Сценарий мастер-класса на тему "Формирование коммуникативных компетенций на уроках общественных дисциплин и во внеклассной работе"
Сценарий мастер-класса на тему "Формирование коммуникативных компетенций на уроках общественных дисциплин и во внеклассной работе"
Коммуникативная культура и ее развитие - этому посвящен мастер-класс, представленный в данном сценарии. Актуальность темы состоит в изучении новых форм учебной деятельности по развитию навыков формирования коммуникативных компетенций в общении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий мастер-класса на тему "Формирование коммуникативных компетенций на уроках общественных дисциплин и во внеклассной работе"»
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА НА ТЕМУ « ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ДИСЦИПЛИН И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1. ( на экране)
« Культура создает личность, и чем ее больше,
тем личность значительнее. Для культуры
нужны знания, но сама ценность будет грубоватая, если будет не отшлифована.
Изящными должны быть не только мысли, но
и желания, и особенно - речь.»
Грасиан - и - Маралес Бальтасар
Эти глубокие слова были написаны в 17 веке знаменитым испанским прозаиком, философом и теоретиком литературы. Но они не потеряли актуальности и по сей день.
Нам всегда хочется говорить с тактичными, понимающими людьми, чувствовать их внимание и слышать добрые слова; это делает общение приятным и комфортным, и называется такое поведение коммуникативной культурой.
Но ежедневно, вступая в разговор , мы скорее игнорируем культуру поведения и общения, чем проявляем ее. Ведь она требует от нас всегда, сдержанности и деликатности, вдумчивого отношения к тому, что и как сказать. Тем не менее, владение этим искусством сделает любого человека популярным, а то, что он скажет, проникнет в сердце и душу слушателей и его речь достигнет всегда своей цели.
Коммуникативная культура и ее развитие - этому в целом посвящена тема, которая представлена мною как обобщение опыта педагогической работы. Она же является и основной темой педагогической технологии - МАСТЕР –КЛАССА: « Развитие коммуникативных компетенций на уроках общественных дисциплин и во внеклассной работе».
Актуальность темы состоит в изучении новых форм учебной деятельности по развитию навыков формирования коммуникативных компетенций в общении. Актуальность представлена в научной новизне исследования, ее теоретической и практической значимости поднятой темы.
Гипотеза данного исследования.
Процесс формирования коммуникативной культуры любого специалиста будет успешным, если:
1) каждый из них будет знать и понимать сущность коммуникативной культуры;
2) конкретизировать ее структуру как взаимосвязанный процесс: а) развития речи и б) выработки этикета общения.
3)уметь разработать и теоретически обосновать модель формирования коммуникативной культуры.
Цель работы: 1) помочь студентам научиться логично и связанно строить свою речь; 2) суметь слушать себя и других в группе; 3) преодолевать страх и неуверенность в себе при подготовке к выступлению; 4) строить грамотно свой монолог или участвовать в диалоге через спор, диспут, дебаты. Данная цель реализуется через серию шагов - задач, которые раскрывают структуру работы : Введение, четырех глав и Заключение..
1- я глава дает анализ уровня коммуникативной культуры студентов 1 –го курса, только что пришедших из школы.
2-я и 3-я главы предлагают упражнения для развития коммуникативной мотивации по выработке умений и свободного говорения студентов. В каждом упражнении определены :А - цель его; Б - процедура выполнения; В - перечень материалов для их выполнения.
4-я глава посвящена описанию таких сложных форм группового общения студентов, как: конференции, дебаты, деловые игры и др.
Слайд 2. Речь - удивительно мощное средство, но нужно
много ума, чтобы воспользоваться им.-
Георг Гегель – немецкий философ
Нельзя рассматривать в полной мере вопрос о коммуникативной культуры без предварительного анализа состояния этой проблемы у студентов. В техникуме в образовательном процессе много времени уделяется письменным работам для накопления оценок. Но любая оценка, кроме контроля знаний, должна формировать и развивать определенные умения, например, коммуникативную компетенцию умения общаться в группе на учебных занятиях.
Но проведенное тестирование студентов 1-го курса, пришедших из школы, показал следующую картину, выявленную при выполнении анкеты «Гляжусь в себя, как в зеркало…» Слайд 3.
Первокурсники испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникации. Почему? А) им трудно говорить перед группой; Б) делать самостоятельные сообщения, взятые чаще всего из Интернета; В) они самостоятельно затрудняются делать выводы, а подчас и не могут без помощи преподавателя. Это свидетельствует о низкой коммуникативной компетенции студентов.
При посещении уроков коллег- преподавателей можно заметить, что 60-70% учебного времени - это речь преподавателя.
И здесь я вижу две причины: 1) объективные : а) перенасышение учебного материала, с одной стороны, и б) трудности его содержания , с другой. 2) субъективные: коммуникативное поведение самого преподавателя и его умения разумно распределять свое учебное время.
Мы видим доминирование речи преподавателя, а , следовательно убивается речь студента.
Давайте посмотрим и еще одну сторону деятельности этих двух субъектов на уроке. Слайд 5. Таблица «Действия 2-х субъектов на уроке» .Как видно из 2-й таблицы: действия субъектов разняться и по количеству и по качеству. Активность преподавателя часто приводит к пассивности и незаинтересованности в работе студента, провоцирует агрессивное и деструктивное поведение. Это влечет со стороны студентов разочарование в учебе, а со стороны преподавателя проявляется в чувстве тревоги за учебный процесс.
Что делать в этой ситуации? Как изменить ее? Сегодня мы много говорим о личностно-ориентированным обучении, составной частью которого является социально-коммуникативный компонент. Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает студенту возможность не только повысить свои учебные достижения, но и улучшить свои профессиональные шансы.
Слайд 6. В качестве примера по развитию различных форм коммуникации можно взять три учебные дисциплины : «Обществознание», « Право», « История». ( Таблица на экране).
Эта таблица показывает огромные возможности урока , если разработана продуманная концепция развития коммуникации. В своей работе я пытаюсь создать такую систему , придав ей усложненный характер.
1-й этап - на нем отрабатываются: а) умения задавать и отвечать на вопросы, грамотно их комментировать; б) делать небольшие сообщения творческого характера ( мини-рефераты, сочинения –эссе и др.); в) пытаться рассказывать логично и последовательно ( упражнения «Добрые советы», «Что мне необходимо, чтобы получить высокую оценку за устный ответ»,)
2 –й этап - в нем отрабатываются умения : а) высказывать свою мысль ярко, красочно, но коротко ( упражнения « Сила факта и аргумента», « Кто из нас самый активный»); б) воспитывать такие качества при коммуникации как доброжелательность, тактичность, умение слушать своего товарища ( упражнение « Цепочка»); в) умение использовать риторические вопросы, регулировать громкость и скорость речевого высказывания ( упражнения « Риторическая эстафета», « Как правильно строить свою речь»
3-й этап - он отрабатывает умения коммуникативного сотрудничества: а) упражнения по выработке умений вести беседу в паре, группе; б) вести конструктивный диалог, дискуссию; в) участие в конференциях.
Для развития исследовательских умений и логического оформления системного речевого высказывания, предлагаю провести интересную имитационную игру в форме « Конференции» по теме « Если бы министром был я…» Она позволит не только проявить себя, но и будет способствовать:
- развитию познавательного интереса,
- умению анализировать и делать самостоятельные выводы,
- поддержанию инициативы и творчества команды при выработке
аргументов и контраргументов при защите работы.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА : четыре министерства, каждый из которых, имея проблемный вопрос, высказывает различные аргументы по данной теме, точки зрения для решения этих проблем, их деятельности и возможные перспективы развития данного министерства. Для подготовки можно взять иллюстративный материал из прессы или Интернета.
-МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ - « Как остановить хищническую вырубку лесного богатства страны?»
-МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ -
Каким должно быть современное образование?»
- МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ - « А есть ли государственная молодежная политика ?»
-МИНИСТЕРСТВО СПОРТА - «Как сделать так, чтобы спорт был
честным?»
( Количество министерств можно расширить, проблемные вопросы разнообразить).
Для определения степени участия в обсуждаемой проблеме и оценки вклада каждого , речевая активность заносится в протокол экспертнойгруппы. В ее составе 3-5 человек. Они наблюдают за работой команды и ставят баллы в протокол индивидуально каждому. Общий балл есть сумма всех участников команды - « министерства».
Члены экспертной группы по результатам совместной деятельности высказывают свою точку зрения и определяют победителей игры .