Презентация на тему "Рынок. Защита прав потребителя"
Презентация на тему "Рынок. Защита прав потребителя"
Эта презентация предназначена для использования на уроке на тему: «Рынок, сущность, функции и структура». Представленная в презентации информация в наглядной форме способствует изучению материала урока. Презентация может быть использована студентами при самостоятельной подготовке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Рынок. Защита прав потребителя"»
«ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПОКУПКЕ ТОВАРА»
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Кто такой потребитель и продавец?
Потребитель - гражданин приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также потребителям по договору индивидуальный предприниматель, реализующие товары купли-продажи.
права потребителя
на качество (продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу)
на безопасность (как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды)
на информацию (потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести.)
на возмещение ущерба (За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей")
Потребитель имеет право на:
Безопасность товаров и услуг при:
Использовании;
Хранении;
Транспортировки;
Не только для жизни, здоровья, имущества, но и для окружающей среды.
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатковСтатья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар:
не был в употреблении,
сохранены его товарный вид,
потребительские свойства,
пломбы,
фабричные ярлыки,
товарный чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.
Какие существуют особенностиСтатья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»
отсутствие товарного или
кассового чека
продавец обязан
провести экспертизу
товара за свой счет
потребитель не обязан обращаться в сервисный центр
доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг.
Сроки предъявления требований в отношении недостатков товараСтатья 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Требования к товарам.
На товары должны устанавливаться сроки службы (годности).
Для обеспечении безопасной реализации товар должен обладать сертификатами.
Изготовитель обязан предоставить потребителю информацию о правильной эксплуатации, хранению и транспортировки.
Срок службы-
Период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине .В течение 10 лет(если не установлен другой срок) со дня продажи.
Срок годности-
Период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Срок годности устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары (результаты работы). Срок годности начинает течь со дня изготовления.
Гарантийный срок
Может быть установлен
в договоре купли-продажи продавцом товара. При этом в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности, но не меньше чем гарантийный срок установленный изготовителем. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю (не менее 2 лет; 5 лет- по недвижимости, если не установлен больший срок).
Если покупатель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца гарантийный срок исчисляется с даты устранения продавцом таких обстоятельств.
Для сезонных товаров(одежда, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона исходя из климат-их условий.
Право потребителей на возмещение морального вреда
причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги).
Под моральным вредом понимаются устойчивые (а не временные) физические страдания и нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, смертью близких, невосполнимыми имущественными потерями.
Сроки удовлетворения требований потребителя
Не более 10 дней:
Проведение ремонта - не более 45 дней
Замена товара:
- (без экспертизы) не более 7 дней
- возврат за товар денежной суммы
- соразмерное уменьшение цены
- (с проведением экспертизы) не более 20 дней
возмещение расходов на проведенный ремонт
- возмещение убытков
Право потребителя на обмен товара надлежащего качестваСтатья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации*
Особенности:
С момента покупки прошло не более дней
Вид товара – непродовольственный
Товар не был в употреблении
Товар надлежащего качества
Нет аналогичного товара в день обращения – возврат
денежных средств в течение 3 дней.
* Перечень товаров, не подлежащих обмену по данному основанию
утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55.
Ответственность за нарушение прав потребителей:
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»
1. Нарушение права потребителя на получение информации - штраф на должностных лиц от 500 до 1000 рублей, юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей.
За нарушение сроков продавец (изготовитель, импортер) уплачивает за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара.
2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя – штраф на должностных лиц от 1000 до 2000 рублей, на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей.
Ответственность за нарушение прав потребителей:
Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Статья 333.36. Налоговый кодекс РФ.
Статья 151 Гражданского кодекса РФ
Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения подлежит компенсации
Статья 29. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Статья 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»
За несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
▲РЫНОК-рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов и покупателей.
▲РЫНОК– форма функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
Материальная основа рынка
деньги
товар
Условия возникновения
рыночной экономики:
Общественное разделение труда
2. Частная собственность на средства производства.
4. Свободное ценообразование.
3. Конкуренция
Основными субъектами рынка являются:
Государство (правительство)
Домашнее хозяйство
Бизнес (предпринимательство)
Таким образом, рынок – это такая организация хозяйственной жизни, при которой производители, опираясь на спрос покупателей, самостоятельно решают основные экономические вопросы.
Преимущества рынка:
эффективное распределение ресурсов;
гибкость, высокая адаптивность (т.е. приспосабливаемость) к изменяющимся условиям;
свобода выбора и действий производителей и потребителей;
максимальное использование достижений НТР;
способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Недостатки рынка:
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
не создает условия для развития науки, образования, учреждений культуры.
порождает социальную несправедливость и расслоение общества на богатых и бедных.
Типы рынка
Рынок средств производства
Рынок рабочей силы
Рынок капитала и финансов
Рынок потребительских товаров
Рынок информационных материалов и услуг
Структура рынка
По объектам рынка
Рынок товаров и услуг
Рынок капиталов
Рынок труда
Финансовый рынок
Рынок информации
Структура рынка
По географическому положению
местный
мировой
региональный
национальный
конкуренция
Структура рынка
По механизму функционирования
Спрос и предложение
Ценовой сигнал
Структура рынка
По степени насыщенности
Равновесный рынок
Дефицитный рынок
Избыточный рынок
Структура рынка
В соответствии с действующим законодательством
Легальный рынок
Нелегальный рынок
Функции рынка
Рынок выполняет определенные функции:
выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;
уравновешивает спрос и предложение;
обеспечивает сбалансированность экономики;
на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;
это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;
объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.
Элементы рыночного механизма
Цена
Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя).
Производство
Р
А
С
Т
Ё
Т
Цена
РАСШИРЯЕТСЯ
Производство
П
А Д
А
Е
Т
Цена
АЕТСЯ
СОКРАЩ
Спрос и предложение
Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос и предложение. "Научите попугая произносить слова "Спрос и Предложение" - и перед вами экономист!" - такое значение придают этим категориям Кемпбел Р. Макконнелл и Стенли Брю в понимании экономических процессов.
Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен.
Предложение —это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Конкуренция – это соперничество, состязание.
Между кем? – между производителями однотипных товаров, услуг.
За что? – за привлечение как можно большего числа покупателей.
Во имя чего? – для получения максимальной прибыли.
Конкуренция
Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.