kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта на уроках обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья может быть использованна на уроках Обществознания при работе с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта на уроках обществознания.»

Формирование жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта на уроках обществознания.


Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников с нарушением интеллекта.

Цель данной школы – подготовить учащихся к самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. Школа должна создать условия для социализации личности обучающегося, помочь обрести личную, социальную и профессиональную успешность. Именно в школе учащиеся приобретают опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть социальную компетентность.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют равные со всеми права на образование.

Социальная (жизненная) компетентность учащихся с нарушением интеллекта означает овладение основами знаний и опытом в гражданско-правовой и общественной деятельности, в социальной сфере, в области семейных отношений и обязанностей; в вопросах экономики и права; в профессиональном самоопределении. В эту компетентность входит умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой гражданских взаимоотношений, воспитание стремления соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.

Важнейшую роль в формировании социальной компетентности играют уроки обществознания, способствующие возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ под редакцией Воронковой.*1

В нашей школе обществознание изучается как в классах с легкой умеренной отсталостью, так и с умеренной и тяжелой. Для обучения были разработаны адаптированные образовательный программы по обществознанию.

Уроки обществознания имеют для ребенка с ОВЗ большое воспитательное и коррекционное значение: помогают ученику расширить кругозор, понимать то, что происходит в окружающем его обществе, формировать свое отношение к различным событиям. Данные уроки направлены на всестороннее развитие личности обучающегося, способствуют умственному развитию, обеспечивают гражданское, политико-правовое, этическое, нравственное воспитание, создают условия для социальной адаптации учащегося.

Для того чтобы ребенок с ОВЗ активно включался в работу на уроке, ставлю перед ним посильные задачи. Ситуация успеха стимулирует его познавательную активность, повышает самооценку.

На уроках создаю оптимальные условия для организации деятельности учащегося с ОВЗ. Новый учебный материал изучается небольшими фрагментами, используется наглядность, презентации. При закреплении материала применяю тренировочные упражнения. При проверке знаний использую тестовые задания с упрощенными формулировками.

Необходимо донести до детей и убедить их в том, что они должны понимать свою ответственность перед обществом и будущим поколением, защищать свои права и отстаивать свою позицию в различных ситуациях. воспитывать в детях гражданские чувства, вырабатывать активную жизненную позицию, принимать взвешенные решения, отвечать за свои поступки.

На уроках обществознания, касающихся правовой сферы одной из важнейших задач, является задача максимальной активизации школьников и осознания ими практической значимости изучаемого материала. Повышению интереса к проблемам права, формированию демократической правовой культуры способствует личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы. Так при изучении темы «Правовые основы брака и семьи» учащиеся 9 классов высказывают свое отношение к браку, семейной жизни, по проблемам воспитания детей. Это представляется актуальным, так как большинство из них в недалёком будущем создадут собственные семьи. Рассматривая конкретны ситуации, соотнося их с правовыми документами учащиеся пробуют самостоятельно осмыслить сущности семейного права, у них формируются потребности в соблюдении его установок. Работая в группах, ребята составляют и решают ситуации - задачи по данной отрасли права. При этом ученики примеривают на себя ряд социальных ролей со всей присущей им полнотой прав и обязанностей.

В системе решения задач по воспитанию правовой культуры доминируют активные формы уроков. К примеру, деловые игры. Изучение основ права ведется с использованием решения практических задач. Как показала практика, наиболее эффективна организация работы в парах, при этом задачу получает каждый ребенок индивидуально. Выполнив свою работу, ученик получает дополнительное задание. Учащимся позволяется обмениваться задачами. Все варианты решения задач обсуждаются в классе. Такая форма работы способствует воспитанию навыков сотрудничества, учит выражать свое мнение, внимательно слушать других, прививает толерантность, чувство уважения к праву. На уроках обществознания систематически создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы о гарантиях своей личной безопасности, о соблюдении прав гражданина в нашей стране и способах их защиты.

Дети конкретизируют свои знания, рассуждают с эмоционально-личностных позиций. Важно то, что в данных ситуациях формируется способность отстаивать законные права - свои и других людей, не мириться с нарушениями закона.

На уроках обществознания в рамках изучения темы «Конституция Российской Федерации. Конституционные права и обязанности» учащиеся работают с документами.*2

С целью развития поисковой деятельности учащегося использую следующие коррекционные задания:

- соедини стрелками, расположение вразброс, убери лишнее;

- заполни пропуски;

- расположи в хронологической последовательности;

- даны таблица, схема: заполни недостающие пункты таблицы, подбери информацию к схеме; и т.д.

Особое внимание на уроках обществознания уделяю развитию коммуникативных навыков обучающегося. Прежде всего, это развитие речи, овладение техникой монологической речи. Ученик с задержкой психического развития часто страдает от несформированности навыка чтения, а также страдает темп и внятность речи, затруднено понимание научного текста. Уделяю внимание развитию навыка чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему, а также работе с текстом: поиск главной мысли в нужном отрывке, умение составлять краткий конспект, сначала по вопросам, затем самостоятельно. Работа по анализу текста на уроке способствует формированию важнейших коммуникативных умений: учить выделять главную мысль в небольшом отрывке текста, уметь формировать сжатый текст.

Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа, составление схем, заполнение таблиц.*3

На каждом уроке обществознания обязательно провожу словарную работу. Если ученику трудно сформулировать свой ответ, даю возможность пользоваться вспомогательными карточками с опорными словами, а также пользоваться схемами и картами, словами-подсказками.

Значительную роль в формировании материала играют исторические источники: документы, научная литература и др. Использование их на уроках позволяет сделать изложение материала наглядным, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию.


Чередую различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающегося. Организую, выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.

Для контроля и оценки предметных знаний использую индивидуальную устную проверку, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные и контрольные работы по теме.

На уроках обществознания создаются и проблемные ситуации, ставятся доступные учащимся проблемные вопросы о гарантиях своей личной безопасности, о соблюдении прав гражданина в нашей стране и способах их защиты. Дети с помощью учителя конкретизируют свои знания, рассуждают с эмоционально-личностных позиций. Важно то, что в данных ситуациях формируется способность отстаивать законные права - свои и других людей, не мириться с нарушениями закона.

Таким образом, изучение предмета «Обществознание» играет важную роль в формировании, прежде всего жизненных и социально-правовых компетенций выпускника коррекционной школы.

Предмет позволяет учащимся с ОВЗ усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношении человека к природе, обществу, самому себе. Уроки в последующим помогают ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей ( гражданин, член семьи, избиратель, собственник), школьники могут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма


Литература

1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ под редакцией Воронковой.

2.Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией , М., Просвещение, 2015.

3.Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. . М., 1986.

4. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика).

5.Конституция Российской Федерации. М., 1993.

6., Юридические казусы и задачи в преподавании основ Советского государства и права. Сборник задач с методическими рекомендациями. Л., 1988.


Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы формирования социальных «жизненных» компетенций у детей с нарушением интеллекта (легкая, умеренная и тяжелая умственная отсталости).

Материал статьи может представлять интерес для учителей обществознания, работающих с детьми с ОВЗ.


Ключевые слова:

  • Обществознание

  • Компетенция

  • Дети с ОВЗ


1 1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) школ под редакцией Воронковой.


2 5.Конституция Российской Федерации. М., 1993.


3 6., Юридические казусы и задачи в преподавании основ Советского государства и права. Сборник задач с методическими рекомендациями. Л., 1988.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сухова Наталья Львовна

Дата: 09.10.2020

Номер свидетельства: 559514


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства