"Социальные проблемы и социальный портрет молодёжи: тенденции и решения"
"Социальные проблемы и социальный портрет молодёжи: тенденции и решения"
Презентация рассказывает о современных проблемах, которые стоят сегодня перед молодежью: конфликты, безработица, выбор пути. дается социальный портрет современной молодежи на примере учеников филиала МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" в селе Старокленское Первомайского района, Тамбовской области. Представлены результаты опроса, которые проводили ученики и учитель. Результаты выведены в диаграммы.После каждого блога вопросов сделаны выводы, намечены пути решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Социальные проблемы и социальный портрет молодёжи: тенденции и решения" »
Филиал МБОУ
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в селе Староклёнское Первомайского района Тамбовской области
Исследовательская работа
Попова Татьяна Петровна учитель истории и обществознания
Актуальность проблемы
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей. Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные принципы социализации находятся в кризисе.Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Воспитательную функцию берет на себя“улица”. На улице молодежь пробует алкогольные напитки и наркотические средства, с целью найти в них спасение от своих проблем или испытать какое-нибудь новое ощущение. Зачастую это приводит к росту преступности. В связи с этим целью, на рассмотрение которой направлена данная работа, может быть сформулирована как анализ специфики и особенностей социализации молодежи села Старокленское Первомайского района Тамбовской области, как социально-демографической группы в современном российском обществе, когда последнее находится в условиях становления рыночных отношений, с учетом демографической ситуации в мире и стране.
Цель:
Выявление особенностей молодежи, ее интересов, потребностей, желаний, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройству, досугу.
Задачи:
1.Изучить молодежь как особую социальную группу.
2.Провести социологический опрос путем анкетирования среди учащихся 8-9 классов филиала в селе Старокленское Первомайского района Тамбовской области.
3.Проанализировать полученные данные.
4.Составить социальный портрет молодёжи филиала в селе Старокленское Первомайского района Тамбовской области.
5.Организовать лектории, интеллектуальные игры в образовательном учреждении, провести родительское собрание и ознакомить с результатами анкет.
6. Пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся школы.
Проблемный вопрос
Каков характер ценностей современной молодёжи?
Предмет исследования
Ценности современной молодежи
8-9 классов
филиала в селе
Старокленское
Первомайского района
Тамбовской области
Гипотеза
Предполагается, что социальный портрет современной молодёжи достаточно противоречив.
Ход исследования
1.Выбор темы исследования.
2.Отбор литературы по теме исследования.
3.Выдвижение гипотезы.
4. Определение цели и задач.
5. Доказательство гипотезы:
a. Изучение литературы.
б . Проведение анкетирования.
6. Анализ результатов анкетирования.
7. Выводы.
Что такое молодежь?
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества;современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
1. Конфликты молодежи
2. Безработица
3. Выбор пути
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Классифицируем же основные виды молодежных конфликтов. Выделим:
1.Межпоколенные молодежные конфликты – наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.
3.Межличностные молодежные конфликты –между индивидами, в основе которого опять лежит конфликт ценностей.
Безработица - не просто отсутствие работы. Она, как неизбежный спутник свободного предпринимательства, ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей. Она может выбить кого угодно из колеи. Ее жертвами становятся миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю.
Главными чертами социальной ситуации является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределенность в отношении будущего. каждый год меняется ситуация с платностью обучения и требованиями к знаниям абитуриентов; и к сфере занятости, где положение в течение рассматриваемого периода непрерывно ухудшалось; и в целом к затянувшемуся экономическому и политическому кризису в стране. Размытыми стали ценности и нормы, разнонаправленным – идеологическое воздействие. Нестабильность и кризисные процессы в обществе глубоко затронули и семью, негативно влияя на ее материальное положение и морально-психологический климат.
Наркомания(это слово образовалось от греч. narkē оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) - хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими средствами. Характеризуются возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.
Алкоголь принимают для поднятия настроения, для согревания организма, для предупреждения и лечения болезней, в частности как дезинфицирующее средство, а также как средство повышения аппетита и энергетически ценный продукт. Где здесь правда и где заблуждение?
Один из пироговских съездов русских врачей принял резолюцию о вреде алкоголя: «...нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее, нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать деньги” и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.
y
Современный
cоциальный
портрет
молодежи
филиала в селе Старокленское
Первомайского
района
Тамбовской
области
bn
ty
b
Закончить обучение, поступить в институт – 6 (31,5 %);
Завести семью и детей – 5 (26, 3 %);
Добиться хорошей работы – 1(5,2%).
Вывод
Больше всего дети бояться потерять своих родителей, смерти, болезни.
Признаётся, что вредные привычки оказывают плохое влияние на здоровье. Однако 13,8 % опрошенных употребляют в разной степени спиртные напитки и курят.
Радует, что среди опрошенных нет наркоманов и нет друзей наркоманов. Опрос показал, что дети, которые курят проживают в семьях, в которых курят мама и папа. Дети отражение своих родителей.
На данном жизненном этапе каждый ребенок нуждается в контроле и помощи со стороны взрослых, для того чтобы сделать правильный выбор – образ жизни, ведущий к ЗДОРОВЬЮ.
Вывод
В структуре досуга респонденты сказали о том, что гуляют по селу с друзьями, у другой части преобладает пассивное время провождения – у компьютера, телефона, и только 4 из 29 занимаются активным видом деятельности – катание на коньках.
Потерян интерес к чтению, более половины опрошенных не увлекаются чтением.
Безусловно, большой процент не увлекающийся литературой молодежи в целом, связан с мировой глобализацией всемирной сети Интернет которая поглощает большую часть времени, неправильной системой воспитания в семье, переоценка ценностей.
15
51,7%
16
55,2%
Вечная проблема отцов и детей. Более половины родителей опрошенных детей, не интересуются жизнью своего ребенка - дефицит доверия и уважения друг к другу. Даже не во всем соглашаясь с родителями, молодые люди в большинстве своем называют отношения с ними "хорошими" и даже "прекрасными"
Как хорошо, что более половины респондентов ответили, что имеют много друзей. Пусть они их не теряют и дальше.
Социальный портрет молодого поколения, как и во все времена, очень противоречив , но хотелось бы надеяться, что есть время для того, чтобы исправить эти противоречия, выбрать правильный путь в жизни, вести здоровый образ жизни, что по сути продлит нашу жизнь. Стать полноценным членом общества, приумножая богатства нашей Родины.
Восстанавливать пионерские лагеря, спортклубы, детские площадки, парки отдыха, открыть новые и расчистить старые места для купальни в сельской местности.
Повышать уровень профессиональной подготовки педагогов по - новому, практических психологов.
Личным примером показывать правильное направление жизненной позиции.
Аксёнов И.Н. Социализация подростков. - М.,
МАИ, 1996.
2. Баева Л.В. Баев Л.В. Ценности молодежи
/ Философия образования. – 2005 3.Филатова, О.Г. Методика и техника
социологического исследования:Конспект
лекций/.-СПб.:Изд-во2008г
3.Жалинский Социально-правовое Мышление:проблемы борьбы с преступностью М. Наука 1989.
4.Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Возрастные различия в оценках будущего России // Социологический журнал. 1996. N 3-4..5.
5. Рывкина Р.В. 5. Экономическая социология переходной России. Люди и
реформы. М.: Дело, 1998. – 432с.
6. Омельченко В.П. Молодёжные культуры и субкультуры.-М., 1999.
7. http :// revolution . allbest . ru / dlt / captcha . cgi ? n =22330& ok =1& captcha _ n =1& captcha _ code = allbest & oks =% CF % E 5% F 0% E 5% E 9% F 2% E 8+% EA +% F 1% EA % E 0% F 7% EA % E 5+% F 4% E 0% E 9% EB % EE % E 2