видим, что тема «Экономика» встречается первоначально только в 7 классе и более подробно рассматривается на восьмом году обучения подростков, что составляет 17,6 % (30 часов) от общего количества часов на изучение обществознания на уровне основного общего образования.

Проблема формирования финансовой грамотности на уроках

обществознания заключается в том, что хотя с понятием «Экономика»

школьники знакомятся в 7 классе и продолжают изучение блока «Экономика» в 8 классе, в 11 классе, полученных знаний не всегда достаточно для грамотного пользования финансовыми услугами в развивающемся экономическом обществе.

В процессе обучения учащихся можно использовать активные формы

обучения, направленные не на сообщение учащимся готовых знаний, их

запоминание и воспроизведение, а на организацию их деятельности и

самостоятельных умений освоения знаний в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных задач.

Активные методы позволяют учащимся на уроке:

- формировать собственное мнение;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение

собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех

или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

- уметь разрешать конфликты в повседневной жизни;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- анализировать факты и информацию;

- творчески подходить к учебному материалу;

- активно самостоятельно работать;

- проявлять свою индивидуальность.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие

методы обучения: проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализацию

деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося.

На уроках-практикумах учащиеся решают поставленные перед ними

познавательные задачи. Их правильное решение в результате может позволить составить, например, характеристику события общественной жизни. На таких уроках учащиеся должны чётко уметь регламентировать свою работу, возможно, распределить её, если выполнение задачи поставлено перед группой, определить источники, необходимые для достижения цели и получения результата. Учащиеся, в зависимости от поставленного задания, могут, например, работать с текстами действующих Российских законов, с материалами СМИ, можно анализировать различные ситуации из современной жизни, актуализируя тем самым программные темы курса.

Результаты исследовательской работы должны быть представлены

учащимися на уроке - семинаре, на уроке — круглом столе, в ролевой игре.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

Например:

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать

условия для умственного напряжения при решении важной проблемы

абсолютно у всех учащихся или, по крайней мере, у большинства. Именно

умственное усилие, порожденное экстремальной ситуацией, в которую

попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым

отличаются многие учащиеся.

«Деловая игра» - это игровой метод обучения и воспитания.

Формальная сторона, связанная с ходом игры не должна превалировать над

содержанием. В деловых играх решения вырабатываются коллективно,

коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при

критике решений других групп.

«Ролевая игра» - речь идет не о выработке управленческого решения, а о

разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с

целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и учащихся, а так же учащихся друг с другом в процессе решения проблемы.

Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны

являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для

этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе

подготовки к уроку. И не следует обращать внимание на то, чтобы все их

признаки сохранялись. Здесь многое условно – потому что для нас важнее всего главное – результат в виде продвижения в развитии личности.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг

успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Формируем финансовую грамотность обучающихся на уроках обществознания".

Автор: Кудряшова Мария Витальевна

Дата: 17.12.2019

Номер свидетельства: 532439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства