Формирование метапредметного умения «Извлечение информации из текстов правового характера» на уроках обществознания
Формирование метапредметного умения «Извлечение информации из текстов правового характера» на уроках обществознания
Государственный образовательный стандарт вотрого поколения предъявляет новые требованияк образовательным результатам обучения в школе. Особое место занимают метапредметные результаты. Перед учителем-практиком сегодня стоит проблема - как организовать метапредметную деятельность, как измерить сформированность метапредметного результата, какие критерии для этого выбрать и т.д. Опыт показывает, что многие учебникидля общеобразовательной школы не содержат в себе дидактический потенциал для формирования метапредметного результата. На уроках обществознания учащимся приходится сталкиваться с правовыми текстами, зачастую объемными, сложными для восприятия, состоящими из множества различной информации.Детям нередко трудно разобраться в ней, адаптировать. Считаю возможным использовать для этой цели тексты правового характра. Метапредметное умение, которое я формирую у детей, назовем "Извлечение информации из текстов правового характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметного умения «Извлечение информации из текстов правового характера» на уроках обществознания »
Анна Васильевна Лагунова
учитель истории и обществознания,
МБОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа», Пермский край
Формирование метапредметного умения «Извлечение информации из текстов правового характера»
Государственный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования к образовательным результатам обучения в школе. Особое место занимают метапредметные результаты. Что же такое метапредметное обучение? Внедряясь с недавнего времени в современную образовательную практику, сегодня метапредметное обучение воспринимается педагогами как крайне непростая деятельность, непонятная и потому многими не сразу принимается. Хотя по сути, метапредметность – это наше «хорошо забытое старое». Метапредметное обучение имело широкое распространение в Советской России в 20-е годы, называлось тогда методом проектов, с началом 30-х годов было свернуто и осуществлен переход к предметному преподаванию.
Ведь в чем суть новшества? Суть в том, чтобы наряду с традиционной методикой обучения по предметам, ввести в обучение метапредметный подход, что обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному восприятию мира. Метапредметность – это интеграция содержания образования, и учитель начинающий творить в этом новом русле, уходит от своей узкой предметности. Метапредметность создает массу возможностей для успешной социализации подрастающего поколения.
Метапредметный подход в образовании широко обсуждается, педагоги делятся своим видением проблемы и наработками. На сайте «Учительской Газеты» был развернут виртуальный «круглый стол». Первый заместитель главного редактора «Учительской Газеты» Ирина Дымова назвала метапредметное обучение «технологией прорывной, модернизационной и потому трудной: приходится ломать привычные рутинные методы педагогического труда. Метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как большой андронный коллайдер. Эти технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося и учителя, который не застревает в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность».
Таким образом, перед учителем – практиком сегодня стоит проблема – как организовать метапредметную деятельность, как померить сформированность метапредметного результата, какие критерии для этого выбрать и пр. Проблемой является и то, что учебники общеобразовательной школы не содержат в себе дидактический потенциал для формирования метапредметного результата, и даже те учебники, что вышли под грифом «ФГОС» и должны отвечать новым требованиям, реально незначительно отличаются от учебников предыдущего поколения. Курсовая подготовка педагогов также больше посвящена общим вопросам внедрения ФГОС. Вот и получается, что кроме идейных установок, учитель сегодня мало что может получить в готовом виде. А поскольку, ФГОС – реалии текущего времени, приходится учиться. Тем более, при более близком знакомстве выясняется, что элементы метапредметности многие педагоги использовали и ранее.
На уроках обществознания, в некоторых случаях и на уроках технологии, учащимся приходится сталкиваться с правовыми текстами, зачастую объемными, сложными для восприятия, состоящими из множества различной информации. Опыт показывает, что детям нередко трудно разобраться с ней, выбрать именно то, что нужно, сложно адаптировать ее. Исходя из того, что метапредметная деятельность выстаивается вокруг какой-либо мыследеятельностной организованности, считаю возможным использовать для этой цели такие тексты. Оптимальным вариантом считаю организацию такой деятельности в рамках модуля на 10-15 часов для аудитории 8-9 класса, возможно также и проводить эту работу на уроках обществознания.
Метапредметное умение, которое мы формируем у детей, (и одновременно осваиваем сами), носит название «Извлечение информации из текстов правового характера». Тексты можно взять разные - подходят статьи Семейного кодекса, Гражданского кодекса, Трудового кодекса, Уголовного кодекса. В конкретном данном случае берется текст Закона о защите прав потребителя, выбираются нужные статьи, и детям предлагается составить «Правила бывалого покупателя» или, например, «Рекомендации продавца – консультанта». Данный текст актуален и на уроках технологии при изучении материаловедения, раздела «Кулинария». Можно отрабатывать с детьми одно или оба умения сразу, это зависит от уровня подготовленности класса, от целей, которые перед собой ставит педагог. В любом случае педагогу необходимо дать учащимся четкое техническое задание, в котором вся необходимая информация будет доступна детям, в том числе и критерии оценивания. Результатом (объектом оценивания) будут правила и рекомендации, составленные детьми на основе анализа текста. В данной таблице приведена вся необходимая информация, названы критерии, позволяющие педагогу в балловой форме отследить успешность выполнения работы. Следует отметить, что в соответствии с критериями, извлечь информацию и сформулировать текст по заданию необходимо своими словами.
Метапредметное умение
Текст
Результат
(объект оценивания)
Критерии
оценивания
Баллы (диапазон)
Выполнено полностью
95-100%
Частично
50-95%
Фрагментарно 25-50%
Извлечение информации из текста правового характера
«Закон о защите прав потребителя»
Создать «Правила бывалого покупателя»
Создать «Рекомендации продавца-консультанта»
Соответствие жанра поставленной задаче (в данном случае – правила, рекомендации);
3
2
1
Соблюдение требований к жанру
4.1.
правила формулируются в виде перечня
4.2.
правила формулируются простыми предложениями
4.3.
правила формулируются в повелительном наклонении
(для покупателя)
9
5
3
Кол-во предложений:
(не более 10)
3
2
1
Содержание правила должно соответствовать тексту по действиям;
3
2
1
Отсутствие избыточных правил, не относящихся к заданной позиции покупателя/продавца
3
2
1
Текст передан своими словами
3
2
1
Итого
Набрано баллов
24
16
8
Учащиеся получают техническое задание - составить правила бывалого покупателя/ рекомендации продавца – консультанта. Условие успешного выполнения работы – соблюдение критериев. Каждый критерий с детьми обсуждается во избежание его смыслового двучтения. Обозначаются временные рамки.
Результаты также удобно отразить в таблице и использовать в дальнейшем.
Критерии
оценивания
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
% выполнения задания
Соответствие жанра поставленной задаче (в данном случае – правила, рекомендации);
2
2
1
0% - полностью
66% - частично
33% - фрагментарно
2 Соблюдение требований к жанру
2.1. правила формулируются в виде перечня
2
2
2
100% - частично
2.2.правила формулируются простыми предложениями
3
2
2
66% - частично
33% - полностью
2.3. правила формулируются в повелительном наклонении
2
1
1
33% - частично
66% - фрагментарно
3. Кол-во предложений:
(не более 10)
3
3
3
100% - полностью
4. Содержание правила должно соответствовать тексту по действиям;
2
3
1
33% - частично
33% - фрагментарно
33% - полностью
5.Отсутствие избыточных правил, не относящихся к заданной позиции покупателя/продавца
1
1
2
33% - частично
66% - фрагментарно
6. Текст передан своими словами
1
2
1
33% - частично
66% - фрагментарно
Итого
16
16
13
Западают умения
5,6
2.3; 5;
1; 2.3; 4; 6;
Справился
2.2; 3
3; 4
3
Выводы для педагога:
Критериальная база нуждается в доработке. Иногда после проверки становится ясно, что формулировка детям не ясна или она просто не подходит к такому тексту.
Техническое задание для детей должно быть предельно ясным, кратким, не допускающим многочтения.
Задание должно быть «вкусным» для детей, иначе оно не будет достигать цели.
Таким образом, в результате этой работы по формированию метапредметных результатов учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Ученик осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Суть в том, что усвоение материала по правам потребителя происходит в процессе решения практической задачи. Чем сложнее будет подобрана задача, тем выше ее развивающий потенциал для ученика. И тексты правового содержания представляют собой благодатную почву для достижения метапредметного результата.
Нина Громыко, разработчик метапредметного подхода, отметила: «Метапредметы – это не заумь и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться». Будем учиться!