Достижение и оценка личностных результатов обучающихся при использовании таксономического подхода на уроках общественных дисциплин
Механизмы личностного существования человека: рефлексия,
смыслотворчество, избирательность, ответственность…..это
содержание обретает личностный смысл и выступает как среда
становления личностного опыта индивида.
В.В. Сериков
Общее образование есть скрепление и осмысление той
естественной связи, которая существует между отдельной
личностью и человечеством.
Д.И. Писарев
Современное общество нуждается в мобильной самореализующейся Личности:
–способной к самоизменению, саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации;
- творческой, нравственно зрелой, самостоятельно принимающей решения в ситуации выбора;
-коммуникабельной, умеющей работать в команде;
-мобильной, способной к обучению на протяжении всей жизни;
-умеющей самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения;
-конкурентоспособной.
Предметы общественных дисциплин в наибольшей степени позволяют наряду со знаниями, умениями, навыками формировать ученика-Личность, не только адаптированную к жизни в обществе, но и целеустремлённую, духовно-нравственную, творческую, с активной гражданский позицией.
Введение ФГОС основного общего образования устанавливают планируемые результаты:
Личностные, метапредметные, предметные.
К важнейшим личностным результатам изучения общественных дисциплин относятся формирование таких убеждений и качеств как:
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
Личностные результаты обучающихся должны отражать:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину:
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору в мире профессий и профессиональных предпочтений;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе деятельности;
8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование личностных результатов невозможно без формирования личностных компетенций:
Личностные компетенции отражают свойства человека, связанные с тем, как он строит отношения с другими людьми, как ставит перед собой цели, как решает задачи и обращается с информацией, и какой уровень саморегуляции ему доступен, насколько он самостоятелен, обладает рефлексией.
Критерии оценки формирования личностных компетенций
1. Ориентация на результат и эффективность работы –
Человек стремится совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое.
2. Коммуникативная искушенность, межличностная компетентность –
Человек умеет видеть потребности других людей, вникать в их суть, получать и давать обратную связь; он способен понимать их чувства и настроения; видит подоплеку отношений, может прогнозировать поведение людей; способен разрешать конфликты.
3. Воздействие и влияние на других людей –
Человек способен убеждать, уговаривать, производить хорошее впечатление, добиваться того, чтобы окружающие люди повели себя согласно его ожиданиям, владеет множеством приемов аргументации.
4. Управленческие компетенции –
Человек способен руководить деятельностью других людей, направлять ее и координировать, оказывать поддержку в развитии их эффективности; умеет обучать других людей и укреплять их мотивацию к обучению; умеет распределять и делегировать полномочия и ответственность. Умеет работать в команде сам и управлять командной работой. Способен к сотрудничеству и обучает этому других. Умеет мотивировать людей;.
5. Когнитивные компетенции –
Системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться.
6. Саморегуляция и личная эффективность –
Адекватная самооценка; самоконтроль в стрессовых ситуациях; умение принимать ответственность; способность уверенно выражать собственное мнение и противостоять групповому давлению; умение извлекать из ошибок опыт, вместо того, чтобы винить внешние обстоятельства, впадать в самобичевание или вообще ничего не делать. Способность видеть и понимать разные точки зрения.
В проектировании и оценке личностных результатов может быть использована таксономия Блума по аффективной сфере:
«отношения»- «чувства» - «ценности».
Эта сфера охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: обучающийся должен испытывать чувства: от желания получать информацию до интеграции верований, идей, взглядов.
Эмоционально-личностное отношение к окружающему миру на уроках истории и обществознания может выражаться через:
-восприятие информации
- интерес к предмету, теме, виду деятельности
-склонности
- личностные переживания
- формирование отношения к событию, факту
-их осмысление и проявление в деятельности
уровень эмоционального процесса для воздействия | сущность, умения и способности учащегося для развития |
восприятие | готовность к принятию информации Роль учителя: мотивация, привлечение, удержание, направление внимания к социальной проблеме, eё актуальность; |
реагирование | Роль ученика: активные проявления деятельности обучаемого: желание, интерес, готовность включится в процесс рассмотрения проблемы, создания проекта, презентации, добровольная помощь другим |
ценностные ориентации | Роль ученика: показать уровень усвоения ценностных ориентиров через отношение к проблеме, фактам, явлениям: - обозначение своих ценностных ориентиров, соотнесение их с общемировыми ценностями - проявлять уважение к индивидуальным, культурным различиям -помнить о толерантности - заботится о благополучии других |
организация | Роль ученика: Осмысление и соединение различных ценностных ориентаций: -рассматривая их под различным углом «хорошо» - «плохо»; -предложить свой вариант разрешения противоречий -дать оценку действительному варианту -находить равновесие между желаемым исходом ситуации и действительным - помнить об ответственности за принятые решения -находить компромисс при взаимодействии с другими точками зрения |
распространение | Роль ученика: поведение учащегося, определяющего его образ действий: -убеждения, взгляды -степень активности -уверенность при самостоятельной работе - степень работы в группе -выполнение социальных ролей -степень адаптируемости к условиям |
Опираясь на данные категории учитель может мотивировать, направлять, стимулировать развитие эмоционально-личностной сферы.
Развитие эмоционально-личностного отношения возможно путём применения групповой работы учащихся (5-7 чел). Эффективность работы можно проследить по степени включённости в работу группы:
- общая цель-мотив, который формирует ответственность не только за свой успех, но и успех товарищей и группы в целом
-восприятие общей победы (как и неудачи) позволяет мобилизоваться для достижения результатов
-вырабатывается чувство доверия, умения работать в группе, коллективе
- при процедуре рефлексии даёт возможность соотнести свои чувства и самооценку с оценкой коллектива
-выявление стилей взаимодействия учащихся: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, лидерство
Таким образом, воздействуя на эмоционально-личностную сферу обучающихся через призму «отношения» - «чувства» - «ценности», возможно оценить степень сформированности личностных результатов:
Наличие (отсутствие) внутренней позиции обучающегося
Характер сотрудничества с одноклассниками, учителем
Уровень развития основ гражданской идентичности: гордость за свой народ, уважение к истории своей страны, культуре, традициям народов, сопереживание чувствам других людей
уровень развития самооценки: осознание своих возможностей, умения видеть достоинства и недостатки в себе, причины успеха ( неуспеха)
Знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения.