kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Коррупция как вызов XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Коррупция как вызов XXI века" в рамках антикоррупционного образования предназначен для 11 класса общеобразовательных учреждений. Материал курса можно включать в факультативы по истории, обществознанию, праву. Объем курса 35 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Коррупция как вызов XXI века"»

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УРОКОВ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖЛЕНИЙ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УРОКОВ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖЛЕНИЙ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА













Номинация:

Методическая разработка элективного курса



Элективный курс «Коррупция как вызов XXI века»









Автор: Пронина Алла Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя школа № 27» г. Ульяновска







2017

город Ульяновск





Элективный курс «Коррупция как вызов ХХI века»

«Каждое государство-участник обеспечивает предупреждение

коррупции с помощью расширения и распространения знаний

по вопросам предупреждения коррупции».

Выдержка из п.1 ст. 6 Конвенции ООН против коррупции



Пояснительная записка

Коррупцию можно смело назвать одной из проблем ХХI века, одним из главных барьеров на пути развития современной России. А предупредить коррупцию возможно с помощью распространения знаний о ней.

Школа является тем образовательным институтом, который через антикоррупционное образование сможет воспитать такое мировоззрение, в котором коррупционный поступок будет считаться не нормой, а вызывающим общественное осуждение фактом.

В основу теоретического (лекционного) материала взято учебное пособие для вузов под редакцией Г.А. Сатарова «Антикоррупционная политика». Адаптируя материал для школы, целесообразно данный элективный курс вести в старших классах общеобразовательных учреждений. Программа курса является междисциплинарной, интегративной.

Программа может быть реализована как элективный курс или факультатив за счёт школьного компонента. Материал курса можно включать в факультативы по истории, обществознанию, праву.

На занятиях элективного курса по антикоррупционной тематике целесообразно использовать индивидуальные и групповые проектные формы работы, лабораторные практикумы, дискуссии, круглые столы и т.п.

Объём курса – 35 часов

Основные задачи курса

  • Формирование системы знаний антикоррупционной направленности

  • Формирование антикоррупционных правовых установок у обучающихся

  • Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией

  • Формирование навыков адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма



Формы проведения учебных занятий:

  • Лекции;

  • Правовые практикумы;

  • Социально-значимые проекты;

  • Проведение социологических исследований;

  • Презентации рефератов, эссе;

  • Дебаты;

  • Круглые столы.

Методы и приёмы обучения, используемые в курсе:

  • лекционная работа;

  • групповая работа;

  • моделирование ситуации;

  • учебные задачи, упражнения, тестирование в формате ЕГЭ

Данные методы способствуют формированию следующих умений и навыков:

  • логически и критически мыслить и анализировать информацию;

  • работать с документами, материалами СМИ, Интернета, научной литературой;

  • работать в группе;

  • готовить устные сообщения, рефераты, эссе.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать основные определения коррупции, её причины, формы, классификацию, национальное и международное законодательство по противодействию коррупции, опыт борьбы с международной коррупцией, последствия коррупции для общества.

Уметь применять полученные знания в решении заданий формата ЕГЭ, анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций, противодействовать коррупционной составляющей в условиях социальной жизни.

Формы контроля:

Текущий контроль – посещение лекционных занятий, правовых практикумов, участие в дискуссиях, круглых столах, проектах.

Итоговый контроль – зачёт в форме защиты исследовательских проектов и презентации творческих работ.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

1.

Введение в элективный курс «Коррупция как вызов XXI века»

Лекция

1

2.

Определение понятия «коррупция»

Лекция

1

3.

Причины коррупции

Лекция с элементами дискуссии

2

4.

Классификация коррупции

Лекция

1

5.

Формы коррупции

Лекция

2

6.

Коррупция как социальное явление

Лекция

2

7.

Коррупция как социальное явление

Социологический практикум

2

8.

Экономика коррупции

Лекция с элементами анализа источника

2

9.

Коррупция и право


Правовой практикум

2

10.

Коррупция и противодействие ей в мировой истории

Интегрированное занятие

2

11.

Коррупция и противодействие ей в истории Российского государства

Лекция

2

12.

Коррупция и противодействие ей в истории Российского государства

Практическое занятие. Работа в группах с источниками

2

13.

Коррупция через призму истории

Презентация рефератов, эссе

2

14.

Антикоррупционная политика

Лекция

2

15.

Опыт борьбы с международной коррупцией

Защита исследовательских проектов

2

16.

Последствия коррупции для общества

Круглый стол

2

17.

Вопросы коррупции как элемент подготовки к ЕГЭ

Практикум

3

18.

Итоговое занятие

Презентация лучших творческих работ

2


Итого


34



ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КОРРУПЦИЯ КАК ВЫЗОВ XXI ВЕКА»

Актуализация проблемы коррупции в мире и России на современном этапе. Осознание обществом необходимости ограничения её негативных последствий.

Истоки современной российской коррупции. Реформы 90-х гг. XX века в России. «Правовой вакуум». Коллапс государственной власти. Кризис системы правосудия и правоохранительных органов. Коррупция как «рыночный ответ» на слабость государства. Трансформация системы общественных отношений. Кризис нравственных ценностей. Аномия как дезинтеграция нравственных ценностей. Процесс создания новой системы мира. Институциональное развитие России.


ТЕМА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КОРРУПЦИЯ»


Термин «коррупция». Термин в римском праве.

Многоаспектность коррупции. Коррупция в правовом аспекте. Коррупция в социологическом аспекте. Коррупция как феномен культуры конкретного общества. Культурологический аспект. Идеологический аспект. Коррупция в морально-этическом плане. Коррупция в политическом аспекте. Коррупция в экономическом аспекте. Коррупция в психологическом аспекте. Коррупция в бытовом понимании.

Три формы бытовой коррупции. «Коррупция выживания». «Коррупция комфорта». «Коррупция престижа».

Правовой аспект коррупции.

ТЕМА 3. ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ

Общие проблемы. Трудности преодоления наследства тоталитарного

периода. Экономический упадок и политическая нестабильность. Неразвитость и несовершенство законодательства. Неэффективность институтов власти. Слабость гражданского общества, отрыв общества от

власти. Неукоренённость демократических политических традиций.

Специфические российские проблемы. Слабость судебной системы. Неразвитость правового сознания населения. Привычная ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту исключительно «интересов государства» и «общенародной собственности». Традиция подчинения чиновников не закону, а инструкции и начальнику.

Экономические условия коррупции. Приватизация государственной собственности. Исполнение бюджета и распределение бюджетных средств. Банковская сфера. Противозаконный лоббизм в законодательных органах. Правоохранительные органы и экономическая преступность.

Условия для низовой коррупции. Жилищно-коммунальная сфера. Правоохранительные органы. Налоги и таможенные сборы. Призыв на военную службу.

Социально-психологические условия коррупции.

ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ КОРРУПЦИИ

Основание классификации.

По сферам проявления. По статусу субъектов. По степени централизации коррупционных отношений. По характеру самого деяния. По уровню распространения коррупционных отношений. Верхушечная и низовая коррупция. По степени регулярности коррупционных связей (вертикальная и горизонтальная). По виду деяния. По отношению общества: «белая», «серая» и «чёрная» (по А. Хайденхаймеру)

ТЕМА 5. ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Формы коррупции-преступления.

Взяточничество. Злоупотребление должностными полномочиями. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Формы коррупции-проступка.

Вознаграждения в форме оплаты гонораров. Получение комиссионных («откатов»). Использование информации. Необоснованный отказ в предоставлении информации. Фаворитизм. Клиентелизм.

Политическая коррупция.

Коррупционный лоббизм. Коррупционный протекционизм. Тайные взносы на политические цели. Использование административного ресурса. Прямой и непрямой подкуп.

ТЕМА 6. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Процесс социального конструирования коррупции. Коррупция как социальный институт, элемент системы управления.

Институционализация коррупции.

Выполнение социальных функций. Наличие субъектов коррупционных взаимоотношений и распределение социальных ролей. Принципал. Агенты. Клиенты. Наличие определённых правил игры, норм. Сленг и символика. Такса услуг на разных уровнях.

ТЕМА 7. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Социологический практикум

Задание для практикума

  • Прочитайте текст «Американские железные дороги» (Приложение 1) и ответьте на вопросы:

  1. Кто является принципалом, агентами и клиентами?

  2. Какую общественную задачу решали агенты?

  3. Кто в данном примере препятствовал коррупции?

  • Приведите примеры верхушечной и низовой коррупции, имея в виду, что первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.)

  • Смоделируйте ситуации низовой коррупции в сферах:

  • жилищно-коммунальной;

  • правоохранительных органов;

  • налогов и таможенных сборов;

  • призыва на военную службу.

  • Найдите в СМИ примеры покупки голосов избирателей во время выборов

  • Проанализируйте таблицу «Факторы, влияющие на коррумпированность бюрократии» (Приложение 2)

ТЕМА 8. ЭКОНОМИКА КОРРУПЦИИ

Коррупция и политическая экономия.

Институциональные структуры и коррупция.

Бюрократическая коррупция на нижнем уровне. Коррупционные сделки.

Экономика коррупции: факты и статистический анализ.

Потери и выгоды от коррупции. Коррупция и регулирование государственного сектора. Коррупция и инвестиции. Коррупция и государственные расходы. Коррупция и международная торговля. Коррупция и размер теневой экономики. Зарплата в государственном секторе и политика набора кадров.

ТЕМА 9. КОРРУПЦИЯ И ПРАВО

Правовой практикум

Работа с источником: Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Работа со справочной литературой: «Толковый словарь русского языка» Ожегова; «Краткий словарь иностранных слов»

Задание для практикума

  • Какое юридическое определение понятия «коррупция" даёт ФЗ?

  • Какие коррупционные правонарушения перечисляет ФЗ?

  • В чём разница понятия «коррупция» в узком и широком смысле?

  • Какие признаки коррупции выделяет «Толковый словарь русского языка» и «Краткий словарь иностранных слов»? Что сближает эти два определения?

ТЕМА 10. КОРРУПЦИЯ И ПРОТИВОДЕЙТВИЕ ЕЙ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Исторические корни коррупции.

Первобытные и раннеклассовые общества. Древний Вавилон. Царь Урукагин (III тыс. до н.э.). Римская империя и Гай Юлий Цезарь.

Эпоха раннего средневековья. Сосредоточение власти в руках светских и церковных чиновников.

Новое время. Складывание понятия коррупции. Труды Никколо Макиавелли. «Левиафан» Томаса Гоббса. Фаворитизм. Отто фон Бисмарк и история немецкой коррупции.

Рубеж XIX-XX вв. – новый этап в эволюции коррупции. Панамская афера. Дело Стависского во Франции в начале 30-х гг. ХХ века.

Клептократические режимы в «третьем мире»(Филиппины, Парагвай, Гаити). Операция «Чистые руки» в Италии конца 80-х – начала 90-х гг.

Комитет по стандартам поведения в общественной жизни в Великобритании и семь принципов государственной работы чиновников (1995 г.). Нестяжательство. Неподкупность. Объективность. Подотчётность. Открытость. Честность. Лидерство.

ТЕМА 11. КОРРУПЦИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЙ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Киевская Русь и практика добровольных подношений. Двинская уставная грамота XIVв. и первое письменное упоминание о коррупции.

Местничество и система кормлений. Способы доходов чиновников конца XV – начала XVI века: «почесть», «поминки», «пошлина», «посулы».

Борьба со взяточничеством Ивана III. Судебник 1497 г. Судебник 1550 г. Ивана IV Грозного. Борьба с вымогательством как новым проявлением взяточничества с XVI в. Соборное Уложение 1649 г. Алексея Михайловича.

Борьба Петра I с коррупцией. Указы «О воспрещении взяток и посулов», «О наказании за взятки и лихоимство». Введение фискалов в 1711 г.

Эпоха дворцовых переворотов и легализация «кормления от дел».

Борьба со взяточничеством при Екатерине II. Формирование системы новых ценностей государственной службы. Формирование новой чиновничьей элиты. Попытки реформирования административного и судебного строя.

Административные реформы XIX века. Устав о службе (1830-е гг.). «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».

Тип патримониального чиновника в России XIX века.

Коррупция в Советском Союзе. Предпринимательская деятельность и процветание коррупции при НЭПе.

Двойные стандарты к вопросам коррупции при Сталине.

Показательный характер борьбы с коррупцией при Хрущёве.

Громкие расследования начала 80-х гг. в период правления Ю.В. Андропова.

Особенности современной коррупции. Ратификация РФ (2006 г.) международных антикоррупционных документов Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». Членство РФ в Группе государств против коррупции (ГРЕКО).

ТЕМА 12. КОРРУПЦИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЙ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Практическое занятие: работа в группах с источниками

Задание для групп

  • Прочитайте факты «Из истории коррупции в России» (Приложение 3). Ответьте на вопросы к тексту.

1 группа – работа с текстом «Строительство Храма Христа Спасителя».

  • В честь какого события был построен Храм Христа Спасителя? Кто был инициатором строительства архитектурного сооружения?

  • Какие обстоятельства вскрылись в ходе первой закладки?

  • Укажите факты коррупции периода строительства при Александре I?

2 группа – работа с текстом «Дело об аресте чиновников Министерства финансов Российской Империи»

  • Когда и с какой целью было создано III отделение? Укажите его полное название.

  • Укажите факты коррупции

  • Какие формы использовали чиновные коррупционеры?

3 группа – работа с текстом «Дела о коррупции в СССР»

  • Какие сферы общественной жизни охватывали коррупционные дела?

  • В каких формах проявлялась коррупция в советские годы?

  • Как трансформировалась система наказания за коррупцию?

ТЕМА 13. КОРРУПЦИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ

Презентация исследовательских работ, рефератов и эссе

Примерная тематика исследовательских работ и рефератов:

Китайский реформатор Ванг Анши (1021-1086 гг.) и ограничение коррупции.

Ибн-Хальдун – советник Тамерлана.

Судопроизводство в средневековом Новгороде через анализ текстов берестяных и Уставных грамот.

Кормления как особая система управления на Руси XII – XVI вв.

Иван IV Грозный и попытки борьбы с лихоимством.

Коррупция как составная часть «бунташного века»

Законодательство Петра I в борьбе против коррупции.

Политика «двойных стандартов» Екатерины II в борьбе с коррупцией.

Феномен «русской взятки» через трансформацию в русском языке.

Фаворитизм и коррупция в XIX веке.

Русское взяточничество как социально-историческое явление.

Художественные образы взяточников и мздоимцев в русской литературе и искусстве.

Коррупция и модернизация.

Коррупция и глобализация.

Гражданское общество в борьбе с коррупцией: история и современность.

Примерная тематика эссе:

«Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Моисей)

«Нечестно нажитое впрок не идёт» (восточная мудрость)

«Когда карман сух, тогда и суд глух» (русская пословица)

«Непостижимо, что происходит, все грабят, почти не встретишь

честного человека. Это ужасно!» (Александр I)

«Того, кто хоть что-нибудь стоит, довольно трудно купить» (Э. Сервус)

«С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено» (Френсис Бэкон)

«Коррупция порождает стрессы»

«Нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил – и вы здоровы» (В.В. Путин)

ТЕМА 14. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Антикоррупционная политика как функция государства.

Тенденции постиндустриального общества. Коррумпирование государственного аппарата. Глобализация коррупции. Терроризм и коррупция. Высокий уровень коррупции как почва для прихода к власти тоталитарных режимов. Осуществление постоянной антикоррупционной

политики. Антикоррупционная политика как самостоятельная функция государства.

Определение и содержание антикоррупционной политики. Критерии явления. Длительность антикоррупционных мер: разовые и постоянные меры. Стадии антикоррупционной политики. Направления антикоррупционной политики.

Основные направления антикоррупционной политики. Коррекция законодательства. Совершенствование избирательного законодательства. Лоббизм. Система сдержек и противовесов. Упорядочение системы, структуры и ревизия функций исполнительной власти. Изменение принципов государственной службы и контроль за имущественным положением представителей власти. Создание эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств. Укрепление судебной власти. Совершенствование правоохранительной системы и полицейской деятельности.


ТЕМА 15. ОПЫТ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНОЙ КОРРУПЦИЕЙ

Защита проектов рабочими группами

Региональные модели коррупции: Европейская модель. Азиатская модель. Африканская модель. Латиноамериканская модель.

Концептуальные модели борьбы с коррупцией. Тоталитарная модель. Авторитарная модель. Олигархическая модель. Либеральная модель. Правовая демократическая модель.

Международный опыт борьбы с коррупцией. Формы и методы. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Соединённые Штаты Америки.

ТЕМА 16. ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА

Круглый стол

Вопросы для обсуждения

  1. Как расширение теневой экономики влияет на экономику страны в целом?

  2. Влияет ли резкое увеличение имущественного неравенства на уровень коррупции?

  3. Проблема сращивания организованной преступности с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей.

  4. Как связаны коррупция и такие ценности как доверие и толерантность?

ТЕМА 17. ВОПРОСЫ КОРРУПЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Морально-психологическая атмосфера в обществе серьезно влияет на уровень коррупции. Большинство чиновников рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Среди наиболее распространенных мотивов – компенсация за ощущаемый чиновником ущерб, связанный с прохождением службы. К

потере нравственного иммунитета подталкивают ощущение нестабильности; низкая зарплата, не соответствующая квалификации и

ответственности работы; несправедливость при продвижении по службе; хамство или некомпетентность начальника.

Бороться с этим можно, соответствующим образом меняя систему государственной службы.

Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, – двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно-неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику.

С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» частью быта. Продолжают существовать зоны, почти закрытые для действий правоохранительных

органов. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными, что грань между нормой и отклонением стирается. Чиновник может стать коррупционером не только после принятия критического решения, но и в результате плавного перехода от действий «пограничного» характера к преступным. Это облегчается тогда, когда не налажены четкие технологии управления, принятия решений, когда размыты полномочия и сферы ведения. В переходные периоды плавное вползание в коррупцию облегчается также следованием устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам.

(Г.А. Сатаров)


  1. Что влияет на уровень коррупции в стране? Автор выделяет два вида коррупции. Укажите их.

  2. Автор выделяет мотивы коррупционных решений чиновников. Укажите не менее четырёх из них.

  3. Какие факторы облегчают вхождение в коррупцию? С опорой на текст и обществоведческие знания, подтвердите примером фразу автора о том, «что в переходный период плавное вползание в коррупцию облегчается также следованием устаревшим, но еще действующим традициям, культурным стереотипам».

  4. Почему, по мнению автора, существуем двойной моральный стандарт? По каким положениям текста вы это определили? (Укажите два положения-аргумента.)

_______________________________________________________

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «коррупция»? привлекая знания элективного курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах коррупции, и одно предложение, раскрывающее формы коррупции.

  2. В научной литературе утверждается, что «в демократическом государстве главной жертвой коррупции, несущей основное бремя совокупного ущерба от коррупции, являются граждане государства». Приведите два аргумента (объяснения), подтверждающих эту точку зрения, а также любые два аргумента (объяснения), противников этого мнения.

  3. Ниже приведены результаты ответов респондентов-граждан на вопрос анкеты «По чьей инициативе, по какой причине вам пришлось давать взятку чиновнику?». Проанализируйте и сделайте вывод с позиции степени укоренённости коррупции в системе всех социальных отношений.


Варианты ответа

Всего

Чиновник намекнул, заставил, создал для этого ситуацию

17,4

Мне было известно заранее, что здесь без взятки не обойтись

57,2

Чиновник не настаивал на взятке, но я решил, что так надежнее

20,3

Затрудняюсь ответить или отказ от ответа

5,1



  1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коррупция как вызов XXI века». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен составлять не менее трёх пунктов, их которых два и более детализированы в подпунктах.

  2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы.



  • «Что мне законы, коли судьи знакомы» (русская пословица)

  • «Привычка правителей брать подарки – греховна, привычка судей брать взятки – безбожна» (восточная мудрость)

  • «Если Вы подаёте пример правильного поведения, кто осмелится продолжать вести себя неправильно?» (Конфуций)

  • «Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» (В. Короленко)



Источники и литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  2. Антикоррупционная политика. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Сатаров. М., 2004.

  3. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А. Кабанова. М., 2014.

  4. Е.М. Ибрагимова, А.Р. Хамдеев. Сущность понятия антикоррупционная культура и её функции. Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №3.

  5. Российский антикоррупционный портал: //www.anti-cor.ru

6. https://transparency.org.ru




Приложение 1

«АМЕРИКАНСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ »

Во второй половине XIX века власти США решили субсидировать строительство железных дорог из бюджетных средств.

В начале 60-х годов очередной государственный тендер выиграли два почтенных джентльмена из Калифорнии –Хантингтон и Стэнфорд. Выигрыш тендера повлек выдачу их фирме 24 млн. долларов государственных субсидий и выделение 9 млн. акров земли.

Джентльмены начали переговоры с властями маленьких городков средней Калифорнии, сопровождавшиеся вымогательством денег: «Если не внесете свой вклад, дорога минует ваш городишко».

Было организовано две компании – «Central Pacific» и «Central Pacific Credit and Finance Corporation». Первая компания выпустила акции и облигации на сумму 79 млн. долларов, после чего выплатила второй те же 79 млн. за строительные материалы и работы. Большая часть – 50 млн. долларов – была истрачена на зарплату и закупку материалов, а остальное прикарманили акционеры «Central Pacific Credit and Finance Corporation».

Когда в 1869 г. дорога «Central Pacific» была достроена и соединилась в штате Юта с «Union Pacific», акционеры «Central Pacific» обнаружили свою компанию в ужасающем финансовом состоянии. А кто же были те акционеры, заграбаставшие 30 млн.? Да все те же Хантингтон и Стэнфорд. Стэнфорд был в это время губернатором Калифорнии.

По аналогичной схеме шло финансирование и дороги «Union Pacific». Доходы при этом перекачивались в компанию «Credit Mobilier». Результат был тот же – после окончания строительства правительство и частные инвесторы получили дорогу на грани разорения, а деньги были уворованы небольшой группой владельцев «Credit Mobilier». Естественно, что приток в компанию государственных земель и денег обеспечивался через политических посредников: конгрессменов и многих политиков.

Общая сумма украденных денег от двух описанных афер составила 100 млн. долларов.



Приложение 2

Таблица «Факторы, влияющие на коррумпированность бюрократии»

Оплата

Заработная плата

Дополнительные льготы, пенсии, пособия, другие финансовые

стимулы


Внутренний

контроль


Системы наблюдения и контроля

Нормы производительности для работников

Процедуры найма и подбор

Правила и процедуры взимания налогов и отчетности


Внешний

контроль


Общая независимость и полномочия аудитора

Традиции закона и порядка, проверки и балансы

Доступность информации для общества (например, газеты, средства информации)

Судебная система (доказательства фактов в суде)


Установление

штрафов


Размер наказания (величина штрафа, конфискация имущества, тюремный срок)

Административные санкции


Регулирование

государственного

сектора


Установление налоговых ставок

Правительственное регулирование (например, лицензии, сборы и др.)

Налоговое законодательство и регулирование (в том числе, налоговая база, процедуры взимания налогов и прозрачность)


Другие факторы


Структура бюрократии

Образование чиновников

Политическое и административное руководство

Культура




Приложение 3

Факты «Из истории коррупции»

Строительство Храма Христа Спасителя.

В своем манифесте 25 декабря 1812 г. император Александр I провозглашал: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, в верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозив шей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа… Да простоит сей Храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков». В 1813 году объявили конкурс. Рассмотрели до 20 проектов, из которых победил проект Александра Витберга. Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично назвал «короною Москвы». Храм должен был стать самым высоким в мире — 237 метров от подошвы горы до креста. Лестница шириной более 106 метров, начинающаяся в 149 метрах от набережной Москва реки, состоит из пяти террас уступов. Высота наземной части храма 170 метров, диаметр главного купола более 50 метров (для сравнения: высота храма св. Петра в Риме — 141,5 м, колокольни Ивана Великого — 80 м). Площадку перед нижним храмом должны были ограничивать колоннады, каждая длиной до 640 метров. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 мет ров. Материалом для одной из колонн должны были стать пушки, отбитые у неприятеля на территории России, для другой — за рубежом. В 1817 году состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Вскоре началось само строительство. И быстро выяснились два обстоятельства… Во- первых, мягкие грунты Воробьевых гор. Место для громадного здания надо тщательно искать, и фундамент необходимо делать колоссальный. Удивительно, но при Александре I этого не сделали. Подрядчики строили, благополучно «осваивая» средства. Все строительство вскоре «поплыло»… Во вторых, проблемой оказались колоссальные масштабы поставок строительного камня. Подрядчики охотно брались за работу и везли камень, но, как правило, низкого качества. Фактически все отпущенные средства оказались разворованы, а строить не из чего. Казне нанесен был ущерб в 300 тысяч рублей — совершенно фантастическая по тем временам сумма в рамках одного строительства. На какое то время проект вообще замер. В 1829 году объявили новый конкурс. В итоге, Николай I утвердил проект архитектора 58 К. А. Тона. По этому проекту и воздвигли Храм Христа Спасителя. 10 сентября 1839 года в присутствии царствующего императора Николая I и наследника престола, будущего Александра II Николаевича была произведена торжественная закладка нового храма.




15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элективный курс "Коррупция как вызов XXI века"

Автор: Пронина Алла Геннадьевна

Дата: 14.09.2017

Номер свидетельства: 428198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства