сложное интегральное понятие, определяющее качество и степень совершенства О. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О., содержание и сущность нравственно-психол. качеств субъектов О., способы, средства, правила, формы О. К. о. включает совокупность практических приемов, норм, правил О. В массовом сознании она отождествляется с этикой, культурой поведения. К. о. изучается аксиологией О. и антропологией О. К. о. зависит не только от совершенства какой-либо одной из сфер ее проявления, но и от степени их единства и соответствия: нельзя говорить о высокой культуре О., если нормы и правила О. несовершенны и не соответствуют гуманистическим ценностям, если при выборе средств О. не учитываются особенности индивидуальностей партнеров по О. и др. антропологические параметры. Основополагающее значение для К. о. имеет этический аспект: нравственные параметры процесса О. определяют его сущность, направленность, определенность, гуманистический смысл и уровень культуры. Понятие «этика О.», выражает нравственное содержание понятия К. о. Понятие К. о. шире, чем объем понятия «этика О.», т. к. культура О. включает в себя всю совокупность ценностей, качеств, норм, поведенческих стереотипов. Этика О. рассматривает лишь нравственный аспект этих ценностей, качеств, норм. К. о. не ограничивается лишь поведенческим уровнем, качественной оценкой поведения, она включает в себя культуру речи, чувств, мимики, жестов, психол. культуру субъектов О., культуру сознания. Человек, ориентирующийся на высокие нравственные ценности, но не овладевший элементарной техникой О., не владеет высокой К. о.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Виды общения
Непосредственное
опосредованное
Формальное
неформальное
Вербальное
Невербальное
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
НЕРЕЧЕВЫЕ:
РЕЧЕВЫЕ:
ПОЗА
ЖЕСТЫ
МИМИКА
ВЗГЛЯД
РЕЧЬ
ИНТОНАЦИЯ
ТЕМП РЕЧИ
ТЕМБР ГОЛОСА
«Основные правила общения»
1 группа: выработать правила речевого поведения для говорящего;
2 группа: выработать правила поведения для слушающего;
3 группа: выяснить, какими должны быть жесты, мимика, поза участников диалога.
Правила речевого поведениядля говорящего
Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи.
Будь вежливым.
Не ставь в центр внимания собственное «Я».
Ставь в центр внимания слушающего.
Выбирай тему, интересную для партнера.
Следи за логикой речи.
Не старайся говорить громче собеседника.
Правила речевого поведениядля слушающего
Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.
Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему.
Ставь в центр внимания говорящего и его интересы.
Вовремя оценивай речь собеседника.
Жесты, мимика и поза участников диалога
Не нарушай личное пространство собеседника.
Не забывай, что универсальным средством несловесного общения является улыбка.
Знай, что наиболее сильным «орудием» является контакт глазами.
Запомни, что твои жесты должны быть на уровне груди и пояса.
Вежливые обращения
Приветствие: Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим!
Прощание: До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся.
Просьба: Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь, …
Благодарность: Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!
Извинение: Извините. Простите, пожалуйста.
Вежливый отказ: Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, но… Я бы с радостью, но… Мне бы очень хотелось , но… Жаль, но…
Коммуникабельность- способность человека
к коммуникации, установлению контактов
и связей.
Коммуникабельность– готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими.
Преимущества коммуникабельности
Коммуникабельность открывает путь к достижению успеха.
Коммуникабельность даёт освобождение от замкнутостии комплексов.
Коммуникабельность даёт независимость от обстоятельств; в любых обстоятельствах коммуникабельный человек сумеет достичь понимания с окружающими.
Коммуникабельность даёт радость от общения с самыми разными людьми.
Коммуникабельность даёт возможности и для самореализации, и для поиска поддержки извне.
Коммуникабельность помогает адаптации в социуме.
Как достичь коммуникабельности
Семейное воспитание.Родители, радушно принимающие гостей, показывающие детям пример дружелюбия и открытости – таким образом воспитывают в в детях коммуникабельность.
Интерес к людям.Только искренне интересуясь окружающими, стараясь понять их желания, надежды, страхи – возможно развить в себе коммуникабельность.
Общение.
Общаясь с разными людьми, человек «тренирует» свою коммуникабельность.
Расширение кругозора.
Чтение, образование – все, что расширяет кругозор, - придает человеку уверенности и, как следствие, помогает развитию коммуникабельности.
Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.Д. ЛеббокНет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения.Антуан де Сент-Экзюпери