Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:"Эстетическое познание и сознание"»
Эстетическое познание и сознание
900igr.net
Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры.
ЭСТЕ́ТИКА (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный).
Это система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития.
Эстетику в самом общем значении этого слова можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.
Эстетика — система знаний о художественной и эстетической практике человечества.
Виды эстетики,
в зависимости от философских
и методологических установок
авторов, пишущих об эстетике
эмпирическую
психологическую
формальную
нормативную
спекулятивную
Специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре деятельности: цель – действие – операция – эстетическая деятельность развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу
Знание - результат познания.
Познание- деятельность, направленная на получение новых знаний.
Существует субъект познания и объект познания.
Объект познания- это е знания, которые познает субъект.
Познаваем - ли мир?
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной теме ученые разделились на оптимистов, пессимистов, скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира.
Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем.
Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Познание эстетическое и рациональное
Уровни познания
Уровни познания
Уровни познания
Уровни познания
Уровни познания
Чувственный Рациональный
Ощущение Понятие
Восприятие Суждение Представление Умозаключение
реальное нереальное
Человеку необходимы пять органов чувств,
для того, чтобы принимать сигналы
от объектов окружающего мира:
зрение,
обоняние,
слух,
осязание,
вкус.
Органы чувств человека – средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг .
Отдельные свойства объектов вызывают у нас ощущения, например:
запах цветка,
вкус пищи,
тепло,
холод.
Восприятие зависит от
прежнего опыта и знаний
Разные люди – разное восприятие объекта.
Выводы:
Все окружающие нас объекты воздействую на наши органы чувств.
Вызывают ощущения, восприятия и представления.
С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира.
Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств, передающие отдельные свойства предмета.
Восприятие - совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета.
Представление- образы, возникающие в памяти на основе прошлых ощущений и восприятий(высшая ступень чувственного познания). Могут быть представления реальные (представление о новом устройстве автомашины), нереальные (о русалке, домовом).
В рациональном мышлении главным инструментом является язык.
Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предмета, выражающиеся посредством слов и словосочетаний.
Суждение- совокупность понятий, отражающие связи и отношения между предметами и свойствами, выражающиеся в форме предложения.
Умозаключение- высшая форма абстрактного(рационального) мышления, представляющая собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основе законов логики.
Истина и ёё критерии.
Истина- результат познания.
Истина бывает относительной и абсолютной.
Относительная- истина, которая может быть дополнена последующим познанием. Из относительных истин складывается абсолютная истина.
Абсолютная истина- это полное, исчерпывающие знание о сложном объекте.
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Существенно больше истин относительных.
В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.
Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами(события, физические процессы). На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки.
Мысль об объективном характере исторического процесса пронизывает учение итальянского философа. Он полагал, что область наших знаний ограничена нашими делами. Человек знает что-то в той мере, в какой он это делает. Такая зависимость придает культуре объективный и наглядный способ существования. История - это наука о человеческой деятельности. Она доступна познанию независимо от божественного откровения. Закономерность исторического процесса, в понимании Вико, подобна индивидуальному развитию человека.
Все народы в разное время проходят три этапа - эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества, эпоху людей - зрелость человечества. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. Идеи Вико оказали большое влияние на последующие представления об истории и культуре. Они явились одной из первых попыток увидеть порядок и последовательность в кажущемся хаосе исторических событий. Вико считал открытые им законы развития общества провиденциальными. Их познание и постижение смысла истории вообще становилось как бы проникновением в замыслы Бога. Мысль о возможности такого проникновения - ведущая мысль для мировоззрения Нового времени.
Социальные и гуманитарные знания.
Если представитель общественных наук- историк, социолог- обращается к фактам, законам- то результатом исследований является социальные знания.
Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, то научным результатом выступает гуманитарное знания.
Социальные и гуманитарные знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. К гуманитарному знанию также относится философия. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задачи гуманитария- понять его помыслы, побуждения, намерения.