УМК | Обществознание.Учебник.5 класс. под ред..Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой Л.Ф.Иванова,Я.В.Хотеенкова.Обществознание.Раб.тетрадь.5класс. |
Цели урока: | Создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему; Развивать умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать группах; Развивать стремление к творчеству. |
План урока | 1. Каким бывает труд. 2. Что создаётся трудом. 3. Как оценивается труд. 4.Богатство и бедность. 5.Богатство обязывает. |
Образовательные ЗАДАЧИ: | раскрытие роли и значения труда в жизни человека, изучение понятий «заработная плата», «богатство», «бедность», формирование умения различать эти понятия; изучение вопроса оценивания труда человека в современном обществе. Познакомить с ремеслом, мастерством и творчеством в деятельности человека. |
Развивающие | формирование логических операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; развитие познавательных процессов. Создать выставку творческих работ учащихся; Развить творческие способности, фантазию и воображение; Способствовать развитию художественного вкуса учащихся; Научить обобщать полученные знания по теме; Способствовать развитию коммуникативных навыков работы; Сформировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ. |
Воспитательные | Воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью; Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся; Выработать активную жизненную позицию; Воспитать патриотизм на основе традиций творчества |
Планируемые результаты: | Выделять и понимать в реальных жизненных ситуациях сущностные характеристики трудовой деятельности, творчества. на основе полученных знаний давать нравственные и жизненные оценки собственной деятельности (деятельности ученика) и деятельности людей труда из ближайшего окружения учащихся. практическому овладению способами коммуникативной деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. 4) осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей, анализировать её и делать на её основе определенные выводы |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний |
Форма урока | урок с использованием IT-технологий |
Образовательные ресурсы | Презентация «Труд основа жизни» [собственно-разработанный электронный ресурс]. |
Личностно значимая проблема | «Труд - облагораживает человека» В.Г.Белинский |
Опорные понятия, термины | Труд, товар, услуга, характеристика труда |
Новые понятия | Заработная плата, богатство, бедность, благотворительность, меценатство |
Формы контроля | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная |
Предметные | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий |
Личностные УУД | Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
Домашнее задание | § 9. Читать, отвечать на вопросы стр.79-80 устно; составить 10 правил хорошего, результативного труда в пословицах и поговорках. Ответить письменно на вопрос: Кто богаче - монарх или монах?(по желанию). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотива- ция к учебной деятельности | 1.Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. 2.Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. -Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы начали изучать новую тему, давайте вспомним. -Посмотрите «Что объединяет всех этих людей?» слайд 1 | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Устные ответы | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Фронтальная работа |
II. Актуали- зация знаний | 1.Организует беседу по вопросам: – Что такое труд? – Что дает человеку труд? – Какой бывает труд? Как труд оценивается? Богатство и бедность. Слайд 3 Приведите примеры 2.Организует самостоятельную работу с карточками: характеристика труда. Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. На первой карточке у вас таблица с профессиями, на стр. 74 характеристики-антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу. Работаем в парах. Время выполнения 2 минуты. Слайд 4 Что создаётся трудом? Задание найти ответ с помощью карточек. Проверка слайд5 3.Выборочная проверка работы с карточками. 4. Обсуждение: -Ребята, а какое понятие общее для всех характеристик труда слайд 8(оплачиваемый труд). -Посмотрите на слайд и продолжите фразы (богатство, бедствие, повседневная еда, экзотические фрукты). -Почему считают, что труд является источником всякого богатства? 4. Постановка цели урока: -Как вы считаете, о чем мы обязательно сегодня должны сказать при рассмотрении данной темы? -Давайте наметим план урока: 1.Как оплачивается труд работника. 2.Богатство и бедность. 3.Меценатство и благотворительность. Слайды 12-21 | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, работают в парах, формулируют цели и план урока Работа с карточками Групповая работа 5 мин. | Устные ответы | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Фронтальная работа |
III. Изучение нового материа- ла | 1. Показывает слайд-фильм, комментирует новую информацию. 2.Организует беседу по новому материалу. -Как оценивается труд работника? Слайд 12 3. Организует самостоятельную работу, проводит выборочный контроль. Работа с карточками №2. Для того, чтобы вопрос с оцениванием труда у нас с вами был полным, предлагаю вам следующее задание 7 раб.тетрадь стр.50 Вы должны закончить предложения. Папа за работу на заводе получает | | Мама на младших детей получает | | Бабушка ежемесячно получает | | Света учится в институте и получает | | 4. Организует работу по изучению новых терминов (меценат, благотворительность): Слайд 23-30 – Как человек посредством труда богатеет? -Что такое богатство? – Может ли он стать бедным? – Что такое меценатство? – Что такое благотворительность? – Кому и зачем нужна благотворительность? – Только ли богатые могут быть милосердными? 5. Записывают в тетрадь понятия: -Богатство- все то, что представляет для человека ту или иную пользу, то, что он ценит. -Бедность- минимальное количество денег и имущества у человека. -Меценатство и Благотворительность - это бескорыстная финансовая и другая помощь на развитие культуры, науки и нуждающимся людям. -Заработная плата- вознаграждение за проделанный людьми труд. | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся с новым материалом, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. 3. Работают самостоятельно, самопроверка. 4. Работают в тетради, со словарем | 1-2. Устные ответы. 3.Самостоятельная работа 4.Устные ответы 5.Задания в тетради. | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | 1. Индивидуаль- ная работа, фронтальная работа. |
IV. Первич- ное осмысле- ние и закрепле -ние изученного | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. 1. Организует работу над текстом и последующую беседу по вопросам: – Кого можно считать бедным, а кого богатым? – Каковы причины бедности? Притча «Богатство и бедность» У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами. Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором. Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить. Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами. | Выполняют задания устно с обсуждением | Устные ответы, работа с текстом. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике
| Групповая работа |
V.Физми- нутка | Игра «Товары и услуги». Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если это услуга- нужно встать и поднять руки вверх. Дневник (т) Поездка в метро (у) Стрижка в парикмахерской (у) Учебник по обществознанию (т) Удаление зуба (у) Фотоальбом (т) Велосипед (т) Стрижка в парикмахерской (у) Ремонт телевизора (у) Мороженое (т) | Выполняют задание | - | - | Групповая работа |
VI. Итоги урока. Рефлек -сия | 1.Проводит беседу по вопросам. – Важно ли человеку знать, что его труд приносит пользу? – А всякий ли труд приносит удовлетворение? – Обучение в школе – это труд ученика, какую пользу приносит такой труд? 2.Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам. Которые мы ставили в начале урока. Ответили ли мы на них? 3.Нарисуйте в тетради лесенку из трех ступенек и отметьте галочкой, где находились вы по степени пониманий пройденной темы: если поняли все-то на самой высокой ступеньке, если остались вопросы- на средней ступеньке, если ничего не поняли- на последней ступеньке. Поднимите руку, кто отметил себя на средней ступеньке? А высокой? На низкой? 4.Ребята, кого бы вы хотели сегодня отметить, кто активно работал? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке и степень понимания пройденного материала. Самоанализ и самооценивание | Оценивание учащихся за работу на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Фронтальная работа |
VII. Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание. Слайд 31 п.9вопросы устно, в классе и дома в.3, «Кто богаче монарх или монах»(по желанию) Ребята, успех любого дела во многом зависит от правильного поведения его участников. Чтобы труд помогал удовлетворить разнообразные потребности человека, был приятным занятием, а не обузой радовал вас и окружающих результатами, нужно следовать правилам. Домашнее задание будет творческим. Ваша задача составить 10 правил хорошего, результативного труда, но не просто правил, а правил в пословицах и поговорках. Первое я уже составила, давайте запишем его: «Поспешишь - людей насмешишь». Это значит, что надо планировать свою работу, рассчитывать время и силы на ее выполнение. Ребята, а где можно добыть информацию для выполнения домашнего задания? (спросить у родителей, сходить в библиотеку, посмотреть в Интернете). Спасибо за урок. Желаю всем успехов. | Записывают домашнее задание | Работа с дневником и тетрадью | Личностные: понимают задания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, работа с различными источниками. | Индивидуаль- ная работа |