kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для повторительно-обобщающего урока обществознания 10 класс "Познание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит несколько заданий, с помощью которых учащиеся повторят основные вопросы непростой для десятиклассников темы "Познание".Задания разноплановые- терминологическое лото, тесты, "Метод познания", выполнение заданий формата  ЕГЭ 2016 года.Урок с данной презентацией проходит живо, интересно, на одном дыхании.Некоторые слайды учитель распечатала  в виде раздаточного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для повторительно-обобщающего урока обществознания 10 класс "Познание"»

Тема «Познание» Обществознание 10 класс Повторительно-обобщающий урок Учитель Коломиец О.М. МБОУ СОШ № 1 г. Тимашевск

Тема «Познание»

Обществознание 10 класс

Повторительно-обобщающий урок

Учитель Коломиец О.М.

МБОУ СОШ № 1 г. Тимашевск

Цель урока

Цель урока

  • Подготовка к зачету в формате ЕГЭ по теме «Познание»
Какие процессы относятся к рациональному, а какие к чувственному познанию?

Какие процессы относятся к рациональному, а какие к чувственному познанию?

  • Ощущение, суждение, понятие, умозаключение, восприятие
Что относится к процессу познания, а что к его результатам? Чувственное познание,  образы людей и предметов,рациональное познание, знания о мире, абстрагирование, конкретизация

Что относится к процессу познания, а что к его результатам?

Чувственное познание,

образы людей и предметов,рациональное познание, знания о мире, абстрагирование, конкретизация

Методы познания

Методы познания

  • Изобретение парашюта: русский инженер Котельников начал эксперименты с обычного увеличенного зонта.. Как-то проходя в ветреную погоду мимо конки, изобретатель увидел даму, у которой из раскрывшейся сумки выпала шёлковая шаль, зацепилась бахромой за защёлку, надулась ветром и образовавшийся купол потащил сумку за собой
Ч тобы подтвердить теорию первоначального заселения островов Полинезии из Америки , известный норвежский исследователь Тур Хейердал в 1947 году совершил плавание из Полинезии в Перу на плоту “Кон-Тики”, в 1969-1970 гг. – на папирусных лодках “Ра” из Африки до островов Центральной Америки
  • Ч тобы подтвердить теорию первоначального заселения островов Полинезии из Америки , известный норвежский исследователь Тур Хейердал в 1947 году совершил плавание из Полинезии в Перу на плоту “Кон-Тики”, в 1969-1970 гг. – на папирусных лодках “Ра” из Африки до островов Центральной Америки
Леонардо да Винчи
  • Леонардо да Винчи записывал все, что видел или слышал интересного , делал многочисленные зарисовки, схемы, чертежи оружия. Всего он сделал около 6000 тысяч набросков, к которым впоследствии неоднократно возвращался.
  • Также она делал вещи, немыслимые для своей эпохи – анатомировал трупы – чтобы узнать что-то новое о функциях человеческих органов.
Характерные черты героев “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя: Манилов был мечтателем,  Коробочка отличалась подозрительностью, Собакевич – грубой силой, Плюшкин – скупостью.
  • Характерные черты героев “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя:
  • Манилов был мечтателем,
  • Коробочка отличалась подозрительностью,
  • Собакевич – грубой силой,
  • Плюшкин – скупостью.
А какие методы познания вы еще можете назвать?
  • А какие методы познания вы еще можете назвать?
Теории познания

Теории познания

  • Какие направления в теории познания вы можете назвать?
Представитель какого направления в теории познания мог сказать такие слова   1. «Что в человеке самое лучшее – разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами»

Представитель какого направления в теории познания мог сказать такие слова

1. «Что в человеке самое лучшее – разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами»

2.«Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живёт великая Правда, которая несмотря ни на что ведёт человечество к восхождению» 3. «Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в нашей жизни»
  • 2.«Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живёт великая Правда, которая несмотря ни на что ведёт человечество к восхождению»
  • 3. «Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в нашей жизни»
Текст с ошибками В структуре научного познания выделяют два уровня – эмпирический и теоретический. Эмпирическое, или опытное, знание – это знание конкретных фактов. Оно накапливается только путем наблюдений. На теоретическом уровне наука еще дальше уходит от действительности. Здесь используются понятия, за которыми нет никаких реальных объектов: абсолютно твердое тело, идеальный газ, материальная точка. Поэтому факты оспорить трудно, а теории опровергаются легко. За несколько десятилетий существования науки в ней сменилось несколько десятков теорий, причем каждая последующая полностью опровергала предыдущую.

Текст с ошибками

В структуре научного познания выделяют два уровня – эмпирический и теоретический.

Эмпирическое, или опытное, знание – это знание конкретных фактов. Оно накапливается только путем наблюдений. На теоретическом уровне наука еще дальше уходит от действительности. Здесь используются понятия, за которыми нет никаких реальных объектов: абсолютно твердое тело, идеальный газ, материальная точка.

Поэтому факты оспорить трудно, а теории опровергаются легко. За несколько десятилетий существования науки в ней сменилось несколько десятков теорий, причем каждая последующая полностью опровергала предыдущую.

«Терминологическое лото»

«Терминологическое лото»

№ 1

№ 1

  • Адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта (его пристрастий, интересов…)
№ 2 Раздел философии, рассматривающий проблемы познания мира; от гр. слов «знание» и «учение»,

№ 2

  • Раздел философии,

рассматривающий проблемы

познания мира;

от гр. слов «знание» и «учение»,

  • философская теория познания
№ 3 Вывод , сделанный из нескольких суждений, путѐм преобразования содержащейся в них информации

№ 3

  • Вывод , сделанный

из нескольких суждений,

путѐм преобразования

содержащейся в них информации

№ 4 Данные органов чувств об отдельных свойствах  предмета, явления

№ 4

  • Данные органов чувств

об отдельных свойствах

предмета, явления

№ 5 от лат. слова «чувство», «ощущение» Философское течение, согласно которому, ощущения являются единственным источником и основанием знания

№ 5

  • от лат. слова «чувство», «ощущение»

Философское течение,

согласно которому, ощущения

являются единственным источником и основанием знания

№ 6 от гр. «разложение», • Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные части

№ 6

  • от гр. «разложение»,

• Метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные части

№ 7

№ 7

  • Целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений
№ 8

№ 8

  • анализ, синтез, аналогия,
  • сравнение, классификация,
  • суждение, наблюдение,
  • абстрагирование, моделирование
№ 9

№ 9

  • Исчерпывающее, полное, знание об объективном мире, которое не будет дополняться и уточняться
№ 10 Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

№ 10

  • Философское учение,

отрицающее возможность

познания объективного мира

и его закономерностей

№ 11

№ 11

  • Высшая форма чувственного познания,
  • чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним
№ 12  Неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться , заменяться новыми.

№ 12

Неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться , заменяться новыми.

Алгоритм поведения исследователя:

Алгоритм поведения исследователя:

  • На эмпирическом уровне путем _________ опыта осуществляется _______ новых фактов, явлений изучаемого процесса
Исследователь перед началом работы ставит _______ предстоящей деятельности. Осуществляется ________ литературы по теме. Формулируются исходные ___________. Организуется и проводится ___________ .
  • Исследователь перед началом работы ставит _______ предстоящей деятельности.
  • Осуществляется ________ литературы по теме.
  • Формулируются исходные ___________.
  • Организуется и проводится ___________ .
Анализируются и _________ полученные данные. Проверяются _________ на основе полученных фактов. Делаются _________ исследования, формулируются новые _______________
  • Анализируются и _________ полученные данные.
  • Проверяются _________ на основе полученных фактов.
  • Делаются _________ исследования, формулируются новые _______________
Физкультминутка Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали.

Физкультминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Борьба Ивана-Царевича с Кощеем Бессмертным.

Борьба Ивана-Царевича с Кощеем Бессмертным.

  • Задача Ивана – победить Кощея. Проследите все этапы познания на примере борьбы Ивана-царевича с Кощеем Бессмертным.
Примеры заданий в формате ЕГЭ

Примеры заданий в формате ЕГЭ

Часть А

Часть А

  • Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
  • 1) выводы, полученные научным путем
  • 2) экспериментально установленные факты
  • 3) знание, которое никогда не будет опровергнуто
  • 4) суждения, лишенные субъективных оценок
О каком характере истины свидетельствует высказывание: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок»? 1) очевидном 2) научном 3) относительном 4) абсолютном
  • О каком характере истины свидетельствует высказывание:
  • «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок»?
  • 1) очевидном
  • 2) научном
  • 3) относительном
  • 4) абсолютном
Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство, наряду с наукой, является особым способом отражения объективной реальности. Б. Искусство, в отличие от науки, не дает человеку новых инструментов и средств познания мира. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны  
  • Верны ли следующие суждения об искусстве?
  • А. Искусство, наряду с наукой, является особым способом отражения
  • объективной реальности.
  • Б. Искусство, в отличие от науки, не дает человеку новых инструментов и средств познания мира.
  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны
  •  
Верны ли следующие суждения об истинном знании? А. Истинное знание – то, которое разделяется большинством людей. Б. Истинное знание – то, которое соответствует познаваемому объекту. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
  • Верны ли следующие суждения об истинном знании?
  • А. Истинное знание – то, которое разделяется большинством людей.
  • Б. Истинное знание – то, которое соответствует познаваемому объекту.
  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
Часть В В2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух ,представляют формы освоения (познания) мира. 1) Искусство,2) наука,3) опыт, 4)мораль, 5)государство,6) религия , 7) прогресс  

Часть В

В2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух ,представляют формы освоения (познания) мира.

1) Искусство,2) наука,3) опыт, 4)мораль, 5)государство,6) религия , 7) прогресс

 

Установите соответствие между характерными чертами и видами познания:  к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из  второго.   ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ выделение группы предметов на 1) чувственное основе  общих признаков Б) получение новых суждений на основе уже имеющихся В) отражение отдельных качеств 2) рациональное    предметов окружающего мира Г) сохранение в памяти целостного  образа предмета

Установите соответствие между характерными чертами и видами познания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

  • выделение группы предметов на 1) чувственное основе

общих признаков

Б) получение новых суждений на

основе уже имеющихся

В) отражение отдельных качеств 2) рациональное

 

предметов окружающего мира

Г) сохранение в памяти целостного

образа предмета

В 1 Запишите слово, пропущенное в таблице .   МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ………………… Исследование явлений действительности в Выдвижение контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях гипотез Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории.

В 1 Запишите слово, пропущенное в таблице .

МЕТОД

ПОЗНАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

…………………

Исследование явлений действительности в

Выдвижение

контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях

гипотез

Выдвижение догадок, предположений, для объяснения

фактов, не укладывающихся в старые теории.

В 6.
  • В 6.

«Субъектом познания является как отдельный человек, так и всё общество.

В процессе своей познавательной деятельности человек получает

_________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты ________(Б)

окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного

отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются

___________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются

предпосылкой развития и производства новых знаний.

Существует__________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой

повседневного поведения людей. Усилиями специалистов – ученых

вырабатывается ____________(Д), сущность которого состоит в понимании

действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими

объектами познавательной деятельности являются природа, общество и

человек. Им соответствуют естественно-научное, социальное и _________(Е)

знания».

Cписок терминов:   1) мышление 2) истина 3) практическое 4) гуманитарное 5) научное знание 6) познание 7) информация 8) обыденное (житейское) знание 9) потребности           А Б В Г Д Е

Cписок терминов:

1) мышление

2) истина

3) практическое

4) гуманитарное

5) научное знание

6) познание

7) информация

8) обыденное (житейское) знание

9) потребности

 

 

  •  
  •  
  •  

А

Б

В

Г

Д

Е

Рефлексия

Рефлексия

  • - Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  • - Что вам удалось, что – нет?
  • На что будете обращать внимание при подготовке к зачету по теме «Познание»?
  • - Сформулируйте свое мнение об уроке.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Написать эссе (используя черновик )на основе следующего высказывания:
  • «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса- она лишена смысла» (А.Маслоу)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация для повторительно-обобщающего урока обществознания 10 класс "Познание"

Автор: Коломиец Ольга Михайловна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276871


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства