kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Аспекты применения инновационных технологий в сфере преподавания общественных дисциплин

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрываются особенности инновационных методов преподавания общественных дисциплин, адекватных модернизационным процессам в подготовке специалистов среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«Аспекты применения инновационных технологий в сфере преподавания общественных дисциплин»

АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН



Пронина Н.А., преподаватель высшей категории



В современном мире возрастает значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только культуры, но и общества в целом. Особую важность приобретают вопросы духовности человека, его ценностных ориентаций. При этом речь идет о формировании высококвалифицированных специалистов, личностей, способных критически мыслить, принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации, ответственно относящихся к выстраиванию своей позиции и умеющих уверенно гармонизировать себя и действительность. Личностей – Граждан, Патриотов своей страны.

Цель статьи - раскрыть особенности инновационных методов преподавания общественных дисциплин, адекватных модернизационным процессам в подготовке специалистов среднего профессионального образования (СПО).

Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, умений и навыков, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важными умениями, как умение учиться, самоорганизовываться и эффективно социализироваться, привить вкус к самообразованию, самореализации, самосовершенствованию.

Условием реформирования рынка труда являются социально-экономические преобразования, происходящие в различных сферах государства и общества. Они тесно связаны с решением проблем адаптации выпускников СПО к современным условиям их профессиональной деятельности, процессов конкурентности, к расширению их духовного пространства, раскрытию их личностного потенциала в развивающемся гражданском обществе. На сегодняшний день от выпускников СПО требуется новое профессиональное, историческое мышление, гибкость мышления, компетентность, осведомленность, терпеливость, толерантность, глубокий анализ получаемой информации, выделение истинного и ложного. Только при условии формирования критического мышления студентов на высоком уровне происходит рост их дальнейшей профессиональной деятельности, требующий от выпускника СПО самостоятельности, креативности, владения навыками делового взаимодействия и сотрудничества, решения сложных производственных задач, всевозможных вызовов времени.

Для успешного решения этой задачи в системе образования необходимо применять современные технологии, учитывающие индивидуальные особенности каждого студента и осуществляющие дифференциацию подачи учебного материала и подключение творчества в различных сферах его проявления и углубления.

Следует отметить, что имеются определенные проблемы, связанные с тем, что изложение учебного материала, фактов и некоторых процессов иногда зависит от политической конъюнктуры, от желания «выделиться» на научной ниве некоторых авторов учебных пособий, не являющихся глубоко подготовленными к такого вида деятельности. Можно отметить и наличие преподавателей, которые не желают совершенствовать свое педагогическое мастерство, оставаясь «начитчиками» лекций и осуществляющими оценивание конкретных знаний учебного материала обучающимися в «заученном» формате. Удручает и низкий уровень заинтересованности некоторых обучающихся в изучении общественных дисциплин, поясняющийся приоритетом с их стороны приобретения знаний, умений и навыков по выбранной профессии. Мы наблюдаем и негативное воздействие информационных сетей на процесс формирования ложной информированности молодежи о ряде происходящих событий, о персонах, а также большое влияние социальных сетей на изменение позиционности и мотивационной сферы обучающейся молодежи. Можно констатировать и то, что некоторые, поступившие в средние профессиональные учебные заведения, не обладают навыками аналитического, исторического мышления, не умеют даже четко выражать свои мысли, делать умозаключения. Наблюдается нехватка самих учебников, качественных учебных пособий нового поколения. Прорывом во всех сферах жизни нашего государства и общества будет процесс аннулирования данных недостатков. Мы связываем с ним и обязательное включение в систему подготовки высококвалифицированных кадров инновационных технологий в преподавании.

Для реализации задач подготовки высококвалифицированных специалистов с активной гражданской позицией преподавателям общественных дисциплин необходимо  свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативной, технологии интерактивного обучения, технологии разворачивания потенциала исторического мышления, критического мышления, проектной технологии, технологии проблемно – диалогической, здоровье сберегающей технологии и других. Умелое сочетание пассивных, активных и интерактивных стратегий в современном преподавании обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.

Важным фактором восхождения к человеку высококультурному, духовному, высокопрофессиональному, с активной гражданской позицией является углубление исторического мышления. Это, прежде всего, способность из потока информации выделять события на определенных основаниях, описывать их на основе разных источников, выстраивать собственную интерпретацию событий. Любое мышление невозможно без знаний, без создания у обучающихся первоначального фундамента представлений. Для того, чтобы мышление было продуктивным, знания должны быть определённым образом организованы в систему, весь излагаемый материал строго структурирован по определённому принципу, а также предполагается грамотное сопровождение этого процесса преподавателем, учитывающим уникальность обучающегося индивидуума, его уровень опыта социализации. Историческое мышление представляет собой единство содержания методологических знаний, способов умственных действий и установок личности на их применение в познании конкретных исторических явлений, применение методик сопоставления и критического оценивания. Оно обращено на осмысление прошлого, настоящего и на прогнозирование будущего. В процессе обучения истории создаются три вида исторических представлений а) о фактах прошлого; б) об историческом времени; в) об историческом пространстве. Преподаватель должен знать не только роль и виды исторических представлений, но и методику работы по их созданию. Одной из важнейших задач обучения истории является создание у обучающихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества, о мотивационном ядре человеческих факторов всех существенных изменений, происходящих в государстве и обществе. Конкретно-исторические представления служат основой формирования исторических понятий, логики мироосознания и миропонимания. Чем шире круг и богаче, ярче содержание образов и картин прошлого, тем содержательней и гибче система понятий, сформированных на их основе и служащих орудием дальнейшего познания, а также ответственного выбора личностной стратегии по реализации логики жизненного пути.

Общественные дисциплины  призваны не только дать обучающейся молодежи прочные предметные знания, но и сформировать у них ценностные ориентиры, умения на основе анализа исторических коллизий, объективных и субъективных факторов развития общества устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано отстаивать собственную позицию, воспроизводить и транслировать информационные потоки. Это в итоге облегчит будущим специалистам компетентное проникновение в избранную профессиональную сферу, проведение эффективной социализации и самореализации. Эти задачи можно решить посредством использования комплекса инновационных педагогических технологий, проблемных, проектных, игровых методов и методик, стимулирующих мыслительную деятельность студентов; диалоговых (интерактивных) форм проведения занятий (консалдингов, кейс-стади, дебатов, дискуссий), способствующих взаимопониманию между преподавателем и студентами, совместному решению образовательных задач, обретению обучающимися позитивных, креативных коммуникативных навыков, углублению позиции на творение себя и гармонизацию действительности, убежденности в своей продуктивной самореализации и ответственной социализации. Внедрение в образовательную практику новых форматов изучения общественных дисциплин возможно только при условии постоянного профессионального совершенствования педагога, овладения преподавателем способами организации и ведения полемики, его хорошей ориентации в дистанционных виртуальных обучающих средах, осознающего важность своей миссии по формированию гражданина и патриота.

Литература.

1. Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов //Федеральное агентство по образованию.- М.,2004. - С.6-47.

2. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития /И. О. Загашев , С. И. Заир-Бек. — СПБ.: «Скифия»; «Альянс-Дельта»,2003. — 278 с.

3. Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления /М.К.Мамардашвили. — СПб.: Азбука, 2011. — 282с.

4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2003. — 272 с.

5. Халперн Д. Психология критического мышления /Д. Халперин. — СПб.:Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Пронина Надежда Александровна

Дата: 24.02.2020

Номер свидетельства: 540897

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства