Просмотр содержимого документа
«Церковь как социальный институт. религиознные объединения в РФ»
ТЕМА: Церковь как социальный институт. Религиозные объединения в РФ
ОУД.08. Обществознание
Автор: Ромашова С.В.
РЕЛИГИЯ
Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа)- вера в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.
Признаки религии:
Вера в сверхъестественное
Организованное поклонение высшим силам — культ.
Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).
Национальные религии
Национальные религии (локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).
Некоторые национальные религии:
Конфуцианство.
Китай. Правитель получает божественный мандат — мин на право
управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная.
Куль старших. « 24 примера сяо». Идеал совершенного человека —
цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.
Иудаизм.
Палестина. Бог Яхве.
Индуизм.
Индия. Брахманы — белый цвет,
кшатрии -красный, вайшьи –желтый,
шудры -черный.
Мировые религии
Особенностимировых религий:
их исповедуют представители разных национальностей
распространены на всех континентах
большое количество верующих
вера в единого бога
прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.
Мировые религии:
буддизм
христианство
ислам.
Роль религии в жизни общества:
«+»
один из компонентов духовной культуры
один из институтов общества
специфический тип мировоззрения
совокупность моральных принципов
активно участвует в жизни общества
одно из средств социального контроля
сообщество людей, связанных единой верой
компенсаторная функция — утешение
«-»
способствует развязыванию войн
страх как фактор поддержания религиозности
догматичность.
Государство и религия – это два социальных института
Религиозные объединения в России – это добровольные объединения граждан РФ иных лиц, добровольно проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры.
Признаки религиозных объединений:
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии, осуществление религиозного воспитания своих последователей.
Формырелигиозных объединений:
религиозная группа – без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица;
религиозная организация – создана на основе государственной регистрации в качестве юридического лица.
Типы религиозных организаций:
Церковь . Четкая иерархия. Догматика. Прочная.
Секта . Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.
ПРАВОВОЙ Статус религии
Два вида правового положениярелигии в обществе:
статус государственной религии
статус отделения государства от религии.
Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.
В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии:
государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.
Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.
Церковь обладает рядом основных признаков , которые характеризуют ее как социальный институт:
Во-первых, это наличие системы профессионального духовенства . Традиционно, оно формируется по иерархической системе (патриарх, епископ, священнослужители, монахи и верующие прихожане).
Во-вторых, церковь сегодня выступает как юридическое лицо , которое владеет собственностью (некоторые архитектурные памятники, храмы, церкви и религиозные центры
Структура социального института церкви отличается сложностью, а также организованным и оформленным взаимодействием различных систем.
В церкви есть два типа систем: управляющая и управляемая системы.
Управляющая система включает в себя группу организаций и сообществ, которые занимаются поисков, разработкой и сохранением важной религиозной информации, координирующих религиозную деятельность и религиозные отношения, организующих контроль за поведением верующих и применяют санкции в случае несоблюдения основных правил и предписаний.
Управляемая система включает в себя всю основную массу верующих, которая является многочисленной и обширной.
Религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций . Наиболее важные из них:
регулятивная - регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения;
мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;
интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.
Русская Православная Церковь
Русская Православная Церковь являясь подсистемой общества , оказывая влияние на его жизнь и развитие, на поведение и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного, до государственного уровня.
Русская Православная Церковь во все периоды истории России являлась значительным “действующим лицом”.
Отличительной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она
со времени первых
семи вселенских соборов
не добавила ни одного
догмата к своему вероучению .
Современный статус Русской Православной
Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего — результат новых взаимоотношений государства и церкви , которые обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви.
Русская Православная Церковь
Русская Православная Церковь на территории России имеет 74 епархии, 7,4 тыс. приходов.
По социологическим данным:
верующих, сознательно вовлеченных в церковную дисциплину — 2,5-3% от всего населения.
относительно стабильно посещают храмы около 7%.
называют себя православными почти 50% населения, но без постоянной вовлеченности в церковную жизнь.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Мусульмане не имеют единой структуры, в России зарегистрировано свыше 40 духовных центров и управлений.
Число явных и потенциальных мусульман достигает 15%, хотя практически верующих, по социологическим данным, — 3-4% всего населения.
При этом следует заметить, что у мусульман переход от пассивной религиозности к активной значительно проще, чем в православии.
Среди других христианских конфессий в России действуют
Православные других юрисдикций: Российская Православная Свободная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, — 7епархий, 103 прихода . Истинно-Православная Церковь (катакомбная), образовавшаяся в результате разрушения централизованной структуры Церкви в 1927 г., — 4 центра, 50 зарегистрированных общин (есть незарегистрированные). Старообрядцы (разных толков) — 5 центров, 177 общин , есть и незарегистрированные. Римско-католическая Церковь — 2 епархии, 204 общины . Протестантские конфессии — 2 тыс. зарегистрированных и до 1,5 тыс. незарегистрированных общин, общая численность до 1 млн. относительно активных членов. В отличие от православия членство в общинах сознательное и фиксированное (свыше 90% баптистов и пятидесятников — этнические русские).
Православные других юрисдикций: Российская Православная Свободная Церковь (цент в Суздале), отделившаяся в 1991 г. от Русской Православной Церкви, — 7епархий, 103 прихода . Истинно-Православная Церковь (катакомбная), образовавшаяся в результате разрушения централизованной структуры Церкви в 1927 г., — 4 центра, 50 зарегистрированных общин (есть незарегистрированные).
Старообрядцы (разных толков) — 5 центров, 177 общин , есть и незарегистрированные.
Римско-католическая Церковь — 2 епархии, 204 общины .
Протестантские конфессии — 2 тыс. зарегистрированных и до 1,5 тыс. незарегистрированных общин, общая численность до 1 млн. относительно активных членов. В отличие от православия членство в общинах сознательное и фиксированное (свыше 90% баптистов и пятидесятников — этнические русские).
На территории России действуют другие религиозные организации
Религиозные меньшинства , имеющие исторические корни, но незначительное количество последователей: иудеи — 3 центра, 82 общины, буддисты — 7 центров и 135 общин, толстовцы — 2 общины, духоборы — 2, молокане — 16, трезвенники — 5, язычники — 12, зороастрийцы — 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации.
Религиозные меньшинства , имеющие исторические корни, но незначительное количество последователей: иудеи — 3 центра, 82 общины, буддисты — 7 центров и 135 общин, толстовцы — 2 общины, духоборы — 2, молокане — 16, трезвенники — 5, язычники — 12, зороастрийцы — 2 общины, многие секты (как скопцы и хлысты) существуют без регистрации.
Новые религиозные объединения : отечественного происхождения (церковь Виссариона — 8 общин, “богородичники” — 9); и привнесенные из-за рубежа, наиболее крупные, — “Свидетели Иеговы”, “Общество сознания Кришны” и Церковь объединения Муна.
Новые религиозные объединения : отечественного происхождения (церковь Виссариона — 8 общин, “богородичники” — 9); и привнесенные из-за рубежа, наиболее крупные, — “Свидетели Иеговы”, “Общество сознания Кришны” и Церковь объединения Муна.