kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ учебной литературы по курсу Основы финансовой грамотности для общеобразовательных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ учебной литературы по курсу основы финансовой грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ учебной литературы по курсу Основы финансовой грамотности для общеобразовательных школ»

Анализ учебной литературы по курсу Основы финансовой грамотности для общеобразовательных школ.


Вторую часть данной работы мы посвятим анализу учебной литературы которая используется при реализации курса О.ф.г. в общеобразовательной школе. На данный момент только ВШЭ разработало полноценный УМК для общеобразовательной школы – это 10 комплектов учебников.

Первые три комплекта УМК созданы для начальной школы, курс рассчитан на шестнадцать часов (2-3 классы) и шестнадцать часов (4 класс). Курс О.ф.г. для начальной школы является прикладным, реализующим интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономки семьи. Автор материалов для учащихся 2-3 классов – С.Федин, и 4 класса – Г. Гловели. УМК для начальной школы состоит из 5 частей: - учебная программа; материалы для учащихся в 3-х частях; - методические рекомендации для учителя; - материалы для родителей; - контрольные измерительные материалы.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами: математики, мира вокруг нас (окружающий мир) и частично родной речи (литературы). Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты.

В процессе изучения материала ученики приобретают личностные навыки и умения, а так же метапредметные и предметные результаты изучения курса.

Материалы для учащихся (далее - учебники) состоят из 2-х частей, первая часть из 2-х учебников по 8 уроков в каждом, и вторая для 4 – ого класса - 16 уроков в одном учебнике. Первая часть полностью посвящена теме – деньги. Деньги – это основа мировой финансовой системы, и изучить эту тему подробно стоит. 16 уроков распределены на 2 учебных года, второй и третий классы. Ученики получают базовые понятия в основном во втором классе, в третьем – углубляют знания и изучают роль денег в повседневной жизни, начинают осваивать азбуку финансовой грамотности, учатся рассчитывать бюджет семьи.

Учебники достаточно информативны, но построены основываясь на принципах контекностного подхода и практически при отсутствии деятельностного. В то же время контрольно-изметрительные материалы, построены в контексте деятельностного подхода. Ученикам будет не просто пройти контрольное тестирование и решить задачи, если на уроке учитель будет использовать только контекностный подход. Что касается задач, то я считаю, что интеграция О.ф.г. в уроки математики должна быть глубже. Нужно использовать при составлении задач тему бюджета семьи, рассчитывать можно что угодно, например: содержание домашнего животного (кота, собаки, хомячка) в месяц и в год, и как это отразиться на бюджете семьи. Использовать задачи с монетами, рассчитывать стоимость покупок в магазине и т.д. В общем, математики должно быть больше, финансовая грамотность непосредственна связана с умением правильно вычислить или сосчитать, и к этому нужно приучать с начальной школы.

Учебники для 2-3 класса и для 4 класса, написаны разными авторами, но сравнивая их, мы можем заметить сходство содержания. Конечно применяя методику преемственности, мы позволяем углублять полученные ранее знания, но на мой взгляд изучение во 2-3 классе того же материала, что и в 4-ом классе, может вызвать падение интереса к изучаемому предмету. Содержание учебного материала должно быть построено по принципу «от простого - к сложному» и в 4-ом классе, изучать снова «историю денег» я считаю излишним. Можно ученикам 4-ого класса предложить к изучению более сложные понятия из банковской сферы (страхование, переводы, финансовая безопасность и др.)

Изучив представленный учебный материала, а так же методические рекомендации ВШЭ по О.ф.г. для преподавания в общеобразовательной школе можно сделать вывод, что весь материал подаётся в русле компетентностного подхода, деятельностный подход, с его постановкой задачи (проблемы) совсем используется только при контрольном тестировании. В современной методике преподавания это большой пробел. При составлении УМК О.ф.г. применение деятельностного подхода является обязательным. Выработка навыков проведения исследований явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение информации – это поиск путей решения проблемы, поставленной задачи.

Рассматривая УМК для 5-7 классов, мы видим, что он так же состоит из 5 частей: учебная программа, материалы для учащихся (учебник), методические рекомендации для учителя, материалы для родителей, контрольные измерительные материалы. Срок изучения данных материалов, так же как и в начальной школе составляет 3 года. Но количество часов уменьшено в два раза, с 32 до 16. На мой взгляд программа финансовой грамотности в старших классах должна расширяться и углубляться, а тут мы видим сокращение программы на лицо. С чем это может быть связано? С тем, что авторы учебника И.В. Липсиц и Е.А.Вигдорчик, не зная ещё концепции реализации курса О.ф.г. в общеобразовательной школе, могли сократить курс до 16 часов, что бы можно его было дать как элективный. Но есть идея внедрения О.ф.г. в предмет Обществознание, и если эта концепция воплотиться и О.ф.г. станет частью обществознания, то количество часов на изучение данного предмета будет увеличено. Это позволит расширить изучаемый материал и сделает его ориентированным на потребности общества. Изучение данного курса в средней школе должно быть направленно на достижение следующих целей:

-актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

-повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации;

- развитие финансово-экономического образа мышления;

- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;

- формирование опыта финансового поведения.

Если О.ф.г. действительно станут частью предмета Обществознание, то УМК ВШЭ придется сильно переработать, так как мы знаем, что в предмет Обществознание уже включена экономическая дисциплина, и некоторые темы, представленные в УМК ВШЭ дублируют уже существующие темы в Обществознании. Поэтому возникает небольшая сложность при интегрировании курса О.ф.г. в Обществознание, нужно скоординировать программу Экономики и программу О.ф.г, чтобы они дополняли друг друга, а не дублировали. По сути, учебник представленный ВШЭ для 5-7 классов, более является учебником по экономике, чем учебником по О.ф.г., с помощью него не возможно выполнить поставленные задачи в том числе развить навыки принятия самостоятельных финансовых решений. Этот учебник, как и учебники для начальной школы создан основываясь на компетентностном подходе. Хотелось бы ещё сказать о части УМК для 5-7 классов – это материалы для родителей. Данный методический и учебный материал хорошо дополняет учебник и расширяет рамки изучения О.ф.г. и он в отличие от ученика уже использует деятельностный подход в сочетании с компетентностным. Но возникает вопрос, почему постановка задач и поиски путей их решения переложены на плечи родителей. Методический материал для родителей составлен грамотно, смогут ли родители донести до ребёнка верно информацию, найдут ли на домашнее образование время. Я бы предложила часть материала перенести в учебник и решать практические задачи с учениками на уроке. Ниже я изложу как ставиться задача и находятся пути её решения по методике В.В. Давыдова.

Ещё раз хочется сказать, что курс рассчитан всего на 16 часов на три года. Изучая с такой скоростью материал, можно с легкостью упустить эффективность познавательно развития О.ф.г. Количество часов должно быть увеличено, а нагрузка пересмотрена, на домашнее изучение материалов с родителями должно тратиться времени меньше, а на школьное обучение больше.

Рассмотрим следующий курс для учеников 8-9 классов. Он состоит из пяти разделов и рассчитан на 32 часа учебного времени. По сравнению с курсом для учеников 5-7 классов, он наполнен практическими знаниями и больше соответствует деятельностному подходу в обучении. Но и к нему есть несколько замечаний. Курс составлялся в 2011-2012гг. и в неизменном виде сохранился. Материалы, данные в этом курсе, сильно устарели, особенно в связи с финансовым кризисом 2014г. Одно из основных требований к комплектам УМК по О.ф.г. должно быть их ежегодное редактирование. Область финансовых знаний ежедневно пополняется новой информацией, выходят новые законы, меняется финансовый рынок, что требует быстрого отклика и в системе образования. В учебнике рассматривается пенсионная система, которая в нашей стране подвержена частым изменениям. Уже после выхода данного УМК средства в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) заморожены государством, и подавая ученикам материал, нужно обязательно это учитывать. Сейчас Министерством финансов, Центральным банком и Пенсионным фондом РФ пересматривается программа накопительной части пенсии, вносятся разные предложения, вплоть до её отмены. Поэтому в данный «переходный период», в период реформирования пенсионной системы, нужно с осторожностью говорить о пенсии как о гарантированном источнике дохода в старости. Так же ввиду того, что материалы учебника несколько лет не редактировались, даются не актуальные данные о страховании депозитов. Ставки по депозитам, даются в ключе только положительных, в то же время российская банковская система всё ближе подходит к системе отрицательных ставок по депозитам, которые уже практикуются в других странах мира. Например, в «Сбербанке», годовая ставка по депозиту в евро +0,75%, это уже близко к отрицательным значениям. Учеников нужно плавно подводить к тому, что мировой рынок финансов очень изменчив, и многие явления которые сегодня вызывают удивление, завтра будут считаться нормой. В том числе, в нашей стране сейчас ставится вопрос о введении налога на депозиты. Поэтому возможно, через несколько лет для гарантии сохранности денег, мы будем платить банкам, а не они нам. Ученикам следует давать не только актуальную информацию, но учить анализировать события происходящие в финансовом мире.

Ещё одним важным упущением, по моему мнению, является отсутствие темы незаконного «обналичивания» денежных средств. Ученики должны знать, в какую ловушку их может привести незнания в этой области. Данная тема должна быть интегрирована в раздел банковских карт, или даже выделена в отдельную. Пользуясь ресурсом Интернет, школьники постоянно сталкиваются с призывами к лёгкому заработку, как правило, речь идет об обналичивании денежных средств в обход законодательства. Оформление дебетовых карт (в том числе открытие лицевых счетов) возможно в РФ в 14 лет, чем «нечистоплотные» дельцы пользуются и вовлекают несовершеннолетних в незаконную деятельность по обналичиванию денежных средств через эти карты. Помимо уголовной ответственности это влечет за собою и порчу кредитной истории, что непременно даст о себе знать в будущем.

Рассмотрим последний комплект УВМК ВШЭ для 10-11 классов. Он так же, как и все предыдущие состоит из пяти наборов материалов. Учебник рассчитан на 32 часа на 2 года, а так же материалы для самостоятельной работы, тоже на 32 часа. Авторы учебника В.Ю.Брехова, А.П.Алмосов и Д.Ю. Завьялов. Диапазон предлагаемого к изучению материала очень широк, но всё же, его недостаточно. Не представлены разделы о переводах денежных средств, а на сегодняшнем российском финансовом рынке, интегрированном в мировой финансовый рынок это тема очень востребована. Российское валютное законодательство, а так же санкции, которые вводит РФ, и те, которые направлены против РФ, очень осложняют работу с финансовыми инструментами такими как: SVIFT, Western Union, Золотая Корона. Так же появляются новые способы переводов денег, посредствам социальных сетей. Помимо этого не раскрыта тема криптовалют и способов работы с ними. Переходя в область высоких технологий нельзя не упомянуть и интернет-банкинг, и связанный с ним мобильный банкинг. Эти темы должны быть включены в раздел информационной безопасности. Еще раз бы хотелось сказать о важности изучения раздела, связанного с кредитной историей. В современном обществе, в очень близком будущем, кредитная история для гражданина РФ будет важна не менее чем документ удостоверяющий личность. В неё будет вноситься не только информация о кредитах, но и информация по уплате коммунальных услуг, налогов, алиментов и других платежей. Это информация будет доступна для широкого круга потребителей, и, что немаловажно, для работодателей. Исправить испорченную кредитную историю невозможно, можно только улучшить показатели по ней. Поэтому на раннем этапе создания кредитной истории, а происходит это в период 14-18 лет, нужно научить пользователей финансовых инструментов, правильно распоряжаться своей кредитной историей. Так же хотелось сказать о платежных системах, и в частности об НСПК. Создание НСПК - очень важная веха в становлении российской независимой платежной системы. Эта тема должна быть обязательно включена в раздел пластиковых карт.

Ниже представлю таблицу по курсу О.ф.г. созданному ВШЭ для изучения в общеобразовательной школе.

Таблица 1.


2-4 класс

5-7 класс

8-9 класс

10-11 класс

итого

Учебник (кол-во часов)

32

16

32

32

112


Из таблицы можно увидеть, что самая маленькая нагрузка приходится на 5-7 классы, всего 16 часов. В то время как последующее изучение О.ф.г. предполагает 16 часовую нагрузку на каждый год обучения. Итого 112 часов на весь курс школьного О.ф.г. Для выполнения поставленных задач перед Минобрнауки, этого не достаточно. Количество часов при реализации курса О.ф.г. в общеобразовательной школе должно быть больше. Если реализовать курс О.ф.г. посредством УМК ВШЭ, то УМК должен быть отредактирован.

Относительно подходов, то в УМК для 10-11 классов, как и в УМК для 8-9 классов, начинает применяться деятельностный подход, но часто задания, в решении которых применяется деятельностный подход, вынесены на самостоятельное изучение.

Главная идея деятельностного подхода – сформировать у учащихся какую-либо деятельность можно только в деятельности. А мы знаем, что курс О.ф.г. создан для решения практических задач в финансовой сфере, и имеет прикладную направленность образовательного процесса.

В литературе встречается несколько определений финансовой грамотности. При этом чаще всего встречается определение, что финансовая грамотность это – совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения. Но знания не могут быть предметом изучения, предметом изучения могут быть те или иные закономерности и процессы. Рассматривать финансовую грамотность как совокупность знаний характерно для позитивизма, самого распространённого течения и самого обыденного мировоззрения. А наиболее полно финансовая грамотность может раскрыться при диалектическом подходе. Который говорит, что все в мире находится в постоянном изменении и развитии, а так же во взаимосвязи и взаимообусловленности. Деятельностный подход находится в рамках диалектического подхода, где достигнутое знание считается относительным.

Представленный выше УМК страдает описательностью, он полезен как сводка определённого источникового и фактического материала. Но факты в них не ведут к пониманию процессов и закономерностей развития. В данном УМК «факт» это – нечто непосредственно осязаемое, вещь, запись в источнике. А в диалектике «фактом» является определённый процесс, и связи между сторонами определённого организма, включая глобальную проблему закономерной взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания.

Далее рассмотрим как возможно с помощью деятельностного метода научить старшеклассников решать практические задачи, с которыми они столкнуться уже в ближайшем будущем.

Основные положения в теории развивающего обучения В.В.Давыдова:

- усвоение школьниками теоретических знаний и соответствующих им умений происходит при решении учебных задач;

- главным в школьном обучении должен стать метод введения детей в ситуацию учебных задач;

- первоначально учитель должен организовать коллективную учебную деятельность, а затем создавать условия для постепенного её превращения в индивидуальную;

-должна быть использована блочно-модульная технология обучения. Суть её в том, что предметный материал концентрируется вокруг одной темы (в нашем случае вокруг решения поставленной финансовой задачи).

На уроке О.ф.г. мы последовательно должны проработать все шаги которые ведут от постановки задачи к её решению. Шаг1. Постановка практический задачи. Задача – это цель, плюс условия которые необходимы для достижения поставленной цели (например покупка машины для семьи). Следовательно на занятии обсуждается сама цель и необходимые условия для её достижения. Далее идёт второй шаг – постановка учебных задач. То есть каким способом можно решить данную задачу (купить автомобиль). Учитель должен повести учеников к решению этой задачи опираясь на полученные финансовые знания. Это значит, что для достижения данной учебной задачи ученики должны обратиться к источникам информации, и узнать как устроен финансовый автомобильный рынок, усвоить понятия «банк», «кредит», «банковские проценты», «страхование жизни», «страхование автомобиля», «налоги» и др. Ученики должны научиться выбирать наиболее подходящий вариант и оценивать альтернативные решения. Шаг 3 – планирование. Планирование- это действие по составлению плана, в нашем случае для решения учебных задач. Учащиеся сами должны составлять план. Учитель должен корректировать план учеников. Шаг 4 – освоение теоретического материала. Учитель на этих уроках помогает ученикам разобраться в теоретическом материале и ведется работа с учебным материалом. После изучения теории, следует изучение последовательности действий, что должно соответствовать составленным планам, либо правка планов. Шаг 5 – решение практической задачи. Задача учителя направить учеников на решение практической задачи. Шаг 6 – презентация решения практической задачи. Ученики освещают каким способом они решили практическую задачу. Чтобы закрепить знания по решению той или иной практической задачи, учитель использует рефлексию. Шаг 7 – выполнение тренировочных заданий.

Построив урок опираясь на деятельностный подход, мы можем ожидать результативности освоения О.ф.г. Именно вокруг решения практических задач в сфере финансов должно строится обучение.

Педагогам реализующим О.ф.г. можно посоветовать использовать помимо рассмотренного УМК ВШЭ дополнительные источники информации, их можно найти в сети Интернет, а так же изучая законодательство и банковскую литературу.

Наиболее весомым по содержанию будет портал http://www.banki.ru. Здесь всегда можно найти актуальную информацию в сфере финансового законодательства, информации о финансовых рынках и т.д.

В сети Интернет можно найти несколько отдельных уроков посвященных О.ф.г. и один небольшой элективный курс. В остальном учителям придется пользоваться общими источниками не ориентированными на методические рекомендации по курсу О.ф.г.



Учитель истории, обществознания, финансовой грамотности и экономики.

Бузилова О.Н.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Бузилова Ольга Николаевна

Дата: 10.09.2017

Номер свидетельства: 427737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства