Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания
Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания
1.Информационный взрыв: Объем потенциального полезного знания превосходит возможности его освоения. Главными становятся учебные навыки работы с информацией.
vСамостоятельно определять к какой области знаний относятся вопросы
vИнтегрировать при необходимости знания из нескольких областей
vРаботать с избыточной информацией, комплексными заданиями, состоящими из нескольких вопросов
vОриентироваться в нестандартной ситуации, связывать искомое решение с жизненной ситуацией
Принципиальные отношения новой модели образования от существующей
1.Информационный взрыв: Объем потенциального полезного знания превосходит возможности его освоения. Главными становятся учебные навыки работы с информацией.
Просмотр содержимого документа
«Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания »
Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания
Учитель истории: Бачкарева Ольга Валентиновна.
Изменения в обществе
Требования к системе образования
1.Ускорение темпов развития общества
1.Подготовка учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой
2.Развитие процессов информатизации
2.Создание условий для неограниченного доступа к информации, освоение способов её оперативного поиска и применение для решения проблем
Принципиальные отношения новой модели образования от существующей
1.Информационный взрыв: Объем потенциального полезного знания превосходит возможности его освоения.Главными становятся учебные навыки работы с информацией.
Организовать работу так, чтобысоздать условия длясамостоятельного осмысления текста учащимися.
Структура работы с текстовой информацией
Цель:самостоятельная образовательная деятельность учащихся
Средства:различные группы текстовой информации
Методы:методические приемы работы с текстовой информацией
Результат:решение проблемы «грамотности чтения», создание условий для самостоятельного усвоения учащимися предметных знаний, саморазвития учащихся.
Текстовая информация
Схема
Произведения художественной литературы
Тексты в учебниках
Графики
Рисунки
Статьи…..
Задачи использования текстовой информации
Проиллюстрировать содержание параграфа
Подтвердить определенную точку зрения
Самостоятельно определить тему
Выявить проблему
Обосновать свое предположение
Виды обучающих текстов
Тексты с нарушенной последовательностью информации
Тексты включающие фактические или логические ошибки
Тексты с лишней или недостающей ( лакуны) информацией
Тексты требующие определения задачи, проблемы
Тексты содержащие противоречивую или вариативную информацию
Текст с нарушенной последовательностью
По неизвестной причине в тексте о средневековой культуре произошли ошибки.
Ваша задача:
Зелёнымкарандашом подчеркнуть предложения, относящиеся к особенностям романского стиля архитектуры, красным– готического.Предложения, которые относятся и кроманскому и к готическому стилюподчеркнитесинимкарандашом.
«Изящество стрельчатых арок подчёркивали рёбра свода. Полукруглый свод создавал ощущение защищённости, безопасности. Свет как бы украдкой проникал в здание. Собор был домом самого Бога. Башни стояли по обеим сторонам портала, широкие, трёхэтажные, прочные. Алтарь был залит солнцем, льющимся из разноцветных окон. Окна располагались наверху, узкие как бойницы. Вверх, к небу устремлялись узкие башни- колокольни. Вход в собор обрамляла полукруглая арка, покоящаяся на толстых, массивных столбах. Стен почти не было: казалось, здание построено из стекла.»
Текст с нарушенной последовательностью
По неизвестной причине в тексте о средневековой культуре произошли ошибки.
Ваша задача:
Зелёнымкарандашом подчеркнуть предложения, относящиеся к особенностям романского стиля архитектуры, красным– готического.Предложения, которые относятся и кроманскому и к готическому стилюподчеркнитесинимкарандашом.
«Изящество стрельчатых арок подчёркивали рёбра свода. Полукруглый свод создавал ощущение защищённости, безопасности. Свет как бы украдкой проникал в здание. Собор был домом самого Бога. Башни стояли по обеим сторонам портала, широкие, трёхэтажные, прочные. Алтарь был залит солнцем, льющимся из разноцветных окон. Окна располагались наверху, узкие как бойницы. Вверх, к небу устремлялись узкие башни- колокольни. Вход в собор обрамляла полукруглая арка, покоящаяся на толстых, массивных столбах. Стен почти не было: казалось, здание построено из стекла.»
Текст включающий логические и фактические ошибки
«Расскажите, каким должен быть настоящий рыцарь»,-попросили старого трубадура. «Хорошо»,-ответил тот, но то ли по рассеянности , то ли намеренно допустил немало ошибок. Подчеркните эти ошибки.
Кто превзошел других в образованьи,
Кто храбр и смел, красив, постиг науки,
Кто трудится не опуская руки.
Кто воинским искусством знаменит,
Богат, силён, мастеровит,
Кто думает о церкви –не о славе,
Мечтает о Прекрасной Даме
И знает, как сберечь побольше денег,
Чтоб старость протекла средь роскоши и неги.
Подберите 10 образных определений (эпитетов) к словам «настоящий рыцарь»
«Слышали, что идёте против нас, послушав половцев. А нам вашей земли не надо. Не с вами пришли воевать, а пришли по воле бога воевать против холопов и конюхов своих, против поганых половцев. Вы установите с нами мир, а если прибегут к вам, Бейте их, а товары берите себе, поскольку слышали мы, и вам они сделали много зла. Из-за того и мы их бьём»
Внимательно прочитайте текст
Выявите в нём противоречия, несоответствия, слабость аргументации автора
Сформулируйте вопросы к автору текста, направленные на выяснение несоответствий
Привлеките информацию, необходимую для разъяснения поставленных вопросов
Создайте свой текст, устранив в нём несоответствия, с внесением собственных суждений.
Методы работы с текстовой информацией
Определённая последовательность информации
Сочетание текста с иллюстративным материалом
Объединение разных текстов и фрагментов по теме
Разделение информации на блоки
Составление информационного листа
Различные формы преобразования текста
Составление информационного листа и разделение информации на блоки
Почитайте отрывки из средневековых источников и художественных произведенийКрасным отметьте причины крестьянских восстаний карандашом
Зелёным –цели крестьян
Каждый , крепкий телом и в возрасте до 60 лет, не занимающийся торговлей и ремеслом, не имеющий собственности , обязан служить тому, кто их позовёт, и брать то вознаграждение, которое дают. Если они не захотят этого сделать, они немедленно должны быть схвачены и отправлены в тюрьму.
Поля не возделываются, быки и овцы не ходят по пастбищам. Колокола не звонят радостно, а лишь бьют тревогу, призывая к бегству при приближении неприятелей. Самая отчаянная нищета царит повсюду.
Они говорили, что дворяне Франции предали королевство и что было бы великим благом их уничтожить
Зимой Джеймс отдал королевским сборщикам уже третий налог за последние четыре года, помимо других сборов, причем самый тяжёлый.
Прежде надо разделить землю, как было при дедах. Тогда все в королевстве все будут равны
Сеньоры отнимают у крестьян имущество и жизнь ,переполняя их страданиями
В те времена те, которые должны были защищать народ, теснили его не менее , чем неприятели
Составление информационного листа и разделение информации на блоки
Подумайте, какие из причин и целей относятся только к восстанию Уота Тайлера, какие- только к Жакерии, какие – к обоим восстаниям Номера источников информации впишите в схему.
1 4 6
2 7
причины
причины
Восстание Уолта Тайлера
Жакерия
5
3
цели
цели
Различные формы преобразования текста
Схематичные тексты:таблицы, схемы. Графики
Текстовые экстракты:справка, план, досье
Тексты разных жанров:письмо, поучение. Рассказ сообщение
Правила преобразования текста
Выбор главной информации;
Запись достаточной информации для раскрытия темы;
Наличие логики в расположении информации;
Возможность последующего соединения отдельных фрагментов в единую информационную картину.
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.