kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Информационный взрыв: Объем потенциального полезного знания превосходит возможности его освоения. Главными  становятся учебные навыки работы с информацией.

2.Культура усвоения заменяется культурой поиска.

3.Умение учиться в течение всей жизни

4.Традиционный учитель – монополист знаний – уступает место учителю – консультанту 

В чем затрудняются наши учащиеся

vСамостоятельно определять к какой области знаний относятся вопросы

vИнтегрировать при необходимости  знания из нескольких областей

vРаботать с избыточной информацией, комплексными заданиями, состоящими из нескольких вопросов

vОриентироваться  в нестандартной ситуации, связывать искомое решение с жизненной ситуацией 

Принципиальные отношения новой модели образования от существующей

1.Информационный взрыв: Объем потенциального полезного знания превосходит возможности его освоения. Главными  становятся учебные навыки работы с информацией.

2.Культура усвоения заменяется культурой поиска.

3.Умение учиться в течение всей жизни

4.Традиционный учитель – монополист знаний – уступает место учителю – консультанту 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания »

Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания Учитель истории: Бачкарева Ольга Валентиновна.

Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания

Учитель истории: Бачкарева Ольга Валентиновна.

Изменения в обществе Требования к системе образования 1.Ускорение темпов развития общества 1.Подготовка учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой 2.Развитие процессов информатизации 2.Создание условий для неограниченного доступа к информации, освоение способов её оперативного поиска и применение для решения проблем

Изменения в обществе

Требования к системе образования

1.Ускорение темпов развития общества

1.Подготовка учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой

2.Развитие процессов информатизации

2.Создание условий для неограниченного доступа к информации, освоение способов её оперативного поиска и применение для решения проблем

Принципиальные отношения новой модели образования от существующей 1. Информационный взрыв : Объем потенциального полезного знания превосходит возможности его освоения. Главными становятся учебные навыки работы с информацией . 2. Культура усвоения заменяется культурой поиска . 3.Умение учиться в течение всей жизни 4 .Традиционный учитель – монополист знаний – уступает место учителю – консультанту .

Принципиальные отношения новой модели образования от существующей

1. Информационный взрыв : Объем потенциального полезного знания превосходит возможности его освоения. Главными становятся учебные навыки работы с информацией .

2. Культура усвоения заменяется культурой поиска .

3.Умение учиться в течение всей жизни

4 .Традиционный учитель – монополист знаний – уступает место учителю – консультанту .

В чем затрудняются наши учащиеся

В чем затрудняются наши учащиеся

  • Самостоятельно определять к какой области знаний относятся вопросы
  • Интегрировать при необходимости знания из нескольких областей
  • Работать с избыточной информацией, комплексными заданиями, состоящими из нескольких вопросов
  • Ориентироваться в нестандартной ситуации, связывать искомое решение с жизненной ситуацией
Две взаимосвязанные задачи Обучить учащихся навыкам работы с текстовой информацией

Две взаимосвязанные задачи

  • Обучить учащихся навыкам работы с текстовой информацией

  • Организовать работу так, чтобы создать условия для самостоятельного осмысления текста учащимися.
Структура работы с текстовой информацией Цель: самостоятельная образовательная деятельность учащихся Средства: различные группы текстовой информации Методы: методические приемы работы с текстовой информацией Результат: решение проблемы «грамотности чтения», создание условий для самостоятельного усвоения учащимися предметных знаний, саморазвития учащихся.

Структура работы с текстовой информацией

Цель: самостоятельная образовательная деятельность учащихся

Средства: различные группы текстовой информации

Методы: методические приемы работы с текстовой информацией

Результат: решение проблемы «грамотности чтения», создание условий для самостоятельного усвоения учащимися предметных знаний, саморазвития учащихся.

Текстовая информация

Текстовая информация

  • Схема
  • Произведения художественной литературы
  • Тексты в учебниках
  • Графики
  • Рисунки
  • Статьи…..
Задачи использования текстовой информации

Задачи использования текстовой информации

  • Проиллюстрировать содержание параграфа
  • Подтвердить определенную точку зрения
  • Самостоятельно определить тему
  • Выявить проблему
  • Обосновать свое предположение
Виды обучающих текстов

Виды обучающих текстов

  • Тексты с нарушенной последовательностью информации
  • Тексты включающие фактические или логические ошибки
  • Тексты с лишней или недостающей ( лакуны) информацией
  • Тексты требующие определения задачи, проблемы
  • Тексты содержащие противоречивую или вариативную информацию
Текст с нарушенной последовательностью По неизвестной причине в тексте о средневековой культуре произошли ошибки. Ваша задача: Зелёным  карандашом подчеркнуть предложения, относящиеся к особенностям романского стиля архитектуры , красным – готического. Предложения, которые относятся и к  романскому и к готическому стилю подчеркните синим карандашом.  « Изящество стрельчатых арок подчёркивали рёбра свода. Полукруглый свод создавал ощущение защищённости, безопасности. Свет как бы украдкой проникал в здание. Собор был домом самого Бога. Башни стояли по обеим сторонам портала, широкие, трёхэтажные, прочные. Алтарь был залит солнцем, льющимся из разноцветных окон. Окна располагались наверху, узкие как бойницы. Вверх, к небу устремлялись узкие башни- колокольни. Вход в собор обрамляла полукруглая арка, покоящаяся на толстых, массивных столбах. Стен почти не было: казалось, здание построено из стекла .»

Текст с нарушенной последовательностью

По неизвестной причине в тексте о средневековой культуре произошли ошибки.

Ваша задача:

Зелёным карандашом подчеркнуть предложения, относящиеся к особенностям романского стиля архитектуры , красным – готического. Предложения, которые относятся и к романскому и к готическому стилю подчеркните синим карандашом.

« Изящество стрельчатых арок подчёркивали рёбра свода. Полукруглый свод создавал ощущение защищённости, безопасности. Свет как бы украдкой проникал в здание. Собор был домом самого Бога. Башни стояли по обеим сторонам портала, широкие, трёхэтажные, прочные. Алтарь был залит солнцем, льющимся из разноцветных окон. Окна располагались наверху, узкие как бойницы. Вверх, к небу устремлялись узкие башни- колокольни. Вход в собор обрамляла полукруглая арка, покоящаяся на толстых, массивных столбах. Стен почти не было: казалось, здание построено из стекла

Текст с нарушенной последовательностью По неизвестной причине в тексте о средневековой культуре произошли ошибки. Ваша задача: Зелёным  карандашом подчеркнуть предложения, относящиеся к особенностям романского стиля архитектуры , красным – готического. Предложения, которые относятся и к  романскому и к готическому стилю подчеркните синим карандашом.  « Изящество стрельчатых арок подчёркивали рёбра свода. Полукруглый свод создавал ощущение защищённости, безопасности. Свет как бы украдкой проникал в здание. Собор был домом самого Бога. Башни стояли по обеим сторонам портала, широкие, трёхэтажные, прочные. Алтарь был залит солнцем, льющимся из разноцветных окон. Окна располагались наверху, узкие как бойницы. Вверх, к небу устремлялись узкие башни- колокольни. Вход в собор обрамляла полукруглая арка, покоящаяся на толстых, массивных столбах. Стен почти не было: казалось, здание построено из стекла .»

Текст с нарушенной последовательностью

По неизвестной причине в тексте о средневековой культуре произошли ошибки.

Ваша задача:

Зелёным карандашом подчеркнуть предложения, относящиеся к особенностям романского стиля архитектуры , красным – готического. Предложения, которые относятся и к романскому и к готическому стилю подчеркните синим карандашом.

« Изящество стрельчатых арок подчёркивали рёбра свода. Полукруглый свод создавал ощущение защищённости, безопасности. Свет как бы украдкой проникал в здание. Собор был домом самого Бога. Башни стояли по обеим сторонам портала, широкие, трёхэтажные, прочные. Алтарь был залит солнцем, льющимся из разноцветных окон. Окна располагались наверху, узкие как бойницы. Вверх, к небу устремлялись узкие башни- колокольни. Вход в собор обрамляла полукруглая арка, покоящаяся на толстых, массивных столбах. Стен почти не было: казалось, здание построено из стекла

Текст включающий логические и фактические ошибки « Расскажите, каким должен быть настоящий рыцарь»,-попросили старого трубадура. «Хорошо»,-ответил тот, но то ли по рассеянности , то ли намеренно допустил немало ошибок. Подчеркните эти ошибки.   Кто превзошел других в образованьи,  Кто храбр и смел, красив, постиг науки,  Кто трудится не опуская руки.  Кто воинским искусством знаменит,  Богат, силён, мастеровит,  Кто думает о церкви –не о славе,  Мечтает о Прекрасной Даме  И знает, как сберечь побольше денег,  Чтоб старость протекла средь роскоши и неги.  Подберите 10 образных определений (эпитетов) к словам «настоящий рыцарь» --------------------------------- ----------------------- ---------------------------- --------------------------------- ----------------------- ------------------------------

Текст включающий логические и фактические ошибки

« Расскажите, каким должен быть настоящий рыцарь»,-попросили старого трубадура. «Хорошо»,-ответил тот, но то ли по рассеянности , то ли намеренно допустил немало ошибок. Подчеркните эти ошибки.

Кто превзошел других в образованьи,

Кто храбр и смел, красив, постиг науки,

Кто трудится не опуская руки.

Кто воинским искусством знаменит,

Богат, силён, мастеровит,

Кто думает о церкви –не о славе,

Мечтает о Прекрасной Даме

И знает, как сберечь побольше денег,

Чтоб старость протекла средь роскоши и неги.

Подберите 10 образных определений (эпитетов) к словам «настоящий рыцарь»

--------------------------------- ----------------------- ----------------------------

--------------------------------- ----------------------- ------------------------------

Тексты с избыточной или не достающей информацией  Речь монгольских послов   «Слышали, что идёте против нас, послушав половцев. А нам вашей земли не надо. Не с вами пришли воевать, а пришли по воле бога воевать против холопов и конюхов своих, против поганых половцев. Вы установите с нами мир, а если прибегут к вам, Бейте их, а товары берите себе, поскольку слышали мы, и вам они сделали много зла. Из-за того и мы их бьём»   Внимательно прочитайте текст  Выявите в нём противоречия, несоответствия, слабость аргументации автора  Сформулируйте вопросы к автору текста, направленные на выяснение несоответствий  Привлеките информацию, необходимую для разъяснения поставленных вопросов  Создайте свой текст, устранив в нём несоответствия, с внесением собственных суждений.

Тексты с избыточной или не достающей информацией

Речь монгольских послов

«Слышали, что идёте против нас, послушав половцев. А нам вашей земли не надо. Не с вами пришли воевать, а пришли по воле бога воевать против холопов и конюхов своих, против поганых половцев. Вы установите с нами мир, а если прибегут к вам, Бейте их, а товары берите себе, поскольку слышали мы, и вам они сделали много зла. Из-за того и мы их бьём»

  • Внимательно прочитайте текст
  • Выявите в нём противоречия, несоответствия, слабость аргументации автора
  • Сформулируйте вопросы к автору текста, направленные на выяснение несоответствий
  • Привлеките информацию, необходимую для разъяснения поставленных вопросов
  • Создайте свой текст, устранив в нём несоответствия, с внесением собственных суждений.

Методы работы с текстовой информацией Определённая последовательность информации Сочетание текста с иллюстративным материалом Объединение разных текстов и фрагментов по теме Разделение информации на блоки Составление информационного листа Различные формы преобразования текста

Методы работы с текстовой информацией

  • Определённая последовательность информации
  • Сочетание текста с иллюстративным материалом
  • Объединение разных текстов и фрагментов по теме
  • Разделение информации на блоки
  • Составление информационного листа
  • Различные формы преобразования текста

Составление информационного листа и разделение информации на блоки

Почитайте отрывки из средневековых источников и художественных произведений Красным отметьте причины крестьянских восстаний карандашом

Зелёным –цели крестьян

  • Каждый , крепкий телом и в возрасте до 60 лет, не занимающийся торговлей и ремеслом, не имеющий собственности , обязан служить тому, кто их позовёт, и брать то вознаграждение, которое дают. Если они не захотят этого сделать, они немедленно должны быть схвачены и отправлены в тюрьму.
  • Поля не возделываются, быки и овцы не ходят по пастбищам. Колокола не звонят радостно, а лишь бьют тревогу, призывая к бегству при приближении неприятелей. Самая отчаянная нищета царит повсюду.
  • Они говорили, что дворяне Франции предали королевство и что было бы великим благом их уничтожить
  • Зимой Джеймс отдал королевским сборщикам уже третий налог за последние четыре года, помимо других сборов, причем самый тяжёлый.
  • Прежде надо разделить землю, как было при дедах. Тогда все в королевстве все будут равны
  • Сеньоры отнимают у крестьян имущество и жизнь ,переполняя их страданиями
  • В те времена те, которые должны были защищать народ, теснили его не менее , чем неприятели

Составление информационного листа и разделение информации на блоки Подумайте, какие из причин и целей относятся только к восстанию Уота Тайлера, какие- только к Жакерии, какие – к обоим восстаниям Номера источников информации впишите в схему. 1 4 6 2 7 причины причины Восстание Уолта Тайлера Жакерия 5 3 цели цели

Составление информационного листа и разделение информации на блоки

Подумайте, какие из причин и целей относятся только к восстанию Уота Тайлера, какие- только к Жакерии, какие – к обоим восстаниям Номера источников информации впишите в схему.

1 4 6

2 7

причины

причины

Восстание Уолта Тайлера

Жакерия

5

3

цели

цели

Различные формы преобразования текста

Различные формы преобразования текста

  • Схематичные тексты: таблицы, схемы. Графики
  • Текстовые экстракты: справка, план, досье
  • Тексты разных жанров: письмо, поучение. Рассказ сообщение
Правила преобразования текста

Правила преобразования текста

  • Выбор главной информации;
  • Запись достаточной информации для раскрытия темы;
  • Наличие логики в расположении информации;
  • Возможность последующего соединения отдельных фрагментов в единую информационную картину.
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.   Тадеуш Котарбиньский (1886 — 1981, польский философ )

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

Тадеуш Котарбиньский

(1886 — 1981, польский философ )


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Работа с текстовой информацией на уроках истории и обществознания

Автор: Бачкарева Ольга Валентиновна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 184073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологические особенности специальных подразделений России"
    ["seo_title"] => string(71) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-spietsial-nykh-podrazdielienii-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "264496"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449737111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства