kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Достижение и оценка личностных результатов обучающихся при использовании таксономического подхода на уроках общественных дисциплин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личностных результатов возможно при использовании таксономии Блума. Таксономия Блума предполагает воздействие во время обучения на эмоциональную сферу: отношения-чувства-ценности. В статье показаны этапы применения таксономического подхода при обучении учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья таксономический подход-достижение личностных результатов»

Достижение и оценка личностных результатов обучающихся при использовании таксономического подхода на уроках общественных дисциплин

Механизмы личностного существования человека: рефлексия,

смыслотворчество, избирательность, ответственность…..это

содержание обретает личностный смысл и выступает как среда

становления личностного опыта индивида.

В.В. Сериков

Общее образование есть скрепление и осмысление той

естественной связи, которая существует между отдельной

личностью и человечеством.

Д.И. Писарев

Современное общество нуждается в мобильной самореализующейся Личности:

–способной к самоизменению, саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации;

- творческой, нравственно зрелой, самостоятельно принимающей решения в ситуации выбора;

-коммуникабельной, умеющей работать в команде;

-мобильной, способной к обучению на протяжении всей жизни;

-умеющей самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения;

-конкурентоспособной.

Предметы общественных дисциплин в наибольшей степени позволяют наряду со знаниями, умениями, навыками формировать ученика-Личность, не только адаптированную к жизни в обществе, но и целеустремлённую, духовно-нравственную, творческую, с активной гражданский позицией.

Введение ФГОС основного общего образования устанавливают планируемые результаты:

Личностные, метапредметные, предметные.

К важнейшим личностным результатам изучения общественных дисциплин относятся формирование таких убеждений и качеств как:

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Личностные результаты обучающихся должны отражать:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину:

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору в мире профессий и профессиональных предпочтений;

3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;

6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе деятельности;

8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Формирование личностных результатов невозможно без формирования личностных компетенций:

Личностные компетенции отражают свойства человека, связанные с тем, как он строит отношения с другими людьми, как ставит перед собой цели, как решает задачи и обращается с информацией, и какой уровень саморегуляции ему доступен, насколько он самостоятелен, обладает рефлексией.

Критерии оценки формирования личностных компетенций

1. Ориентация на результат и эффективность работы –

Человек стремится совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое.

2. Коммуникативная искушенность, межличностная компетентность –

Человек умеет видеть потребности других людей, вникать в их суть, получать и давать обратную связь; он способен понимать их чувства и настроения; видит подоплеку отношений, может прогнозировать поведение людей; способен разрешать конфликты.

3. Воздействие и влияние на других людей –

Человек способен убеждать, уговаривать, производить хорошее впечатление, добиваться того, чтобы окружающие люди повели себя согласно его ожиданиям, владеет множеством приемов аргументации.

4. Управленческие компетенции –

Человек способен руководить деятельностью других людей, направлять ее и координировать, оказывать поддержку в развитии их эффективности; умеет обучать других людей и укреплять их мотивацию к обучению; умеет распределять и делегировать полномочия и ответственность. Умеет работать в команде сам и управлять командной работой. Способен к сотрудничеству и обучает этому других. Умеет мотивировать людей;.

5. Когнитивные компетенции –

Системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться.

6. Саморегуляция и личная эффективность –

Адекватная самооценка; самоконтроль в стрессовых ситуациях; умение принимать ответственность; способность уверенно выражать собственное мнение и противостоять групповому давлению; умение извлекать из ошибок опыт, вместо того, чтобы винить внешние обстоятельства, впадать в самобичевание или вообще ничего не делать. Способность видеть и понимать разные точки зрения.

В проектировании и оценке личностных результатов может быть использована таксономия Блума по аффективной сфере:

«отношения»- «чувства» - «ценности».

Эта сфера охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: обучающийся должен испытывать чувства: от желания получать информацию до интеграции верований, идей, взглядов.

Эмоционально-личностное отношение к окружающему миру на уроках истории и обществознания может выражаться через:

-восприятие информации

- интерес к предмету, теме, виду деятельности

-склонности

- личностные переживания

- формирование отношения к событию, факту

-их осмысление и проявление в деятельности

уровень эмоционального процесса для воздействия

сущность, умения и способности учащегося для развития

восприятие

готовность к принятию информации

Роль учителя: мотивация, привлечение, удержание, направление внимания к социальной проблеме, eё актуальность;

реагирование

Роль ученика:

активные проявления деятельности обучаемого: желание, интерес, готовность включится в процесс рассмотрения проблемы, создания проекта, презентации, добровольная помощь другим

ценностные ориентации

Роль ученика:

показать уровень усвоения ценностных ориентиров через отношение к проблеме, фактам, явлениям:

- обозначение своих ценностных ориентиров, соотнесение их с общемировыми ценностями

- проявлять уважение к индивидуальным, культурным различиям

-помнить о толерантности

- заботится о благополучии других

организация

Роль ученика:

Осмысление и соединение различных ценностных ориентаций:

-рассматривая их под различным углом «хорошо» - «плохо»;

-предложить свой вариант разрешения противоречий

-дать оценку действительному варианту

-находить равновесие между желаемым исходом ситуации и действительным

- помнить об ответственности за принятые решения

-находить компромисс при взаимодействии с другими точками зрения

распространение

Роль ученика:

поведение учащегося, определяющего его образ действий:

-убеждения, взгляды

-степень активности

-уверенность при самостоятельной работе

- степень работы в группе

-выполнение социальных ролей

-степень адаптируемости к условиям

Опираясь на данные категории учитель может мотивировать, направлять, стимулировать развитие эмоционально-личностной сферы.

Развитие эмоционально-личностного отношения возможно путём применения групповой работы учащихся (5-7 чел). Эффективность работы можно проследить по степени включённости в работу группы:

- общая цель-мотив, который формирует ответственность не только за свой успех, но и успех товарищей и группы в целом

-восприятие общей победы (как и неудачи) позволяет мобилизоваться для достижения результатов

-вырабатывается чувство доверия, умения работать в группе, коллективе

- при процедуре рефлексии даёт возможность соотнести свои чувства и самооценку с оценкой коллектива

-выявление стилей взаимодействия учащихся: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, лидерство

Таким образом, воздействуя на эмоционально-личностную сферу обучающихся через призму «отношения» - «чувства» - «ценности», возможно оценить степень сформированности личностных результатов:

  1. Наличие (отсутствие) внутренней позиции обучающегося

  2. Характер сотрудничества с одноклассниками, учителем

  3. Уровень развития основ гражданской идентичности: гордость за свой народ, уважение к истории своей страны, культуре, традициям народов, сопереживание чувствам других людей

  4. уровень развития самооценки: осознание своих возможностей, умения видеть достоинства и недостатки в себе, причины успеха ( неуспеха)

  5. Знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Чаплыгина Марина Николаевна

Дата: 20.01.2018

Номер свидетельства: 451284


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства