Достижение и оценка личностных результатов обучающихся при использовании таксономического подхода на уроках общественных дисциплин
  Механизмы личностного существования человека: рефлексия,  
  смыслотворчество, избирательность, ответственность…..это  
  содержание обретает личностный смысл и выступает как среда
  становления личностного опыта индивида.
  В.В. Сериков
  Общее образование есть скрепление и осмысление той  
  естественной связи, которая существует между отдельной  
  личностью и человечеством.
  Д.И. Писарев
  Современное общество нуждается в мобильной самореализующейся Личности:
  –способной к самоизменению, саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации;
  - творческой, нравственно зрелой, самостоятельно принимающей решения в ситуации выбора;
  -коммуникабельной, умеющей работать в команде;
  -мобильной, способной к обучению на протяжении всей жизни;
  -умеющей самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения;
  -конкурентоспособной.  
  Предметы общественных дисциплин в наибольшей степени позволяют наряду со знаниями, умениями, навыками формировать ученика-Личность, не только адаптированную к жизни в обществе, но и целеустремлённую, духовно-нравственную, творческую, с активной гражданский позицией.
  
  Введение ФГОС основного общего образования устанавливают планируемые результаты:
  Личностные, метапредметные, предметные.  
  К важнейшим личностным результатам изучения общественных дисциплин относятся формирование таких убеждений и качеств как:
  -осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  -освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции ответственному поведению в современном обществе;  
  - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
  Личностные результаты обучающихся должны отражать:
  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину:
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору в мире профессий и профессиональных предпочтений;  
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;  
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;  
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  Формирование личностных результатов невозможно без формирования личностных компетенций:
  Личностные компетенции отражают свойства человека, связанные с тем, как он строит отношения с другими людьми, как ставит перед собой цели, как решает задачи и обращается с информацией, и какой уровень саморегуляции ему доступен, насколько он самостоятелен, обладает рефлексией.  
  Критерии оценки формирования личностных компетенций  
  1. Ориентация на результат и эффективность работы –
  Человек стремится совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое.
  2. Коммуникативная искушенность, межличностная компетентность –
  Человек умеет видеть потребности других людей, вникать в их суть, получать и давать обратную связь; он способен понимать их чувства и настроения; видит подоплеку отношений, может прогнозировать поведение людей; способен разрешать конфликты.
  3. Воздействие и влияние на других людей –
  Человек способен убеждать, уговаривать, производить хорошее впечатление, добиваться того, чтобы окружающие люди повели себя согласно его ожиданиям, владеет множеством приемов аргументации.
  4. Управленческие компетенции –
  Человек способен руководить деятельностью других людей, направлять ее и координировать, оказывать поддержку в развитии их эффективности; умеет обучать других людей и укреплять их мотивацию к обучению; умеет распределять и делегировать полномочия и ответственность. Умеет работать в команде сам и управлять командной работой. Способен к сотрудничеству и обучает этому других. Умеет мотивировать людей;.
  5. Когнитивные компетенции –
  Системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться.
  6. Саморегуляция и личная эффективность –
  Адекватная самооценка; самоконтроль в стрессовых ситуациях; умение принимать ответственность; способность уверенно выражать собственное мнение и противостоять групповому давлению; умение извлекать из ошибок опыт, вместо того, чтобы винить внешние обстоятельства, впадать в самобичевание или вообще ничего не делать. Способность видеть и понимать разные точки зрения.
  В проектировании и оценке личностных результатов может быть использована таксономия Блума по аффективной сфере:
  «отношения»- «чувства» - «ценности».
  Эта сфера охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: обучающийся должен испытывать чувства: от желания получать информацию до интеграции верований, идей, взглядов.
  Эмоционально-личностное отношение к окружающему миру на уроках истории и обществознания может выражаться через:
  -восприятие информации
  - интерес к предмету, теме, виду деятельности
  -склонности
  - личностные переживания  
  - формирование отношения к событию, факту
  -их осмысление и проявление в деятельности
     | уровень эмоционального процесса для воздействия | сущность, умения и способности учащегося для развития | 
  | восприятие | готовность к принятию информации   Роль учителя: мотивация, привлечение, удержание, направление внимания к социальной проблеме, eё актуальность;   | 
  | реагирование | Роль ученика: активные проявления деятельности обучаемого: желание, интерес, готовность включится в процесс рассмотрения проблемы, создания проекта, презентации, добровольная помощь другим | 
  | ценностные ориентации | Роль ученика: показать уровень усвоения ценностных ориентиров через отношение к проблеме, фактам, явлениям:   - обозначение своих ценностных ориентиров, соотнесение их с общемировыми ценностями - проявлять уважение к индивидуальным, культурным различиям -помнить о толерантности - заботится о благополучии других | 
  | организация | Роль ученика: Осмысление и соединение различных ценностных ориентаций: -рассматривая их под различным углом «хорошо» - «плохо»; -предложить свой вариант разрешения противоречий -дать оценку действительному варианту -находить равновесие между желаемым исходом ситуации и действительным - помнить об ответственности за принятые решения -находить компромисс при взаимодействии с другими точками зрения   | 
  | распространение | Роль ученика: поведение учащегося, определяющего его образ действий: -убеждения, взгляды -степень активности -уверенность при самостоятельной работе - степень работы в группе -выполнение социальных ролей -степень адаптируемости к условиям | 
 
  Опираясь на данные категории учитель может мотивировать, направлять, стимулировать развитие эмоционально-личностной сферы.
  Развитие эмоционально-личностного отношения возможно путём применения групповой работы учащихся (5-7 чел). Эффективность работы можно проследить по степени включённости в работу группы:
  - общая цель-мотив, который формирует ответственность не только за свой успех, но и успех товарищей и группы в целом
  -восприятие общей победы (как и неудачи) позволяет мобилизоваться для достижения результатов
  -вырабатывается чувство доверия, умения работать в группе, коллективе
  - при процедуре рефлексии даёт возможность соотнести свои чувства и самооценку с оценкой коллектива
  -выявление стилей взаимодействия учащихся: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, лидерство
  Таким образом, воздействуя на эмоционально-личностную сферу обучающихся через призму «отношения» - «чувства» - «ценности», возможно оценить степень сформированности личностных результатов:
  -  Наличие (отсутствие) внутренней позиции обучающегося 
-  Характер сотрудничества с одноклассниками, учителем   
-  Уровень развития основ гражданской идентичности: гордость за свой народ, уважение к истории своей страны, культуре, традициям народов, сопереживание чувствам других людей 
-  уровень развития самооценки: осознание своих возможностей, умения видеть достоинства и недостатки в себе, причины успеха ( неуспеха) 
-  Знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения.